Методика культурно-досуговой деятельности
Методика подготовки и проведения массовых форм досуга включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения.
Здесь можно выделить 2 критерия: содержание и художественность (драматургическая организация материала).
В каждой массовой форме имеются 4 основных компонента методики:
- содержание;
- композиция;
- набор средств художественного воздействия;
- аудитория, и ее расположение в пространстве.
Наиболее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театрализованные праздники и обряды, т. к. участие в них поможет удовлетворить различные общественные материальные и духовные потребности, побуждающие к деятельности.
При этом специалистам надо знать историю возникновения и развития праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Содержательную основу, подготовку и проведение составляет событие, которому он посвящен. Раскрыть значимость события, донести его до зрителей - цель, стоящая перед специалистами.
Среди массовых форм наиболее популярными и действенными остаются тематические вечера, которые классифицируются по признакам:
по содержанию;
по драматургической композиции материала (митинг, вечер дружбы, вечер отдыха).
МЕТОДИКА 3-Х «ЗАЧЕМ?»
· Зачем это мероприятие мне как организатору?
· Зачем это мероприятие непосредственным участникам действа?
· Зачем это мероприятие тем, кто будет в роли зрителя?
Если ответы на поставленные вопросы пересекаются, лежат в одной плоскости, то данное мероприятие действительно нужно организовать и провести.
В противном случае ваше мероприятие будет проведено только для «галочки».
1. Выбрать форму проведения мероприятия (масс/групп/индивид)
2. Решить, что положить в основу действа – выбранной формы (концерт/игра/беседа);
3. Выбрать название;
4. Определить сюжет:
- зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
- путешествие с приключениями;
- формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
- ведение следствия или раскрытие тайны;
- спасение попавших в беду;
- другое.
5. Определиться с ведущими (с формой конферанса)
6. Определиться с участниками:
- команды;
- отдельные игроки;
- команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока;
- команды формируются заранее;
- команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
- случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
- с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
- все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
- участвуют все поголовно (если игра ролевая)
7. Подобрать конкурсы, задания и аттракционы для своей программы.
8. Определить очередность проведения конкурсов и аттракционов (логику).
9. Определить активизацию зала (работа с залом).
10. Определить жюри:
11. Определить систему начисления баллов и как будет определяться победитель:
- по количеству заработанных очков;
- победителей не будет: главное – участие
- победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
- победителя определит случай (лотерея);
- другое.
12. Заложить систему случайностей.
13. Спроектировать зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.
14. Разработать сценарий.
Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной, игровой программы или конкурса (как формы мероприятия), то можно составить перечень из десяти слов:
1. Участники.
2. Задания.
3. Критерии.
4. Жюри.
5. Призы.
6. Ведущий.
7. Реквизит.
8. Техника.
9. Помещение.
10. Зрители.
Организатору мероприятия необходимо уметь:
· проигрывать в своем воображении выполнение заданий;
· прогнозировать поведение участников действа;
· предполагать несколько вариантов выполнения задания и инструктаж, в связи с этим, ведущего - конферансье;
· предполагать поведение болельщиков и зрителей;
· учитывать реакцию, которую вызовут жюри своим сообщением о набранных конкурсантами /участниками действа баллах;
· обращать внимание на композиционное построение будущего номера (т.е. выполнение задания участниками), на темпоритм номера, время, которое он займет и пространственное расположение всех участников действа.
Требования к подбору конкурсов:
· учёт двигательной активности на протяжении всей программы;
· соответствие возрасту и теме, виду программы и используемому помещению;
· разнообразие по способу организации участников, по подбору движений, по использованию реквизита;
· безопасность заданий и реквизита;
· корректность;
· целесообразность количества и содержания.
Элементы, делающие конкурсную программу праздничной - наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление реквизита, оформления, декораций, эмблем и призов для участников действа.
Особое внимание следует уделить подбору музыки и подготовке средств её трансляции.
Музыкальное сопровождение:
· обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой,
· помогает выполнению физических упражнений,
· заполняет паузы;
· концентрирует внимание;
· сигнализирует о начале и конце задания, игры.
Сценарии конкурсных программ обычно предусматривают выступления детей с показательными номерами. Естественно, здесь не обойтись без подготовки.
Опыт показывает, что на 80% успех конкурсной программы зависит от подготовки и способностей ведущего: он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности.
В сценарий конкурсной программы можно включить сюрпризный момент.
Если программа проводится в помещении, можно применить световые эффекты.
Особое место при подготовки и проведении мероприятия или дела, игры занимает работа с жюри.
Организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри.
В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.).
Так как понимание этих категорий у разных людей разное, следовательно абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.
Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:
1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.
2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.
3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.