МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ» ПРОГРАММА по психологической готовности к школьному обучению
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ» ПРОГРАММА по психологической готовности к школьному обучению

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитание
5 кл—7 кл
14.02.2021
МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА «ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ»  ПРОГРАММА  по психологической готовности к школьному обучению
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТК1.doc

 

 

 

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

Ключевская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ»

 

ПРОГРАММА

 

по психологической готовности к школьному обучению

 

 

                           «Я знаю, я могу, я хочу!»           

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                               

                                                                                   Воспитатель 1 категории

                                                                                 Безинская  Оксана Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               2019 г.

№ п/п

Содержание

Страница

I

Актуальность

3-5

1.1

Цели, задачи, принципы программы

5

1.2

Структура программы

6

1.3

Правила реализации программы

6-7

1.4

Предполагаемый результат

7

II

Содержание

 

2.1

Программа  «Я знаю, я могу, я хочу!»

 

8-10

2.2

Работа с родителями

11

III

Список литературы, методических пособий

11

IV

Приложение

12-19

4.1

Игры и упражнения, направленные на развитие

интеллектуального компонента

12

4.2

Игры на повышение самооценки, агрессивности детей

13-15

4.3

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей

16-17

4.4

Психогимнастические упражнения (этюды)

18

4.5

Музыкотерапия

18-19

                                                                                                  

 

                                                                                                   Быть готовым к школе – не значит

                                                                                                Уметь читать, писать, и считать.

                                                                                                 Быть готовым к школе – значит

                                                                                                 Быть готовым всему этому

                                                                                                                               научиться.

                                                                                                                               ( Венгер Л.А.)

 

 

                          

                                                                                                   

                                                   I. Актуальность.

 

Одной из функций дошкольного образования является подготовка ребёнка к получению основного образования на последующих уровнях. Организатором и руководителем процесса образовательного процесса в дошкольном учреждении является воспитатель. Запросы современного общества требуют от него перестройки в содержании, формах и методах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

По данным статистики по стране 30% детей в дошкольном возрасте имеют клинические диагнозы. 52-73% детей функциональных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, 54% в организации деятельности, 68% в развитии моторных функций, 60% в развитии речи.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического,  и психического развития ребенка.

                                   

 

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются:
1. мотивы учения;
2. зрительный анализ (образное мышление);
3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
4. способность принимать учебную задачу;
5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
6. графический навык;
7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

Личностная готовность.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произволь-ности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Оксана». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться  особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко  устанавливать  деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной само-оценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социальную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социализация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Все вышеозначенное приводит к возникновению необходимости проведения специальной работы по формированию социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Деятельность педагогов  по формированию социальной готовности дошкольника к обучению в школе  должна реализовываться в игре. В рамках ФГОС, игра - наиболее адекватная дошкольному возрасту, форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Игровая методика обучения является и условием, и средством обучения дошкольников. 

1.1 Цели, задачи, принципы программы

Опираясь на вышеизложенные критерии психологической готовности и на результаты диагностики, мною была поставлена цель  составить  программу развивающих занятий по психологической подготовке к успешному школьному обучению «Я знаю, я могу, я хочу!».

 Цель программы: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.

Задачи программы:

  1. Повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе;
  2. Активизировать  имеющихся  у детей знания об окружающем  мире;
  3.  Развивать познавательные психические процессы (мышление, память, внимание, речь, творческое воображение);
  4. Развивать эмоционально-волевую сферу (произвольность поведения, волевые качества личности, умение считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
  5. Развивать мелкую моторику рук;
  6. Работать с родителями в данном направлении (поддерживать высокую мотивацию в подготовке детей к обучению в школе);

Принципы программы:
      1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе);
      2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее      подходят для формирования у данной группы дошкольников);
     3. Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
     4. Направленность (формировать компоненты психологической готовности, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
   5. Актуальность (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.)

