Управление образования городского округа Ревда
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методическая разработка внеурочного мероприятия
на тему «9 мая - День Победы»,
посвященная Победе в Великой Отечественной войне.
для детей 6 - 9 лет.
Автор-составитель:
Пустовалова Р.Ф.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТ»
г. Ревда, 2023г.
Аннотация.
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия предназначена для старших дошкольников и учащихся начальных классов.
Для воспитания подрастающего поколения согласно требованиям ФГОС - первоочередным является патриотическое воспитание. Патриотизм - любовь к своему Отечеству, народу, готовность своими поступками отстаивать их интересы, охранять от врагов.
Цель мероприятия: создать условия для формирования представлений учащихся о мужестве и долге, героизме и подвиге людей, совершенными в годы Великой Отечественной войны.
Задачи мероприятия:
- расширять знания обучающихся о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны, о важной исторической дате – 9 мая 1945 года и её важности в истории Отечества.
- прививать интерес учащихся к истории своей Отчизны, ее прошлому, ее настоящему; оказывать поддержку творчества обучающихся.
- воспитывать чувство гордости и любви к своей стране, почтительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Подготовительная работа: беседы, чтение литературных произведений по теме, просмотр медиа-материалов: «Герои Победы!», «Детям о войне.», «Главные сражения ВОВ.», «День Победы.»; сбор информации, подборка стихов и песен по теме; создание видеоряда «Подвиги детей во время войны»; совместная съемка короткометражного мультфильма «Дедушкины друзья» воспитанниками объединения.
Оборудование: музыкальные колонки, ноутбуки, интерактивная доска, штатив, фотоаппарат, мультстанки: JUNIOR– 2шт, СПАФ-32М – 2шт, материалы для творчества, музыкальные произведения по теме.
Оформление: На интерактивном экране название мероприятия, на окнах рисунки учащихся на тему: «Герои Победы!». У каждого на груди Георгиевская ленточка. Кабинет оформлен синими шариками, к которым на веревочках привязаны бумажные голуби - символы мира.
Дидактический материал: календарь важных событий ВОВ, книги для детей «Рассказы о войне»;
Содержание
1. Аннотация
2. Содержание.…………………………………………………………..стр. 3
3. Введение
4. Основная часть…..…………………………………………………...стр. 5
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 8
6. Список литературы ………………………………………………… стр. 9
7. Приложения ………………………………………………………… стр. 10
Введение.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Без любви к своей Родине, без понимания прошлого и настоящего своей страны невозможно планировать и строить будущее. Эти чувства формируются с раннего детства, приумножаются с годами.
Подрастающее поколение мало знает о героях Великой Отечественной войны, о значимых датах и истории празднования Дня Победы. Поэтому надо стараться передать современной молодежи важность Великой Победы, сберечь в памяти имена героев той Победы.
Все это определяет актуальность данного мероприятия для воспитанников объединения.
Основная часть.
на фоне музыка военных лет без слов
Педагог: Доброе утро, уважаемые гости и дорогие ребята! С 1945 года 9 мая наша страна ежегодно отмечает праздник – День Победы над фашизмом! С каждым годом всё глубже и глубже в историю уходят события тех страшных дней. Зачастую мы узнаем о войне по художественным произведениям и кино. Мы сегодня с вами собрались здесь, чтобы вспомнить подвиги и героев той войны, которые жертвуя своей жизнью - подарили нам мирное небо над головой. Приложение 1
Выходят учащиеся и читают стихотворение
«Пока память жива!» З. Чеботарева
Первый учащийся : Война, 82 года прошло….
Второй учащийся: Война… расстояние от Москвы до Берлина – одна тысяча шестьсот девять километров.
Первый учащийся: Не так много. Если ехать поездом, то менее суток, перелет на самолёте – 2 часа 30 минут.
Второй учащийся: По-пластунски и перебежками четыре долгих года…
Первый учащийся: Четыре долгих…страшных… года…
Второй учащийся: 1418 дней...
