Методическая статья: «Изучение и закрепление слов в слабой позиции»

  • doc
  • 19.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая статья по изучению и закреплению слов в слабой позиции.. Словарные слова.doc

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Развитие»

Кировского района г. Волгограда

 

 

 

 

 

 

 

Методическая статья:

«Изучение  и закрепление слов

в слабой позиции»

 

 

 

 

 

 

Косенко Ирина Александровна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

Волгоград 2020

 

 

Работа над словарными словами

 

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!



          Ворона  и собака, воробей  и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. 
         Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"? 
        Словарные слова – это одна из трудностей,  с  которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Значит, его надо запомнить.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 
        Я хочу предложить
эффективный дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка, который сделает процесс запоминания слов интересным и непроизвольным.

       Возьмём для примера следующую группу для  1 класса и покажем на ней этапы работы над словарными словами:

  воробей                      

  ворона                        

  сорока

  корова

 

 

Первый этап: знакомство со словом и его значением.

 В первый день недели учащиеся знакомятся с группой слов.  Знания не даются в готовом виде, поэтому для предъявления слов можно использовать  ребусы (дети любят отгадывать ребусы).  При  разгадывании ребусов дети самостоятельно производят буквенный анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию написания слов с непроверяемыми  орфограммами. Учитывая  возрастные  и психологические  особенности  младших школьников, я стараюсь привлечь их внимание  загадками, играми, ребусами, яркой наглядностью.  Если слово оказалось трудным  для запоминания, то провожу прием «усиления» орфограммы (делаю ее яркой).

 В этот день для  читающих детей можно дать  индивидуальное исследовательское задание на дом: приготовить сообщение о происхождении (этимологии) конкретного  слова.

 

Отгадай слова, зашифрованные в ребусах. Запиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни  орфограммы.  

 

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=638236567-13-72&n=21

 

_____________________________________________ 

 

 

 

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/742/741677/741677_html_5bc624da.png

 

_______________________________________

 

 

 

 

____________________________________________________ 

 

_____________________________________________________________________________ 

 

____________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

  

  2. Собери слоги.


бей,  во,  ро     (воробей)       ______________________
ро, во, на  (ворона)                ______________________
со, ка, ро,  (ласточка)            ______________________

ва,  ро, ко,   (корова)              ______________________

 

____________________________________________________________             

 

Второй  этап: закрепление написание словарных слов

 

На втором уроке  следующий этап:  вставить пропущенные буквы. Посчитайте, сколько в слове звуков, и соедини их линией с нужным числом. Это задание дается, чтобы дети еще раз обратили внимание на несовпадение звучания и написания безударных гласных. В 1-м классе на этом этапе на уроках русского языка  часто использую игровые задания.

 

2.Вставить пропущенные буквы.  Разделите на слоги, поставьте ударение.

в..р..бей                                               

в…р…на                                             

с..р..ка                                                 

в..р..на                                                 

3. Слог потерялся. 

Слова спокойно жили в книжке, 
Но книжку вдруг погрызли мышки. 
От слов  середку  откусили, 
Из книжки в норку утащили.

в

 

бей

с

ка

к

ва

в

на

 

                                         

Можно на этом уроке  предложить в качестве дополнительного  задания на дом  найти пословицы, поговорки, книги об этих птицах и животном. А на следующем уроке этот материал послужит основой для создания кластера

Третий этап: правильность и осознанность написания слов

На этом этапе использую многократное повторение слов. Подбираю разнообразные упражнения, например,  разгадать загадки. Ведь практически каждая загадка, а особенно если речь идет о народных загадках, не только развивает мышление ребенка, но и воспитывает нравственность и эстетический вкус  наших деток. Еще одна важная задача этих маленьких по объему строчек – это развитие у малыша чувства юмора, что также очень и очень важно. Используя загадки при проведении словарной работы, я   мотивирую  детей на запоминание слов; отгадки предъявляю в виде слов с пропущенными буквами, что также способствует зрительному запоминанию слов, затем – проговаривание слов-отгадок, деление на слоги. Такая комплексная работа дает положительные результаты.

