Методическая разработка воспитательного занятия
Оценка 4.8

Методическая разработка воспитательного занятия

Оценка 4.8
Конкурсы
docx
воспитательная работа
2 кл—7 кл
28.02.2021
Методическая разработка воспитательного занятия
Конкурс По ту сторону блокады: «Петергоф и окрестности»
Мет. разработка.Календарь Кондакова.docx

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского  творчества Петродворцового  района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс

По ту сторону блокады:

«Петергоф и окрестности»

 

 

 

Методическая разработка занятия

 «Подвиг И.Н.Куликова, 16 января 1944 года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Кондакова Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

 

Участники:

Меньшакова А.

Учащиеся 412 школы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

 

Аннотация

Данный материал, основанный на странице календаря, предназначен для проведения воспитательного занятия, посвященного понятиям «героизм» и «патриотизм» с учащимися Петродворцового района. Материал может быть использован школьными учителями и педагогами дополнительного образования на занятиях в рамках воспитательной работы. Материалы занятия основаны на опыте Кондаковой Н. В., педагога дополнительного образования ДДТ Петродворцового района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кондакова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района, высшая категория. Телефон 8-911-982-23-89.

 

 

Историко – культурная справка

 

Куликов Иван Николаевич – стрелок 191-го гвардейского стрелкового полка (64-я гвардейская стрелковая дивизия, 42-я армия, Ленинградский фронт), гвардии красноармеец.

Родился в 1925 году в Калининской (ныне Тверская) области, Краснохолмском районе, деревне Пронино, в крестьянской семье. С 1929 года с семьёй жил в Ленинграде (Санкт-Петербург). Русский. Окончил 5 классов ленинградской школы № 155. Работал в столовой. Призван в армию в январе 1943 года.

В действующей армии – с 1943 года. Воевал на Ленинградском фронте в 64-й гвардейской стрелковой дивизии.

Летом 1943 года участвовал в составе 67-й армии в оборонительных боях и частных наступательных операциях в районе посёлка Синявино Кировского района Ленинградской области, был легко ранен в левую руку.

С 15 января 1944 года принимал участие в составе 42-й армии в Красносельско - Ропшинской наступательной операции (часть Ленинградско - Новгородской стратегической наступательной операции по полному снятию блокады Ленинграда).

 

 

Утром 14 января 1944 года началось наступление наших войск на Ораниенбаумском «пятачке», отрезанном от Ленинграда немцами и водами Финского залива. По противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов Красная горка и Серая лошадь, с линкора «Марат». Гитлеровцы называли свою линию обороны «Северный вал» – она была действительно мощной, но не выдержала обрушившегося на неё удара более трёхсот орудий Советской Армии.

А. Зиничев в книге «Живые, пойте о нас» пишет, что в ночь на 14 января 1944 года фашистов бомбардировала наша авиация дальнего действия. Утром «заговорили» орудия артиллерии второй ударной армии, обрушившей на врага свыше ста тысяч снарядов и мин. В этом огневом ударе им вторила артиллерия фортов и кораблей Балтийского флота. Перед ними стояла задача сопутствовать наступающим войскам в пределах дальности своего огня, помогать Приморской группе силами морской авиации. Погода была нелетной, видимость нулевая, снеговая завеса препятствовала выруливающим на старт самолетам, но они героически поднимались в воздух один за другим. Двадцать пять тысяч солдат и офицеров потерял противник за шесть дней наступления Ленинградского фронта.

Силы 8 и 42 советских армий объединились в районе Ропши, окружив Петергофско - Стрельнинскую фашистскую группировку. Немцы бросили тяжелую материальную часть и технику, но успели отвести войска.


Перед началом операции 14 января 64-я гвардейская дивизия заняла исходные позиции на переднем крае, на участке деревень Верхнее Койрово – Венерязи на Волхонском шоссе у Пулковских высот. Дивизии была поставлена задача прорыва вражеской обороны на Пулковских высотах, а затем наступления в направлении Красного Села вдоль шоссе, железной дороги и речки Дудергофка.

И.Н.Куликов отличился в этой операции.

Наступление началось 15 января. После артиллерийской подготовки подразделения 191-го гвардейского стрелкового полка двинулись в атаку и после короткого боя захватили траншею вражеской оборонительной линии. Ворвавшись в траншею врага, гвардии красноармеец И.Н.Куликов в рукопашном бою уничтожил больше десяти фашистов. В тот же день его отделение захватило миномётную батарею врага.

