Реализация компетентностного подхода в процессе обучения предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература»
Оценка 5

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература»

Оценка 5
Повышение квалификации +2
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
19.05.2020
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература»
Научить русскому и белорусскому языку, русской и белорусской литературе - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной. Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Реализация компетентностного подхода на уроках языка и литературы – это планомерная, многоаспектная работа, требующая переосмысления традиционных методов обучения.
Компетентностный подход «Русский языку» и «Белорусскому языку».docx

Государственное учреждение образования

«Старобинская средняя школа Солигорского района»

 

 

 

 

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы
Шухто Елена Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.г.т. Старобин

2020

Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин

Перед каждым учителем-филологом  встают  вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как  включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как превратить освоение русского или белорусского языка в увлекательный, творческий процесс? И другие.

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию.

От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

Неслучайно государство ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. В связи с этим стало актуальным понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому и белорусскому языку, русской и белорусской литературе.

Научить русскому и белорусскому языку, русской и белорусской литературе  - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной.

Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Под коммуникативной компетенцией необходимо понимать выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от способностей обучающихся ориентироваться в той или иной речевой ситуации. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.

Что же такое компетенция и компетентность?

А.В. Хуторской разделяет понятия компетенция и компетентность, имея в виду под компетенцией некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью— уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

В рамках  работы  учителя языка и литературы  считают компетенцию сформированной  готовностью к языковой деятельности; а компетентность — это реализация имеющихся возможностей в конкретной языковой деятельности.

Компетентностный подход в образовании – это подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетенции применимы в различных жизненных ситуациях и необходимы для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.

А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции, приобретаемые в процессе изучения русского языка, что, применимо и по отношению к белорусскому языку также:

лингвистическую,

 языковую,

 речевую,

 коммуникативную,

социокультурную,

а также и профессиональную, если изучаемый язык используется в качестве средства профессиональной деятельности.

Зарубежные лингвисты выделяют шесть составляющих компетентности:

лингвистическая,

 социолингвистическая,

дискурсивная,

стратегическая,

социокультурная

и социальная.

 Эти составляющие основаны на комплексной работе с текстами разных жанров, где работа связана с предтекстовым, текстовым и послетекстовым этапом. Каждый этап имеет свои определенные задания, помогающие понять незнакомый текст и сформировать компоненты коммуникативной  компетентности.

Лингвистическая компетенция формируется благодаря тому, что любой текст состоит из лексических единиц, которые объединены в адекватное, осознанное высказывание при помощи грамматических правил.

Социолингвистическая компетенция формирует способности использовать различные языковые формы и средства с учетом цели высказывания, аудитории, для которой предназначено высказывание, социального положения участников диалога.

Дискурсивная компетенция совершенствуется при работе с текстом на основе способностей и возможностей учащихся понимать прочитанное или услышанное, и на этой основе высказывать собственное мнение.

Стратегическая компетенция формируется на использовании вербальных и невербальных средств – их используют в том случае, если общение встречает препятствие в выборе лексического материала.

Социокультурная компетенция основана на расширенных знаниях культуры, обычаев, традиций, норм морали и этики русского языка.

Социальная компетенция отражает межличностные отношения в социуме.

Все составляющие коммуникативной компетенции равноценные компоненты, поэтому в образовательном процессе носят название компетентности.

Формированию важных предметных компетенций способствует использование современных образовательных технологий:

технологии проблемного обучения,

проектной технологии,

интегрированного обучения,

разноуровневого обучения,

диалогового взаимодействия (групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские),

а также игровых и информационных технологий.

Определяются основные ключевые компетенции, формируемые на уроках языка и литературы:

а) Общая характеристика.

- Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.

- Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.

- Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).

б) Определение ключевых компетенций.

- Информационная компетенция - готовность работать с информацией.

- Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.

- Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.

- Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.

Как же учителю русского и белорусского языка и литературы научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере? Для этого необходимо соблюдать несколько условий:

Условия компетентностного подхода:

- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых педагог недостаточно компетентен;

- демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Основой формирования компетенций на уроках  языка и литературы является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;

- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и других активных форм деятельности.

Выделяются методы и формы реализации компетентностного подхода на уроках  языка и литературы.

Компетентностно-ориентированные задания на каждом уроке повышают мотивацию учения, так как у старшеклассников меняется подход к выполнению заданий или упражнений и к выбору способов деятельности. Выбор пути решения задания позволяет учащимся моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала. Все формы и виды заданий строятся на формировании и активизации навыков критического мышления и творческого подхода к выполнению заданий. Это дает возможность обучающимся рассмотреть идею задания с многочисленных точек зрения, извлекать информацию по самостоятельно сформулированным целям и задачам, систематизировать материал согласно теме урока или раздела языка и литературы. Каждое задание строится соответственно по конкретной схеме, которая заложена в основе компетентностного подхода.

