|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Московский колледж
архитектуры и градостроительства» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного учебного предмета Биология 10,11 класс (профильная подготовка). Профиль: технический
|
Москва 2015
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией Общеобразовательных дисциплин и физической культуры-1
|
|
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования; Приказ 413 от 17 мая 2012 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Председатель ПЦК ______________
|
|
|
|
|
|
|
Заместитель директора по учебной работе __________________ |
|
|||
|
подпись Ф.И.О. |
|
|||
Составители (авторы): |
преподаватель биологии, первой |
|
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ квалификационной категории, ГБПОУ «МКАГ» |
|
|
|
|
|
|
Рецензенты: |
|
|
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ (организации)
|
|
|
|
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ (организации)
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1. Пояснительная записка. |
|
2. Место учебного предмета в учебном плане. |
|
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета). 4. Содержание учебного предмета. |
|
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и метапредметных умений и навыков. |
|
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
|
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета. |
|
1. Пояснительная записка рабочей программы общеобразовательного учебного предмета «Биология».
Программа составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. №413;
Учебного плана ГБПОУ «МКАГ» С(П)ОО (профильная подготовка);
Цели и задачи изучения предмета:
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Цели
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Место учебного предмета в учебном плане.
Реализация учебного предмета «Биология» в учебном плане среднего (полного) общего образования (профильная подготовка) осуществляется в пределах предметной области «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», с учетом технического профиля.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Всего учебная нагрузка – 34 часа (10 класс); 34 часа (11 класс);
в том числе:
контрольные работы - 5
практические работы - 7
Недельная учебная нагрузка – 1ч./нед.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
Личностные результаты:
1) сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его
великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как
сознательного, активного и ответственного члена российского общества,
уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою
ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, ориентированного на поступательное развитие и
совершенствование российского гражданского общества в контексте
прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально
опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания – науки,
искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-
исследовательской, коммуникативной и др.);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности
в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-
инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на
основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей
(любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость,
ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность,
долг и др.);
9) готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) сформированность основ эстетического образования, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений; сформированность бережного отношения к природе;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение
к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как
собственному, так и других людей, умение оказывать первичную
медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ
ценностного содержания и возможностей реализации собственных
жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении общественных,
государственных, общенациональных проблем;
13) сформированность основ экологического мышления, осознание
влияния общественной нравственности и социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опыта
природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,
ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы,
осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и
внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования;
использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по
совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное
целеполагание и планирование общих способов работы на основе
прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной
деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания для изучения различных сторон
окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, включая умение ориентироваться
в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая
составление текста и презентации материалов с использованием
информационных и коммуникационных технологий, участвовать
в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии
в современной научной картине мира; понимание роли биологии
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, еѐ уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми
при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание,
измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению
к биологической информации, получаемой из разных источников,
к глобальным экологическим проблемам и пут
4. Содержание учебного предмета «Биология»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объём часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания |
Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез, в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы. |
2 |
Раздел 2: Клетка
|
Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Удвоение молекул ДНК. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Соматические и половые клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
|
9 |
Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
|
1 |
|
Раздел 3: Организм |
Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Практическая работа №2 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. |
22 |
1 |
||
Практическая работа №3 Решение элементарных генетических задач
|
1 |
|
Практическая работа №4 Сцепленое с полом наследование.Составление простейших схем скрещивания |
1 |
|
Раздел 4: Вид |
Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости развития биосферы. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство. |
18
|
Практическая работа № 1 Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида
|
1 |
|
Практическая работа № 2 Выявление приспособленности у организмов |
1 |
|
Раздел 5: Экосистемы |
Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистмы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистемк. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. |
10 |
Практическая работа №3 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности |
1 |
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и метапредметных умений и навыков.
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Метапредметные умения и навыки |
1 |
2 |
3 |
1. Биология как наука. Методы научного познания. |
Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Анализироватьсодержание определений ключевых понятий Доказывать, что живые организмы – открытые системы Выделятьотличительные признаки живой природы. Выделять ситуации использования методов познания. Характеризоватьметоды биологических исследований. Объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов
|
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; 4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
|
2. Клетка
|
Уметь находить отличия растительной клетки от животной, понимать историю создания клеточной теории, ее основные положения, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира; уметь называть неорганические и органические вещества клетки; сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе их сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. готовить препараты клеток, пользоваться микроскопом; сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий; находить закономерности. Запоминать и воспроизводить услышанное; вести диалог на материале учебных тем.; давать определения ключевым понятиям.
