Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
музыка
3 кл—8 кл
11.12.2017
Работа об одном из самых замечательных свойств музыки объединении людей. И музыканты и слушатели получают урок общения. "Музыка" и "Вместе" - два неразделимых понятия. В работе приводятся интересные факты из истории о древних музыкантах исполнителях, а так же даются понятия и приводятся интересные примеры различных составов и видав ансамблей.
На ути к музыкальному вместе.doc
НА ПУТИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ
«ВМЕСТЕ»
Одно из самых замечательных свойств музыки является объединение
людей. И музыканты и слушатели получают урок общения. Никаких
музыкальных открытий и свершений человек не мог бы сделать, если бы шел
по пути один.
«Музыка» и «вместе» два неразделимых понятия.
Все мастера стремились освободить музыкальные инструменты от власти
одной ноты, то есть сделать их многозвучными. Так зарождалось единство
всех музыкальных инструментов.
Сохранились рассказы о том, что уже в древности у музыкантов были
прекрасные инструменты и музыканты ими превосходно владели.
Рассказывают о древнеегипетских арфистах, умевших извлекать из
своих арф чарующие звуки и даже исцелявших различные недуги с помощью
«волшебных» мелодий.
Легенда о волшебном мастерстве Орфея, наверное, тоже возникла не на
пустом месте. Прекрасные певческие голоса были, конечно, и в глубокой
древности.
Дошло до наших времен предание о великом древнегреческом
флейтисте Сакадасе, который во время одного из праздников ошеломил
слушателей. С помощью флейты он «нарисовал» настоящую звуковую
картину борьбы бога Аполлона с драконом Пифоном. Говорят, что
создать эту картину флейтисту помогли другие музыканты,
объединившиеся в АНСАМБЛЬ. С давних времён совместным музицированием занимались на любом уровне
владения инструмента и при любом удобном случае.
Ансамбль совместная игра или пение. Этим словом также называют
сочинения для совместного исполнения и дружную, согласную игру
нескольких музыкантов.
«Хорошо сыгранный ансамбль» так говорят о музыкантах, которые играют в
ансамбле и их музыка звучит слаженно, как единое целое.
Музыкантам – ансамблистам нужно тонко чувствовать ритм и тем
произведения. Все играют как один, ни на мгновение не опережая движение
музыки и не отставая от него. Динамика идеально согласованна и уравновешенна. Ведь между «пианиссимо» и «фортиссимо» сотни разных о
мощности звука оттенков. И еще одно важнейшее качество музыкального
звучания ансамбля – это способ произношения звука.
В настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без
выступлений ансамблей. Об этом говорят выступления ансамблей разного
состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах.
В музыке существуют вокальные и инструментальные ансамбли.
Сколько людей участвует и что они делают, мы можем узнать из названия
ансамбля.
Вокальный ансамбль.
Название ансамбля говорит о том, что его участники поют.
Инструментальный ансамбль.
Название ансамбля говорит о том, что его участники играют на музыкальных
инструментах. Вокально инструментальный ансамбль.
Название ансамбля говорит о том, что его участники поют и играют на
музыкальных инструментах. Инструментальные ансамбли бывают
Смешанные и однородные.
Смешанный ансамбль – участники ансамбля играют на разных
музыкальных инструментах.
Однородный ансамбль участники ансамбля играют на одинаковых
музыкальных инструментах. В зависимости от количества участников ансамбли разделяются на:
ДУЭТЫ
ТРИО
КВАРТЕТЫ
КВИНТЕТЫ
СЕКСТЕТЫ
СЕПТЕТЫ
ОКТЕТЫ
НОНЕТЫ
ДЕЦИМЕТЫ
УНДЕЦИМЕТЫ
ДУОДЕЦИМЕТЫ
ТЕРЦДЕЦИМЕТЫ
КВАРТДЕЦИМЕТЫ
ДУЭТ –
Если двое музыкантов инструменты в руки взяли
И всем зрителям на радость вдвоем сели и сыграли.
Так вот сели и сыграли, что доволен целый свет,
И такое выступленье называют все ДУЭТ. ТРИО – Если музыканты сели и втроем играть взялись
А потом им все кричали «Замечательно» и «Бис!»,
То такое выступленье, когда трое выступают
Музыканты во всем мире словом ТРИО называют
КВАРТЕТ – музыкальный ансамбль из четырех музыкантов –
исполнителей (вокалистов или инструменталистов). Струнный квартет наиболее распространенная разновидность ансамбля.
В него входят такие инструменты как Скрипка I ; Скрипка II; Альт и
Виолончель.
Встречаются конечно и другие сочетания инструментов в квартетах. Особой
популярностью пользуются фортепианные квартеты и квартеты деревянных
духовых инструментов.
Струнный квартет – является также жанром академической музыки.
Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна во
второй половине XVIII века.
Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за
Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт, Бетховен и
Шуберт.
В русской музыке основы квартетной традиции были заложены А. П.
Бородиным и П. И. Чайковским; продолжены С. И. Танеевым и А. К.
Глазуновым; и в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах Д. Д.
Шостаковича.
КВИНТЕТ – Никакого секрета здесь нет Пять музыкантов значит – КВИНТЕТ.