                                              

 

 

 

 

 1.2. Структура программы:

Этапы работы по программе:

1. Диагностический (констатирующий);

2. Развивающий (коррекционно-развивающие занятия)

3. Диагностический (контрольный)

 Форма проведения занятий: групповая с индивидуальными играми-упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю с подгруппой не более 10 человек в возрасте 5-7 лет. Продолжительность занятия – 20-30 минут, так как деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают. Игры используются дифференцированно, учитывая психофизиологи-ческие особенности и индивидуальные возможности детей. Мотивационный компонент представлен на занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых игр, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать, как настоящие школьники.

 Форма работы: игровые занятия с элементами тренинговых упражнений (технология эйдетика)

- оживление (хорошо развивает воображение и образное мышление);

- вхождение (войти внутрь воображаемой картины)

- образные сцепления (используют для запоминания чисел);

- припоминание (тренировка точности и скорости воспроизведения)

- фотографическая память (видение картинки в своем воображении)

- динамическая соответствие (распределение внимания одновременно во время выполнения 2-3-х действий);

- метод Цицерона (совмещение мнимого действия с элементами фантазии).

Методы работы: упражнения, музыкальные игры, этюды, беседы.

Структура игровых занятий:
1. Ритуал приветствия, разминка – 3 минуты (в кругу);
2. Коррекционно-развивающий этап (основная часть) - 17 мин.: 
- дидактические игры на развитие познавательных психических процессов, эмоционально-личностной сферы; игры-беседы, тренинг;
- динамическая пауза (физкультминутка, психогимнастика. малоподвижная игра - этюд, пальчиковая гимнастика);
- игры на развитие мелкой моторики;
3. Подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания (в кругу) – 5 минут. 
Начало и окончание занятия происходит в кругу, что дает возможность открытого общения, взаимопонимания, ощущения целостности и завершенности.
Ритуал приветствия и разминка включают такие игры, как «Гимн наших занятий!», «Ласковое слово», «Доброе утро», «Комплимент», «Снежный ком» « Я люблю», «Желаю тебе» и др.

 1.3. Правила реализации программы

 Программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Игры и игровые упражнения могут быть использованы, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

При реализации программы игр или отдельных игровых упражнений необходимо:

1. Подкреплять и поддерживать попытки детей изменять свое поведение и отработать полученные навыки.

2. Поддерживать детей, высказывающих негативные мысли и чувства, так же, как и тех, кто выражает позитивные чувства.

3. Способствовать тому, чтобы дети использовали новые формы взаимодействия, освоенные в игре, в различных видах деятельности.

4. Быть искренним и принимать детей такими, какие они есть, поддерживая происходящие с ними изменения.

5. Игры, которые требуют перевоплощения ребенка, следует заканчивать деролингом. Деролинг — постигровая процедура выхода игрока из роли, призванная заставить игрока отделить от себя сознание его персонажа. Нужно прикоснуться к ребенку и, например, сказать: «Ты не приведение, ты — Маша».

6. В конце каждого упражнения проводить его анализ. Обсуждение, организованное после выполнения упражнения, способствует развитию рефлексии и осознанию детьми своих успехов в коммуникативной деятельности.

7. Благодарить и хвалить детей за их работу, отмечать их достижения.

При реализации программы игр или отдельных игровых упражнений не следует:

1. Превращать игру в учебную деятельность.

2. Рассаживать детей за столы. Это создает психологический барьер и мешает детям общаться друг с другом.

3. Ожидать, что дети сразу, при однократном выполнении упражнения, приобретут те или иные умения. Будьте готовы к тому, что вам придется неоднократно демонстрировать, проигрывать с детьми и постоянно подкреплять новые формы взаимодействия.

4. Позволять одним детям дразнить, высмеивать или оказывать давление на других детей. Останавливайте такое поведение и объясняйте, почему вы это делаете.

5. Навязывать детям игры или игровые упражнения, если они боятся, не хотят или еще не готовы к этому.

6. Перегружать играми и игровыми упражнениями в ущерб другим видам деятельности. Применение игр должно соответствовать уровню развития детей.

7. Выступать в роли судьи в детских конфликтах. Используйте конфликтные ситуации для того, чтобы научить детей правильно относиться к противоположным мнениям.

