Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Оценка 4.7

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.11.2019
Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
В своём выступлении я отметила, что уровень образованности человека невозможен без качественной подготовки. Рассказала о методической компетентности и четырех её уровней. Определила сущность психолого-педагогической компетентности в несколько этапов. Предложила рекомендации учителям-предметникам. Закончила своё выступление словами, что каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться и развиваться.
мет.и псих.компетентность, педсовет, 04.03.19.docx
Выступление на педагогическом совете                                                              Игнатухина И.И. Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной   деятельности   становится   формирование   ключевых   компетентностей школьников. Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной   подготовки   квалифицированных   специалистов,   прежде   всего,   учителей, обладающих профессиональной компетентностью.  Структура   профессиональной   компетентности   учителя   включает   в   себя   следующие компоненты:  научно­теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);  методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);  психолого­педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);  профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности). Более   детально   остановлюсь   на   понятии   «методическая   компетентность»   и «психологическая   компетентность»,   которые   приобретают   в   последнее   время   все   большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации.  Методическая   компетентность –   это,   вид   профессиональной компетентности,   во­вторых,   данный   вид   компетентности   включает   в   себя   систему   знаний, умений   и   навыков,   необходимую   для   эффективного   осуществления   профессиональной деятельности   учителя,   и,   наконец,   третье   составляющее,   оптимальные   сочетания   методов оперирования с педагогическими объектами.   во­первых, В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:  методическая   информированность   (образованность)   –   естественные   и приобретенные   в   процессе   методической   подготовки   свойства   и   качества   личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;  методическая   грамотность   –   готовность   выполнять   профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами; МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 1 Выступление на педагогическом совете                                                              Игнатухина И.И.  методическое   творчество   –   способность   решения   профессиональных   задач   в нестандартных ситуациях и нестандартными способами; методическое искусство как высшее проявление компетентности.   Для   достижения   более   высокого   уровня   методической   компетентности   необходимо создать для учителей ряд условий: современная информационная образовательная среда учебного заведения; модернизация системы методической работы учебного заведения; профессиональная позиция учителя.    Часто   отождествляют   понятия   «методическая   компетентность»   и   «методическое мастерство».   И   это   не   случайно,   ведь   эти   понятия   связаны   смысловым   единством   и   оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно­смысловой и эмоционально­ волевой аспекты. учителя   рассматривается, Психолого­педагогическая   компетентность    как способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять   педагогическую   деятельность   во   всей   полноте   ее   психологической   структуры: постановка целей и задач; способы воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно­ воспитательный   процесс   с   учетом   перспектив   развития   и   деятельности   самих   учащихся   с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития у школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.    В   модели   профессиональной   компетентности   учителя   в   соответствии   со   стандартами образования четко определена сущность психолого­педагогической компетентности учителя, которая включает в себя: осведомленность   учителя   об   индивидуальных   особенностях   каждого   ученика,   его способностях,   сильных   и   слабых   сторонах   характера,   достоинствах   и   недостатках предшествующей   подготовки,   которая   проявляется   в   принятии   продуктивных   стратегий индивидуального подхода в работе с ним; осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между учителем   и   группами,   учителем   и   учащимся,   знание   того,   в   какой   мере   процессы   общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов; осведомленность   учителя   об   оптимальных   методах   обучения,   о   способности   к профессиональному   самосовершенствованию,   а   также   о   сильных   и   слабых   сторонах   своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда. Формирование психолого­педагогической компетентности проходит в несколько этапов. 1 этап. Выявление уровня психолого­педагогической компетентности учителя (диагностирование, педагогической компетентности). МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 2   определение   путей   совершенствования   психолого­   тестирование, Выступление на педагогическом совете                                                              Игнатухина И.И. 2 этап. Механизмы развития психолого­педагогической компетентности педагога (самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в педсоветах,   семинарах,   конференциях,   участие   в   исследовательских   работах,   создание собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя.) 3 этап. Анализ деятельности учителя (обобщение   опыта, профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности).   разработка   рекомендаций   по   дальнейшему   совершенствованию Рекомендации учителям­предметникам 1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2.   Не   перегружайте   учеников   излишними   по   объему   домашними   заданиями,   дозируйте   их   с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе. 5.   На   заседаниях   методических   объединений,   классных   и   общешкольных   совещаниях выработайте   единые   требования   к   учащимся   (соблюдайте   единый   орфографический   режим, критерии оценок). 6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 9.   Замечайте   положительную   динамику   в   развитии   каждого   отдельного   ученика   (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 12.   Не   создавайте   психотравмирующих   ситуаций   при   выставлении   оценок   за   контрольные работы,   за   четверть   и   т.   д.,   выставляйте   оценки   не   формально,   а   с   учетом   личностных особенностей и достижений каждого ученика. 13.   Наряду   с   оценкой   чаще   используйте   положительные   оценочные   суждения   («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 14.   Используйте   систему   поощрений,   а   именно:   фотографии   лучших   учеников,   грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 16. Не допускайте педагогического манипулирования. 17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. 19.   Учитывайте   в   планировании   учебной   работы   динамику   умственной   работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 3 Выступление на педагогическом совете                                                              Игнатухина И.И. 20.   Учитывайте   индивидуальные   психологические   особенности   ребенка:   темперамент   и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. Образовательные   стандарты   нового   поколения   предъявляют   высокие   требования   к учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов   к   сотрудничеству   и   открыт   для   общения,   способный   создавать   условия   для   развития творческих   способностей,   учить   самостоятельно   мыслить,   выявлять   самые   лучшие   качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его   профессиональной   пригодностью,   профессиональным   самоопределением,   саморазвитием, самосовершенствованием, компетентностью.  Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая,   психолого­педагогическая   подготовка),   творчества   (творчество   отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие учительского потенциала,   Личностное   и профессиональное   развитие   находится   в   прямой   зависимости   от   самообразования   и саморазвития.   профессиональное   развитие.   уровень   квалификации, Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот   учитель,   который   не   учится   или   учится   мало».   И   с   ним   трудно   не   согласиться,   ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие. МБОУ «Густомойская СОШ», 04.03.2019Страница 4

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала

Методическая и психологическая компетентность как средство развития учительского потенциала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019