Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"
Оценка 4.6

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Оценка 4.6
Лекции +3
doc
биология +2
8 кл—11 кл +1
10.11.2018
Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"
В работе освящены вопросы: 1. Поурочное планирование темы: «Рыбы» 2. Основные знания и умения, формируемые в теме «Размножение и развитие рыб». Межпредметные связи основных понятий 3. План – конспект урока «Размножение и развитие рыб 4. Внеурочная работа по теме: «Размножение и развитие рыб» 5. Дополнительная литература для учителя и учащихсятема "Рыбы"
Поурочное планирование темы.doc
Оглавление 1. Поурочное планирование темы: «Рыбы»…………………………………3 2. Основные знания и умения, формируемые в теме «Размножение и  развитие рыб». Межпредметные связи основных понятий………………..5 3. План – конспект урока «Размножение и развитие рыб»………………...8 4. Внеурочная работа по теме: «Размножение и развитие рыб»………….18 5. Дополнительная литература для учителя и учащихся………………….21 2 1. Поурочное планирование темы: «Рыбы» Тема раздела, урока № ур ок а Тип Хордовые Общие   признаки Материал учебного пособия Домаш нее задани е Кол иче ств о час ов 32 2 хордовых животных 30 Общие   признаки 1 хордовых животных. Бесчерепные 31 Общие   признаки хордовых животных. Черепные Надкласс Рыбы 32 Среда   обитания. Внешнее строение, скелет и   мускулатура рыб. Лабораторная работа  № 4  «Приспособления к  водному образу  жизни во внешнем  строении рыб» 33 Органы тела рыб и их функции 34 Нервная   система, органы   чувств   и поведение рыб 5 1 1 1 Образ   жизни   и   особенности строения   ланцетника   как низшего хордового животного   Характерные   черты   строения § 28 позвоночных. Классификация   Формы и отделы тела, кожные скелет,   покровы, мускулатура § 29 Внутреннее строение тела рыб § 30 Внутреннее   строение   и § 31 поведение рыб 35 Размножение   развитие рыб и 1 Размножение   и  развитие  рыб, § 32 нерест 3 36 Многообразие   значение рыб и 1 § 33 Классы   Хрящевые   (Акулы, Скаты)   и   Костные   рыбы (Кистепёрые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное   рыб значение 37 Обобщение     и контроль   знаний по теме «Надкласс Рыбы» 1 Задани я   и вопрос ы   по теме 4 2. Основные знания и умения, формируемые в теме  «Размножение и развитие рыб».  Межпредметные связи основных понятий Основные знания и умения, формируемые в теме  «Размножение и развитие рыб» Вид  содержания Информация  (знания) Способы фиксации содержания в учебнике Основной текст: ­раздельнополые животные ­яичники (икринки, яйцеклетки) и семенники  (сперматозоиды) ­нерест ­нерестовые миграции ­стадии развития: икринка­личинка­малек­взрослая особь ­живорождение ­яйцеживорождение. Дополнительный текст: ­инстинкт размножения у разных рыб ­плодовитость рыб ­ забота о своем потомстве ­  Европейский угорь ­Золотой меланохром    ­Телапия ­Горчак. ­Морской конёк     ­Курвиценс ­Колюшка Пояснительный текст: 5 Способы  деятельности  (умения): а) по образцу ­нерест ­нерестовые миграции ­яйцеживорождение ­живорождение. Иллюстрации с подписями к ним: ­органы размножения рыб ­стадии развития рыб ­плодовитость рыб ­забота о потомстве   тренировочные Задания   репродуктивного   характера, упражнения: Фронтальный опрос: ­Что служит опорой тела рыб? ­Почему рыбы не тонут? ­Как функционирует пищеварительная система? ­Как рыба дышит? Как называются органы дыхания у рыб? ­Сколько камер в сердце рыб и их название? ­Как осуществляется кровообращение у рыб? ­Какие органы образуют выделительную систему рыб? ­Как из организма рыбы удаляются ненужные вещества? ­Что такое обмен веществ? ­Какое значение нервной системы? ­Как рыбы ориентируются в окружающей среде? ­Что такое рефлекс? Изучение нового материала: ­Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Закрепление: ­ Как называется путь, который прошли мы за угрем?  ­ Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю?  ­ Дайте определение понятию нерест. ­ Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки.  ­ Назовите представителей проходящих рыб. ­   При   условии,   что   угорь   выметывает   до   нескольких миллионов   икринок,   сделайте   вывод,   заботиться   ли   он   о потомстве? б) поисковые Задания творческого характера, биологические задачи 6 ­Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия? ­ Чем же отличается малек от личинки? ­ Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? ­ Как связаны  между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве?   ­Используя карту, проведите нас по пути движения угря Задача:   Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его – подпрыгивает к гнезду,   затем   ныряет,   поворачивается   к   нему   головой   и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть икра погибнет. Почему? Межпредметные связи основных понятий   положения Ведущие темы Нерест         верховья Желточный мешок  имеет запас  питательных веществ Лососевые рыбы устремляются из моря в в рек, продвигаясь   огромными косяками против течения   и   преодолевая все   препятствия   на своем пути Стадии развития:  икринка­личинка­малек­ взрослая особь Некоторые рыбы  Знания,   используемые   из   других   школьных дисциплин   для   раскрытия   ведущих   положений темы Обществоведение: материя и движение, развитие и  всеобщая связь явлений мира. Физика: движение Химия:  органические   вещества   –   белки,   жиры, углеводы Физика: движение, противоположное движение География: реки, моря, районы распространения История: понятие о системе, познаваемость мира, развитие мира Обществоведение: социальные явления 7 История: развитие мира Физика: движение Химия:   неорганические   вещества   (кислород)   и питательные вещества проявляют заботу о  потомстве Живорождение и  яйцеживорождение Через близко  расположенные друг к  другу кровеносные  капилляры зародыша и  материнского организма идет поступление  кислорода и  питательных веществ в  кровь зародыша 3. План – конспект урока «Размножение и развитие рыб» Тип урока: комбинированный. Цель урока:  познакомиться с особенностями размножения и развития рыб. Задачи: 1.Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития рыб. 2. Показать значение инстинкта в жизни рыб.  3.Повторить особенности строения и работы органов полости тела рыб.  4.Воспитывать   чувство   любви   к   природе,   понимание   её   хрупкости, необходимости защиты. Оборудование: таблица «Речной окунь»; влажный препарат «Внутренние органы рыбы; презентация к уроку.                                                      Ход урока. Орг. момент. 8 Приветствие, проверка отсутствующих. Проверка домашнего задания. Игра «Освободи рыбку» На доске рисунок рыбы, окружённый сетью (полоски сети с вопросами на   обратной   стороне).   Ученики   по   очереди   подходят   к   доске,   снимают вопросы и когда будет дан правильный вопрос на последний ответ – рыбка выпущена. Вопросы на полосках сети: Что служит опорой тела рыб? Почему рыбы не тонут? Как функционирует пищеварительная система? Как рыба дышит? Как называются органы дыхания у Сколько камер в сердце рыб и их название? Как осуществляется кровообращение у рыб? Какие органы образуют выделительную систему рыб? Как   из   организма   рыбы   удаляются   ненужные рыб? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. вещества? 8. Что такое обмен веществ? Какое значение нервной системы? 9. 10. Как рыбы ориентируются в окружающей среде? 11. Что такое рефлекс? Изучение нового материала. Сегодня   на   уроке   познакомимся   с   половой   системой,   узнаем   какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб (слайд 1). Предупреждающее   задание:   в   ходе   объяснения   запишите   в   тетради органы половой системы рыб. 9 В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного. Большинство рыб – раздельнополые животные. Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря. Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы. Органы   размножения   самцов   –   семенники,   в   них   созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока,  выводится   по  семяпроводам. Все  эти  органы  составляют  половую систему рыб. Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов (слайд 2). Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно.   Во время размножения внешний вид рыб меняется.   Период   размножения   рыб,   т.е.   выметывание   половых   продуктов   с последующим оплодотворением называют нерест (слайд 3).   Некоторые виды преодолевают  тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция (слайд 4). Рыбы совершающие миграции из морей в реки и наоборот называются проходными. Из морей в реки – лосось, форель, колюшка, сельдь.  Из рек в моря угорь, корюшка (их меньше). Место   для   нереста   определено.   Самки   разных   видов   откладывают различное количество икры . Итак,   икра   выметана,   самец   поливает   её   молокой.   