 

                                      1.4. Предполагаемый результат

Результаты реализации игр и игровых упражнений могут быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, о которых гласит Проект Федерального государственного образовательного стандарта:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

- овладение детьми современными методами и техниками эффективного запоминания;

- сформировать умение нестандартно, творчески мыслить;

- осмысленное использование своего воображения для воспроизведения любой информации;

- осознавать свои чувства и эмоции, уметь их выражать;

- формировать положительное отношение к учебе: «Учиться - это интересно и весело!»

                                           

                                    

 

 

 

 

                                        II. Содержание   программы

Тема занятия

Цели

Ход занятия

Дата

1

 

«Давайте познакомимся»

Создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

1.Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Мое имя» 

3. Беседа «Кем я хочу быть?»

4. Игра-рисунок «Я умею ...» 

5. ТРИЗ «Мои мечты осуществятся, когда я буду ...»

6. Рефлексия занятия. Итог.

7. Музыка интеллекта.

 

2

«Ассоциации»

 

Продолжать учить детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре.

 

1. Упражнение-приветствие «Улыбнись»

2. Беседа «Ассоциации»

3. Компьютерная игра «Ассоциации»

4. Упражнение «Ассоциации» 

5. Перцептивное моделирование

6. Рефлексия занятия. Итог

7. Музыка интеллекта.

 

3

«Запомни слова»

 

Продолжать учить детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре.

 

1. Упражнение-приветствие «Комплимент»

2. Упражнение «Запомни слова» 

3. Пластический танец «Волшебный цветок».

4. ТРИЗ «Не да, а нет» 

5. Упражнение «Попробуй найти»

6. Рефлексия занятия. Итог

7. Музыка интеллекта

 

4

«Вместе играть веселее»

Закрепить умение запоминать слова методом ассоциаций, развивать память, внимание, формировать навыки эффективного взаимодействия.

 

1. Упражнение-приветствие « Доброе утро»

2. Психогимнастика « Новая кукла»

3. Ролевое упражнение-сказка «Старый дом» (Текст сказки)

4.  Имитационные игры

5. Упражнение-массаж «Изменчивая погода»

6. Рефлексия занятия. Итог

?.Музыка интеллекта

 

5

 «Придумываем сказку»

 

Познакомить с методом связных ассоциаций, тренировать образную память, внимание, координацию, уверенность в себе.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение-игра «Рисуем слова»

3.  ТРИЗ «Волшебная палочка»

4. Подвижная игра «Наступи на хвост»

5. Перцептивное моделирование

6. Рефлексия занятия. Итог

7.Музыка интеллекта

 

6

«Страна Мультляндия»

 

Продолжать учить детей использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям.

1. Упражнение-приветствие

«Желаю тебе»

2. Упражнение «Невербальные ассоциации»

3. ТРИЗ « Сочини сказку»

4. Кейс-иллюстрации

5. Игра-танец «Мишки»

6. Рефлексия занятия. Итог

7. Музыка интеллекта

 

7

«Метод невербальных ассоциаций»

Познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Шумы»

3. Перцептивное моделирование «Нарисуй круг и треугольник»

4. Подвижная игра «Твистер»

5. Рефлексия занятия. Итог

6.Музыка интеллекта

 

8

«Ассоциативная мозаика»

Закрепить умение использовать метод звуковых ассоциаций, развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

1. Упражнение-приветствие

«Я люблю»

2. Игра «С открытками»

3. Упр.-зарядка «Желе и лед»

4. Игра «Ассоциации»

5. Упр. «Рисование веревкой»  

6. Психогимнастика «Улыбнись»

7. Рефлексия занятия. Итог

 

9

«Веселые цифры»

 

Учить запоминать цифры на основе образного мышления, развивать память, внимание, глазомер, воспитывать уверенность в себе.

 

1. Упражнение-приветствие

« Ласковое слово»

2. Игра «На что похожи цифры?»

