«Быть хорошим отцом – подлинный талант» (Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы)
Оценка 4.8

«Быть хорошим отцом – подлинный талант» (Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы)

Оценка 4.8
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 6
Взрослым
21.04.2020
«Быть хорошим отцом – подлинный  талант» (Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы)
Нравственный облик человека зависит от того, насколько “отчетливо видит человек в отцовстве и материнстве высший смысл своего бытия”. Мы, педагоги, призваны убедить наших детей в том, что важнейшей сферой их гражданской деятельности, патриотического служения Отечеству является воспитание детей.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания. Знанио.docx

«Быть хорошим отцом – подлинный  талант»

(Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы)

 

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М.Карамзин

Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие общественные идеалы становиться только человек, который в годы детства и отрочества овладел                 высоким искусством человечности - научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей.

В. Сухомлинский

          Обращаясь к теме отцовства на уроках по творчеству Н.А. Некрасова, я всегда восхищаюсь вместе со своими воспитанниками образами, созданными поэтом в поэме «Русские женщины». Каким Великим Отцом надо быть и как воспитать своего ребенка, чтобы услышать такие слова:

Далек мой путь, тяжел мой путь,                                                               Страшна судьба моя,                                                                                             Но сталью я одела грудь…                                                                          Гордись – я дочь твоя! – говорит своему отцу, прощаясь, княгиня Трубецкая.

          Княгиня Волконская отправляется за мужем на каторгу, оставляя своего маленького сына сестре, объясняя свой поступок:              

Но если останусь я с ним …и потом                                                                   Он тайну узнает и спросит:                                                                           «Зачем не пошла ты за бедным отцом?..»

И слово укора мне бросит?

О, лучше в могилу мне заживо лечь,

Чем мужа лишить утешенья

И в будущем сына презренье навлечь…

Нет, нет! Не хочу я презренья!..»

Нравственный облик человека зависит от того, насколько “отчетливо видит человек в отцовстве и материнстве высший смысл своего бытия”. Мы, педагоги, призваны убедить наших детей в том, что важнейшей сферой их гражданской деятельности, патриотического служения Отечеству является воспитание детей. “Любого работника можно заменить таким же или более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом - невозможно. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке...”(В.А. Сухомлинский)

Изменения в обществе, произошедшие в последнее время, не без основания сконцентрировали общественное внимание на вопросах и проблемах материнства. Воспитанием детей в подавляющем большинстве семей занимается женщина. На родительском собрании - матери, в школу по проблемам приглашают в первую очередь мать, уроки с ребенком готовит — мать и т.д. Общество по-настоящему оценило заслуги матери, вскрыло ряд проблем и предприняло немало мер к их решению.

Как показывает жизнь, решение вопросов воспитания невозможно сегодня без системного подхода. И здесь очень важную роль играет формирование у учащихся образа отца, осознание его роли в воспитании нравственности, патриотизма. А ведь настоящими отцами не рождаются. Ими становятся. Помочь в этом должна и может школа. Разве можно воспитать ребенка настоящим гражданином, патриотом без отцовского воспитания? Как развить чувство отцовства, научить “быть отцом”?

Проведение исследования по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы в настоящее время является актуальным. Многие формы работы с родителями (в частности, с отцами) разрабатываются и используются в нашей школе, но хочется подробнее остановиться на такой точке соприкосновения семьи и учебного заведения, как урок, который способствует осознанию великой роли отца в формировании духовно-нравственной личности.

Во многих произведениях белорусской и русской литературы создан образ отца, достойный примера и подражания. Мы имеем возможность на ярких художественных образах показать нашим детям, каким должен быть отец. И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат.

 Обратившись к данной теме, мы пришли к выводу, что она практически не изучена, и предприняли попытку проведения подобного исследования. Считаем, что данное исследование окажет помощь педагогам в воспитании духовно-нравственной личности.

Материалы представляют собой ряд исследований по теме “Использование материалов уроков литература в формировании у учащихся образа отца, осознание его роли в воспитании гражданственности и патриотизма», позволяющих обеспечить целенаправленную деятельность педагогов.

Необходимость проведения такого исследования обусловлена неразработанностью данной темы, что является актуальным в внедрении опыта взаимодействия всех участников воспитательного процесса в формировании и развитии личности.

Работа состоит из семи самостоятельных исследований, объединенных общей тематикой. Как воспитать ребенка настоящим гражданином, патриотом без отцовского воспитания? Как развить чувство отцовства, научить “быть отцом”?

 Авторы представили в своих исследованиях примеры, которые дают возможность на ярких художественных образах показать нашим детям, каким должен быть отец. И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат.

 Перечень и краткая характеристика представленных материалов из опыта работы.

1) Гришкевич А.И. Формирование образа отца на уроках русской литературы. На основе произведений школьной программы прослеживается создание и формирование образа отца на уроках.

         2) Васильева Е.П. Вобраз бацькi ў беларускай лiтаратуры. Представлены материалы исследования произведений, входящих в программу курса средней школы “Белорусская литература”.

