МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА
«Возрастные особенности учащихся.
Приемы положительного воздействия на личность»
Цель: повысить
компетентность педагогов по вопросам возрастных особенностей
учащихся на разных этапах их возрастного развития.
Задачи:
- раскрытие психологического и физиологического содержания возрастных особенностей учащихся;
- ознакомление педагогов с наиболее эффективными приемами положительного воздействия на личность учащегося в процессе организации образовательного процесса.
-
Участники: педагоги МБУДО «ДПШ».
Место проведения: МБУДО «ДПШ».
Материалы и оборудование: столы, стулья, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Слайд 1.
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
(Педагогам предлагается дать определение понятию «возрастные способности»)
Слайд 2.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Л.С. Выготский установил четыре основных закона – четыре особенности детского развития:
1. Цикличность.
Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.
2. Неравномерность развития.
Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.
3. «Метаморфозы».
Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.
Один из принципов дидактики – это учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы педагога должны быть ориентированы на детей конкретного возраста).
Именно от того, правильно ли педагогом выбраны методы, принципы, формы работы с детьми разного возраста, репертуар (в объединениях художественной направленности), задания, удачно ли построено содержание педагогической деятельности, зависит результат и сохранность числа учащихся учебной группы.
Прежде, чем составлять план работы на год, создавать образовательную программу, педагогу полезно познакомиться с возрастными особенностями детей разного возраста. Ведь то, что подходит дошкольнику, не годится применительно к подростку. А младший школьник отличается от подростка среднего школьного возраста.
Дошкольный возраст. Общая характеристика
Слайд 3.
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).
Слайд 4.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет» (наступает с 1,5 до 3 лет), когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Период 5-6 лет связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы - помощники педагога, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)
В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.
Младший школьный возраст. Общая характеристика
Слайд 5.
Теоретическая часть:
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Психологи обращают внимание на кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет), когда ребёнка возникает потребность заниматься чем-то социально значимым, ему уже хочется не только играть, но и учиться. В этот период дети начинают ощущать свою «взрослость» и с нетерпением ждут школы.
Слайд 6.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Игра постепенно теряет главенствующую роль в жизни ребенка, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. Он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Особое значение имеют отношения со взрослым. Педагог — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Педагог выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
Происходит смена референтной группы (социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций).
5. Происходит смена распорядка дня.
6. Укрепляется новая внутренняя позиция.
7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.
Основные новообразования младшего школьного возраста:
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия
Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.
Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать педагога и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Слайд 7.
Приемы взаимодействия с младшим школьником:
1 |
Безусловное принятие |
1 |
это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. |
2 |
Активное слушанье |
2 |
это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. |
3 |
Поощрение самостоятельности |
3 |
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. |
4 |
Поддерживание успеха
|
4 |
Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось или нет). Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи. |
5 |
Доверительное общение |
5 |
Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. |
6 |
Дифференцированное обучение |
6 |
Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Не требуйте от ребенка невозможного, лучше посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ребенка обстановке. |
7 |
Позитивное общение |
7 |
Используйте в повседневном общении приветливые фразы. |
Приемы взаимодействия с младшим школьником
1 |
Безусловное принятие |
|
Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Не требуйте от ребенка невозможного, лучше посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ребенка обстановке. |
2 |
Активное слушанье |
|
Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось или нет). Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи. |
3 |
Поощрение самостоятельности |
|
Используйте в повседневном общении приветливые фразы. |
4 |
Поддерживание успеха
|
|
Это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. |
5 |
Доверительное общение |
|
Это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. |
6 |
Дифференцированное обучение |
|
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. |
7 |
Позитивное общение |
|
Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. |
Приемы взаимодействия с младшим школьником
1 |
Безусловное принятие |
|
Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Не требуйте от ребенка невозможного, лучше посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ребенка обстановке. |
2 |
Активное слушанье |
|
Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось или нет). Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи. |
3 |
Поощрение самостоятельности |
|
Используйте в повседневном общении приветливые фразы. |
4 |
Поддерживание успеха
|
|
Это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. |
5 |
Доверительное общение |
|
Это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. |
6 |
Дифференцированное обучение |
|
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. |
7 |
Позитивное общение |
|
Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. |
Практическая часть: ситуация 1.
