Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.
Оценка 4.6

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
музыка +1
Взрослым
05.02.2017
Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.
Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора" учителя музыки и искусства МКОУ Чамзинской СШ имени И.А. Хуртина Федяниной В.Н. был представлен на областном конкурсе "Учитель года". В данном материале содержится описание системной работы учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников, которая проводится на уроках и внеурочной деятельности.
Педагогический опыт по музыке Духовно-нравственное воспитание посредством фольклора.docx
Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите   представить  вам   педагогический   опыт   на   тему    «Духовно­нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора. ο  доброте, милосердии и  Образовательная Программа по музыке в общеобразовательной школе предусматривает   изучение произведений   различных   направлений   музыки.   Важное   место   в   музыкальном   образовании школьников занимает изучение творчества великих классиков. Среди учёных существует мнение, что классическая   музыка   –   это   высокоразвитая   форма   народной   музыки   и   профессиональные композиторы использовали в своих произведениях то же «сырье», что и народные музыканты. И в классических  произведениях мы слышим народные интонации.  Но изучая разные направления музыки, учитель в современной ситуации не должен забывать о том, что духовно­нравственное начало в развитии детей должно преобладать над накоплением ими всевозможной информации.  К сожалению, на сегодняшний момент материальные ценности большинства молодёжи доминируют  над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления  патриотизме.  Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном  западной культуры на фоне снижения истинных духовных, культурных ценностей.  Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И моя задача, как учителя  музыки, состоит в том, чтобы воспитывать в детях духовность и нравственность, раскрывая высокий  духовный смысл русского народного музыкального искусства, несущего в себе веру, добро, любовь.  ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА Музыка среди различных видов искусства является одним из ведущих по силе воздействия на  людей. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке эмоций, пробуждения в человеке человека. Об этом очень точно сказал Вильям Шекспир: Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость; Темны как ночь души его движенья... Не верь тому… В своём опыте я опиралась на научные основы  возможности использования народного творчества в образовательной   деятельности,   которые   раскрываются   в   исследованиях   Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, К.Д.Ушинского,  И.А.Ильина и др.;    В   области   педагогики   музыкального   образования   я   использую   разработки   Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиев,  Д.Б.Кабалевского, Л.А.Рапацкой, Г.М.Цыпина, Л.В.Школяра и др.).    Мне   близка   реализация   идей   этнических   традиций     Г.С.   Виноградова,   Г.Н.   Волкова,   М.Т. Картавцевой,  В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского и др.  Педагогический опыт и анализ литературы по теме позволил выявить мне несколько противоречий: ­    между   необходимостью   возрождения   духовно­нравственного   воспитания  школьников  и недостаточной разработанностью системы такого воспитания в учебном процессе; ­ между педагогическими возможностями музыкального фольклора, осознанием необходимости включения   региональной   культуры   устной   традиции   в   музыкально­образовательный   процесс  и недостаточностью   соответствующего методического обеспечения.  Целью моего  педагогического опыта было:   теоретически обосновать и проверить   на практике педагогические   возможности   музыкального     фольклора   в   духовно­нравственном   воспитании школьников.  Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач, одной из которых является разработка и проверка на практике результативности системы духовно­нравственного воспитания школьников через фольклор. Создание     такой   системы   является  основной   идеей  моего   педагогического   опыта.     Система включает в себя урочную и внеурочную работу. Внеурочная работа, в свою очередь,   делится на кружковую работу и музейную работу.   (Методы исследования):  В ходе исследования я 1) изучала и анализировала соответствующую литературы по проблеме; 2)проводила анализ и обобщение результатов  усвоения фольклора моими учащимися   на   уроках   музыки  и   во   внеурочной   работе;   3)   проводила     беседы,   анкетирование учащихся,   совместно   с   детьми   брали   интервью   у   местных   сторожил;   5)   проверяла   на   практике теоретические положения и проводила анализ полученных результатов. Народная   песня   на   начальном   воспитании   ребёнка   играет   огромную   роль.   Её   нельзя   ничем заменить.  Народная   музыка   достаточно   легка   для   понимания   детей   и   при   этом   имеет   богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью (ВИДЕО ПЕСНИ)  Именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет  сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость,  чуткость, справедливость. В своей работе я использую видеонарезки из старинных фильмов,  собранный местный  фольклорный видео­ и аудиоматериал. Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, в интересной и занимательной форме передаёт подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы.  В русских народных песнях присутствует образ родной земли.  На  таких песнях развивается чувство прекрасного, любовь и бережливое отношение к родному краю.     Русский   фольклор   глубоко   патриотичен.   В   песнях   прославляются   труженики,   защитники Родины. Эти песни воспитывают в детях храбрость, гордость за Родину, восхищение героическими поступками.  