Методическая копилка по современным технологиям в химическом образовании. «Элементы игровых технологий»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важным подспорьем в работе любого педагога, учителя – предметника является наличие собственной методической копилки, позволяющей владеть современными методиками преподавания, средствами, приемами работы, овладевать новыми технологиями или элементами уже известных технологий. Не мало важным в работе любого учителя является методический лекторий любой тематики. За годы работы в общеобразовательной школе в качестве учителя химии мною был накоплен достаточно большой ресурс методического лектория. Хочу поделиться со своими коллегами материалами такого лектория.
Иконка файла материала игры.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Методическая копилка по современным технологиям в химическом образовании. «Элементы игровых технологий»   карточки   можно   использовать В 8–11­х классах при прохождении программных тем используются карточки­ задания  (шаблоны),  которые   выдаются   каждому   ученику.   Ученик   работает самостоятельно   –   обводит,   заштриховывает,   вырезает,   приклеивает.   В   8­м   при   изучении s­, p­, классе d­электронных облаков (рис. 1), образования связей s­s, s­p, p­p ( ­связи) (рис.   2),   кристаллических   решеток   (рис.   3).   В   10­м   классе   трудно   дается понятие   «гибридное   облако».   На   примере   изучения   строения   молекулы метана (рис. 4, 5) рассматриваются гибридные облака, у которых произошло перераспределение электронной плотности (это не s­ и не p­облако, а нечто среднее).  и    Рис. 1. Обвести   s­,   p­   и   d­электронные облака.   Затем   вырезать   и наклеить в рабочую тетрадь   Рис. 2. Обвести электронные облака s и р. Заштриховать перекрывание электронных облаков (s­s, s­p, p­p). Подписать вид связи (  или  )схему 3. Рис. Обвести строения кристаллической   решетки   хлорида натрия. Подписать ионы Na+ и Сl–       4. электронные Рис. Обвести облака s, р и гибридное   Рис. Обвести электронные углерода. Заштриховать с     5. гибридные   облака   атома     перекрывания s­электроннымиоблаками атомов водорода   В   лабораторном   опыте   «Изготовление   моделей   молекул   углеводородов (модели молекулы метана)» делаем аппликацию моделей (шаростержневой и масштабной) (рис. 6, 7), затем изготавливаем их из пластилина. В результате у учащихся создается наглядное представление, развивается пространственное воображение и образное мышление.   6. Рис. Вырезать   модель   молекулы метана (шаростержневую)   и   наклеить в   тетрадь.   Обозначить   атомы и угол между связями   7. Рис. Вырезать модели атома углерода и   атомов   водорода.   В   тетради сделать аппликацию   масштабной   модели молекулы метана В   теме   «Алкены»   на   примере   этилена   изучается   пространственное расположение   атомов,   электронных   орбиталей   атомов   углерода   в   его молекуле,   две   негибридные р­орбитали   находятся   в   плоскости, перпендикулярной плоскости молекулы (рис. 8).8. Рис. Обвести   негибридные   облака   р­р.   Заштриховать   и   обозначить перекрывание электронных облаков (р­р). Подписать связи ( р­р по   общему   внешнему   контуру.   Сделать   короткую   прорезь   по пунктирной линии (между С–С). Расположить облака р­р перпендикулярно плоскости  ­ связи. Вклеить схему в тетрадь ). Вырезать облака  и      У   бензола,   как   представителя   аренов,   рассматривается   пространственное положение атомов в молекуле, имеющей  ­орбиталь; р­орбитали, перекрываясь, дают  ­скелет и единую молекулярную  ­сопряжение (рис. 9). ­Риc. 9. Заштриховать   и   обозначить   перекрывание   электронных   облаков (гибридных   между   собой   и   гибридного   с   s­электронным   облаком атома водорода). ­связи. Вырезать схему по общему внешнему контуру и в Подписать  центре кругу. Вырезать шесть негибридных р­электронных облаков атомов углерода по пунктирной линии   и   склеить   «цилиндром».   Расположить   их   перпендикулярно плоскости  ­связей     по     В   молекулах   белков   аминокислотные   остатки   многократно   повторяются   в строгой   последовательности.   Эта   последовательность   аминокислотных звеньев   в   линейной   полипептидной   цепи   называется   первичной,   а пространственная конфигурация – вторичной структурой белковой молекулы (рис. 10).первичные     структуры   10. Рис. Вырезать   Рассмотреть пространственную   конфигурацию   молекулы   (вторичная   структура). Одну   свернуть   растянутой   пружиной   ( ­спираль),   другую   сложить складками ­слой,   или   складчатый   слой).   Наклеить   в   рабочую   тетрадь ( и   указать   группы   СО   и   NН,   участвующие   в   образовании   водородных связей белка. Примером   молекулы,   строение   которой   объясняется sp2­гибридизацией, является молекула трихлорида бора (рис. 11).