3. Игра «Наоборот»

4. Игра «Телевизор»

5. Подвижная игра «Прямое попадание»  

6. Рефлексия занятия. Итог

7.Музыка интеллекта

 

10

«Цифры-волшебницы»

Продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость.

 

1. Упражнение-приветствие

« Снежный ком»

2. Игра «День - ночь»

3. Игра «На что похожи цифры?»

4. Игра «Наоборот»

5. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем»

 6. Зрительный диктант

7. Рефлексия занятия. Итог

 

 

11

«Загадочный мир цифр»

 

Учить запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.

 

1. Упражнение-приветствие

«Комплемент»

2. Игра «На что похожи цифры?»  

3. Игра «Наоборот»

4. Упражнение «Ловим цифры на крючок»

5. Упражнение «Формы»

6. Рефлексия занятия. Итог

7.Музыка интеллекта

 

12

«Метод Цицерона»

Познакомить с методом Цицерона, развивать умение создавать и воспроизводить мысленные образы, воспитывать любознательность, чувство гармонии.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Цифры в комнате»

 3. Упражнение-фантазия «Мнимое путешествие»

4. Подвижная игра «Жу-жу»

5. Зрительный диктант

6. Рефлексия занятия. Итог

7.Музыка интеллекта

 

13

«Мнимое путешествие»

 

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Моя комната»

3. Упражнение-зарядка «Запрещено движение»

4. Упражнение «Вспомни слово по картинке»  

5. Зрительный диктант

6. Рефлексия занятия. Итог

7.Музыка интеллекта

 

 

14

 «Фантазия ощущений»

Тренировать умение запоминать с помощью зрительных, слуховых, осязательных ассоциаций, развивать восприятие, ощущение, формировать умение справляться с трудностями.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Игра «Цветная дорожка»

3. Игра «Музыкальные движения»

4. Упражнение-фантазия «Волшебные круги»

5. Игра «Я знаю»

6. Работа в тетради. Зрительный диктант  (Таблица с точками)

7. Рефлексия занятия. Итог  

 

15

«Живые слова»

 

Познакомить с «методом оживления слов», учить использовать движения для запоминания словесной информации, развивать оригинальность мысли, воспитывать уверенность в себе.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Запомни и воспроизведи»

3. ТРИЗ «Пирамида»

4. Подвижная игра «Кричалки - шепотилки – молчалки»

5. Игра «Веселые цифры»

6. Игра «Назови 5 предметов»  

7. Рефлексия занятия. Итог

 

16

«Путешествие в страну Фантазию»

Вспомнить методы эффективного запоминания, развивать различные виды памяти, внимания, воображения, мышления, воспитывать интерес и желание познавать новое, способствовать раскрытию потенциальных возможностей дошкольника.

 

1. Упражнение-приветствие

2. Упражнение «Помнишь - воспроизведи»

3. Упражнение «Воспроизведи слова»

4. Упражнение «Шифровальщик»

5. Игра «Цветная дорожка» дощечки

6. Упражнение «Бесконечное предложение»

7. Ритмичный танец дружбы «Делай так»

8. Рефлексия занятия. Итог

 

2.2. Работа с родителями

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Цель:

Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую группу, о готовности к школьному обучению.

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”

Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.

План:

1. Что такое психологическая готовность к школе.

2. Мотивационная готовность к учению.

3. Произвольность, уровни развития произвольного поведения.

4. Необходимый уровень интеллектуального развития

5. Как определить:  готов ли ваш ребенок к школе? (памятки)

6. Анкетирование родителей.

III. Список литературы

1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., испр./А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 144 С.

2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М.: Генезис, 2000.-272 С.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки. РФ

4. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие/в 4-х томах.Т.4. – М.: Генезис, 2001.-160 С.

5. Домашенко И.А. «Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребёнка к школе». – «Дошкольное воспитание» 1973 №8.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.

7. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.

9.Том Вьюжек. Логические игры, тесты, упражнения.- М.: Издательство ЭКСМО

-Пресс,2001.

10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.

Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

11. Российская педагогическая энциклопедия. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

 

 

 

IV. Приложение

4.1 Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей

I. Мыслительные операции.

Анализ.

