Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»
Оценка 4.6

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
биология
8 кл—11 кл +1
16.03.2017
Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»
Методическая работа Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»
Методичекая работа Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 103» с углубленным изучением отдельных предметов   Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»                                                                                                Выполнил: учитель химии, биологии, экологии                                     высшей категории МАОУ «Школа №103»                                                  к.х.н. Сидорова Е.Н. Город Нижний Новгород Содержание  Введение.................................................................................................................3 Психолого­педагогическое обоснование здоровьесберегающих технологий..6 Методика здоровьесберегающих технологий...................................................12 В приложении приведены примеры использования здоровьесберегающих  технологий на различных этапах урока при изучении биологии в 8 классе...22 ..............................................................................................................................22 Методические разработки уроков.....................................................................23 Результаты использования здоровьесберегающих технологий в  педагогической деятельности............................................................................95 Заключение..........................................................................................................97 Список литературы...........................................................................................100 Приложения.......................................................................................................101 2 Введение Одной из основных задач современного образования является развитие творческого   потенциала   учащихся. «личностно­ориентированное   образование»,   Широко   используется   понятие   в   рамках   которого разрабатываются   и   внедряются   в   школьную   практику   инновационные технологии. В результате реализации современных подходов в образовании к ребёнку предъявляются жёсткие и высокие требования, для многих учеников это может привести к нарушению здоровья. Проблемы грамотного введения новых   педагогических   технологий,   оздоровление   детей,   реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются не первый план. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог   должен   работать   так,  чтобы   обучение   детей   в  школе   не  наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно­познавательных мотивов ученика. Понятие   здоровьесберегающие   технологии   предполагает   объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья   учащихся.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей. Их применение даёт возможность:  осуществлять   личностную   направленность   обучения,   создавать комфортные   условия   для   школьников   с   учётом   индивидуальных   память)   и психологических   особенностей   (восприятие,   мышление, индивидуального темпа работы;  3  достигать   прогнозируемого   результата,   осуществлять   в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;   осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;   организовать   самостоятельную   работу   учащихся,   научить   их работать со справочным материалом.  Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной   практической   работы   учителей.   Поэтому   учителю   необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.   Урок   остается   основной   организационной   формой   образовательного   процесса,   которая   непосредственно   зависит   от   учителя. Построение   урока   на   здоровьесберегающей   основе   является   важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Сущность предлагаемых изменений: 1. Построение урока на основе закономерностей учебно­воспитательного процесса   с   использованием   последних   достижений   передовой 2. 3. 4. 5. педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.  Реализация   на   уроке   в   оптимальном   соотношении   принципов   и методов как общедидактических, так и специфических.  Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности   учащихся   с   учетом   их   состояния   здоровья,   особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.    Установление   межпредметных   связей,   осознаваемых   учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.  Эффективное     средств здоровьесберегающих   образовательных   технологий   (физкультминуток, педагогических использование   подвижных игр).  4 6. 7. 8. 9. Формирование   практически   необходимых   знаний,   умений,   навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.  Обеспечение   вариативного   использования   правил   здорового   образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.  Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.  Тщательная   диагностика,   прогнозирование,   проектирование, планирование   и   контроль   каждого   учетом   особенностей   развития учащихся.  10. Создание   условий   для   включения   ребенка   в   процесс   творчества   и найти   методы,   адекватные   его   психофизиологическим   особенностям, помогающие   формированию   позитивного   мышления   ребенка   и   его способности к «конструированию» собственного здоровья. Концепция  изменений   основана   на    использовании  таких  технологий, которые   обеспечивают   учение   с   интересом,   следовательно,   способствуют сохранению   здоровья.   На   моих   уроках   я   использую   методы   позитивной психологической   поддержки   ученика,   учет   индивидуальных   особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание   познавательного   интереса   к   изучению   биологии   следующими методами:   интерактивные   методы   (ролевые   игры,   дискуссии,   семинары), метод проектных технологий, использование ИКТ технологи Раздел  «Человек»   в  большей   степени,  чем   другие   разделы   биологии, предоставляет   учащимся   возможности   изучения   особенностей   своего организма, сохранения и укрепления своего здоровья.  