Методическая разработка занятия по родному языку "Этика и этикет в электронной среде общения
Оценка 4.8

Методическая разработка занятия по родному языку "Этика и этикет в электронной среде общения

Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык
10 кл—11 кл
17.11.2022
Методическая разработка занятия по родному языку "Этика и этикет в электронной среде общения
Урок родного языка "Этика и этикет в электронной среде общения"
Этика и этикет в электронной среде общения..docx

 

Урок родного языка               

 

Ход занятия                        

Повторение. Найдите синтаксические ошибки в следующих предложениях. Запишите исправленный вариант.

1. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу.

2. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

3. В ближайшее время будет показан новый спектакль, создающийся силами членов школьного драматического кружка.

 

Тема занятия. 

Мы уже достаточно говорили о нормах русского языка. Соблюдение норм – признак грамотного, культурного человека. Кроме этого,   человек должен соответствовать и нормам этикета – правилам поведения. Но общение в последнее время стало приобретать такие формы, каких еще 15-20 лет просто не было. Поэтому тема занятия

Этика и этикет  в электронной среде общения.

1. Правилам поведения в общественных местах учат с детства.

 Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. Вспомните, как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка нам больше никогда не встретятся, — с попутчиками, случайными собеседниками и т. п. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера. Иногда один из участников виртуальной беседы, понимая безнаказанность своего поведения, может оскорбить других, возмутить, разочаровать или просто надоесть им. При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общеизвестными нормами поведения, этикой общения людей.

У сетевого этикета есть свой термин – НЕТИКЕТ.

В 1994 году на свет появилась книга, в которой были записаны десять основных правил нетикета, соблюдение которых заметно облегчит жизнь как вам, так и всем окружающим.

Правило 1. Помните, что Вы разговариваете с человеком. Это одно из самых очевидных и все же  часто нарушаемое правило в сети. Очень многие, к сожалению, забывают, что их собеседник — не компьютер, что за строками  на экране прячется живой человек, которого легко обидеть, и расположение которого, однажды потеряв, может быть очень сложно вернуть.

Правило 2. Старайтесь придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Интернет создает ощущение анонимности, вам кажется, что вам никто ничего не сделает, тем самым появляется заблуждение, что в сети правила поведения не так строги. И всё же необходимо соблюдать этику общения, а также оставаться в пределах рамок закона, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

Правило 3. Помните то, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.

Отсюда следует:   Хорошим является совет первое время, оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. Только после этого вступайте в разговор..

Не стоит  навязывать свои правила и учить сообщество, даже если Вы уверены, что все не правы.

В конце концов, Вы пришли в сообщество,  а не сообщество к Вам.

Правило 4. Уважайте время и возможности других пользователей.

Понятие "возможности" - очень широкое. К возможностям надо отнести и такую характеристику, как скорость соединения с интернетом, провайдер.  Слово "возможности"  уместно использовать также, говоря о физической емкости жесткого диска на удаленном компьютере. И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске).

Да, вы — центр киберпространства Земли (в простонародье - пуп Земли). Вот только другие центры об этом не знают. Не следует ожидать мгновенной реакции на сообщения. Не нужно навязывать себя. Уважайте мнение других и наверняка встретите аналогичное к себе отношение.

Если нашли где то интересную тему и решили ее взять себе и опубликовать, не поленитесь указать источник и автора (если тема авторская). Если выложить под своим именем, это когда-нить обнаружится (всё тайное становится явным) и о вас сложится......не очень лестное мнение.

Правило 5. Сохраняйте лицо. Репутация в Интернете значит ничуть не меньше, чем в реальной жизни.  Если даже на первом этапе знакомства с Интернетом у Вас будетнесколько ников, со временем один из них станет главным, тем, в котором вы себя ощущаете спокойно и надежно, возможно — даже надежнее, чем в паспортом. (Вспомните Нео из “Матрицы”)  Стоит ли  марать свой ник репутацией скандалиста? Выскочки? Невежды? Зануды?

Правило 6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать. Если Вы думаете, что Интернет — самая большая библиотека и хранилище всех возможных знаний, то Вы ошибаетесь - это не так.

В сети появляется только та информация, которая хоть немного представляет выгоду автору. Поэтому всегда могут возникнуть вопросы ответов на которые в Сети нет. Именно люди, с которыми Вы встречаетесь в Сети, могут помочь Вам.

Если вы увидели вопрос и можете на него ответить — ответьте. Если новичок просит у вас помощи — помогите.  Мир становится лучше, когда мы помогаем другим, а мы сами — счастливее.

Правило 7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.  Те, кто в Сети давно, распознают будущий скандал в зародыше и стараются удалиться от него на безопасное расстояние.  Помните, что брызгать слюной, доказывая в своих сообщениях, что собеседник ничего не понимает в данной теме — удел слабых.

Правило 8. Уважайте право на частную переписку. Нет, я не думаю, что  уважаемый читатель лазает по чужим почтовым ящикам и читает чужие письма. Но это правило желательно толковать более широко.

