Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школа
Методическая разработка урока
«Задачи на построение сечений»
Автор:
Сорокина Надежда Станиславовна
учитель математики
2022
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Разработка урока стр. 4
3. Заключение стр. 8
4. Литература стр. 9
5. Приложения стр. 10
Пояснительная записка
Урок «Задачи на построение сечений» - третий из четырёх уроков (при изучении на базовом уровне) §4 «Тетраэдр и параллелепипед» (УМК Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11)
Тип урока - рефлексия - закрепление пройденного материала, вид урока - практикум. Деятельностная цель которого - формирование у обучающихся способностей к рефлексии (научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Задачи:
- выработать навыки решения задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда; - развивать навыки творческого подхода к решению задач и навыки исследовательской работы над задачей;
- формировать самостоятельность, сотрудничество.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания; -готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; -владение языковыми средствами; Предметные:
-понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
-владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Методы работы: компьютерное моделирование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Основные понятия, изучаемые на уроке: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, основные виды многогранников, сечение.
Технических средств и наглядности: компьютерный класс, интерактивная доска, 1С: Математический конструктор.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий, ядром которых являются цифровые образовательные ресурсы, уже невозможно представить образовательную деятельность, отвечающую требованиям современного информационного общества. Для преподавателя математики это новые педагогические инструменты: интерактивность, моделирование, производительность от использования которых зависит эффективность и качество преподавания дисциплины.
Уже с первых уроков старшей школы при изучении свойств функций и стереометрии, формирую у обучающихся убеждение в том, что ЦОР является удобным, несложным и полезным инструментом. Начинаю со знакомого всем графического редактора Paint, где показываю на сетке построение фигур пространства и рисунок на клетчатой бумаге в тетради становиться для обучающихся не таким и сложным делом. Особый интерес представляют задачи на построение сечений. Сколько раз наблюдаю истертые до дыр ластиком тетради, где сечения и не видно уже, а наглядность построения зависит и от выбора положения точек, который у обучающихся бывает неудачным. И вот здесь на помощь приходит виртуальная лаборатория «Стереометрия» портала «1С:Урок». Материалы лаборатории рассчитаны на использование в начале курса стереометрии. Несколько заданий основаны непосредственно на задачах из п.14 «Задачи на построение сечений» главы 1 учебника «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасяна и др.
Главное отличие этих построений от обычных состоит в том, что на любом шаге построения можно с помощью движков вращения или наклона изменить ракурс изображения и посмотреть, как выглядит конструкция в пространстве, что помогает развить у обучающихся пространственное воображение, позволяет выявить и даже предотвратить ошибки построения, и самое важное – самоконтроль: правильно построенное сечение при вращении будет себя «хорошо вести».
Подготовительная работа к уроку: обучающиеся уже знакомы с понятиями тетраэдра, параллелепипеда, рассмотрены простейшие задачи на построение сечений. В качестве домашнего задания к этому уроку использую видео-урок с портала РЭШ (Российская электронная школа) «Тетраэдр и параллелепипед». Видео-урок (основная часть) позволяет повторить теоретический материал и выполнить построение сечений тетраэдра, куба, параллелепипеда. Проверка практической части этого домашнего задания и выявляет первичные затруднения обучающихся в построении сечений.