Задача   педагогов   школы   –   обеспечить   охрану   здоровья   школьников, формировать   их   культуру   здоровья,   закладывая   фундамент   благополучия будущих поколений.  5 Психолого­педагогическое обоснование здоровьесберегающих технологий  Современные   проблемы   эколого­валеологического   образования подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний,   которые   сами   по   себе   не   решат   комплексных   задач   воспитания   и развития здорового поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый дух, прекрасно понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых наследников. Но меняются эпохи, социальные уклады, ценности, с ними   меняются   и   представления   о   телесных,   духовных   идеалах,   а   значит, меняется человек.  Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. По данным НИИ физиологии детей и подростков   Российской   Федерации   выявлено,   что   если   учащиеся   1   класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10­11 классу достигают 80­85%. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, количество детей с нервно­психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки ­ с 1,9 до 16,8%. Одна из   самых   частых   патологий   у   школьников   нарушение   остроты   зрения, составляющее   в   ряде   регионов   России   до   30­40%.   Состояние   школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии,   деструктивных   и   других   реакциях,   за   счёт   чего   у   школьников снижается   сопротивляемость   организма,   страдает   иммунная   система,   что обуславливает   повышение   заболеваемости   среди   детей.   Только   за   период обучения   в  младших   классах   возрастает   в  16­18  раз   число   детей   больных вегетососудистой   дистонией,   в   5   раз   ­   эндокринными   заболеваниями   и нарушением   обмена   веществ,   в   4   раза   ­   болезнями   желудочно­кишечного тракта, в 2 раза ­ мочеполовой системы. 6 Чтобы   достичь   эффекта   и   всеобщего   успеха   в   поднятии   уровня санитарно­гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья учащихся,   повышения   духовности   среди   молодёжи,   необходимо   коренное изменение   в   формировании   здорового   образа   жизни   и   внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные планы. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего   собственного   здоровья.   Самыми   распространенными   являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения­показатели неправильно организованного урока, учебного процесса в школе в целом, что еще   раз   доказывает   о   необходимости   широкого   применения здоровьесберегающей   технологии   в   учебно­воспитательном   процессе.  Каждый   педагог    в своей практике использует некоторые элементы данной технологии, но к сожалению, не все и не всегда.   Как правило, объясняется это   нехваткой,   пустой   тратой   времени.   Ошибочно   также   мнение,   что здоровьесберегающая технология применима только на уроках биологии. Концепция   модернизации   Российского   образования   предполагает   не только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения телесного,   духовного   и   социального   здоровья,   воспитание   позитивного отношения   к   собственному   здоровью   и   здоровью   других   людей   (Стандарт основного общего образования по биологии). Понятно, что ни один школьный предмет   не   имеет   такой   возможности,   как   биология,   в   раскрытии   данной проблемы,   но   научить   ребенка   осознать   ценность   здоровья,   управлять собственным здоровьем ­ задача  каждого учителя­предметника. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий   ­ обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые умения, знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание   которого   позволяет   органично   вписывать   принципы 7 здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.  Инновация   обусловлена   следующими   противоречиями,   новыми условиями образовательной деятельности:  несоответствие   между   традиционной   системой   организации учебно­воспитательного процесса, социально­педагогическими условиями жизни   ребенка   и   закономерностями   психолого­физиологической деятельности, активно­деятельной природой человека:  ухудшение здоровья учащихся за счет перегрузок, недостаточного использования   здоровьесберегающих   личностно­ориентированных технологий обучения. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового   психологического   климата   на   уроках   биологии   и   повышение интереса   к   предмету.   В   связи   с   этим   важно   во   время   урока   чередовать   использовать   методы, различные   виды   учебной   деятельности; способствующие   активизации   инициативы   и   творческого   самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Развитие   коммуникативных   навыков,   двигательной   активности, концентрации   внимания,   воображения,   познавательных   способностей, снижение   психоэмоционального   напряжения   достигается   использованием наглядности,   занимательных   упражнений,   домашних   заданий   творческого характера,   игровых   ситуаций   на   уроках   и   подвижных   игр   на   переменах, разных форм уроков биологии. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений,   служащих   их   развитию   и   снижению   наступления   утомления. Использование   компьютерных   технологий   также   позволяет   повысить заинтересованность   учащихся,  улучшить   качество   восприятия   материала,  а 8

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»

Методическая работа "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на примере тем «Анализаторы» и «Дыхание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2017