А именно: не распространяйте в Сети личную информацию других людей — реальные имена, адреса, телефоны, фотографии без согласия этих людей. Никогда — ни при каких условиях! — не публикуйте логи ваших разговоров тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких собеседников, если разговор предполагал конфиденциальность.

Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Виртуальное пространство предполагает различный доступ к тем или иным ресурсам, различный уровень знаний и умений в тех или иных вопросах. Обладая преимуществами над другими пользователями, не следует хвастаться  ими, тыкать ими другим в лицо и рассказывать о них на каждом углу. Помните таким образом вы можете унизить своего собеседника.

Правило 10. Будьте снисходительны и прощайте другим их ошибки... ...или хотя бы время от времени вспоминайте, сколько ошибок сделали вы сами.

 

Задание. Из прочитанной лекции выпишите в сжатом виде основные тезисы.

 

 

 

2. У сетевого этикета есть свои особенности.

Во-первых, если вы торопитесь или просто не находите нужных слов, вы можете обойтись…. J. Смайликом.

 

Задание. Всегда ли легко определить эмоции смайлика? Определите значение символов

слезы от счастья эмоджи U+1F602       эмоджи наслаждается едой U+1F60B   задумчивый эмоджи Whatsapp U+1F614

    Во-вторых, по этим же (или иным) причинам вы можете использовать сокращение известных словоформ. Например:

https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fxn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai%2Finformatika_10%2Fur_33%2Fur_33_03.png&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*

В-третьих…А вот теперь о грустном. В последнее время русский литературный язык в сетях стали часто заменять весьма странным языком, который получил название

ОЛБАНСКИЙ ЯЗЫКстиль, основанный на заведомо неправильной орфографии (как слышится, так и пишется).  (запись)

 

У олбанского языка не только своеобразная орфография (если то, что есть, можно вообще считать орфографией), но и пунктуация, и синтаксис.

Если с орфографией решили попроще (как слышится…), то с пунктуацией еще проще – часто ее просто нет. Например:

дань какое дз на зафтра

 

Или:

сидитедома

 

Или еще проще:

С НГ!!!!!

 

Ну и совсем просто:

??

И, наконец,  предельно просто  - J.

Задание. Найти и записать 2-3  примера использования олбанского языка в СМИ.

 

3. Еще раз обратимся к началу лекции:

 

…Вспомните, как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка нам больше никогда не встретятся, — с попутчиками, случайными собеседниками и т. п. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно….

 

И вот тут часто возникает

 

https://proconflict.files.wordpress.com/2010/10/funnycatfight.jpg

 

В лингвистике это называется Интернет-дискуссия или Интернет –полемика. Дискуссия и полемика – это разновидности спора, а спор, как вы понимаете, может возникнуть и на пустом месте. Особенно не видя друг друга.

 

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУССИЙ.

 

Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.

Второе: дискутировать только о том, что Вы знаете, о том же, чего Вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.

Третье: слушать то, что говорит Ваш оппонент.

Четвертое: из того, что говорит Ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.

Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает Ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок...
Помимо той позитивной информации, которую Вы извлекаете из суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки...


Когда Вы приводите аргументы в дискуссии, то помните, что Вы должны приводить не те аргументы, которые убедительны для Вас, а те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии, любой риторической прозы. Человек убеждает самого себя и часто — никого больше. То, что убедительно для вашего собеседника, как раз и вытекает из его речи. Итак, нужно из речей собеседника извлекать позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые в своей собственной речи выражает Ваш собеседник.
Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь разбирать их таким образом, чтобы Вашего оппонента не обидеть, потому что, если Вы его обижаете, Вы тем самым прерываете дискуссию и ничего доказать уже не сможете. Как только Вы проявляете в дискуссии агрессивность, то немедленно прекращается сам по себе речевой контакт. Спор превращается в ругань
.

 

Домашнее задание.  Давайте мы тоже проведем дискуссию:

Интернет: ЗА и ПРОТИВ. (3-4 довода ЗА и столько же ПРОТИВ)

 

 

https://akson.ru/upload/iblock/081/0810d45e1d8c6201e1352dedb3f82f31.jpg


 

Урок родного языка

Урок родного языка

В 1994 году на свет появилась книга, в которой были записаны десять основных правил нетикета, соблюдение которых заметно облегчит жизнь как вам, так и всем…

В 1994 году на свет появилась книга, в которой были записаны десять основных правил нетикета, соблюдение которых заметно облегчит жизнь как вам, так и всем…

Правило 5 . Сохраняйте лицо.

Правило 5 . Сохраняйте лицо.

У сетевого этикета есть свои особенности

У сетевого этикета есть свои особенности

Ну и совсем просто: ?? И, наконец, предельно просто -

Ну и совсем просто: ?? И, наконец, предельно просто -

Первое : не дискутировать, если в этом нет необходимости

Первое : не дискутировать, если в этом нет необходимости

Методическая разработка занятия по родному языку "Этика и этикет в электронной среде общения

Методическая разработка занятия по родному языку "Этика и этикет в электронной среде общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022