Происходит наружное оплодотворение. Какие   же   стадии   должна   пройти   оплодотворенная   икринка,   чтобы превратиться во взрослую рыбу? 10 Рассказ с использованием слайдов 5­10. Слайд 11 и вопрос к классу:  Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия? (Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.) Чем же отличается малек от личинки? Но   не   для   всех   рыб   характерно   икрометание,   есть   и   живородящие. Попробуйте отгадать кто это: Я вечный странник и злодей, Не сплю даже минуту, Зубами щелкаю в воде, Ищу добычу тут я!  (Акула) Акула – почетное место в галерее. Плодовитость   рыб   намного   выше,  чем   у   наземных   позвоночных.  Это приспособительное  свойство  к условиям  существования. Количество  икры, откладываемой разными видами, очень сильно варьирует ­ от нескольких штук у полярной  акулы  до 200 млн. у  морской  щуки  и 300 млн. у  рыбы­луны, лососевые вымётывают от 2 до 14 тыс. икринок (слайд 12). Наиболее   плодовиты   рыбы,   откладывающие   пелагическую   и   донную икру   (пелагическая   икра   плавает   на   поверхности   воды   ­     например   икра   затем   следуют   рыбы,   икра   которых   развивается трески   и   кильки,   приклеенной   к   растениям.   У   рыб,   прячущих   свою   икру,   плодовитость невелика.  Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб. Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука   говорит   ему   человечьим   голосом:   «Емеля,   отпусти   меня   в   воду,   к деткам малым, они меня ждут ­ не дождутся. А я тебе еще пригожусь». 11 Интересно, а  правду  ли  сказала   щука? Могут  ли  рыбы  заботиться  о своем   потомстве?   Ученые,   исследовавшие   эту   проблему,   отвечают   «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках.    Сообщение учащихся о:    1) жёлтопёрой овстонии    2) меланохромы (слайд 13)    3) горчак    4) телапия (слайд 14)    5) курвиценс (слайд 15)    6) морской конек    7) колюшка (слайд 16).  Как связаны  между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.) Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб. Предлагаю,   вооружившись   знаниями   отправиться   в   далекое путешествие – по следам угря. Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря. Сообщение учащегося о миграции угря. Закрепление. ­ Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция) ­   Зачем   угрю   понадобилось   плыть   за   5.000   км   к   Саргассову   морю? (Нерест) ­ Дайте определение понятию нерест. ­ Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные) 12 ­ Назовите представителей проходящих рыб. ­   При   условии,   что   угорь   выметывает   до   нескольких   миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)   ­   Задача:     Самец   колюшки,   построив   гнездо   и   заставив   одну   или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его – подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть икра погибнет. Почему? Ответ: Самец обмахивает и вентилирует икру, снабжая ее необходимым для развития зародыша кислородом.   Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили системы органов рыбы,   познакомились   с   новой   системой   –   половой,   выяснили   способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.  Домашнее задание  § 32, стр.117­120, подготовить сказку о рыбах.                                      Дополнительный материал Европейский угорь. Но самым известным среди этих рыб является угорь — обыкновенный (или европейский), американский, японский и др. Жизнь этой своеобразной рыбы очень интересна и загадочна.   Во взрослом состоянии он обитает в реках Европы, включая Англию, Ирландию, Исландию. Обычен и по берегам Средиземного моря (реки Италии, Франции, Марокко и Алжира). В пределах нашей страны угорь живет главным образом в реках бассейна Балтийского моря.  13 В  возрасте   7­8  лет   угри,  покидая   наши   реки,  идут   вдоль   побережья Европы   на   запад,  в   Атлантический   океан,  и   доходят   до   Саргассова   моря, чтобы отложить там икру и погибнуть. Саргассово   море   знаменательно   и   интересно   тем,   что   оно   не   имеет берегов.   Роль   их   выполняют   окружающие   кольцом   постоянные   морские течения.   