Сказочная викторина
по правам ребенка
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо
вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами
жизни.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся
о правах человека.
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу
личности школьников.
4.Способствовать развитию мышления, внимания,
наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Педагог:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что
люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь
превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в
обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных
переговоров, и даже в битвах и войнах.… В конце концов,
людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация
прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар
и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк) - Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
- Почему обитатели двора обижали гадкого
утенка?
( Он был не похож на других)
- Должны ли герои сказки иметь равные права
независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их
нарушать.)
- Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего
класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и
оскорблен.)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н.с.
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение
личным имуществом)
Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на
семью)
«Лиса и заяц» р.н.с.
О нарушении, какого права идет речь на этой
иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои
права? (Петух)
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом?
(Утки)
«По щучьему велению»
Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет. Все равны в своих правах и никто не должен
их нарушать.)
А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»
Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
На какое право посягнула царица, приказав
Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал
старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу уточки нарушила хитрая лисица)
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Каким правом воспользовался купец, отправившись
торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и
возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда
украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со
сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу)
«Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью,
жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? (
Мышка, Речка, Печь)
«Колобок» р.н.с.
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой
сказке?
В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе
царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом
нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью,
защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам
восстанавливать свои права?
Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.