|
|
3. Организм. |
Знать виды бесполого размножения, сущность полового размножения; уметь давать сравнительную характеристику бесполого и полового размножения; обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения, содержание этапов онтогенеза (эмбрионального и постэмбрионального периодов), описывать строение гена, приводить примеры взаимодействия генов, объяснять влияние мутагенов на организм человека; понимать процессы взаимодействия генов и их множественное действие, закон сцепленного наследования; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде. Находить информациюв учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее. Выделять причину и следствие; высказывать предположения по поставленной проблеме. Понимать основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков; уметь: объяснять значение биологических терминов и законов, генетическую символику, решать элементарные генетические задачи, находить закономерности свой способ решения задач. Планировать и анализировать свою учебную деятельность, понимать биологическую терминологию по теме «Организм». |
|
4. Вид. |
Анализировать содержание определений, ключевых понятий; выделять главные мысли услышанного,запоминать и воспроизводить услышанное, проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях. Применять знания о морфологическом критерии для доказательства принадлежности организмов к разным видам. Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции. Характеризоватьпопуляцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции. Анализироватьсодержание определения понятия - видообразование. Объяснять причины эволюции, изменяемости видов Характеризоватьпричины вымирания видов. Называть признаки, сформированные у австралопитеков в связи с обитанием на открытых пространствах. Сопоставлятьосновные идеи креационизма и трансформизма. Характеризоватьидеи мировоззрение Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Называть основные итоги эволюции. Объяснятьсущность основных закономерностей эволюции. Объяснятьпроявление путей биологического прогресса на основе анализа содержания рисунка. Характеризовать связь между тремя основными направлениями эволюции. |
|
5. Экосистема. |
Называть свойства биосферы. Приводить примеры типов биосферных веществ. Выделятьструктурные компоненты биосферы. Характеризоватьособенности компонентов биосферы. Описывать биологический круговорот веществ. Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды. Классифицировать компоненты биосферы по заданному критерию. Выделятькомпоненты биосферы как глобальной экосистемы. Анализировать содержание ключевых понятий, храктеризовать этапы воздействия человека на биосферу. Выделятьособенности биосферного уровня организации. Характеризовать биосферный уровень организации. Сравнивать биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи. Приводить примеры экосистем в зависимости от их величины. Характеризоватьбиогеоценоз как экосистему и биосистему. Приводить примеры коадаптаций. Объяснять причины устойчивости экосистем. Выделять механизмы обеспечения устойчивости биогеоценозов. Характеризовать влияние человека на устойчивость экосистем. Различать типы смен биогеоценозов. Объяснять причины смены экосистем. Объяснять причины активного воздействия на природу. Приводить доказательства законам природопользования. Высказывать свое отношение к основным путям сохранения биогеоценозов. |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Требование к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете – химии и биологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места для обучающихся
2. рабочее место преподавателя
3. комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология»
4. набор микропрепаратов для практических работ
5. Технические средства обучения:
1. Мультимедийная доска.
2. Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам:
Нормативный компонент:
¾ ФГОС № 413 от 17 мая 2012г.
¾ Рабочая программа
¾ КТП
¾ Копия учебного плана
¾ Методические рекомендации проведения практических работ
Общеметодический компонент:
• Разработка учебных занятий (технологические карты)
Методический компонент:
• Вопросы для актуализации ранее полученных знаний
• Вопросы для закрепления полученных знаний по темам
• Основная и дополнительная литература для изучения актуальных тем
• Перечень тем докладов, сообщений, презентаций
• Методический компонент «Контроль знаний и умений обучающихся»
• Тестовые задания КИМ ЕГЭ прошлых лет
• Перечень литературы (основная, дополнительная)
Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительнойлитературы
Основная литература:
1. Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа. 2014г.
Методический комплекс:
1. Т.А.Козлова Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.», М., Экзамен, 2011.
2. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, М.: Дрофа, 2010.
3. Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы.
Дополнительная
1. П. Бородин, Л. Высоцкая, Г. Дымщиц, Б. Медников Биология. Общая биология. 10-11 классы, М.: Просвещение, 2011
2. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, ЕГЭ по биологии 10- 11 классы, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
3. Е. Крискунов, В. Пасечник Экология 10-11 классы, М.: Дрофа, 2010.
4. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
5. Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.
6. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
7. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
8. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
9. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
10. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.
11. Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2011.
Электронные учебные пособия:
- Электронное учебное издание. Биология. Живой организм. 6. (мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина), ФИЗИКОН, Дрофа, 2006
- Открытая биология. Версия 2.6. 6-11. ФИЗИКОН. 2005
Internet-ресурсы для преподавателей биологии
· http://www.school.edu.ru/attach/8/163.DOC
· http://www.school.edu.ru/attach/8/192.DOC
· http://mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/18-o.doc
· http://mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/18-1-s.doc
· http://mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/18-2-s.doc
- Ботаника. Электронный атлас для школьника 6-7 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004
- Зоология. Электронный атлас для школьника. 7-8. «ЧеРо», «Интерактивная линия» 2004
- Растительный мир. 5000 фотографий
- Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения. 2004
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2007
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
Периодические издания (отечественные журналы):
1. Журнал: «Биология в школе».
· Электронная версия газеты «Биология» и сайт для учтелей «Я иду на урок биологии»
· http://bio.1september.ru/ Мини-олимпиада по биологии
· http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/biol/suvor/suvorova.html В помощь учителю биологии – раздел Московского центра Интернет-образования: документы и методические разработки
· http://www.meteo.ru/ Электронная библиотека статей по образованию, и т.ч. сценарии уроков и внеклассных мероприятий по биологии
· http://www.mamb.ru/lib/list.html Библиотека по теоретической биологии
· факультета МГУ, в том числе каталог Internet-ресурсов по биологии и гидрометеорологической информации
· http://www.bio.msu.ru/l01r_ie.htm Каталог «Российская ботаника в Сети»
· http://www.iteb.serpukhov.su/scch/Educat.htm Физическое здоровье детей
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формируемые общеучебные и общие компетенции |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; Уметь: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; ·сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; ·анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; ·изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; ·находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ·соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; ·оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; ·оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии |
Общеучебные компетенции по блокам: • информационный • коммуникативный • самоорганизация • самообразование
|
Контрольные работы, текущий контроль знаний, проверочные работы по темам, дидактический раздаточный материал, тестовые задания, отчет по выполнению практических работ
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.