 

Прочитай загадки и соедини линией с отгадкой.  Вставь  пропущенные буквы.  Слова – отгадки раздели на слоги. Подчеркни  слова, которые начинаются с глухого согласного звука.

Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет крохи собирает,
По полям ночует коноплю ворует.                                                         С..р..ка

 

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?                                                                                                   В…р…бей

 

 Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?                                                                    В..р..на

 

 

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.                                                                                                     К..р..ва


 

Четвертый  этап: контрольный

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова.

На этом этапе я использую дидактический прием «какографию»:  умышленно ошибочное  написание. А так же  применяю еще один эффективный метод словарной работы – составление  словосочетаний  с изучаемым словом. А из словосочетаний дети потом составляют предложения. Этот вид работы направлен не только на запоминание трудных слов, но и на развитие речи, обогащение словарного запаса.

 

1.Исправь ошибки. Слова из первого столбика соедини линией с подходящим словом второго столбика.

 

варабей                                                крикливая

карова                                                 красногрудый

 сорока                                                 игривый

в…рона                                                белый

                                                             маленькая

 

 

     2. Используя   данные  словосочетания,  составьте  предложения.

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

 

     3. Исправь ошибки.  Запиши текст.

Зимой

        Настала зема.   Кругом пушыстый снек.  На окнах узоры. вот кармушка для птиц.  У зины и лизы крошки хлеба. Они кормят варабьев,  снигирей.

 

Пятый  этап: итоговый

Синтаксические упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. Задания вида « составьте  и  запишите   предложения  из  слов»   формируют  умение   связывать слова по смыслу и грамматически, определять правильный порядок слов в предложении.

 

1. Составьте  и  запишите  предложения  из  слов  каждой  строчки. Подчеркни главные члены предложения.

ущипнула,  Дружка,  в..р..на,  хвост,  за

_____________________________________________________________

в..р..бей,  зачирикал,  на,  веселей,  крыше

_____________________________________________________________

к,  сн..гирь,  подлетел,  раме,  оконной

_____________________________________________________________

по,  леб..дь,  плывет, реке

______________________________________________________________

      в,   гараже,  свили,  гнездо,  л…сточки

     ______________________________________________________________

 

     Эффективность системно - деятельностного подхода  к изучению непроверяемых написаний подтверждается результатами словарных диктантов. Результаты вносятся в таблицу.

 

Итоги контрольных  словарных диктантов

( 2-4 классы)

 

Дата

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

Приложение

Словарь для справок ( 1-2 класс)

 

1 группа                    2 группа                3 группа         4 группа

воробей                      заяц                          берёза              быстро

ворона                        корова                      орех                 весело

ласточка                     курица                     природа           много

лебедь                         лисица                    рябина              надо

снегирь                       лошадь                    салат                сегодня

                                    щенок                      урожай             сейчас

                                    ящерица                  огород              секунда

                                    стрекоза                  малина

                                    лягушка                   поляна

5 группа                      6 группа                 7группа         8группа

девочка                        календарь              ветер                Москва

дежурный                    четверг                   мороз              столица

мальчик                        неделя                    конец              идти

народ                            суббота                  сеанс               трамвай

сторож                          четверть                телевизор        фамилия

человек                         перемена               экран               честный