У одного из учащихся родилась маленькая сестренка. Вы заметили, что мальчик не торопиться идти домой. После разговора с ним он признался, что не хочет идти домой, так как ревнует родителей к малышке и считает, что стал «ненужным». Как помочь мальчику, и есть ли необходимость в разговоре с родителями?
Вариант разрешения ситуации 1.
Такие ситуации нередкость.
Педагогу необходимо пообщаться с мальчиком, успокоить, разъяснить ситуацию, объяснить, что не надо ревновать родителей к маленькой сестричке, а лучше помогать родителям во всём. Тогда вместе им будет легче.
Потом должен состояться разговор с родителями мальчика о сложившейся ситуации, убедить их в том, чтобы они больше уделяли внимание своему сыну. д.) Им нужно объяснить, что со старшим ребёнком важно сохранить те же отношения, которые были до появления на свет второго ребёнка.
Ведь если, к примеру, родители перестают
гулять на улице со старшим как обычно, читать ему на ночь сказки или даже
целовать в щечку утром после пробуждения, ребенок непроизвольно найдет
«виновника» этих изменений в лице своей младшей сестрички. А это уже
прямая дорога к неоправданной мести крохе за «похищение родительской любви».
Важно предоставлять старшему
ребенку возможность гордиться своей зрелостью по сравнению с новорожденным, и
напоминать ему о неудобствах младенчества, хвалить его много и преувеличенно.
Ведь если в тебя верят, так хочется оправдать ожидания! Посоветовать
им чаще говорить мальчику о своей любви к нему, привлекать старшего
к уходу за младшим (вместе с родителями гулять. купать малыша и т
Педагогу нужно постараться посодействовать сближению родителей с сыном. Чаще обращать на него внимание, общаться, задавать вопросы, как дела дома, подбадривать, давать поручения: "Узнай у мамы...")
Можно провести беседу в группе "Мой младший брат или сестрёнка". Пусть дети расскажут о своих сестрёнках и братишках. Обратить внимание, что как хорошо иметь в семье младшего.
Средний школьный возраст. Общая характеристика.
Слайд 8.
Теоретическая часть
Средний школьный возраст (от 11 до 15-16 лет) - переходный от детства к юности, и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Психологи обращают внимание на пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет). Суть подросткового кризиса в том, что человек физически уже не ребёнок и ощущает себя взрослым (мальчик становится юношей, девочка – девушкой), но общество всё ещё относится к нему как к ребёнку (он не обеспечивает себя материально, у него ещё нет профессии).
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Слайд 10.
Стоит обратить внимание педагога на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если педагог создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте ребятам нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Педагогу необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Детям будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать мероприятия, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с подростками, педагог должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «группа».
Педагогу необходимо знать и учитывать в организации воспитательной работы, что ведущей деятельностью подростков является общение, личностным новообразованием подростков - способность к идентификации (формирование социально значимых свойств личности. Слово «идентичность»(identity)- одинаковость, тождество.
Развитие способности к идентификации дает детям возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.
Слайд: 10.
Самооценка:
Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Подросток выбирает себе «эталон» и стремиться быть похожим на него. Помощь педагога вы формирование самооценки подростка:
P выделять позитивные качества, а не только негативные;
P снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что «эталоны» (взрослые) тоже ошибаются;
P оказывать эмоциональную поддержку.
Практическая часть: ситуация 2.
Мама одной учащейся озадачена тем, что ее дочь общается не с одноклассниками, а с учащимися намного старше себя. Дочь стала скрытной, вечерами задерживается. Мама обращается к вам за советом.
Вариант разрешения ситуации 2.
Я думаю, что это явление "трудного" переходного возраста. Девочки взрослеют несколько раньше, поэтому они практически всегда выглядят старше своих ровесников и стараются встречаться с учащимися старше. В этот период ребёнок прежде всего борется за “физическое” и психологическое отделение от родителей, за свою независимость. Он становится скрытным, у него появляются свои секреты. Он подолгу, зачастую ночью говорит по телефону и очень сердится, если кто-либо мешает ему. Он не принимает советов от родителей и с трудом переносит любое вмешательство в свою жизнь. В подростковый период на первый план выходит мнение и оценка значимой группы сверстников. Любая точка зрения взрослого перепроверяется, подвергается критике или отвергается. И это родители должны очень чётко представлять.