Струнный квинтет – это ансамбль, обычно состоящий из двух
скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения
Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух
виолончелей;
Фортепианный квинтет – это ансамбль, состоящий из струнного
квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано. Квинтет
Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила,
так как он написан для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и
фортепиано. «Мне захотелось написать квинтет для фортепьяно с
духовыми инструментами; я выбрал флейту, кларнет, валторну и
фагот» (РимскийКорсаков).
Духовой квинтет – это ансамбль, состоящий из флейты, гобоя,
кларнета, фагота и валторны. СЕКСТЕТ – Дуэт плюс квартет называется СЕКСТЕТ.
СЕКСТЕТ (от лат. sextus шестой) ансамбль из 6 музыкантов
(инструменталистов или вокалистов).
Музыкальное произведение для шести исполнителей с
самостоятельными партиями для каждого так же называется СЕКСТЕТ.
В 1932 году Франсисом Пуленком было написано камерное сочинение
«Секстет для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано».
Спешите все на наш концерт!
Вас ждут улыбки, звонкий смех!
Ведь веселей нас просто нет!
Шесть клоунов здесь у нас секстет! СЕПТЕТ – ансамбль из семи музыкантов – исполнителей или певцов.
ОКТЕТ – ансамбль из восьми участников. Ансамбли из:
9 человек – НОНЕТ
10 человек ДЕЦИМЕТ
11 человек УНДЕЦИМЕТ
12 человек ДУОДЕЦИМЕТ
13 человек ТЕРЦДЕЦИМЕТ
14 человек – КВАРТДЕЦИМЕТ
Ансамбль более пятнадцати человек называют ОРКЕСТРОМ или ХОРОМ.
ХОР
– ансамбль из 15ти и более вокалистов.
Хор (др.греч.
музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора).
— толпа) — хоров й коллектив, п вческий коллектив,
χορός
оо
ео
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты,
тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая
из этих основных партий может делиться на несколько относительно
самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи). Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора
называют регентом.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без
сопровождения называется пением a cappella.
Инструментальное
сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один
или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в
процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром,
оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется
как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a
cappella.
ОРКЕСТР –
ансамбль из 15 – ти и более музыкантов – исполнителей.
ео
Орк стр (от др.греч.
) — большой коллектив музыкантов
инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые
из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
ορχήστρα
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей
инструменталистов уходит в глубокую древность: еще в Древнем Египте
небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и
похоронах.
В течение XVII века ансамбли складывались, как правило, из родственных
инструментов, и лишь в исключительных случаях практиковалось объединение разнородных инструментов. К началу XVIII века сложился
оркестр на основе струнных инструментов: первые и вторые скрипки, альты,
виолончели и контрабасы. Такой состав струнных давал возможность
использовать полнозвучную четырёхголосную гармонию с октавным
удвоением баса.
Руководитель оркестра одновременно исполнял
партию генералбаса на клавесине (при светском музицировании) или на
органе (в церковной музыке).
В дальнейшем в оркестр вошли гобои, флейты и фаготы, причём зачастую на
флейтах и гобоях играли одни и те же исполнители, и эти инструменты не
могли звучать одновременно. Во второй половине XVIII века к оркестру
присоединились кларнеты, трубы и ударные инструменты (барабаны или
литавры).
Виды оркестров:
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
СТРУННЫЙ ОРКЕСТР
ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР
ДЖАЗОВЫЙ ОРКЕСТР
ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР
ШКОЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
Важным условием ансамблевой игры является:
Синхронность исполнения
Единство ритмического пульса и
тема.
Синхронность:
Совпадение с предельной точностью мельчайших
длительностей (звуков и пауз) у всех участников
ансамбля.
Даже незначительное изменение темпа или ритма в
совместном исполнении улавливается слушателем. Метро – ритм – «скрытый дирижер»
Объединяет участников в единый ансамбль, помогает
играть вместе так, чтобы создавалось впечатление,
будто играет один человек.
Ощущение сильных и слабых долей и ритмическая
определённость внутри такта – это фундамент на
котором держится ансамбль.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. А.С. Кленов «Я познаю мир»: ООО «Фирма «Издателство АСТ»,
1998г.
2. М. Арановский, Л. Михеева, В. Фрумкин «оговорим о музыке».
СанктПетербург: Москва, 2002г.
3. «Глоссарий» интернет – словарь.
4. С.Ю. Ожигова и Н.Ю, Шведовой «Толковый словарь русского
языка»: Москва «Русский язык», 1975г.
5. Ссылки на фото ансамблей: http://im5tubru.yandex.net/i?id=119439020
5572&n=21 https://encryptedtbn3.gstatic.com/images?
q=tbn:ANd9GcQCUWASU3geMZTTL0orXkQSw2Z6kPnLT_4GuLT8htt3mgM
FFOqZeQ https://encryptedtbn2.gstatic.com/images?
q=tbn:ANd9GcRkixX8jesJ4CTnSw6uiIyXke83jE98rIFE2BYRmkSIsr_ns_m
https://encryptedtbn0.gstatic.com/images?
q=tbn:ANd9GcQ9olKi6r1PUOrG3133LLhaIJaFEp7DvUd4lahYzQXRoRtKxv58
nQ https://encryptedtbn2.gstatic.com/images?
q=tbn:ANd9GcT80UZ83M0iLAjMy0fH2yvuXObs8UKXqZp7EQphMXXT
DuALZIi9g Список источников:
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Методическая работа "На пути к музыкальному "ВМЕСТЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.