Вода   здесь   очень   прозрачная,   но   на   ее   поверхности   плавают огромные   скопления   бурых   водорослей   —   саргассов,   отчего   и   произошло название моря. На глубине 40 метров вода в два раза теплее, чем на экваторе. Это самое соленое место в Атлантике. Вот в такое уникальное море и приплывают угри из Европы и Америки, чтобы на большой глубине (до 400 метров) отложить икру, а затем здесь же после нереста погибнуть. В течение всего этого пути угорь не питается. Выклюнувшиеся   из   икринок   в   Саргассовом   море   прозрачные, листовидные   личинки   (лептоцефалы)   начинают   разноситься   Северо­ Атлантическим   течением.   Какая­то   часть   личинок   уносится   к   берегам Северо­Американского континента, а другая часть с водами мощного течения Гольфстрима   за   три   года   достигает   берегов   Европы.   За   время   морской миграции   личинки   растут,   и   к   берегам   Европы   приплывают   миллионы маленьких, прозрачных, стекловидных угорьков. Как видим, угри в течение своей жизни совершают две миграции: первая — личинки из океана перемещаются к берегам материка и входят в пресные воды;   вторая   —   угри   по   достижении   определенной   величины   и   стадии половой зрелости мигрируют обратно в океан на нерест. С помощью мечения было   установлено,   что   скорость   их   миграций   достигает   от   15   до   35—50 километров в сутки.                                                  Золотой меланохром   14 Один из мелких цихлид озера Ньяса, или озера Малави. Размер рыбок до 11 сантиметров. Это   обитатели   каменистых   участков   прибрежной   зоны.   инкубируется   во   рту   в   течение   трех   недель.   Икра   Малек   вполне сформировавшийся.   Были   случаи,   когда   вымётывали   до   двухсот   икринок. Окраска мальков и самок желтая с черными полосами вдоль тела. Созревают к   десяти   месяцам.   Самцы   перекрашиваются   в   черный   с   молочно­белыми полосами цвет с интенсивным блеском.  Размножение в зависимости от количества пищи может быть сезонным или круглогодичным.    Фактически все цихлиды из озер Малави о потомстве у них заботятся самки, вынашивая  во рту икру.                                                        Телапия. Их ареал  выходит за  пределы  Африки и включает  Ближний Восток. Наряду с пресными водоемами они населяют и солоноватые. Известны своей неприхотливостью   к   качеству   воды   и   ее   химическому   составу   Это   рыбы средних и крупных размеров (20­35 см), исключительно растительноядные, очень   любят   копать   фунт,   быстро   достигают   полового   созревания   и откладывают огромное количество икры     Нерестятся на открытых участках. Очень крупные самцы некоторых видов могут быть чрезвычайно воинственными, в том числе и по отношению к самкам.   Они охраняют участок размножения, потомство самки или самцы вынашивают во рту. Самцы, как правило, не представляют для них угрозы.                                                        Горчак. Горчак  костистая рыба семейства карповых,   дл. 10—15 см., с сжатым с боков телом, водится в Европе и России, в речках и прудах.   15 Горчак   обыкновенный   предпочитает   водоёмы   со   стоячей   или слаботекущей водой. Питается, в основном, растительной пищей: нитчаткой, водорослями   (диатомеями),   от   которых,   вероятно,   мясо   его   и   получило горьковатый вкус. По­видимому, этот вкус и дал рыбе имя «горчак». Горчак способен к размножению на втором году жизни, при длине тела 3­4 см. Икру горчаки откладывают весьма своеобразно. Ко времени нереста у самок   вырастает   довольно   длинный   яйцеклад,   и   с   его   помощью   они откладывают икру во внутрь раковины живых двустворчатых моллюсков — перловиц     и   беззубок.  Самцы  к   этому  времени  окрашиваются   более  ярко. Чешуя   приобретает   розовато­перламутровый   оттенок,   на   голове   у   них появляются   небольшие  эпителиальные  бугорки, цвет  плавников  становится более насыщенным. Плодовитость у обыкновенного горчака небольшая, 220­ 280   икринок.   Нерест   порционный,   до   5   икринок   за   один   раз.   Икринки развиваются под защитой крепких створок моллюска.                                             Морской конёк      Морской конек ­ небольшая рыба семейства игловых и одна из самых необычных   существ   на   свете.   Необычная   форма   тела   этого   животного напоминает шахматную фигурку коня.    