На следующий день, 16 января, полк завязал бои на подступах к господствующей в этом районе высоте 112,0 «Лысая гора». Вражеские пулеметы, которые вели огонь из дзота, не давали возможности подразделениям двигаться дальше. Роты залегли на снегу. И.Н.Куликов подобрался к дзоту и бросил в него гранату, но не попал. Тогда он рванулся к дзоту и закрыл грудью его амбразуру, пожертвовав своей жизнью ради спасения жизни своих боевых товарищей. Роты поднялись в атаку.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях при прорыве блокады Ленинграда, гвардии красноармейцу Куликову Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденом Ленина (5.10.1944), медалью за оборону Ленинграда.

Герой был похоронен вначале у деревни Верхнее Койрово, затем перезахоронен. В настоящее время покоится на воинском кладбище «Высота Меридиан» на Пулковском шоссе в братской могиле гвардейцев, погибших в 1944 году при снятии блокады Ленинграда. На центральном мемориале захоронения надпись: «Вечная память героям-гвардейцам, павшим в боях за город Ленина. Январь, 1944 год». В братских могилах кладбища похоронено более 1500 человек. На месте временных надгробий в конце 1940-х годов была установлена стела.

В посёлке Сапёрное Приозерского района Ленинградской области на территории воинской части, в составе которой ранее служил Герой, установлен памятник. Именем Героя назван поселок Куликово Приозерского района, где после войны дислоцировались части 64-й гвардейской стрелковой дивизии. Там же установлен памятный знак в честь
 Героев Советского Союза И.Н.Куликова и А.Ф.Типанова.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время перед педагогами стоит серьезная задача воспитать богатое духовно-нравственное поколение. Поколение людей, которые будут любить, и развивать свою страну. В век информационных технологий очень важно переводить взгляд с гаджетов на мир вокруг, вовлекать детей в историю своего народа и города. Страницы календаря позволяют взглянуть детям на объекты окружающие их по новому, начать обращать внимание на таблички на домах, названия улиц их родного города по пути в школу или в магазин.

Цель данной методической разработки: показать педагогам, как на примере одной страницы календаря можно провести занятие по воспитательной работе с учащимися разных возрастов.

На примере данной методической разработки, по одной из страниц календаря, педагог может разработать серию занятий, по всем или нескольким страницам календаря.

Страницы календаря сделаны детьми для детей, они богаты фотографиями, что позволяет современному поколению визуалов лучше воспринять информацию. Использование видеоряда облегчает восприятие информации, вдохновляет и показывает, что любой учащийся или группа учеников, может создать свой проект, даже на такую сложную тему, как война.

 

Идея: Современным детям все сложнее понять, что такое война и долг перед родиной, что такое патриотизм и героизм. Практически не осталось свидетелей Великой Отечественной Войны, которые могли бы рассказать о своих подвигах и потерях. И наша с вами задача, как педагогов, помочь детям понять, что означают эти не просто слова «Героизм и Подвиг». В этом году Россия отметила 75-летие Великой Победы.  Подвиги простых русских солдат приближали нашу Победу в Великой Отечественной войне, нашу свободу и право на жизнь. В январе 1944 года началась операция «Январский гром» по полному снятию блокады Ленинграда. Целью операции было освободить Петергоф и Стрельну, уничтожить противника на этих территориях.

.

 

Проблемный вопрос занятия: что такое героизм? Почему и сегодня важно знать о подвиге простого русского солдата?

Цель: формировать у учащихся представление о сути понятие «героизм» и «подвиг», «патриотизм».

 

Задачи:

Предметные: Познакомить учащихся  со страницей календаря  «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности»

- выяснить значение понятий: героизм, патриотизм, подвиг. Рассмотреть на примере подвига И.Н.Куликова.

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации (тексты, репродукции, фотографии), анализировать предложенную информацию, высказывать собственное мнение, использовать коммуникационные навыки при обсуждении открытых вопросов урока.

            Личностные: способствовать развитию у обучающихся мотивации к патриотическим чувствам, пробудить стремление у учащихся лучше узнать свой город,  пробудить стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

 

 

Оборудование занятия:

1)        страница календаря, презентация.

2)        видеозапись.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Введение в тему. Для проведения занятия педагог использует страницу календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности» 16 января 1944 года.