В чём же особенность этой схемы? Каково её содержание? Обратимся к опыту российских коллег.

Характеристика задания при компетентностном подходе в обучении

Структура задания

Задачи педагога

Деятельность учащихся

Стимул

- формулировка стимула должна быть краткой, точной;

- стимул не должен отвлекать учащихся от содержания задания.

- мотивирует учащихся на выполнение задания;

- погружает в контекст задания;

- моделирует практическую, жизненную ситуацию.

Задачная формулировка

- четко соотносить с модельным ответом;

- учитывать соответствие возрасту;

-способствовать развитию интереса к предмету.

- точно указывает на деятельность при выполнении задания;

- понимается учащимися однозначно.

Источник информации

- источник должен быть достаточен для выполнения задания;

- источник должен быть интересным и незнакомым;

- один источник может служить для выполнения нескольких заданий.

- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению задания;

- вызывает интерес и желание выполнить правильно задание.

Бланк

- служит помощником при проверке задания;

- может быть необязательным элементом.

- задает структуру предъявления результата;

- стимулирует быстроту выполнения задания.

Инструмент проверки

- ключ;

- модельный ответ;

- аналитическая шкала;

- бланк наблюдений за группой;

- самооценка или взаимооценка.

- определяет количество баллов за каждый вид деятельности;

- стимулирует к конечному результату (большему количеству баллов).

Таким образом, реализация компетентностного подхода на уроках  языка и литературы – это планомерная, многоаспектная работа, требующая переосмысления традиционных методов обучения.

Перспективность внедрения  компетентностного подхода на уроках  языка и литературы во всех классах дает возможность осмыслить новые педагогические технологии;

 определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной компетенции обучающихся;

создать свою систему заданий и упражнений, направленных на формирование творческих способностей, на владение нормами литературного языка.

Компетентностный подход в обучении направлен на максимальный учет личностных особенностей  и потребностей ученика, на поддержание его интереса к учебной деятельности, повышения мотивации к знаниям, повышения познавательной активности и возможности практического использования полученных знаний.

Принципиальные отличия компетентностно-ориентированных за­даний и упражнений от традиционных заключаются в их особом  характере, требу­ющем само­стоятельного отбора учащимися необходимых знаний и умений и использования ряда универсальных учебных действий.

Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода:

- можно пользоваться любыми источниками ин­формации, а не только заученными знаниями;

- необходимо прибегать к аналитическим опера­циям и элементам исследования;

- возможно предлагать варианты решения, пусть даже оши­бочные, выбирая из них верный;

- наконец, можно выполнять задания на разном уровне, от репродуктивного до творческого: разница в ка­честве выполнения будет установлена при помощи  системы оценивания.

Применение компетентного подхода на уроках языка и литературы позволяет решить следующие задачи:

- мотивировать учащихся на изучение языка и литературы, ведь дети видят практическую его значимость  не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;

- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;

- точно диагностировать уровень развития компетентностей.

Таким образом, компетентный подход позволяет в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся.

Список литературы

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус [Электр.ресурс]. Режим доступа: На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой . – М. : Дрофа, 2004. – 240 с.

3. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев.  – М.:АРКТИ, 2007.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.

5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005.

6. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В.Н. Зимин. – Иркутск, 2003.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.

8. Медведева Н.В. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку / Н.В. Медведева // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2010. – С. 106–114.

9. Текучева Е.Н. Современные требования государства и общества и образовательная система «Школа–2100» /Е.Н. Текучева // Формирование базовых профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях реализации новых  образовательных стандартов и вузовский учебник : сб. материалов. – М. :Баласс, 2009. –С. 240–243.

10. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 3–61.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Старобинская средняя школа

Государственное учреждение образования «Старобинская средняя школа

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить

А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции , приобретаемые в процессе изучения русского языка, что, применимо и по отношению к белорусскому языку также : лингвистическую, языковую,…

А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции , приобретаемые в процессе изучения русского языка, что, применимо и по отношению к белорусскому языку также : лингвистическую, языковую,…

Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками

Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками

Характеристика задания при компетентностном подходе в обучении

Характеристика задания при компетентностном подходе в обучении

Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода: - можно пользоваться любыми источниками ин­формации, а не только заученными знаниями; - необходимо прибегать к…

Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода: - можно пользоваться любыми источниками ин­формации, а не только заученными знаниями; - необходимо прибегать к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020