Различные виды коньков достигают размеров от 4 до 20 см. Морские коньки   ведут   малоподвижный   образ   жизни   и   обычно   они   прикрепляются хвостами к стеблям растений и меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они одновременно защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.   Процесс  ухаживания у этих любвеобильных животных очень изящен: самец   и   самка   одной   пары   встречаются   и   вместе   танцуют.   Этот   танец включает   в   себя   ритуальные   прогулки   со   сплетенными   хвостами   и удивительно   грациозные   кружения   среди   водорослей.   Ухаживая   за   своей подружкой   самец   может   даже   изменить   свою   окраску   на   цвет   тела 16 возлюбленной.   В   брачный   период   самец   подплывает   к   самке,   обе   рыбки прижимаются друг к другу, и в этот момент самец широко открывает свой карман, а самка выбрасывает в него несколько яиц. Через некоторое время этот обряд повторяется, и снова сумка молодожена пополняется несколькими яйцами, которые в момент попадания туда оплодотворяются. В дальнейшем потомство у коньков вынашивает самец. На животе у него есть специальная выводковая   камера   в   форме   мешка,   обильно   снабжаемого   кровью   и играющего роль женской матки. Коньки весьма плодовитые животные и число вынашиваемых в сумке у самца зародышей колеблется от 2 до 1000 и более особей. Роды у самца бывают мучительными и могут закончиться смертью отца. Но если все прошло хорошо морской конек может прожить четыре­пять лет. Морские коньки ­ верные партнеры в браке.                                                           Курвиценс   Живут   в бассейне Амазонки, достигает величины 8 см. Эго мирный вид,   представителей   которого   можно   всегда,   кроме   периода   нереста, содержать в общих аквариумах. Обычно молодые пары первую порцию икры съедают за один­два дня. Дальнейший нерест проходит нормально, и об икре и молоди родители заботятся весьма старательно. Рыбка эта  откладывает икру на камни. Перед нерестом оба родителя тщательно очищают камень от грязи. Потом начинается собственно нерест.  Самка мечет икру, а самец в короткие интервалы   ее   оплодотворяет.   У   самки   яйцеклад   широкий,   а   у   самца конической   формы,   заостренный   к   концу.   Число   икринок   на   камне увеличивается     Самка и самец заботятся о икре. Самец     плавает вокруг камня   с   икрой   большими   кругами,   не   позволяя   никому   приближаться   к нерестилищу. Непосредственную заботу о безопасности пространства вокруг отложенной икры с неодинаковыми интервалами, поочередно заменяя друг друга, выполняют самец и самка.  17 Колюшка Колюшки   или   колюшковые     —   семейство   рыб   отряда колюшкообразных,   насчитывающее   11   видов.   Представители   отличаются колючками перед спинным плавником, двумя иглами на брюхе, отсутствием чешуи и строят дом Нерестятся в апреле­мае, во время нереста приобретают более яркую окраску. Плодовитость до 100—120 икринок. Нерест длится более месяца. В период   размножения   самцы   очень   драчливы   и   драки   между   ними   часто кончаются смертью: один из противников оказывается буквально распоротым острыми шипами.     Во   время   нереста   самцы   строят   гнезда,   на   тихой   отмели,   между стеблями водных растений,  обычно размером с кулак, и загоняют туда самку, где она откладывает икру. Икринки жёлтого, у некоторых видов янтарного цвета, диаметром около 1,6 мм, слипаются в комки. Самцы проветривают, обеспечивая ток воды, и охраняют их. Только что вышедшие личинки схожи у всех видов колюшек, имеют длину около 4,5 мм, отличаются пигментацией.       4. Внеурочная работа по теме: «Размножение и развитие рыб» Наблюдение за поведением самца гурами у гнезда 18 Большой   интерес   и  особую  познавательную   ценность   имеет   изучение поведения   самцов   лабиринтовых   рыб   у   гнезда   (в   период   размножения). Наблюдатель   через   каждые   10   с   отмечает   в   таблице   ту   или   иную   форму активности,   характерную   для   рыбы   в   момент   регистрации   результатов.   В процессе наблюдения можно получить количественные данные, показывающие изменение поведения самца гурами у гнезда в зависимости от длительности ухода его за икрой и личинками. Точечный рисунок "Морской конек"  1. Самец этого вида рыб строит из водорослей гнездо в форме муфты и охраняет его: а) макропод (8­11­6­13­8); б) бойцовая рыбка (8­13­6­11­6); в) гурами мраморный (8­6­13­11­8); 19 г) колюшка трехиглая (8­6­11­13­8). 