Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.11.2019
В своём выступлении я отметила, что уровень образованности человека невозможен без качественной подготовки. Рассказала о методической компетентности и четырех её уровней. Определила сущность психолого-педагогической компетентности в несколько этапов. Предложила рекомендации учителям-предметникам. Закончила своё выступление словами, что каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться и развиваться.
Выступление на педагогическом совете Игнатухина И.И.
Методическая и психологическая компетентность
как средство развития учительского потенциала
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение
темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о
которой сама школа мало что знает. Иными словами, основным непосредственным результатом
образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей
школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в
ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера
деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать
самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет,
чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без
качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей,
обладающих профессиональной компетентностью.
Структура профессиональной компетентности учителя включает в себя следующие
компоненты:
научнотеоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками,
необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
методическая компетентность (владение методами и способами организации
педагогического процесса);
психологопедагогическая компетентность (знание и учет психологических и
возрастных особенностей учащихся);
профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей
профессиональной деятельности).
Более детально остановлюсь на понятии «методическая компетентность» и
«психологическая компетентность», которые приобретают в последнее время все большую
актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном
потоке разного рода информации.
Методическая компетентность – это,
вид профессиональной
компетентности, вовторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний,
умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной
деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов
оперирования с педагогическими объектами.
вопервых,
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
методическая информированность (образованность) – естественные и
приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности,
проявляющиеся в стандартных ситуациях;
методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную
деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 1 Выступление на педагогическом совете Игнатухина И.И.
методическое творчество – способность решения профессиональных задач в
нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
методическое искусство как высшее проявление компетентности.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо
создать для учителей ряд условий:
современная информационная образовательная среда учебного заведения;
модернизация системы методической работы учебного заведения;
профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое
мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба
включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностносмысловой и эмоционально
волевой аспекты.
учителя рассматривается,
Психологопедагогическая компетентность
как
способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность
осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры:
постановка целей и задач; способы воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие
решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно
воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с
последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития у школьников выбор
средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности
и поведения.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами
образования четко определена сущность психологопедагогической компетентности учителя,
которая включает в себя:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его
способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках
предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий
индивидуального подхода в работе с ним;
осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми
учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между
учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения
содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к
профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей
собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого
себя, чтобы повысить качество своего труда.
Формирование психологопедагогической компетентности проходит в несколько этапов.
1 этап. Выявление уровня психологопедагогической компетентности учителя
(диагностирование,
педагогической компетентности).
МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 2
определение путей совершенствования психолого
тестирование, Выступление на педагогическом совете Игнатухина И.И.
2 этап. Механизмы развития психологопедагогической компетентности педагога
(самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в
педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя.)
3 этап. Анализ деятельности учителя
(обобщение опыта,
профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности).
разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
Рекомендации учителямпредметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в
выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с
учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях
выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим,
критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна
быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя
сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь
признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные
работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных
особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец,
хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты,
благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его
здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности
пятиклассника в течение дня, недели.
МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 3 Выступление на педагогическом совете Игнатухина И.И.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и
связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная
активность и т.д.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к
учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня
педагог человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися,
готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития
творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества,
заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется
его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием,
самосовершенствованием, компетентностью.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная,
методическая, психологопедагогическая подготовка), творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и
искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие учительского
потенциала,
Личностное и
профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразования и
саморазвития.
профессиональное развитие.
уровень квалификации,
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох
тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь
профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 4
Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.