Особое воспитательное значение, я считаю, имеют найденные в ходе поисково­краеведческой работы архивные видеозаписи местного колхозного хора 1950 года. На уроке использую разные виды творческой деятельности: поём песни, разучиваем народные игры, хороводы, играем на народных музыкальных инструментах.  Немало важным является то, что исполнение фольклорных песен предполагает пение на «позиции улыбки». Улыбка на лице улучшает настроение, так как есть глубокая связь между мимикой и эмоциями. Воспитание духовно­нравственных качеств у детей требует выхода за пределы школьного урока. Работу по воспитанию  нравственности я продолжаю на кружке  «Музыкальная шкатулка»,  где также   разучиваем   народные   песни,   частушки   и   проводим  фольклорные   праздники.   К   идее праздников пришла не случайно. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту   почву,   на   которой   развиваются   человеческие   чувства:   любовь,   доброта,   взаимопомощь.   При   подготовке   и   проведении   праздников   происходит   преображение   робких   детей   в эмоциональных,   процесс   игры,     где   ребенок   приобретает   новые   умения,   навыки,   развивает   фантазию.   Причем, развитие   творческих   способностей   происходит   само   собой   в   занимательной,   увлекательной   игровой   форме.   Ежегодно   провожу   с   детьми   такие   праздники,   как   Троица, Масленица, деревенские посиделки, осенины, Пасха и др. Следующим   компонентом  в   системе   духовно­нравственного   воспитания   является  музейная работа. Комплексный краеведческий музей я основала в 1997 году. Начала одна собирать предметы старины, которые хотела сохранить. Заинтересовала детей. Так набрали материал на небольшую экспозицию.     Сейчас   наш   музей   насчитывает   более  400  экспонатов   и   продолжает   пополняться новыми. Участвуя в конкурсе школьных музеев выиграли областной гранд в 20 тыс. рублей. Данная   работа   в   системе   духовно­нравственного   воспитания,   я   думаю,   является   очень   важной. Почему? Дети собирают фольклорный материал: общаются со старожилами села, записывают на диктофон   песни,   частушки,   потешки.     (ФОТО   +   Огурочки)           Собран   богатый   фольклорный материал. Он вызывает неподдельный интерес у детей, поскольку они узнают своих односельчан. инициативных. непроизвольно вовлекаются   Они         в Несколько лет подряд я оказываю методическую помощь студентам  Ульяновского педагогического университета   и   Саратовской   государственной   консерватории.   Моя   помощь   была   отмечена благодарственным письмом доктора искусствоведения профессора Ярешко А.С.(благодарность) Результатом   духовно­нравственного   воспитания   являются  выступления  учащихся   на   школьных, сельских и районных концертах. Зрители всегда тепло встречают наших участников художественной самодеятельности. Дети выступают на концертах ко Дню пожилого человека, ко Дню Победы, Дню Матери и т.д. Дети с интересом занимаются исследовательской работой по фольклору. Результатом моей работы является помощь пожилым людям, которую дети воспринимают не как обязанность,   а   оказывают   её   от   чистого   сердца:   помогают   в   уборке   урожая,   зимой   расчищают дорожки от снега, приносят воду, колют дрова, следят за памятником герою Советского Союза И.А. Хуртина.  Дети с интересом украшают  школьный двор  и зимой и летом. Последние четыре года занимаем первые   места   в   районном   конкурсе   «Лучший   школьный   двор»).   Результативность   духовно­ нравственного воспитания учащихся подтверждает и то, что фигуры на школьном дворе никто из детей никогда не ломает. Ученики растут добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми и настоящими патриотами. Это как раз и доказывает, что работа ведётся в правильном направлении.  Вокальные и исследовательские достижения моих учеников отмечены грамотами разного уровня: ­ 1 место в областной экспедиции в исследовательской номинации «Из школьного архива»;  ­ 1 место в районном фестивале «Ритмы улиц» в номинации «Вокал»;  ­ 2 место в конкурсе детского творчества «Радуга»  ­  1 место в районном конкурсе «Музыкальный олимп» в номинации «Вокал» и  ­ 1 место в номинации «Игра на баяне»;  ­ 1 место в районном конкурсе военно­патриотической песни; ­ 1 место во 2 этапе областного фестиваля русского народного творчества «Мы русские»; ­ 1 место в зональном конкурсе «Малая академия»; ­ 1 место в областном конкурсе «Малая академия» и др.  Проведённая мною работа по духовно­нравственному и художественно­эстетическому воспитанию школьников также отмечена грамотами:  ­   Министерства   образования   Ульяновской   области   за   3   место   в   областном   конкурсе   проектов школьного музея.  ­ Награждена грамотой областного центра детско­юношеского туризма и краеведения за лучшую организацию работы музеев в патриотическом воспитании учащихся  ­ и грамотой за активную творческую деятельность в направлении «Этнография».  ­   За   активную   гражданскую   позицию,   тесное   взаимодействие   с   всероссийской   общественной организацией   «Боевое   братство»   и   большой   личный   вклад   в   дело   патриотического   воспитания молодого поколения. ­ 3 место в межрегиональном фестивале бардовской песни «Юловские зори». ­   А также награждена многими дипломами и грамотами районного отдела образования и центра детского творчества за развитие детского художественного творчества и за высокие показатели в организации   культурно­досуговой   деятельности   среди   населения   в   Муниципальном   образовании Инзенский район (ГРАМОТЫ). Обо мне и моих учениках часто пишут в районной газете «Вперёд». ­ В 2010 году была занесена на Доску Почёта МО Инзенский район.  Стараюсь быть примером для своих учеников во всём ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА  Духовно­нравственные качества у детей я воспитываю народной музыкой. И мне это удаётся. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».  Убеждена в том, что безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.   