Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских.
Оценка 4.7

Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
12.12.2021
Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских.
Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских.
МАСТЕР-КЛАСС.docx

Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских.

Мастерская творческого письма: «Самое главное слово»

Индукция (индуктор)

Идея мастерских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские педагоги из обществен­ной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова " atelie " — мас­терская.

   Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлек­ли внимание методистов и учителей-словесни­ков.

Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.

   Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: "Мастерская педагогиче­ская — это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия".    Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же  предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.

В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добы­вает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна кон­куренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.

Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой ин­формации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.

Самоконструкция

Отметим главные достоинства работы педагогических мас­терских.

        Ученик  способен достаточно  быстро  освоить новую  для него  тему,  потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.

        Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участ­ники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.

 

Типы мастерских

·                 мастерская построения знаний,

·                 мастерская творческого пись­ма (или просто — письма),

·                 мастерская по­строения отношений,

·                 мастерская ценностных ориентаций,

·                 мастерская по самопознанию,

·                 проектная мастерская  и др.

Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.

Основная задача ведущего мастерскую творческого  письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповто­римую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатле­ние.

Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом ду­ховной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.

Созданные творческие работы оцениваются мастером по­ощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учи­телю, не должны разглашаться без ведома на то самого авто­ра. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблем­ным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недо­умение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Социализация

Почему мастерские оказались нужны совре­менному словеснику?

1.    Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далё­ким от искусства предметам.

2.   Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной.

3.    Мастерские  —  отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочи­нению.

4.   Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. Это путь для проявления собствен­ных представлений, чувств и мыслей и для пони­мания художественного творчества, прежде все­го — поэзии.

5.    Являясь  рефлексивной  технологией,  мас­терская на практике вызывает, тренирует, раз­вивает способность к  аналитической деятель­ности: к анализу произведений и ситуаций об­щения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,   интерпрета­ции; к самоанализу и самоконтролю. Эти уме­ния и навыки необходимы для воспитания гра­мотного читателя.

6.   Очевидно развивающее воздействие мастер­ских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отноше­ния в коллективе, уважительное и радостное отно­шение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

 

Мастерская творческого письма

«Самое главное слово»

 

   Для успешного результата работы требуется соблюдение некоторых условий.

  • Ученики выполняют задания на двух листах формата А-4. (Для записей крайне нежелательно использовать страни­цы из школьных тетрадей в линеечку: необычный формат листов помогает раскрепостить творческое воображение.)

·         Должно быть оговорено ориентировочное время выполне­ния заданий, т. е. исключен вопрос:  «Сколько слов мне надо написать?» Это условие ориентирует участников на свободный выбор объема записей. В зависимости от тем­па работы учеников время на каждое задание может быть увеличено или сокращено.

·         Для проведения мастерской необходимо иметь репродук­ции произведений изобразительного искусства, фотографии пейзажей (в 1,5—2 раза больше количества учеников).

   Вариант творческой мастерской, предложенный далее, подобен кажущемуся безжизненным саженцу плодоносной яб­лони: маленький и сухой. Но приди весна, окажись его корни в земле... Настанет время, и какой урожай мы взрастим!

Последовательность  выполнения  заданий  в  мастерской «Самое главное слово»

Учитель. Перед вами два белых листа. Один — для черновика, положите его перед собой. Другой лист, будущий чистовик, отложите пока в сторону. Черновик можно оставить себе. Главное — вы должны честно выполнить задание,  «не стараясь угодить». То, что вы напишете на чистовике, сдадите, Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.

Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.

Задание первое (3—5 минут). Обведите руку. (Дети удивлены. Возникает оживленно-веселый шумок. Все думали, что будет проверка знаний, а оказывается — надо просто обвести руку.  Ученики,  недоумевая,  спрашивают:   «Какую:   правую или левую?   — А можно — ногу? — Вот так?»)

Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.

- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.

Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.

     - Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите. (Дети охотно выписывают: каждому нравится свое слово.)

     Задание третье (3 минуты). Запишите с избранным вами словом свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...

Ученица выписывает: свет свеча, тепло, золото, яс­ный, цветок, книга, солнце, человек, доброта, окно...

- Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).

Возникает веселое оживление, и — странно — никто не от­казывается поделиться сокровенным. К слову «свет» сосед девочки дописывает: лампа, светильник, факел, небо. Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди». Кроме того, участники мастерской увеличивают «поле видения» своего слова.

Задание четвертое (3 минуты). Верните листки их вла­дельцам. Еще раз запишите это же слово. Затем мысленно произнесите его и внимательно вслушайтесь в звучание. Ка­кие созвучия в нем особенно ярки для вас? Подберите и запи­шите ассоциации к этим созвучиям.