2. Эти тропические рыбки, обитающие в мангровых зарослях, большую часть своей жизни проводят вне воды. Во время отлива они взбираются на различные коряги и активно охотятся на воздушных насекомых: а) анабас (24­1­30­2); б) прыгун илистый (24­30­1­2); в) макропод (24­30­2­1); г) латимерия (24­2­1­30). 3.   Самец   этой   тропической   рыбки   вынашивает   икринки   в   ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца: а) тиляпия (24­22­16­21); в) дискус (24­16­21­22); б) морскойконек (24­21­22­16); г) скалярия (24­22­21­16). 4. У самца этой рыбки на брюхе развивается особая сумка, в которой он вынашивает икринки: а) пинагор (21­15­20­18); б) морскойконек (21­15­18­20); в) тиляпия (21­18­15­20); г) кумжа озерная (21­20­18­15). 5.   Родина   этой   рыбки   ­   Центральная   Америка.   В   1925   г.   она   была завезена в нашу страну в целях борьбы с малярией: а) гуппи (20­19­23­17); б) меченосец (20­23­17­19); в) фундулус (20­17­19­23); г) гамбузия (20­19­17­23). 6.   Самки   этого   вида   живородящих   рыб   после   рождения   потомства почти все погибают: а) голомянка. байкальска (23­29­14­12); 20 б) акула­молот (23­14­12­29); в) гамбузия (23­29­12­14); г) гуппи (23­12­29­14). 7. Икра этих рыб известна под названием "красной икры": а) лососевых (12­4­10­3­9); б) осетровых (12­3­4­9­10); в) карповых (12­10­3­4­9); г) окуневых (12­4­3­10­9). 8. Из перечисленных видов двоякодышащих рыб не впадает в спячку: а) лепидосирен (2­5­7­9); б) большой протопопер (9­7­2­5); в) неоцератод (9­5­7­35­2); г) малый протоптер (2­9­5­7­35). 9.   Самцы   этих   рыбок   строят   для   икринок   гнездо   из   воздушных пузырьков: а) колюшка (29­32­34­33­31); б) макропод (29­32­34­31­33); в) горчак (29­31­34­32­33); г) гуппи (29­33­34­31­32). (Правильные ответы: 8­6­11­13­8; 24­30­1­2; 24­22­16­21; 21­15­18­20; 20­19­17­23; 23­29­14­12; 12­4­10­3­9; 9­5­7­35­2; 29­32­34­31­33.) Правильно выполненное задание. 21 5. Дополнительная литература для учителя и учащихся Дополнительная литература для Дополнительная литература для учителя   Багоцкий   С.В.  "Зоология":   суждение заинтересованного   //   Биология   в школе. 1996, №1. Байбородова   Л.В.,   Лаптева   Т.В. Методика   обучения   биологии: пособие   для   учителя.   ­   М.: Гуманитарный   издательский   центр ВЛАДОС, 2003.   Сборник Биология   в   школе: нормативных документов/ Составитель   Сивоглазов   В.И.   ­   М.: Просвещение, 1987 Быков   Б.Б.   Зоологический   живой уголок   в   школе.   Организация   и оборудование. ­ Л., 1966. Герасимов   В.П.   Рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся   и   изучение   их   в школе. ­ М.: Учпедизд, 1962 Зверев   И.Д.,   Мягкова   А.Н.   Общая методика   преподавания   биологии: пособие   для   учителя.   ­   М.: Просвещение, 1985 Калинова   Г.С.   Учебник   биологии: состояние и проблемы // Биология в школе. 1996, №1. Минскин   Е.М.   От   игры   к   знаниям: Пособие для учителя. ­ 2­е изд. ­ М., 1987. Морозова Л.Ф. Учебные кинофильмы на уроках. // Биология в школе. 1991, № 6. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по  зоологии. ­ М.: Просвещение, 1979. Общая методика обучения биологии:  учебное пособие для студентов  педагогических ВУЗов / Под ред.  22 учащихся Акимушкин   И.И.   Мир   животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. ­ М.: Мысль, 1991 Баклашова Т.А. Ихтиология.М., 1980.   Большая   энциклопедия   школьника т.2/составитель   Кошель   П.А.   ­   М.: Олма­Пресс, 1999. Правдин   И.Ф. изучению рыб.М. 1966.   Руководство   по Герасимов   В.П.   Рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся   и   изучение   их   в школе. ­ М.: Учпедизд, 1962 Наумов   Н.П., Зоология позвоночных.М., 1979   Kapташев   Н.Н. Никольский   Г.В.   Экология   рыб.М., 1974. Курс зоологии т.2/под ред. Матвеева Б.С. ­ М.: высшая школа, 1966. Константинов гидробиология.М. 1972   А.С.   Общая Книга для чтения по зоологии /  составитель Молис С.А. ­ М.:  Просвещение, 1981 Брэм А.С. Жизнь животных т.3. ­ М.:  Терра, 1992. Пономарёвой И.Н. ­ М.: Изд­кий  центр "Академия", 2003 Шалаев В.Ф., Богорад В.Б., Никишов  А.И. и др!" Методика обучения  зоологии: пособие для учителей. ­ 2­ еизд., ­ М.: Просвещение, 1979г. с.34 ­ 48, 199 ­ 207 Моисеев П.А., Азизова Н.А.,  Куранова И.И. Ихтиология.М., 1981 23

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"

Методика преподавания биологии по теме "Рыбы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018