Первый учащийся: 34032 часа…
Второй учащийся: И больше двадцати шести миллионов погибших военнослужащих и гражданских советских людей … Приложение 2
Звучит мелодия песни без слов “Священная война”
Третий учащийся: Мне 14 лет. Я появился на свет и расту в мирном городе. Я слышу, как грохочут летние грозы, но никогда не слышал звук орудийных залпов. Я вижу, как воздвигают новые районы и дома, но я даже не догадываюсь, как с легкостью можно разрушить дома градом артиллерийских ударов. Я знаю, как прерываются сны, но мне сложно поверить, что жизнь человека обрывается так же легко.
Четвертый ученик: Не яркими кострами, а мучительным испепеляющим пожаром загорелась земля на рассвете июня одна тысяча сорок первого года. Дети войны. Им надо было быстро взрослеть. Война – это не детская ноша, а они пронесли её в полной мере. Они знакомились со своими первыми буквами в сводках информбюро, учились читать по темным страницам похоронок. Не по годам уже взрослые, они не опустили головы перед безжалостным и страшным врагом.
Первый учащийся: Я предлагаю вспомнить имена тех детей, которые умерли смертью храбрых за наше Отечество.
(демонстрация видеоряда, заранее подготовленного воспитанниками объединения ПоделКино с озвучиванием) Приложение 3.
- Зинаида Портнова, 16 лет, – отравила крысиным ядом более 10 офицеров; в 1944 г. схватили и пытали, расстреляли за помощь партизанам.
- Леонид Голиков в 14 лет совершил подвиг и стал героем Советского Союза, принимал участие в 27 боевых операциях, 78 убитых фашистов, погиб прорываясь с боем из захваченного села.
- Владимир Дубинин, 13 лет , оказывал неоценимую помощь партизанам во время боев, принося боеприпасы через узкие лазы каменоломен близ Керчи, не раз ходил в разведку. Погиб, помогая самерам при разминировании.. ему было 14 лет.
- Борис Цареков, 15 летний подросток, герой Советского Союза, Борис пускал под откос эшелоны с немецкой техникой, и участвовал в боях с врагом, погиб от снайперской пули захватчика.
- Мария Брускина – работала в подполье, проносила узникам концлагеря еду и воду, арестована и повешена с другими подпольщиками.
- Александр Бородулин – мечтал стать летчиком, вместо этого его ждал партизанский отряд, награжден орденом Красного Знамени. Перед смертью позволил фашистам окружить себя и взорвал себя вместе с врагами, за что был еще раз посмертно награжден Орденом Красного Знамени.
Педагог: Что могли переживать и чувствовать, эти ребята? Многие из них старались записать свой каждый день, минуту, мгновение, нередко приходилось фиксировать страшные вещи.
А это строчки из дневника 14-летней блокадницы Маруси Ерёминой:
В ночь с 12 на 13 ноября была сильная бомбежка, одна бомба попала прямо в почтамт, в пожар произошло большое разрушение. На улицу Декабриста Якубовича бомба упала в ясли, весь дом обрушился, смотреть жутко. Во время тревог мы не вставали и живы только случайностью. Утром проснулись в 7.45, слушали последние известия, по радио вчера передавали статью о том, что Ленинград окружен кольцом железной блокады, что немец хотел взять Ленинград штурмом, чего у него не вышло. Теперь же он хочет взять Ленинград измором, поэтому-то нам сейчас придется пережить не только беспощадную бомбежку, артиллерийский обстрел, но и голодную смерть, настает момент, когда от нее нет никакого спасения. Ходим все как голодные волки, во все сутки едим только тарелку супа и 150 грамм хлеба.
Война это жуткое слово, слыша его каждый раз - вздрагиваешь...
Рассказ приглашенной бабушки Мухаматовой Зиннат, три старших брата ушли в 1941 году на фронт (демонстрация слайдов во время рассказа). Приложение 4.