1.    Педагог знакомит учащихся с историей подвига И.Н.Куликова. Демонстрирует страницу календаря и видеоролик, записанный ребятами, сделавшими эту страницу календаря. После просмотра видео ролика, педагог спрашивает у детей, что они еще знают о боях на Ораниенбаумском пятачке? Знает ли кто-то, где находится памятник Январский Гром? Каких героев знают ребята?

2.    Ученикам предлагается подумать над смыслом слов героизм и подвиг? Что придавало сил бойцам? В ходе беседы уточняется, как учащиеся понимают слова «героизм» и «подвиг». Какими чертами характера нужно обладать для совершения подвига?

 

(слайд 1)

-Ребята, на доске вы видите даты (1941-1945).

-Какому историческому событию они соответствуют? (ВОВ).

Ответы учащихся

 

Объявление темы занятия.

Педагог: Сегодня мы вспомним о тех людях, кто приближал нашу Победу в Великой Отечественной войне, нашу свободу и право на жизнь.

(слайд 2)

Педагог: Перед вами страница календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности», созданная учащимися 2б и 2в классов 412 школы Петергофа. Обратимся к дате 14 января 1944 года.

-Что же произошло в этот холодный зимний день?

Педагог:14 января 1944 года началась операция «Январский гром» по полному снятию блокады Ленинграда. Целью ее было освободить Петергоф и Стрельну, уничтожить противника на этих территориях.

После прорыва блокады в январе сорок третьего года Ленинград вздохнул свободней. Но коридор, соединивший его со страной, был слишком узким. Город все равно оставался в кольце. По-прежнему немецкие снаряды рвались на его улицах.

Прорыв блокады был только первым шагом. Через год полки Ленинграда снова поднялись на штурм. 14 января 1944 года со стороны Ораниенбаума началось наступление Приморской группы войск Ленинградского фронта, а 15-го был нанесен удар на главном направлении - от Пулкова. И ничто уже не могло остановить защитников Ленинграда - ни годами создававшиеся укрепления, ни пули, ни снаряды.

Подвигов в эти дни было много. Но прежде всего нужно рассказать о тех, кто победу ставил выше собственной жизни. Это герои из героев. Их имена должны произноситься первыми, как имена правофланговых на перекличке.

                        Александр Типанов грудью бросился на немецкую огневую точку на подступах к Красному Селу. А в наступавшем правее 4-м стрелковом полку такой же подвиг и в тот же день - 17 января 1944 года - совершил комсорг роты Иван Скуридин. Сержант Тимофей Федоров (Стрелковый батальон 131-го гвардейского полка) совершил такой же подвиг. Герою-коммунисту Александру Волкову было тогда двадцать восемь лет.

Участие в операции в районе деревни Гостилицы принял старший сержант Тимофей Морозов, командир противотанкового орудия.

.… В условленный час сотни орудий открыли ураганный огонь по укреплениям врага. Заработало и орудие Морозова. Снаряды точно накрывали цель. Немцы зло отстреливались. Несколько снарядов разорвалось вокруг орудия. Осколком был ранен наводчик Дунаев.

-Кто такой наводчик?

(слайд 3) НАВОДЧИК ОРУДИЯ ХОПТЯР СТЕПАН ИВАНОВИЧ.ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Педагог: Наводчик - боец, наводящий орудие или пулемёт на цель. Дунаева быстро заменил Морозов… и прямой наводкой начал бить по огневым точкам противника.

 

-Каких героев вы знаете? (называют имена героев) Какого человека можно назвать героем? Подберите слова - ассоциации к этому понятию.

Ответы учащихся.

 

Педагог: Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

(слайд 5)

Педагог рассказывает о подвиге  И. Н. Куликова.  Смотреть дополнительную информацию для педагога

3. Педагог спрашивает учащихся, обладают ли они или их знакомые чертами характера, необходимыми для совершения подвига? Знают ли они героев нашего времени? Уточняется, как учащиеся понимают слово «патриотизм»? В чем проявляется патриотизм в наше время. Педагог ведет диалог с учащимися на тему: что каждый из нас может сделать и делает для своей страны сейчас? Принимаются все ответы, если они обоснованы

 

«Я белого журавлика сложу
Из тоненького листика тетради,
На нём одно лишь имя напишу —
Того, кто бился насмерть, жизни ради.

