Государственное учреждение образования
«Старобинская средняя школа Солигорского района»
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература»
Учитель русского языка и литературы
Шухто Елена Леонидовна
П.г.т. Старобин
2020
Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин
Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как превратить освоение русского или белорусского языка в увлекательный, творческий процесс? И другие.
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию.
От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Неслучайно государство ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. В связи с этим стало актуальным понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому и белорусскому языку, русской и белорусской литературе.
Научить русскому и белорусскому языку, русской и белорусской литературе - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной.
Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Под коммуникативной компетенцией необходимо понимать выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от способностей обучающихся ориентироваться в той или иной речевой ситуации. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.
Что же такое компетенция и компетентность?
А.В. Хуторской разделяет понятия компетенция и компетентность, имея в виду под компетенцией некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью— уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
В рамках работы учителя языка и литературы считают компетенцию сформированной готовностью к языковой деятельности; а компетентность — это реализация имеющихся возможностей в конкретной языковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании – это подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетенции применимы в различных жизненных ситуациях и необходимы для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.
А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции, приобретаемые в процессе изучения русского языка, что, применимо и по отношению к белорусскому языку также:
лингвистическую,
языковую,
речевую,
коммуникативную,
социокультурную,
а также и профессиональную, если изучаемый язык используется в качестве средства профессиональной деятельности.
Зарубежные лингвисты выделяют шесть составляющих компетентности:
лингвистическая,
социолингвистическая,
дискурсивная,
стратегическая,
социокультурная
и социальная.
Эти составляющие основаны на комплексной работе с текстами разных жанров, где работа связана с предтекстовым, текстовым и послетекстовым этапом. Каждый этап имеет свои определенные задания, помогающие понять незнакомый текст и сформировать компоненты коммуникативной компетентности.
Лингвистическая компетенция формируется благодаря тому, что любой текст состоит из лексических единиц, которые объединены в адекватное, осознанное высказывание при помощи грамматических правил.
Социолингвистическая компетенция формирует способности использовать различные языковые формы и средства с учетом цели высказывания, аудитории, для которой предназначено высказывание, социального положения участников диалога.
Дискурсивная компетенция совершенствуется при работе с текстом на основе способностей и возможностей учащихся понимать прочитанное или услышанное, и на этой основе высказывать собственное мнение.
Стратегическая компетенция формируется на использовании вербальных и невербальных средств – их используют в том случае, если общение встречает препятствие в выборе лексического материала.
Социокультурная компетенция основана на расширенных знаниях культуры, обычаев, традиций, норм морали и этики русского языка.
Социальная компетенция отражает межличностные отношения в социуме.
Все составляющие коммуникативной компетенции равноценные компоненты, поэтому в образовательном процессе носят название компетентности.
Формированию важных предметных компетенций способствует использование современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения,
проектной технологии,
интегрированного обучения,
разноуровневого обучения,
диалогового взаимодействия (групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские),
а также игровых и информационных технологий.
Определяются основные ключевые компетенции, формируемые на уроках языка и литературы:
а) Общая характеристика.
- Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
- Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.
- Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).
б) Определение ключевых компетенций.
- Информационная компетенция - готовность работать с информацией.
- Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.
- Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.
- Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.
Как же учителю русского и белорусского языка и литературы научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере? Для этого необходимо соблюдать несколько условий:
Условия компетентностного подхода:
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых педагог недостаточно компетентен;
- демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Основой формирования компетенций на уроках языка и литературы является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и других активных форм деятельности.
Компетентностно-ориентированные задания на каждом уроке повышают мотивацию учения, так как у старшеклассников меняется подход к выполнению заданий или упражнений и к выбору способов деятельности. Выбор пути решения задания позволяет учащимся моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала. Все формы и виды заданий строятся на формировании и активизации навыков критического мышления и творческого подхода к выполнению заданий. Это дает возможность обучающимся рассмотреть идею задания с многочисленных точек зрения, извлекать информацию по самостоятельно сформулированным целям и задачам, систематизировать материал согласно теме урока или раздела языка и литературы. Каждое задание строится соответственно по конкретной схеме, которая заложена в основе компетентностного подхода.
В чём же особенность этой схемы? Каково её содержание? Обратимся к опыту российских коллег.
Характеристика задания при компетентностном подходе в обучении
Структура задания |
Задачи педагога |
Деятельность учащихся |
Стимул |
- формулировка стимула должна быть краткой, точной; - стимул не должен отвлекать учащихся от содержания задания. |
- мотивирует учащихся на выполнение задания; - погружает в контекст задания; - моделирует практическую, жизненную ситуацию. |
Задачная формулировка |
- четко соотносить с модельным ответом; - учитывать соответствие возрасту; -способствовать развитию интереса к предмету. |
- точно указывает на деятельность при выполнении задания; - понимается учащимися однозначно. |
Источник информации |
- источник должен быть достаточен для выполнения задания; - источник должен быть интересным и незнакомым; - один источник может служить для выполнения нескольких заданий. |
- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению задания; - вызывает интерес и желание выполнить правильно задание. |
Бланк |
- служит помощником при проверке задания; - может быть необязательным элементом. |
- задает структуру предъявления результата; - стимулирует быстроту выполнения задания. |
Инструмент проверки |
- ключ; - модельный ответ; - аналитическая шкала; - бланк наблюдений за группой; - самооценка или взаимооценка. |
- определяет количество баллов за каждый вид деятельности; - стимулирует к конечному результату (большему количеству баллов). |
Таким образом, реализация компетентностного подхода на уроках языка и литературы – это планомерная, многоаспектная работа, требующая переосмысления традиционных методов обучения.
Перспективность внедрения компетентностного подхода на уроках языка и литературы во всех классах дает возможность осмыслить новые педагогические технологии;
определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной компетенции обучающихся;
создать свою систему заданий и упражнений, направленных на формирование творческих способностей, на владение нормами литературного языка.
Компетентностный подход в обучении направлен на максимальный учет личностных особенностей и потребностей ученика, на поддержание его интереса к учебной деятельности, повышения мотивации к знаниям, повышения познавательной активности и возможности практического использования полученных знаний.
Принципиальные отличия компетентностно-ориентированных заданий и упражнений от традиционных заключаются в их особом характере, требующем самостоятельного отбора учащимися необходимых знаний и умений и использования ряда универсальных учебных действий.
Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода:
- можно пользоваться любыми источниками информации, а не только заученными знаниями;
- необходимо прибегать к аналитическим операциям и элементам исследования;
- возможно предлагать варианты решения, пусть даже ошибочные, выбирая из них верный;
- наконец, можно выполнять задания на разном уровне, от репродуктивного до творческого: разница в качестве выполнения будет установлена при помощи системы оценивания.
Применение компетентного подхода на уроках языка и литературы позволяет решить следующие задачи:
- мотивировать учащихся на изучение языка и литературы, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
- точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Таким образом, компетентный подход позволяет в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся.
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус [Электр.ресурс]. Режим доступа: На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой . – М. : Дрофа, 2004. – 240 с.
3. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005.
6. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В.Н. Зимин. – Иркутск, 2003.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.
8. Медведева Н.В. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку / Н.В. Медведева // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2010. – С. 106–114.
9. Текучева Е.Н. Современные требования государства и общества и образовательная система «Школа–2100» /Е.Н. Текучева // Формирование базовых профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник : сб. материалов. – М. :Баласс, 2009. –С. 240–243.
10. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 3–61.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.