Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."
Оценка 5

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
05.02.2017
Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."
«Лучший способ научиться быстро читать (ноты ) – это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы ». Это мнение, высказанное в своё время знаменитым польским пианистом И. Гофманом, и сегодня разделяют многие музыканты. Практический опыт - необходимая предпосылка образования любого навыка, но ставка только на саморазвитие не приводит к необходимым результатам.
Методическая работ1.docx
обучения игре на фортепиано Чтение с листа. Кочергина Ирина Владимировна преподаватель по классу фортепиано Использование творческих методов в ходе Методическая работа йцукенгшщзхъфывапролджэя чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбю йцукенгшщзхъфывапролджэя чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбю йцукенгшщзхъфывапролджэя чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбю йцукенгшщзхъфывапролджэя чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбю йцукенгшщзхъфывапролджэя чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбю Использование творческих методов в ходе обучения игре на                                               Чтение с листа. фортепиано Упадок   искусства   чтения   нот   объясняется   рядом   причин.   Одна   из   них заключается   в   однобокой   установке   на   воспитание   солистов­   виртуозов, снижению интереса к самостоятельному музицированию, о чём писалось выше. Вполне объяснима та озабоченность, которую проявляют многие музыканты­ исполнители, педагоги, исследователи.  Серьёзность создавшейся ситуации стала ощущаться ещё в 20 веке. Как раз в это время заметно оживился интерес к вопросам чтения нот. На эту тему были проведены исследования, эксперименты, написаны статьи, методические доклады, созданы нотные пособия (работы Л. А Баренбойма, А. П. Мартинсена, Л. Маккиннон, А.Д. Алексеева, Г.П. Прокофьева, И.М. Рябова, С.И. Рябова, и др.)  Под  чтением   с   листа  понимают   сквозное   проигрывание   нового музыкального материала по нотам, основная задача которого­ ознакомление с произведением в общих чертах.  Необходимость   безостановочного   проигрывания   нового   материала,   при котором   исполнитель   ограничен   временем,   делает   процесс   чтения   с   листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Неслучайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и дальше предугадывает логику развития музыкального материала, чем   лучше   владеет   инструментом,   тем   успешнее   читает   он   ноты   с   листа. Подтверждением   этому  является   тот  факт,  что   именно   крупные  музыканты чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения с листа. Например: Ф. Лист читал ноты за восемь тактов вперёд ( 7, 13), А. Рубинштейн ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с листа  так законченно ­ художественно, как будто бы он их готовил раньше к концерту (3, 10 ).  Анализируя структуру навыка чтения нот, намечается некий принцип его развития, как цепь действий, объединённых в несколько групп.  Первая   группа   включает   действия,   предваряющие   исполнение.   Это­ определение   основной   ладотональности,   размера,   темпа   и   общего   характера исполняемого сочинения, и беглый просмотр текста для того, чтобы выявить господствующий   тип   изложения,   принцип   звуковысотной   организации   и ведущий   метроритмический   рисунок   (в   этот   момент   рождается   общая предварительная моторная установка­ « стратегия» поведения рук).  Действия второй группы совершаются непосредственно в процессе игры по нотам   и   связаны   с   работой   зрения   и   слуха;   зрительный   охват   и   мысленная дешифровка   ритмической   и   звуковысотной   графики,   «опознание»   в   тексте знакомых   элементов,   осознание   его   структурной   логики   по   различным параметрам и построение гипотезы о его ближайшем продолжении. Работа эта осложняется   тем,   что   слуху   необходимо   «   обрабатывать»   одновременно различные фрагменты текста: и тот, который ещё предстоит сыграть ( в итоге формируется более или мене приближённый звуковой образ­ программа), и тот, который исполняется в данный момент­ при этом реальное звучание сличается с ожидавшимся (слуховой контроль или обратная связь).  Действия третей группы, также совершаемые в ходе исполнения, состоят в реализации, координированная деятельность всего игрового аппарата.   «озвучании»   воспринимаемого   текста.   Это­   сложная При разборе текста названные действия в известной степени расчленены­ в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочерёдно на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т. п. При чтении с листа они вступают в тесную взаимосвязь, слитый воедино в сопряжённый динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Что касается характера работы мышления, соотношения в ней анализа и синтеза, то в игре с листа преобладает напряжённая синтезирующая деятельность, в то время как в разборе главенствует аналитическое начало. С психологической точки зрения развитый   навык   чтения   с   листа   представляет   собой   высокоорганизованную динамическую   функциональную   систему  (термин   А.   