Я отпущу его — пускай летит,
Поздравит всех, кто помнит, как когда-то
Погибли, но позволили нам жить
Простые парни — русские солдаты»

-Ребята, посмотрите. Какие птицы изображены?

-Верно это белые журавли! Как вы думаете, что символизирует эта птица?

Педагог: С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета, любви и уважения. Считали символом дружбы и доброты, символом красоты и вестником весны.
У славян журавли считались посланниками бога. Улетающий осенью клин журавлей символизировал невероятную тоску по родному краю.
На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в белых журавлей.

Педагог: Когда вы увидите в небе белых журавлей, вспомните подвиги и славные дела русских солдат. Они навсегда останутся в нашей памяти.

Заключительное слово педагога: На этой  трогательной ноте наша встреча подошла к концу. Давайте подведем итог, закончите фразу:

  • Мне понравилось…
  • Я думаю, что …
  • Я узнал(а)…
  • Мне запомнилось…

Ответы учащихся.    Спасибо вам, ребята.

 

Дополнительная информация для педагога:

 

Героизм - это положительное качество личности и способность совершить Подвиг, превозмогая себя. Это концентрация сил физических, психических, духовных, нравственных. Это проявление любви к кому-то или чему-то. Это поступок сильной, сформировавшейся личности.

Человек способен на героизм, если его к этому побуждает любовь к матери, жене, детям, к Родине, к людям и Богу.  Это способность личности, отдать жизнь, за общие ценности. Герой спасает людей! В этом смысл данного качества личности.

 

Подвиг - (ст.слав. – двигаться далее) – доблестный поступок в сфере труда или ратного дела. Это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг – это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Лишь подвигаясь вперед, мы совершенствуемся. Подвиг связан с таким движением. Совершение подвига необходимо каждому человеку для того, чтобы самому духовно вырасти, дать пример малым и слабым, укрепить в себе гордость духа. Совершая подвиги, мы достигаем жизненных удач, делаемся подвижниками. О подвигах мечтают подростки и юноши, именно в этом возрасте героизм воспринимается как служение людям и отечеству.

 

            И еще одно имя не должно остаться забытым. Имя ленинградского комсомольца Вани Куликова.

Даже мать Вани - Александра Яковлевна Куликова - до недавнего времени не знала, где и какой подвиг совершил ее сын. На фронт он собирался уйти вместе с отцом еще в самом начале войны. Не взяли - ему не исполнилось тогда и шестнадцати лет.

Вскоре, однако, фронт настолько приблизился к Ленинграду, что и здесь стало как в бою. Дежурить во время бомбежки на крыше, гасить "зажигалки", тащить под обстрелом санки с водой - все это напоминало настоящее сражение. И все же мальчика тянуло на передовую.

Ваня мечтал попасть в один полк с отцом. Не пришлось... Когда сын стал солдатом, отца уже не было в живых. Он погиб под Пулковом. И вот в январе сорок четвертого гвардии рядовой Иван Куликов оказался в тех же местах.

К тому времени он уже считался бывалым солдатом, имел ранение. Летом сорок третьего года под Синявином немецкая пуля пробила ему руку. Хорошо еще, что левую, - до конца боя Ваня стрелял. Да и потом не ушел в госпиталь, только попросил сделать перевязку.

Осенью гвардейцев отвели в тыл, чтобы они могли отдохнуть от окопной жизни и подготовиться к решающим боям за полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады. В январе сорок четвертого полк снова двинулся на передовые.

Путь гвардейцев к Пулкову, откуда предстояло нанести главный удар, лежал через Ленинград. И не смог командир пятой стрелковой роты отказать Куликову - разрешил забежать домой повидаться с матерью. Командир знал, что гвардии рядовой Куликов не подведет.

Обняв мать, Ваня тут же хотел было уйти. Александра Яковлевна упросила его выпить с ней чайку. Посидев немного, Ваня забеспокоился: надо ведь роту догонять. Спросил у матери:

— Велосипед мой где?

Велосипед оказался на старом месте - в прихожей. Александра Яковлевна удивилась, когда сын вытащил его из угла. По снегу и вдруг на велосипеде! Да и как потом вернуть велосипед домой?

Догадавшись, о чем подумала мать, Ваня сказал:

— Боюсь опоздать. Шут с ним, с этим велосипедом. После войны другой купим.