Когда началась война, мне было всего 5 лет, я много не помню, но в памяти остались воспоминания, когда уходили на фронт мои старшие братья, их было трое. После войны вернулся только один. Самый старший Якупов Габдуллаян 1918 г.р. в звании лейтенант служил в 23 запасной стрелковой бригаде, пропал без вести под Ленинградом в сентябре 1941 года. Другой брат Мухамедияров Ясовей 1921 г.р., очень часто писал домой письма, мама с папой их перечитывали по многу раз, я видела слезы мамы, которые она украдкой вытирала. Он служил в звании лейтенанта в 110 гвардейской стрелковой дивизии. Последняя весточка от него была из Киевской области в 1943г., после чего он пропал без вести. Только лет 5 назад удалось найти место его захоронения, благодаря поисковым сайтам. А письма эти теперь хранятся у меня, просматриваем их теперь все реже и реже, чаще с внуками, когда они просят рассказать мне о той страшной войне. Самый младший брат Мухаматов Храматулла 1927 г.р. вернулся с той войны только после сентября 1945г. Когда закончилась Великая Отечественная война – он был направлен на русско-японскую войну. Я очень хорошо помню тот день, когда он вернулся в нашу деревню, мне было 10 лет, и я была в школе. В класс вошел директор и сказал, что вернулся мой брат, я бежала домой, не чувствуя ног. В подарок мне он привез игрушечный металлический мотоцикл. Такой в деревне был только у меня, я еще долго играла вместе с деревенскими ребятами, катала его с горки, строила гаражи и т.д. Мама не перенесла того горя и вскоре ее не стало, я осталось хозяйкой в нашей семье и пришлось научится вести хозяйство. А брат после войны женился и стал работать старшим лесником района. Восстанавливал вместе с односельчанами страну. Умер он 10 лет назад. Очень жаль, что он сам не может рассказать о своем боевом пути, а это лишь мои воспоминания.
Учащиеся дарят Мухаматовой Зиннат цветы.
Показ фильма, созданного учащимися объединения - «Дедушкины друзья», беседуют, задают вопросы.
Приложение 5.
В конце организуют совместное чаепитие.
Заключение.
Организуя внеклассные мероприятия накануне 78летия Победы в Великой Отечественной войне, мы не должны забывать о том, как ковалась та Победа, учащиеся должны испытывать гордость за героев, за наше Отечество. Патриотическая работа способствуют привлечению внимания детей к героическому прошлому Родины, любви и гордости за свою страну, никто и никогда не сможет уменьшить величие подвига советского народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.
Список литературы.
Книги.
1. Алексеев, С. П. Рассказы о войне / С. П. Алексеев. – М. : Искателькнига, 2015. – 79 с.
2. Бондаренко, А. Ю. Юные герои Отечества: подвиги детей в русской истории с X-XXI в. / А. Ю. Бондаренко. – М.: Кучково поле, 2011. – 350 с.
3. Васильев, Б. Л. Завтра была война : повести и рассказы / Борис Васильев. — Москва : Астрель, 2011. — 570 с.
4. Герман, Ю. Вот как это было : повесть / Ю. Герман. – СПб. : Речь, 2015. – 96 с.
5. Кошевая, Е. Н. Повесть о сыне : повесть / Елена Кошевая. – Москва : Детская литература, 1976. – 206 с. : ил.
6. Платонов, А. П. Смерти нет! : военные рассказы / Андрей Платонов; [вступ. ст. Е. Роженцевой]; художник В. Стуковнини. – Москва : Детская литература, 2012. – 413с.
7. Фадеев, А. А. Молодая гвардия : роман / А.А. Фадеев ; художник В. Щеглов. – Москва : Детская литература, 1988. – 592 с. : ил.
Электронные ресурсы.
1. «Аллея Славы» [Электронный ресурс] // RIN.ru. – Режим доступа: http://glory.rin.ru/
2. Военные ресурсы [Электронный ресурс] // Проект "POISK COISS@. - Режим доступа: http://top.poisk.coinss.ru/.
3. Великая Отечественная война [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ВОВ .
4. «Великая Отечественная война» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/index.htm.
5. Легенды и мифы военной истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.angelfire.com/wv/volk959/index.html.
6. Победители. Солдаты великой войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pobediteli.ru/.
Приложения.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Кадры из фильма «Дедушкины друзья».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.