Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса"
Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме «Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применение»
Автор работы:
Дебдина Маргарита Анатольевна, преподаватель химии и биологии КГБПОУ «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
ЗАТО г.Зеленогорск, 2020
Пояснительная записка
В современных условиях существенно меняется содержание понятия «профессия». На первый план выдвигается не готовый набор профессионально-технических навыков, базовых знаний предмета, а организационная способность человека «расти» в профессии, умения анализировать свой профессиональный уровень, быстро создавать четкие профессиональные навыки, конструктивно работать в команде, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. [8]
ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком полиглотов, поэтому знание иностранных языков – важнейшее требование к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо профессиональной подготовки. [11] Студенты нашего техникума активно включились в программу чемпионата «Молодые профессионалы» World Skills, где знания английского языка просто необходимы. Поэтому форма бинарных уроков позволяет показать связь между общеобразовательными и профессиональными дисциплинами, даёт возможность интегрирования знаний из разных областей, служит средством повышения мотивации к изучению предметов, так как создает условия для практического применения знаний. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность данной формы урока.
Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, так как они предполагают использование различных педагогических технологий. [6]
Таким образом, методическая цель данной разработки - показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.
Тема «Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применение», которая представлена в методической разработке, – одна из сложных в курсе химии, и отнесена к завершающему разделу в курсе неорганической химии. Объективная сложность и большой объем информации приводит к значительным затруднениям в усвоении материала. С этой проблемой позволяет справиться интегрирование общеобразовательных и профессиональных дисциплин в образовательном процессе, а также применение полученных знаний на практике. [8]
Тема урока: Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применение.
Вид урока: бинарный урок – деловая игра
Тип урока: повторения и обобщения полученных знаний
Междисциплинарные связи: химия, английский язык, профессиональная дисциплина
Цель урока: создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков по теме «Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применение», интеграция знаний из разных областей для решения одной темы.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
Обучения: - стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла; - формировать коммуникативные компетенции. [5]
Развития: - способствовать развитию у обучающихся навыков самообразования; - создать дополнительную мотивацию деятельности для развития потребности в приобретении знаний;
- способствовать развитию умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач. [7]
Воспитания:
- воспитывать интерес к общеобразовательным предметам через связь с профессией; - воспитывать культуру взаимоотношений, умение работать в коллективе. [8]
Методы и приемы обучения:
- Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: беседа, дискуссия)
- Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: работа с образцами и демонстрация)
- Метод контроля (приемы: самостоятельная работа, коллективная работа)
- Метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание трёх учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи);
- Игровые методы (деловая игра) [6]
Технические средства: ПК, проектор
Дидактический материал: см. Приложения
Структура занятия
«Игра – путь людей
к познанию мира»
М. Горький
Среди многочисленных видов деятельности наиболее привычным и доступным для детей и подростков является игра. По определению доктора педагогических наук Г.К.Селевко игра - «это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
«Деловая игра» - игра, соответствующая особенностям подросткового возраста - нацеленности на самоутверждение, ориентации на речевую деятельность. В игре присутствует интерактивная составляющая: учащиеся - члены команды вступают в коммуникацию друг с другом, высказывают свою точку зрения, совместно решают задачи (в данном случае ищут ответы на вопросы). И все это - в условиях лимита времени, что повышает требования к аналитическим (мышление) и репродуктивным (воспроизводство в процессе обсуждения имеющихся знаний) умениям. К тому же, для успеха в игре необходимо подготовиться. А это предполагает работу с литературными источниками, умение выделять главное в тексте, реферировать его. [7]
Игра направлена на формирование общих и профессиональных компетенций студентов. [6]
План проведения деловой игры
I. Вступление (на русском и английском языках) – 3 мин.
II. Основная часть деловой игры:
- разбивка на команды (используется психологический метод «цветных карточек») – 3 мин;
- представление жюри, наблюдателей, помощников (на русском и английском языках) – 3 мин.;
- работа над заданиями (3 задания, по 5 мин. работы над заданиями и 10 мин. – защита заданий, ответы на вопросы) – 25 мин.
III. Заключение – 7 мин.
IV. Подведение итогов (на русском и английском языках) – 4 мин.
Итого: 45 минут.