шофёр                           пословица             эстрада           секрет

юный                            один      

9 группа                          10 группа               11 группа

карандаш                        колготки                 ворота

алфавит                           коньки                    город            

задача                              кружево                  деревня

алфавит                           обувь                      комната

вопрос                             одежда                   лестница

основа                             пальто                     лопата

ответ                               полотенце               окно

предмет                           пуговица                улица

строка                              рукав                      фонарь

абзац                                шарф                      асфальт

12 группа                      13 группа               14 группа

стакан                            голос                        йод

тарелка                          диалог                      простуда

творог                            до свидания            рецепт

урожай                           здравствуйте          монета

эскимо                           монолог                   начало

желток                           праздник                 сколько

молоко                           привет                     скоро

мороженое                    спасибо                    хорошо

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РУССКИЙ

 ЯЗЫК

1 КЛАСС                                                              РАЗРЕЗНЫЕ КАРТОЧКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадай слова, зашифрованные в ребусах. Запиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни  орфограммы.  Распредели слова в две группы.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=638236567-13-72&n=21                                   ____________________________

http://www.igraza.ru/images/stories/135.png__________________________________

http://allforchildren.ru/rebus/rebus2/2-003.gif _________________________________

 

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/742/741677/741677_html_5bc624da.png __________________________________________

 

текст при наведении________________________________________

 

__________________________                          _____________________________

__________________________                          _____________________________

__________________________                          _____________________________

__________________________                          _____________________________

2.Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.

в…р…б…й                      в…р…н…                     л…ст…чк..                   

л…б…дь                           сн…г…рь                      

 

     1. Собери слоги.
бей,  во,  ро           ______________________
ро, во, на                ______________________
чка,  ла, сто,           ______________________

бедь,  ле                  ______________________

гирь,  сне                ______________________

2.Вставить пропущенные буквы. Посчитай, сколько в слове звуков, и соедини их линией с нужным числом.

в..р..бей                                                7

леб..дь                                                  6

ласт…чка                                             9

в…рона                                                8

сн…гирь                                              5

                                                            

3. Слог потерялся. 

Слова спокойно жили в книжке, 
Но книжку вдруг погрызли мышки. 
От слов начала откусили, 
Из книжки в норку утащили.


...... рона 
... … робей
...  …гирь

 

 

                                             

Можно на этом уроке  предложить в качестве дополнительного  задания на дом  найти пословицы, поговорки, книги об этих птицах.

 

 

 

 

 

 

Прочитай загадки и соедини линией с отгадкой.  Вставь  пропущенные буквы.  Слова – отгадки раздели на слоги. Подчеркни  слова, которые начинаются с глухого согласного звука.

Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет крохи собирает,
По полям ночует коноплю ворует.                                                         Леб…дь

 

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?                                                                                                   В…р…бей

 

 Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?                                                                    Ласт…чка

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!                                                                                  Сн…гирь

 

 

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.                                                                                     В....рона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Слова из первого столбика соедини линией с подходящим словом второго столбика.

 

в..р..бей                                                крикливая

леб..дь                                                  красногрудый

ласт…чка                                             игривый

в…рона                                                белый

сн…гирь                                              маленькая

 

     2. Используя   данные  словосочетания,  составьте  предложения.

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

 

     3. Исправь ошибки.  Запиши текст.

Зимой

        Настала зема.   Кругом пушыстый снек.  На окнах узоры. вот кормушка для птиц.  У зины и лизы крошки хлеба. Они кормят варабьев,  снигирей.

 _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

1. Составьте  и  запишите  предложения  из  слов  каждой  строчки. Подчеркни главные члены предложения.

ущипнула,  Дружка,  в..р..на,  хвост,  за

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в..р..бей,  зачирикал,  на,  веселей,  крыше

_____________________________________________________________

к,  сн..гирь,  подлетел,  раме,  оконной

_____________________________________________________________

по,  леб..дь,  плывет, реке

______________________________________________________________

      в,   гараже,  свили,  гнездо,  л…сточки

     ______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература

Агеева И.Д. Занимательный словарик.-  СПб: Изд-во  «СОЮЗ»,1999.

Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя. – М., 1991.

Дубовец З.А. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная  школа – 2004, - № 3.

Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2003.

Чутко И.Я. Занков вчера, сегодня, завтра. // Начальная  школа – 2004, - № 6.

 www. zagadki.tel