Звуки всё просторней, всё согласней, Будто наполняют паруса… Для души не знаю музыки прекрасней, Чем людские эти голоса! В прошлом году студентка кафедры народного пения и этномузыкологии Надежда Шедловская защитила дипломную работу по теме фольклор Инзенского района. Данный материал я также использую на уроках. (Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803), немецкий поэт, философ, историк и критик, был одним из первых ученых, систематизировавших народную музыку и описавших ее с теоретической точки зрения) Дети узнают из первых уст о трудностях и радостях жизни односельчан в старину. И редко возвращаются «из гостей», чтобы чем­то не помочь пожилым людям, которые вызывают чувства сострадания и милосердия. И такие понятия, как патриотизм (любовь к своему народу, истории страны), милосердие – не просто громкие слова.  Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ценностного отношения к семье, здоровому образу жизни; ценностного отношения к природе, к прекрасному Я воспитываю детей народной музыкой. Всем известно, музыка состоит из нот. Так вот и каждый ребёнок для меня отдельная нота. И чтобы получилась музыка, надо постараться, чтобы они чисто зазвучали. Семь нот ­ семь одиноких криков Весомо, прочно, на века Слагает учителя рука В собор симфонии великой. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТО, были определены предмет и объект исследования.   *Объектом  исследования   является     процесс   духовно­нравственного     воспитания   учащихся     в условиях общеобразовательной школы.  *Предметом  исследования ­ педагогические возможности музыкального фольклора в воспитании духовно­нравственной личности. ЗАДАЧИ: *1. Выявить общие закономерности и тенденции включения музыкального фольклора в школьный образовательный процесс.  *2.   Раскрыть   специфику   музыкального   фольклора,   выявить   его   педагогические   возможности   и определить их роль в духовно­нравственном воспитании.  *3.   ОПРЕДЕЛИТЬ   и   обосновать   формы   и   методы   включения   музыкального   фольклора   в   уроки музыки,   обеспечивающие   реализацию   его   педагогических   возможностей   в   духовно­нравственном воспитании школьников.  *4.  Разработать и проверить на практике результативность системы духовно­нравственного воспитания школьников через фольклор.  Гипотеза:  духовно­нравственное   воспитание   школьников   наиболее   естественно   происходит   в системе,   которая   включает   в   себя   урочную   и   внеурочную   работу   по   усвоению   фольклорного материала.  Основная дискуссия в работах исследователей 19 в. велась вокруг определения того, как именно природа и, что важнее, другие формы музыки воздействуют на народную музыку. Споры развернулись по двум главным вопросам: существует ли связь между классической и народной музыкой, а также обнаруживаются ли следы происхождения и форм народной музыки в языке или движении. Ученые исходили из предположения, что существует определенная связь между народной и классической музыкой. Одни из которую необразованные музыканты слышали при королевских дворах или в церквах и просто имитировали, искажая ее, или что классическая музыка – это высокоразвитая произведениях то же «сырье», что и народные музыканты. Другие полагали, что имеет форма народной музыки и профессиональные композиторы использовали в своих место взаимопроникновение, взаимодействие и каждый тип музыки в большей или меньшей степени влияет на другой. Этот подход ближе к современному пониманию них утверждали, что народная музыка – это «сниженная» классическая музыка, того, как народная музыка создается, исполняется и воспринимается. Нигде нет такой литературы, как у нас у русских. А народные песни?... такие песни могли родиться только в народе великой души… М. Горький В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе. И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные. Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни. ^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство. - Народные песни! Какие они разные! Если в песне слышна неприкрытая грусть – Грустью, кажется, полнится воздух. Если удаль теснит молодецкую грудь – Пляшут вечер и синие звезды. И старушка Земля все никак не поймет, В чём же кроется тайна России. То ли песня прекрасна, а то ли народ, Распевающий песни такие. ( В.Гин.) БЫЛИНЫ Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины. Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской. ^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского. В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения. ^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми. ^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу, Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле. Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе. Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града. ^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро- монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904- 1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей. ^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение. Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера. ^ ТРУДОВОЙ ЖАНР Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка». ^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу. ^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии. За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали». ^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции. «Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию. ^ ВОЕННЫЙ ЖАНР Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно. ^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой. В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей. ^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни. ^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. ЧАСТУШКИ Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.

Педагогический опыт на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора.

Педагогический опыт на тему  «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством  музыкального  фольклора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017