Описание хода деловой игры
I. Вступление (регламент 3 мин.)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы проводим деловую игру «Металлы. Сплавы. Их характеристика, свойства и применения»
Игра – прекрасная возможность для ее участников проявить себя с самой лучшей стороны и показать свои знания, кругозор, смекалку и творческие способности. Деловая игра – состязание командное, и от того, насколько эффективно будет работать «коллективный разум», насколько каждый игрок команды проявит свои коммуникационные навыки в процессе поиска ответа на вопрос, будет зависеть, какой результат покажет команда. И, конечно, всем игрокам необходимо будет активизировать свое мышление, память и внимание. [5]
(Разбивка на команды, представление участвующих команд, команды садятся за свои игровые столы)
II. Основная часть деловой игры (регламент 25 мин.)
Ведущий: Не сомневаюсь – вы покажете эффективную работу сплоченных команд, которую будет наблюдать наши уважаемые эксперты, они же ваши потенциальные работодатели, один из которых не владеет русским языком, но свободно изъясняется по-английски. Поэтому командам нужно продемонстрировать свои умения общаться с иностранными коллегами и показать свои профессиональные и коммуникативные качества.
(Представление экспертов)
Ведущий: Итак, правила нашей игры.
В игре принимают участие 3 команды (5 человек в команде). Для каждой команды приготовлены по три задания, каждое задание нужно защитить и презентовать на русском и английском языках (английские слова-подсказки будут присутствовать в заданиях).
Первое задание будет одинаковым для всех команд, второе и третье задания будут индивидуальными для каждой команды, но одинаковыми по степени сложности.
Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. В конце игры каждая команда наберет определенное количество баллов. Познакомьтесь, пожалуйста, с системой оценивания: [9]
11 – 12 баллов – оценка «5»;
9 – 10 баллов – оценка «4»;
6 – 8 баллов – оценка «3»;
0 – 5 баллов – оценка «2».
Каждой команде пожелаем успеха, а болельщикам – положительных эмоций.
Задания для команд:
1 задание (3 балла):
Каждой команде выдается таблица, которую нужно заполнить, используя знания предметов: химия, профдисциплина, английский язык
Металлы и сплавы (Metals and alloys)
Физические свойства металлов и сплавов, область их применения
(алюминий, железо, медь, чугун, сталь)
Name Название |
Symbol Символ |
Color Цвет |
Property Свойства |
|
Al |
Silver-white |
Light |
|
C Fe |
Black |
Brittle |
|
Co Ni Cr Mo Fe |
White |
Hard |
|
Cu |
Brownish-red |
Soft |
|
Fe |
Grey |
Hard |
Property – Свойство [1]
Light – лёгкий Hard – прочный Brittle – хрупкий Soft – мягкий
Color - Цвет [3]
Silver-white – серебристо-белый
Black - чёрный
Brownish-red – коричневато-красный
Grey – серый
Область применения [2]
Agriculture - Сельское хозяйство Housekeeping – Домашнее хозяйство
Medicine – Медицина Metallurgy - Металлургия
Machine-engineering – Машиностроение Space - Космос
Aircraft-building – Самолётостроение Ship-building – Судостроение
2 задание (5 баллов):
Командам выдается схема агрегата с индивидуальным заданием.
Задание для первой команды (приложение 1) [7]
Задание для второй команды (приложение 2) [5]
Задание для третьей команды (приложение 3) [12]
1) Назовите область применения данного агрегата.
2) Предложите материал, из которого этот агрегат можно изготовить.
3) Если вы участвуете в международном конкурсе, попробуйте дать объяснения людям, не владеющим русским языком (можно использовать предложенные термины).
3 задание (4 балла):
Командам нужно продемонстрировать умения работать с технической документацией, находить и описывать дефекты на представленных деталях, используя имеющийся список из «Каталога дефектов сварки» на русском и английском языках. [3]
Defect Catalogue
|
There are cracks on the weld surface |
|
Stray arc strikes are present |
|
Surface slag and spatter on the weld surface |
|
Grinding marks on the weld surface |
|
Visual inclusions on the weld surface |
|
Overlap (overall) on the weld joint |
|
Bead widths are not uniform and regular |
Каталог дефектов
|
Трещины присутствуют на сварочном шве. |
|
Есть случайные касания дугой основного металла. |
|
Не весь шлак и брызги удалены с соединения и основного металла. |
|
На поверхности шва следы шлифовки или другой механической обработки с целью его улучшения. |
|
В сварном металле есть включения. (Шлак, флюс, окислы или металлические включения). |
|
Присутствуют наплывы сварных швов. |
|
Заметна разница самой широкой и самой узкой части шва. |
Образцы дефектов сварки (приложение 4)