Подростки - это еще дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. И их потребности - это еще потребности детей. И им также (а может еще больше) необходимо знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, что о них заботятся, что они кому-то небезразличны.
В основе прочных взаимоотношений с ребенком лежит безусловная любовь, не зависящая от качеств и особенностей ребенка. "Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием" Спиноза.
Если ребёнок общается со старшими ребятами, необходимо выяснить:" Почему?" Может быть дочь не получает достаточного внимания со стороны родителей. Учитель может посоветовать маме, больше общаться с дочерью, приглашать в гости её друзей, вместе выезжать на экскурсию, сходить в кино, поговорить на интересующие дочь темы.
Старший школьный возраст. Общая характеристика.
Слайд 11.
Теоретическая часть
Старший школьный возраст (от 16-17 до 18 лет) – это переход от подросткового к раннему юношескому возрасту.
Психологи обращают внимание на кризис 17 лет (наступает с 16 до 18 лет). Кризис 17 лет совпадает со временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков может быть служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптацией к новым условиям жизни, поиску своего места в ней.
Слайд 13.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Личностное новообразование - это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В группах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Много внимания в работе со старшеклассниками педагог должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины.
Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
Практическая часть: ситуация 3.
Учащаяся (17 лет) рассказала вам, что у нее есть большое желание связать свою жизнь с искусством (учиться на дизайнера), но ее мама настаивает, чтобы дочь пошла по ее стопам (мама работает экономистом). Девочка очень расстроена этим фактом и не знает, что же ей делать.
Вариант разрешения ситуации 3.
Ребёнок - это личность, у которой есть свои интересы, свой взгляд на мир. Очень хорошо, что к моменту окончания школы девочка чётко знает, что она хочет.
Не секрет, что каждому родителю хочется, чтобы их
ребёнок вырос успешным, выбрал достойную профессию, нашёл себя в любимом
деле...
Навязывать ничего не нужно. А вот
разглядеть способности и своевременно направить их в нужное русло - это уже
залог успеха.
Часто родители мечтают, чтобы их дети были богатыми адвокатами, а не нищими портными. Но они забывают, что хороший портной может заработать намного больше и быть намного счастливее, чем плохой адвокат!
Главное, чтобы ему нравилась его профессия и чтобы он в ней состоялся как высококлассный специалист. Не место красит человека, а человек место!
Учительница должна деликатно убедить маму, что ребёнок имеет право прожить свою жизнь, сам сделать свой жизненный выбор и самостоятельно реализовать свои способности. Задача мамы - помогать в осуществлении планов дочери.
Необходимо побеседовать с мамой, объяснить, что лучше быть хорошим дизайнером, чем плохим экономистом!
Возможно надо раскрыть родителям глаза на талант ребенка и объяснить, что получив нежеланную профессию, он необязательно будет работать, а всю жизнь маяться. Человек должен быть успешен в том, что ему по душе.
Работа педагога с учащимися
Слайд 14.
Психолого-педагогические приемы взаимодействия с учащимися:
— Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и учащимся, установлению душевного контакта.
— Приемы, способствующие формированию у учащегося правильного поведения.
— Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов учащегося.
Слайд 15.
Созидательные приемы:
P проявление доброты, внимания, заботы;
P просьба;
P поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
P поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
P награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
P поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
P помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
P ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
Слайд 16.
P если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;
P всегда учитывайте состояние ребенка;
P не унижайте ребенка;
P соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
P «авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
P прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты.
Слайд 17.
Приемы, способствующие формированию у учащегося правильного поведения:
P Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
P Доверие.
P Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
P Вовлеченность в интересную деятельность.
P Пробуждение гуманных чувств.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов учащегося:
P Опосредование. Педагог достигает желаемых изменений в поведении учащегося не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
P Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок учащегося, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учащимся не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение ребенка. В этом суть флангового подхода.
P Активизация сокровенных чувств учащегося. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/11/03/prezentatsiya-k-pedsovetu-vozrastnye-osobennosti
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.