Рис. 11. Вырезать  по внешнему  контуру модель молекулы трихлорида  бора. Заштриховать   образование   связей.   Указать   гибридные   электронные облака и   р­электронные   облака, Наклеить в рабочую тетрадь   а   также   угол   между   связями. Актуальность   выбранной   темы   в   том,   что   она   помогает   исключить отрицательные стороны традиционного обученияТаблица Отрицательные традиционного обучения   стороны Шаблонное однообразие   построение, Нерациональное   распределение времени урока На   уроке   обеспечивается   лишь первоначальная   ориентировка   в   метода Достоинства «Элементы игровых технологий» Работа   с   ножницами   снимает   физическую усталость   и   моральное   напряжение   во время урока Kаждому   ученику   выдается   лист,   по которому   он   выполняет   задание,   учитель может в это время вести урок дальше Для плоскостного представления   о   молекулах   выявляется преодоленияа уровня   достижение материале, высокого знаний перекладывается   на   домашнее задание Учащиеся   изолированы   от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность   или   видимость активности учащихся Слабая   речевая   деятельность (среднее   время   выступления ученика 2 мин в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие обучения   индивидуального расположение   атомов   в   пространстве;   на уроке изготавливается аппликация модели молекулы   и   модель   из   пластилина   (см. методкопилку, рис. 6, 7) В работе  принимают   участие  все  ученики класса Kаждый   работает   с   шаблоном   –   обводит, вырезает, указывает перекрывание связей и т.д. (см. методкопилку, рис. 1—11) Пассивность невозможна, ученик находится в   иной   психологической   ситуации   (через интерес   игрового   момента   выход   на результат) При работе с текстом «жужжащее» чтение     ученика Работа оценивается непосредственно   на   уроке,   где   делаются замечания по ответам и даются дополнения ответов; только учитель отслеживает массу параметров,   у   него   есть   свой   набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке Kаждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний     Работает и оценивается каждый ученик При   становлении   новой   системы   образования,   ориентированного   на вхождение   в   мировое   образовательное   пространство,   происходит   смена образовательной   парадигмы.   В   этих   условиях   учителю   необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. В настоящее время   существует   много   современных   технологий   обучения,   например, личностно­ориентированные игровые технологии и другие. В своей практике я использую   личностно­ориентированные   игровые   технологии   в   сочетании   с традиционной системой. Успешность   усвоения   материала   с   использованием   различных   технологий трудно представить без специального отслеживания этого процесса. Одним из аспектов педагогического мониторинга является контроль качества обученияпо результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта. Педагогический мониторинг обученности учащихся и современный   анализ   деятельности   позволяют   проконтролировать объективность   в   выставлении   оценок   и   стиль   собственной   деятельности, убедиться   в   том,   что   внедрение   новых   технологий   –   необходимость   и потребность учителя на современном этапе. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека,   удивительный   феномен   нашего   существования.   Игра   –   это   вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного   опыта,   в   котором   складывается   и   совершенствуется самоуправление поведением. В   структуру   игры   как   деятельности   органично   входят   целеполагание, планирование,   реализация   цели,   а   также   анализ   результатов,   в   которых личность   полностью   реализует   себя   как   субъект.   В   структуру   игры   как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) – область действительности, условно производимая в игре. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали   с   древности.   Понятие   «игровые   педагогические   технологии» включает   достаточно   обширную   группу   методов   и   приемов   организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В   отличие   от   игр   вообще   педагогическая   игра   обладает   существенным признаком   –   четко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей педагогическим  результатом, которые  могут  быть  обоснованы,  выделены  в явном виде и характеризуются учебно­позитивной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры   и   учения   во   многом   зависят   от   понимания   учителем   функций   и классификации педагогических игр (схема).Схема