III. Заключение (на русском и английском языках) - (регламент 7 мин.)
Члены жюри подсчитывают количество баллов каждой команды, студенты отвечают на вопросы теста (приложение 5). Председатель жюри объявляет результат, члены жюри высказывают мнения о работе в группах. Правильные ответы на вопросы теста студенты видят на экране. Баллы переводятся в оценку по 5-бальной шкале.
Оценивание двойное:
а) оценка работы группы;
б) индивидуальное оценивание по результатам тестирования
IV. Подведение итогов (регламент 4 мин.)
Ребята, насколько важной была для вас тема урока?
Какие моменты урока вам были наиболее интересны?
Какие недостатки в своей работе вы могли бы отметить?
Достигли ли мы целей урока?
Домашнее задание (составить словарь технических терминов на русском и английском языках по теме «Металлы и сплавы»)
Информационные источники
1.Бонами Д. «Английский язык для будущих инженеров», Астрель, Москва, 2005г.
2.Голубев А. П. , Балюк Н.В. , Смирнова И. Б. Английский язык: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с. Гриф Минобр.
3. Клементьева Т., Шеннон Д. «Счастливый английский», книга 2, Обнинск, Титул, 2007г.
4. Марченко Т.В. «Английский язык для экономических колледжей». Учебное пособие, Москва, 2007г.
5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008
6. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера: кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская).
7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
8. Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист № 6 2007.
9. http://www.chgk.ru/
10. http://www.priroda-online.ru/gazeta/ doc2790.html.
11. http://www.ecosystema.ru
12. http://ecosoft.iatp.org.ua
Образцы дидактического материала
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Образцы дефектов сварки
Приложение 5
Тест «Металлы и их сплавы»
1. Все металлы и их сплавы делятся на:
o Чёрные, цветные и драгоценные
o Железо и драгоценные
o Железо и цветные
o Чёрные и цветные
2. Свойство металла или сплава, не разрушаясь, воспринимать воздействия внешних сил это:
o Твёрдость
o Ударная вязкость
o Прочность
o Плотность
3. Чугун это:
o Сплав железа с углеродом, содержащий более 2% углерода
o Сплав железа с углеродом, содержащий менее 2% углерода
o Сплав железа с водородом, содержащий более 2% углерода
o Чистое железо
4. Сталь это:
o Сплав железа с водородом, содержащий до 2,1% углерода
o Сплав железа с углеродом, содержащий менее 2,1% углерода
o Сплав железа с углеродом, содержащий более 2,1% углерода
o Сплав железа с углеродом, содержащий менее 2% углерода
5. В зависимости от химического состава стали делятся:
o Углеродистые и легированные
o Конструкционные и инструментальные
o Серые, легированные, специальные, ковкие, высокопрочные
o Простые и сложные
6. В зависимости от назначения углеродистые стали разделяется на:
o Углеродистые и легированные
o Конструкционные и инструментальные
o Серые, легированные, специальные, ковкие, высокопрочные
o Простые и сложные
7. Свойства углеродистой стали зависят от:
o Примесей
o Содержания легирующих элементов
o Содержания легирующих элементов и примесей
o Содержания углерода
8. К цветным металлам относятся:
o Медь, алюминий, олово, цинк, железо
o Медь, алюминий, олово, цинк, чугун, золото
o Медь, алюминий, олово, цинк, чугун, золото, серебро
o Медь, алюминий, олово, цинк, серебро
9. Сплавы металлов получают путём:
o Смешивания одного металла с другими или металла с неметаллическими элементами
o Добавления одного металла к другим или к металлу неметаллических элементов
o Сплавления одного металла с другими или металла с неметаллическими элементами
o Сварки нескольких металлов с другими металлами
10. Цели получения сплавов:
o Экономия расхода чистых металлов
o Получение материалов с нужными свойствами
o Получение более дешевых материалов
o Получение очень прочных материалов
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.