И уехал. Потом прислал короткое письмецо: "Догнал своих без опоздания. Велосипед оставил на Обводном возле клуба".

Мать еще раз прочла: "На Обводном возле клуба". Хоть бы написал, возле какого клуба. На Обводном их три. Иди ищи! Но тут же махнула рукой: "Не все ли равно, где остался велосипед. Прав Ваня: после войны купим новый".

...Покупать новый велосипед не пришлось. Письмо, присланное Ваней после короткой побывки, было последним.

Долго ждала мать весточки от сына. Думала, не до писем ему, наступает, гонит врагов подальше от Ленинграда. А сына уже не было в живых. Пришло извещение о том, что "гвардии рядовой Куликов Иван Николаевич погиб в бою за социалистическую Родину, проявив геройство и мужество". В конце говорилось, что "похоронен рядовой Куликов 17 января 1944 года в В. Копрово Ленинградской области".

Сколько ни расспрашивала Александра Яковлевна, где это самое Верхнее Копрово, никто ответить не мог. Почти все сходились на одном: писарь напутал. Не Копрово, наверное, а Копорье. Такое место в Ленинградской области действительно есть. С тех пор мать искала могилу сына в Копорье. Помогали ей копорские пионеры, однако найти не удалось.

Писарь перепутал всего лишь одну букву: вместо Койрово написал Копрово. Но и в Верхнем Койрове нет уже могилы Ивана Куликова: она перенесена на вершину горы. Здесь, неподалеку от известной во всем мире Пулковской обсерватории, под гранитным памятником вечным сном спят гвардейцы. И среди них в братской могиле гвардии рядовой 191-го гвардейского стрелкового полка Иван Куликов. Имя его, смытое с дощечки, оставленной когда-то на маленьком холмике в Верхнем Койрове, высечено теперь на мраморе. Каждый, кто остановится перед братской могилой на Пулковской высоте, узнает, что в ней покоится комсомолец, Герой Советского Союза Иван Николаевич Куликов, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бывший ученик 155-й школы Смольнинского района Ленинграда Ваня Куликов 15 января 1944 года шел впереди своего отделения. Ворвавшись в траншею врага, гвардеец в рукопашном бою уничтожил больше десяти фашистов. В тот же день его отделение захватило минометную батарею врага, а 16 января - тяжелое орудие, одно из тех, что стреляло по Ленинграду.

И в тот же день, когда вражеский дзот вынудил пятую стрелковую роту залечь, юноша грудью своей накрыл пулемет, заслонил товарищей от губительного огня.

Ему шел тогда девятнадцатый год...

Саше Типанову - двадцатый. Никогда не постареют Тимофей Федоров, Иван Скуридин, Александр Волков. Они навсегда останутся ровесниками молодых. И пусть те, кому сейчас столько же, сколько было им в январе сорок четвертого, помнят, что великая победа добывалась самой дорогой ценой - кровью и жизнью героев.

 

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970

 

 

Приложение 1

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Аннотация Данный материал, основанный на странице календаря, предназначен для проведения воспитательного занятия, посвященного понятиям «героизм» и «патриотизм» с учащимися

Аннотация Данный материал, основанный на странице календаря, предназначен для проведения воспитательного занятия, посвященного понятиям «героизм» и «патриотизм» с учащимися

Историко – культурная справка

Историко – культурная справка

Ворвавшись в траншею врага, гвардии красноармеец

Ворвавшись в траншею врага, гвардии красноармеец

Страницы календаря сделаны детьми для детей, они богаты фотографиями, что позволяет современному поколению визуалов лучше воспринять информацию

Страницы календаря сделаны детьми для детей, они богаты фотографиями, что позволяет современному поколению визуалов лучше воспринять информацию

Ученикам предлагается подумать над смыслом слов героизм и подвиг?

Ученикам предлагается подумать над смыслом слов героизм и подвиг?

Прорыв блокады был только первым шагом

Прорыв блокады был только первым шагом

Педагог рассказывает о подвиге

Педагог рассказывает о подвиге

На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в белых журавлей

На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в белых журавлей

Путь гвардейцев к Пулкову, откуда предстояло нанести главный удар, лежал через

Путь гвардейцев к Пулкову, откуда предстояло нанести главный удар, лежал через

Приложение 1

Приложение 1

Методическая разработка воспитательного занятия

Методическая разработка воспитательного занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021