1.«Разбей на части» Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

2.«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

3.«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например:1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

4.«Что это?»

Цель: упражнять детей в отнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес. 1) волны, берег, соль – …это море;                2) трава, цветы, поляна – …это луг; 3) книги, журналы, полки –…это библиотека; 4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы; 5) рожь, пшеница, овес – …это злаки; 6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

5.«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок: - солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро; - грустные дети – играющие дети – спящие дети; - яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой; - модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

6. «Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

 7. «Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.

8.«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

 Логические операции.

9.«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь; 1) семя – стебель – бутон – плод; 2) фундамент – стены – крыша – окна – двери; 3) гнездо – яйцо – птенец – птица; 4) стирать – сушить – гладить – одеть; 5) утро – день – вечер – ночь; 6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

10.«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например: 1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее. 2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть. 3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий. 5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их. 6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

 

4.2 Игры, направленные на  повышение самооценки 
 1.«За что меня любит мама» 
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей. 
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. 
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.  После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внима-тельно относиться к окружающим и слушать их. 
2. «Я – лев» 
Цель: повышение у детей уверенности в себе. 
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. 
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой». 
3. «Клеевой дождик» 
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки. 
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».  Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. 
«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать». 
4. «Я очень хороший» 
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе. 
Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обыч-ным  голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» «Замечательно! Давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим». 
5.«Ладошки» 
Цель: повышение самооценки. 

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка. 
6. «Комплименты» 
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. 
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…».Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. 
 7. «Дружба»

Цель этой игры – научить ребенка не бояться и доверять своему другу и напарнику. Чтобы начать данную игру, нужно всех детей посадить в кольцо и попросить их взяться за руки. После чего руководитель или воспитатель предлагает ребятам посмотреть в глаза своему соседу и искреннее от чистого сердца подарить свою улыбку.

                      Игры, направленные на снижение агрессивности детей

1. «Каратист»

Игра направлена на снятие физической агрессии.

Как и в предыдущей игре, дети стоят в кругу, в центре - обруч. Только на этот раз в ''волшебном круге'' происходит превращение в каратиста. Как и прежде дети кричат: ''Сильнее….''-помогая этим игроку выплескивать агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

2. «Капризный ребенок»

Игра направлена на преодоление упрямства и негативизма.

Дети, стоящие в кругу, по очереди показывают капризного ребенка (можно в обруче). Все помогают словами ''сильнее, сильнее….'', затем дети разбиваются на пары ''родитель'' и ''ребенок'': ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и в роли уговаривающего родителя.

3. «Маленькое привидение»

Цель: научить в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

''Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких  добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ''У'', если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить ''У'', если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить''. Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми».

 4. «Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую ''цепь'', сохранить Сороконожку в целости.

5.«Волшебные шарики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек ''лодочку''. Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик - и дает инструкцию ''Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарики, и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

6. «Цветик-семицветик»

Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие эмоции. Ребенок, смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его  взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить об этом и спросить, почему у него изменились представления.

7. «В тридевятом царстве»

Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.) прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел оказаться.  Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений  ''в сказке'', взрослый же в процессе рисования задает вопросы: ''А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя? А чтобы вы сделал на месте героя? А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь.

8.«Жужа»  
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.   Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

 
        

 4.3 Игры и упражнения для развития    коммуникативных навыков детей

1.«Эхо»

 Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

  2.«Что в сундучке?»

 Оснащение: сундучок, различные предметы.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо  предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные  участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

 3. «Азбука почемучек»

Оснащение: алфавит.

Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.  Педагог говорит:

 - Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:

                  А: абрикос – это фрукт или овощ?

                  Б:  банан, какого цвета? И т.д.

 4. «Пум –пум – пум»

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит :

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например :

- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

- Для чего «Пум – пум –пум» нужен ?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

И так далее. Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением. Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

5. «Идет следствие»

Оснащение: магнитная доска, магниты ;

Сюжетные картинки: «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».

С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»

Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод», дети могут описать её так :

        - Я вижу улыбки на лицах.