Технологическая карта
Этап урока Задачи этапа |
Деятельность |
|
учителя |
обучающихся |
|
1. Мотивация. Самоопределение обучающихся к учебной деятельности. |
Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. |
Настраиваются на деловой темп урока. |
Вводная беседа: Приём «Оратор»: - Что вы уже знаете по теме «Сечение»? - Подберите слова на тему «Построение сечения» … - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! (Не правда ли, звучит как открытие!) |
||
2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены |
Активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Воспроизводят и фиксируют навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения. |
Повторение аксиом стереометрии, следствий из аксиом, взаимное расположение в пространстве прямых и плоскостей, признаки параллельности прямой и плоскости, плоскостей, способы задания плоскостей, понятие многогранников, тетраэдр, параллелепипед, алгоритм построения сечения. |
||
3.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Анализ действий и понимание того, почему именно это действие вызвало затруднения |
Учит детей шаг за шагом анализировать Фиксируют появившиеся затруднения при свои действия. реализации пробного действия либо при его обосновании. Анализируют все свои действия и определяют, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи. |
|
Решение задачи на построение сечения тетраэдра, задаваемое тремя точками на ребрах. Приложение 1 |
||
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений Формулирование конкретной задачи предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена |
Организует работу по поиску способов разрешения проблемы, выбору оптимальных действий, планированию работы. |
Фиксируют в обобщенном виде способ действий. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее. |
Формулируем цель: научиться строить сечения многогранников. Определяем средства: алгоритм построения Определяем способ: повторить алгоритм, выполнить практическое задание |
||
5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Формирование умения применять алгоритм и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей |
Организует деятельность обучающихся по решению задачи. |
Применяют выбранный метод для решения задачи. Проговаривают порядок действий. |
Решение задачи на построение сечения параллелепипеда по трём точкам с использованием параллельности. (отработка алгоритма) Приложение 2
|
||
6.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Усвоение обучающими метода действий при решении типовых задач. |
Организует самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося |
Решают типовую задачу по алгоритму. |
Самостоятельная работа в математическом конструкторе по построению сечения куба по трём точкам. Самопроверка по эталону. Приложение 3 |
||
7.Включение в систему знаний и умений Применить модели действий, которые вызывали затруднение, закрепить изученный материал и подготовить к восприятию следующих разделов предмета |
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. |
Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов. |
Построение сечения куба методом следов. Приложение 4 |
6
8.Осуществление рефлексии Осознание обучающими способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов |
Организует рефлексию. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание. |
Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов. Оценивают свою работу на уроке. |
Рефлексия содержания материала: Приём "Три М": Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Записывают домашнее задание: – карточка на построение сечений параллелепипеда (от простого к сложному), можно выполнить в карточке, можно в Paint (файл рассылается обучающимся). Приложение 5 - №85 учебника (по желанию) |
7
На заключительном четвёртом уроке §4 «Тетраэдр и параллелепипед» будут рассмотрены более сложные построения сечений. В ходе урока использую готовые модели и задания с портала 1С: Урок, но для самостоятельной работы обучающихся задания подготавливаю в 1С: «Математический конструктор».
Возможности программной среды «Математический конструктор» привлекают своей простотой. Интерфейс программы очень прост и уже после краткого знакомства с программой ученики могут работать с «Математическим конструктором». Конструктор можно использовать как дома, так и в школе при различных формах проведения занятий и при различной компьютерной оснащенности, что позволяет изучать материал на основе деятельностного подхода, как при очном, так и при дистанционном обучении.
Цифровая образовательная среда предназначена для информационного сопровождения практически всех видов учебной работы обучающихся. Обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли её активного субъекта, а педагог — в роли организатора коммуникации. Одним из важнейших условий, которые моделирует учитель, является создание для обучающихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблем прошлой деятельности и изменение своей деятельности.
1. 1С: Урок. https://urok.1c.ru/
2. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый и углубл. Уровни/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. бутузов, С.Б. Кадомцева и др.]
3. Геометрия. Поурочные разработки. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
Организаций / С. М. Саакян, В. Ф. Бу тузов.
4. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения». /
Курск
5. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
6. Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения.
https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5635
7. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
9
Приложение 1 |
|
|
|
Просмотреть рисунок (увеличить) можно в графическом редакторе, для этого необходимо: выделить рисунок, вызвать контекстное меню, далее:
- Объект точечный рисунок - Открыть (Изменить)
ИЛИ – открыть двойным щелчком «мыши»
Приложение 2 |
|
|
|
|
Приложение 3 |
|
|
Приложение 4 |
|
|
|
Приложение 5 |
|
Пустой шаблон |
Готовые сечения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.