Н.   Леонтьева)   (2), основанную   на   взаимодействии   зрения,   слуха   и   моторики.   Действие   этой системы   осуществляется   при   активном   участии   внимания,   воли,   памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.  С точки зрения составляющих компонентов навыка чтения с листа состоит из   уверенного   знания  «языка   нот»,  системы   нотных   обозначений  ,а  также   в ускоренном восприятии нотной графики.  Фортепианная фактура, отличаясь, как правило, многослойностью, требует осмысления   по   нескольким   линиям   одновременно,   по   горизонтали   и   по вертикали: необходимо осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного строения, соотношение и функции голосов, логику развёртывания ритма и мелодики, характер ладогармонического развития. Важнейший   компонент   навыка   чтения   с   листа   ­   быстрая   и   точная двигательная реакция  исполнителя на «сигналы» нотного текста. Это весьма сложное умение определяется а) свободной ориентировкой рук и пальцев на клавиатуре   без   постоянного   зрительного   контроля   и   б)   аппликатурной техникой,   позволяющей   мгновенно   (почти   автоматически)   выбрать   наиболее удобный   аппликатурный   вариант.   А.   Щапов   писал,   что   «аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно задуманную, или сознательно   выбранную,   или   бессознательно   найденную,   но   утверждённую сознанием аппликатуру» (7, 32). Решающим условием непрерывного и выразительного исполнения по нотам является способность предугадывать развёртывание музыкального текста. Эта возможность зависит от двух факторов. Первый относится к объекту чтения и характеризует меру сложности текста. Второй фактор относится к субъекту и связан   с   «начитанностью»   музыканта,   то   есть   с   его   музыкально­ исполнительским опытом.  Опираясь на высказывания, выдвинутые крупным учёным­ физиологом Н. А.  Бернштейном,   можно   предположить,  что   в   сознании   музыканта,   по   мере расширения   его   музыкального   опыта,   не   накапливается   вся   сумма встречающихся   элементов   музыкальной   речи,   не   запечатлевается   вся музыкальная «лексика», но происходит обобщение, стереотипизация. Стереотипы, складывающиеся в музыкальном мышлении, затрагивают все основные компоненты музыкальной ткани: мелодику, ритм, фактуру, форму.  Чтобы   максимально   обеспечить   субъективную   сторону   предсказуемости необходимо   стимулировать   планомерное   накопление   в   сознании   пианиста стереотипов   фортепианной   музыки,   охватывающих   возможно   более   широко различные стилевые направления. В рамках стиля получают индивидуальное, конкретное представление лада, мелодики, ритма, фактуры, формы и жанра. Однако в первые годы обучения, систематизируется нотный материал и более целесообразно опираться на тип изложения, на фортепианную фактуру. Таким образом,   фактурные   типы   служат   для   начинающего   пианиста   своего   рода ключом к освоению различных стилей.  Ещё   один   важный   элемент   навыка   связан   с   эмоционально­   волевыми моментами процесса чтения. Это­  установка на неожиданное,  готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма,   ладотонального   развития,   фактуры,   динамики,   артикуляции   или   по нескольким   линиям   одновременно.   Скачкообразное   развитие   текста значительно   увеличивает   сложность   его   передачи   с   первого   взгляда.   Здесь приобретают особое значение такие факторы, как внимание, воля, подвижность и сила нервных процессов. Помня   о   том,   что   быстрота   осмысления   нотного   текста   зависит   от индивидуальных   особенностей,   педагог   по   возможности   не   должен ограничивать учащихся временем на анализ нотного материала. Методы   обучения   чтению   с   листа.  Обучение   игре   с   листа   по   нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа  Разбор  –  процесс  отработки  каждого  элемента,  каждой  детали  нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.­  Под  чтением   с   листа  понимают   сквозное   проигрывание   нового музыкального материала по нотам, основная задача которого­ ознакомление с произведением в общих чертах.  Если проанализировать своё восприятие нотного текста, то мы поймём, что воспринимаем   нотный   текст   «графически»,   то   есть   мы   не   высчитываем,   на какой линеечке находится нота, не вглядываемся в каждую ноту, а видим сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды. Не всматриваемся в каждую ноту аккорда, а видим расположение нот, и пальцы выстраивают его сами. С первых уроков необходимо учить ребёнка видеть нотный текст вперёд, анализировать его, то есть «видеть графически». Здесь лежит принцип прямой связи: вижу­ слышу­ исполняю. Научить   графическому   восприятию   нотной   записи   помогут   следующие упражнения: Упражнение 1. «Бусы».  Запишите   ноты  от  «до»  вверх   подряд.  Ребёнок играет, смотря на запись (названия при этом не произносятся). Аналогично записываются и играются ноты вниз от «до». Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепите понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющаяся нота». Момент важный, так как ноты записываются в вертикальном направлении, а играются на клавиатуре горизонтально. Пример 1. Пример 2. После   того   как   ребёнок   хорошо   усвоил   игру   мелодических   линий («одинарные бусы»), усложните задачу.  Пример 3. Упражнение  2.  «Двойные   бусы»  (параллельные   терции,  кварты,   квинты, сексты). Терции играются одной рукой, квинты и сексты для начала можно играть   двумя   руками,   затем   одной.  Предложите   ребёнку   петь   тот   голос   по которому   он   зрительно   ориентируется.   Заочно   выучите   с   ним   названия интервалов,   пока   без   уточнения   их   разновидностей   (большие,   чистые, уменьшённые и т. д.) Существуют     образы      интервалов   по     методике В.   Кирюшина, А.Мерриам.   Мы   считаем   более   доступными      обозначения интервалов Петербургского педагога Т.Б. Юдовиной­Гальпериной (8, 101)  ч.1 ­чистая прима    ­ Капельки или Птичка ­ звуки близнецы (консонанс);  м.2­   малая   секунда   –  Мышка  ­   мелодический   интервал   ­   жалобная интонация, гармонический интервал ­ острая (диссонанс);  б.2­большая секунда­ Крыса ­ в гармоническом виде жесткий диссонанс, а в мелодическом ­ игривая;  м.3­ малая терция ­ Кролик в клетке ­ минорный лад, мягкая и темная в гармоническом виде; грустная (консонанс)  б.3   ­большая   терция   ­  Зайчик  ­   мажорный   лад   (консонанс);   светлый, веселый, резвый; ч. 4­ чистая кварта – Ворона ­ жесткое, пустое звучание; ч. 5­ чиста квинта ­ Одуванчик ­ легкий, пустое звучание, жесткое в боках, светлое в верхнем регистре (консонанс); м.6 ­ малая секста ­ Грустный олень ­ минорный лад (консонанс); б.6 ­   большая   секста   –  Мама   ­   Олениха  ­   мажорный   лад,  веселая олениха, стремительная (консонанс);  м.7­   малая      септима   ­      Обезьянка   Чи ­Чи  ­   шутливое   звучание, в   гармоническом   виде   встревоженное   звучание   (обезьянка   заболела) (диссонанс); б.7 ­ большая септима ­ Волк ­ резкое, хмурое звучание (диссонанс); ч.8 ­ чистая октава      ­ Жираф ­ звучание чистое и широкое (совершенный консонанс) Пример  4.  Упражнение 3. Здесь «Двойные бусы» движутся в разном направлении. Дать задание сыграть, анализируя какой голос стоит, какой движется, сходятся или расходятся   голоса.   Можно   первоначально   показать   движение   нот   линиями, чтобы закрепить графическое видение нотной записи.  Пример 5. Упражнение  4.  «Бусы»  из   трёх   нот.  Тройные   бусы   впоследствии   дадут свободу в чтении аккордов с листа. Задача­ проследить как меняется аккорд, какая   нота   остаётся,   какая   движется,   проследить   голосоведение,   выделить мелодическую линию в аккордах. Пример 6.  Очень важно для чтения с листа и быстрого разучивания произведения, чтобы ребёнок видел и слышал не отдельные ноты, а аккорд, в который они складываются (5, 27­33). Это начальная работа по развитию мелодического и гармонического слуха. В   развитии   метро   ­   ритмического   чувства   целесообразно   приступать   с облегчённой задачи­ с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом и т. п.). Для этого хорошо использовать знакомые ребёнку песни с текстом. Затем можно перейти к исполнению мелодии на инструменте. Для ускорения процесса разбора применим метод групповой читки­ чтение текста   группами   нот.   Пьесу   «Василек»   следует   группировать   по   три   ноты. Пьесу «Дождик» ­ группировать сразу по четыре такта. Следующую пьесу ­ «Петушок»­   благодаря   простому   строению   (в   правой   руке   все   ноты одинаковые, а в левой всего две, которые чередуются) можно сыграть целиком с первого раза. Приложение . По   существу,  разбор  группами  начинается   задолго   до  того,  как  ученик разучит   ноты.   С   первых   уроков   с   учеником   мы   занимаемся   разучиванием простых песенок, пользуясь способом «показа с рук» или подбирания по слуху. Вообще, чем раньше (и чем больше) принцип разбора по нотам будет приближен к подбору на слух или показу с рук, тем лучше, тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев, и конечный результат будет достигнут легко и возбудит   интерес   и   желание   играть   и   разбирать   новые   пьесы.   Принципы «группового» восприятия текста (как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении)   не   должен   заканчиваться   на   начальном   этапе   обучения.   С повышением   уровня   пианистических   задач   и   усложнением   репертуара   эти принципы приобретают ещё большее значение, так как они не только облегчают и   ускоряют   разбор,   но   и   помогают   пианисту   в   работе   над   формой   и содержанием произведения. В развитии непрерывного чтения нот, необходимо преодолеть инертность и скачкообразность   мышления,   надо   добиться   длительной   концентрации внимания   и   плавной   непрерывности   мышления,   идущего   несколько   впереди движений рук, обеспечивая цельность игрового процесса.  