         3) Делендик Т.Н. Размышление перед уроком... Нравственное воспитание учащихся на уроках изучения произведений русской классической литературы.

         4) Грицевич Е.Ф. «Учись у тех отцовству, кто отцом умеет быть.» Теренций. Обобщен опыт изучения произведений русской литературы, в которых представлен образ отца как пример для подражания.

         5) Данилевич E.JI. Фрагменты урока “Бацькоў шануй - старых паважай” ( па казцы У. Караткевiча “Нямоглы бацька”, 5 клас).

         6) Бурко Г.И. Урок по теме “Вобраз бацькi ў рамане К.Чорнага “Пошукi будучынi”. ( Технология педагогических мастерских).

         7) Руденко JI.Р. Асаблiвасць выхавання у сям’i беларусаў. Вобразы Мiхала i Антося у паэме Я.Коласа “Новая зямля” як носьбiтaў народных традыцый у сямейным выхаваннi».

Воспитание гражданственности, патриотизма и семейное воспитание - сложный и динамичный процесс, все стороны которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Изучение опыта гражданско-патриотического и семейного воспитания школьников в процессе обучения приводит к некоторым выводам: а) отбор материала для каждого урока должен находиться в прямой зависимости от уровня сформированности гражданской и нравственной сознательности учащихся, общественной активности; б) необходимо опираться на педагогические требования, которые обеспечивают влияние слова на поведение школьников; г) учебный материал необходимо подавать в тесной связи с жизнью.

Изучение учебного предмета способствует не только приобретению знаний, но и формированию гражданско-патриотического сознания. Хороший урок активно содействует превращению гражданских и патриотических взглядов в убеждения, и в этом процессе трудно переоценить роль семейного воспитания.

Успех воспитания обеспечивается прежде всего содержанием, его идейной направленностью, научной достоверностью и доступностью для учащихся.

Сила и эффективность воздействия на сознание и чувства учащихся значительно увеличивается, если учитель, излагая новые знания, вместе с детьми делает “открытие”, ставит перед ними вопросы, требующие сопоставления событий, фактов, исторических личностей и литературных героев, нравственных оценок их поведения.

В обучении и воспитании у учащихся складываются определенные отношения, которые оказывают влияние на формирование гражданско- патриотического облика личности.

Таким образом, главнейшими условиями, обеспечивающими высокий уровень гражданско-патриотического воспитания на уроке, являются: научная достоверность, гражданско-патриотическая направленность содержания учебного материала, его насыщенность гражданскими и патриотическими идеями, доступность для учащихся, связь преподаваемого материала с жизнью, продуманный подбор дидактического материала, использование проблемных ситуаций, характер отношений в коллективе школьников, а также стиль отношений между учителем и учениками, личность учителя (гражданско- патриотические убеждения и идеалы, высокие моральные качества).

Новизна и актуальность поднятой проблемы вызывают интерес у школьников. Многие из них с горечью говорят о том, что если у них и нет отца или не сложились хорошие отношения в семье, то у каждого из них есть желание, мечта иметь такую семью, в которой отец - настоящий друг, советчик и просто человек, достойно выполняющий свой гражданский и общественный долг. Вот что пишут в своих сочинениях ребята:

Анатолий, 16 лет: “Человек рождается для того, чтобы оставить на земле вечный след, и оставляет себя прежде всего в человеке, в своем ребенке. Чтобы стать настоящим отцом для своего ребенка, нужно быть умным, понимающим и интересным. Ребенок должен понимать, что я - человек, к которому можно прийти и обратиться за советом, помощью. Я буду подавать ему пример собственным поведением, окружу любовью, пониманием. Расскажу ему о Родине, покажу самые интересные места на нашей белорусской земле. ”

Александр, 17 лет: “Постараюсь добиться успеха во всех жизненных сферах. Для меня важно, чтобы было крепким и могучим наше государство, потому что только при таком условии возможно счастье мое, моих детей и людей, с которыми мы живем. Буду внимательным к своему ребенку, понимающим.”

Евгений, 16 лет: “Я обязательно расскажу своему ребенку о наших дедах и прадедах, о добрых и славных традициях нашего рода. Мы вместе будем навещать могилы предков, чтобы знать, кто мы и откуда. Я покажу ему ордена и медали своего деда, участника Великой Отечественной войны, расскажу о том, как дед защищал нашу Родину, наше будущее.”

В работе над данной темой педагоги проявили заинтересованность, инициативу, желание разрабатывать эту тему дальше.


 

Быть хорошим отцом – подлинный талант» (

Быть хорошим отцом – подлинный талант» (

Воспитанием детей в подавляющем большинстве семей занимается женщина

Воспитанием детей в подавляющем большинстве семей занимается женщина

И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат

И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат

В обучении и воспитании у учащихся складываются определенные отношения, которые оказывают влияние на формирование гражданско- патриотического облика личности

В обучении и воспитании у учащихся складываются определенные отношения, которые оказывают влияние на формирование гражданско- патриотического облика личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020