        - Я слышу смех и топот ног.

        -  Все держаться за руки.

        - Я слышу веселую музыку.

        - Я вижу подарки.

         - Я чувствую запах елки.

Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза. Затем водящие меняются, игра возобновляется.

   6.  «Пойми меня»

Участники садятся на пол или на  стульчики, образуя круг.

Воспитатель шепотом сообщает задание (например: подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.

Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.

     Примеры заданий:

     - открыть дверь;

    -  подойти и посмотреть в окно;

    - поставить два стульчика рядом. И др.

7. «Угадай и нарисуй»

Оснащение: простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)

Описание упражнения: Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем , не называя отгадок, нарисовать их.

 Примеры загадок:

Под сосною у дорожки                          На спине иголки

Что стоит среди травы?                  Длинные да колкие

Ножка есть, но нет сапожек,           А свернется он в клубок -

Шляпка есть –нет головы.                Нет ни головы ни ног.

          (Гриб)                                                 (ежик)

По окончании рисования начинается обсуждение. Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.

8.«Загаданное действие»

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные участники обсуждают и загадывают, какое действие он должен будет выполнить. Например: почистить зубы, подмести пол, посмотреться в зеркало и т.д. После обсужде-ния вызывают водящего и предлагают ему подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается понять и изобразить загаданное действие. Затем водящий меняется, игра повторяется.

9.«Бывает – не бывает»

Оснащение : любые предметные картинки, например: крокодил, тучка, цыпленок, луна и др. С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает.  Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться.

    Варианты диалогов детей:

 - Крокодил летает.

 - Крокодил не летает, у него не крыльев.

 - Нет летает, его везут в самолете.

-  Тучка упала на землю.

-  Тучка плывет по небу, она не может упасть.

-  Нет, тучка упала дождем.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

 10. «Художник слова»

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого –либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

учитывая уровень развития вербального воображения  детей,

можно предложить им упражнение на ассоциативное восприятие, используя вопросы, например : на какое животное похож ?  на какое растение? и т.д.

 

                        4.4  Психогимнастические упражнения (этюды)

Цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления) 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения) 
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы..

7.Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

 

4.5  Музыкотерапия

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена. 
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, Альбинони Т. «Адажио», Бах И. «Ария из сюиты № 3», Глюк К. «Мелодия», Григ Э. «Песня Сольвейг», Римский-Корсаков Н. «Море», Свиридов Г. «Романс», Сен-Санс К. «Лебедь», Чайковский П. «Осенняя песнь», Чайковский П. «Сентиментальный вальс», Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор», Шуберт Ф. «Серенада»,Шуман Р. «Грезы».

– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. 
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна. 
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

 

 


 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Содержание Страница

Содержание Страница

Актуальность. Одной из функций дошкольного образования является подготовка ребёнка к получению основного образования на последующих уровнях

Актуальность. Одной из функций дошкольного образования является подготовка ребёнка к получению основного образования на последующих уровнях

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности

Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в…

Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в…

Структура программы: Этапы работы по программе: 1

Структура программы: Этапы работы по программе: 1

Быть искренним и принимать детей такими, какие они есть, поддерживая происходящие с ними изменения

Быть искренним и принимать детей такими, какие они есть, поддерживая происходящие с ними изменения

II . Содержание программы №

II . Содержание программы №

Продолжать учить детей использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям

Продолжать учить детей использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям

Упражнение-приветствие «Комплемент» 2

Упражнение-приветствие «Комплемент» 2

Работа с родителями Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе

Работа с родителями Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе

IV . Приложение 4.1 Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей

IV . Приложение 4.1 Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения

Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга

Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга

Цель : научить в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев

Цель : научить в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей 1

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей 1

Пойми меня» Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг

Пойми меня» Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг

Психогимнастические упражнения (этюды)

Психогимнастические упражнения (этюды)

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ» ПРОГРАММА по психологической готовности к школьному обучению

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА «ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕДАГОГУ»  ПРОГРАММА  по психологической готовности к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2021