Рассмотренные два направления работы­ разбор группами и непрерывная читка­ со временем дополняют друг друга: в разбор группами вносятся навыки последовательной   читки,   благодаря   чему   ликвидируются   неизбежные остановки   между   группами;   в   непрерывную   читку   вносятся   элементы комплексного восприятия текста, и ученик начинает видеть и слышать вперёд не   только   на   одну   ноту,   а   целую   группу   (мотив,   фразу).   Назовём   это «групповым представлением» (6, 23). Для развития необходимых навыков чтения с листа И. Рябов предлагает ряд упражнений (4, 5): 1.   Игра   «вслепую»­   постоянные   тренировки   ориентации   на   чёрных клавишах   в  различных   видах   фактуры,  начиная   от   позиционных   построений через   более   сложные   комбинации   движений,   требующие   переноса   рук,   к моментальному исполнению протяжных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.  2. «Фотографирование»­ стимулирование ускоренного восприятия нотного текста. 3.   Заучивание   фактурных   и   аппликатурных   моделей,   гамм,   арпеджио, аккордов и др. 4.   Тренировка   быстрого   определения   пространственных   расстояний   в музыкальном   тексте   (для   концентрации   внимания   ученика   на   отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»). 5. Мысленное представление будущего действия. 6. Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте. 7. Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура). 8.   Составление   таблицы   трёх   ­,   а   затем   и   четырёхзвучных   аккордов (аппликатура). 9. Исполнение фигураций аккордами (сжатие). 10. Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение). Ладовая  основа материала для чтения должна отличаться значительной широтой   ­   от   натуральных   мажора   и   минора   и   ладов   народной   музыки (пентатоника, лидийский, фригийский и др.) до полиладовых и политональных сочетаний. Многообразие  ладовых  форм  имеет  конечной  целью воспитать  «живой» подвижный слух, способный не только справиться с уже усвоенными ладовыми структурами,   но   и   быстро   сориентироваться   в   новых   непривычных образованиях.  Освоение   тональностей   не   выделяется   в   отдельную   проблему.   Уже начальные   пьесы   и   упражнения   исполняются   от   разных   нот,   во   многих тональных   вариантах,   включая   тональности   с   большим   количеством   знаков. Усвоение тональностей осуществляется следующим образом: 1.   В   классе   ученик   проигрывает   мелодию   с   листа   в   одной   заданной тональности, например в до мажоре; 2. Дома транспонирует её в новую тональность, например соль мажор; 3. На очередном уроке усвоенную дома мелодию в соль мажоре ученик записывает   и   анализирует.(При   виде   написанного   нотного   текста   у   него   соответствующие возникают   зрительно­   двигательные   представления, нотографическому образу данной тональности.) После этого ему предлагается для   прочтения   с   листа   в   тональности   соль   мажор   новая   мелодия,   которая транспонируется в новую тональность ­ например , фа мажор.  В   процессе   подбора   и   транспонирования   у   ученика   образуются определённые   ладотональные   слухо­   двигательные   взаимосвязи,   пусть элементарные, способные обеспечить осознанное воспроизведение простейших мелодий в заданных тональностях.  Большое   значение   в   курсе   чтения   придаётся  артикуляционным, динамическим,   агогическим  и   другим   характеристикам   текста,   имеющим непосредственное отношение к выразительности и осмысленности исполнения. Выполнение   артикуляционных   заданий   развивает   обострённое   «чувство штриха»,   характера   произнесения   и   способствует   отработке   разнообразных двигательных приёмов, различных способов звукоизвлечения. На   всех   этапах   обучения   чтению   следует   активно   использовать ансамблевые формы  музицирования. Игра в ансамбле приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые ещё не доступны ему в сольном исполнении; совместное музицирование дисциплинирует исполнение, помогает острее ощутить непреложность метроритмического развёртывания музыки. Литература. 1.   Гофман       Иосиф.         Фортепианная     игра.         Ответы     на     вопросы         о фортепианной  игре. 3­е изд. ­ М., 1961.  2. Леонтьев А.Н. О формировании способностей.// Вопр.психол.№1, 1960. 3.  Майкапар С. М. Музыкальный слух. Изд. 2­е. Пг., 1915. 4. Рябов И., Рябов Э., Чтение с листа в классе фортепиано. Киев: Муз.Украина, 1988. 5. Смирнова Т.И. ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс. М.: ЦСДК, 1994. 6.  Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд.2 ­ М.:Сов.комп..1989.  7. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., 1960. 8. Юдовина­Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я детский педагог. С.­Пб., 1996. Приложение 1. «Василек», детская песенка «Дождик», детская песенка «Петушок», детская песенка

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."

Методическая работа на тему "Использование творческих методов в ходе обучения игре на фортепиано. Чтение с листа."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017