Например, если ученик выписал слово «кошка», а значи­мое звуковое сочетание для него оказалось «ош», возникают ассоциации «шоколад, ш-ш-ш, шуршать, кышш!, окошко...». Ребенок «погружается» в свое слово, «живет» в нем.

- Поменяйтесь опять листочками и допишите свои ассоциации к созвучиям (2 минуты).

Это задание детям уже знакомо. Они охотно и быстро его выполняют. Рядом мир другого человека, но это не отвлекает, не дает «замкнуться» в круге своих чувств.

- Теперь вы будете работать самостоятельно, не меняясь листочками.

Задание пятое (3 минуты). Запишите самое при ятное для вас впечатление раннего детства, сформулировав его в одном слове. Составьте ассоциативный ряд с этим слоном.

Девочка пишет: мама родная, светлая, добрая, красивая. Мальчик: мотоцикл покататься, ветер.

Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизирующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним ассоциации.

     У одного из мальчиков на листке появляется: угол – ремень, душно, темно.

     Пока школьники выполняют это задание, учитель раскладывает на столах, на полках, на полу репродукции картин и фотографии с изображениями деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений, графику. Количество изображений должно быть в полтора-два раза больше, чем число участников. Иногда какое-то изображение предпочитают выбрать сразу два ученика. Тогда мы предлагаем им сесть за одну парту на время выполнения задания. Учащиеся могут на короткое время прервать работу, рассмотреть другие репродукции, тем самым немного отдохнуть перед последними двумя заданиями.

Афиширование

 

Задание седьмое. Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...

А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мыс­ли при его созерцании?

Время предоставляется в зависимости от темпа работы класса.

В процессе выполнения этого задания происходит переклю­чение внимания, и главными становятся зрительное восприя­тие, зрительная память. Человеку свойственно возвращаться в воспоминаниях к прошлому, не такому давнему, как раннее детство, но дорогому.

Разрыв

Задание восьмое, итоговое. Приготовьте второй чистый лист для выполнения итогового задания. Сосредоточьтесь и внимательно просмотрите все предшествующие ваши запи­си и выберите самое для вас важное слово (это может быть и словосочетание). Запишите его как заглавие на чистом листе.

Теперь вам предстоит написать небольшое размышление об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно написать стихотворение, рассуждение, поток мыслей. Если хотите — рассказ или сказку со своим сюжетом.

Наступают самые замечательные мгновенья урока — участники мастерской пишут...

Старшеклассникам и взрослым (которые также выполняли это задание) необходимо обычно не менее 10—20 минут, ученикам средних классов — 5—10 минут.

Рефлексия

Если учитель сочтет нужным оценить работу, то выстав­ляет только хорошие и отличные отметки. Оценка зависит от того, насколько убедительно участник мастерской сумеет передать свои мысли и чувства в прозаическом или поэтиче­ском размышлении.

Когда в классе складывается доверительная атмосфера, авторам работ можно предложить прочитать свои сочинения вслух (или хотя бы некоторые из них — по желанию участ­ников). Здесь нет и не должно быть соперничества, только ра­дость за другого, радость узнавания своих открытий в других. Это завершающий и очень важный момент мастерской.

Литература.

1.       Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.

2.       Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.

3.       Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской  // Литература. № 3, 2007.

4.       Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.

5.       Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.

6.             Ерёмина Т.А. «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Мастерская построения знаний и творческого письма // Литература. № 3, 2007.

7.             Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.

8.             Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.

9.             Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)

10.      Фёдорова Л.Д. Мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Литература, № 3, 2009.

11.      Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008.

 


 

Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских

Мастер-класс на тему: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках литературы через применение технологии творческих мастерских

Типы мастерских · мастерская построения знаний, · мастерская творческого пись­ ма (или просто — письма), · мастерская по­ строения отношений, · мастерская ценностных ориентаций, ·…

Типы мастерских · мастерская построения знаний, · мастерская творческого пись­ ма (или просто — письма), · мастерская по­ строения отношений, · мастерская ценностных ориентаций, ·…

Мастерские "запускают" ассоциативное мышление

Мастерские "запускают" ассоциативное мышление

Ученики, недоумевая, спрашивают: «Какую: правую или левую? —

Ученики, недоумевая, спрашивают: «Какую: правую или левую? —

Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизи рующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним…

Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизи рующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним…

Когда в классе складывается доверительная атмосфера, авторам работ можно предложить прочитать свои сочинения вслух (или хотя бы некоторые из них — по желанию участ­ ников)

Когда в классе складывается доверительная атмосфера, авторам работ можно предложить прочитать свои сочинения вслух (или хотя бы некоторые из них — по желанию участ­ ников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021