Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."
Оценка 4.7

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
05.02.2017
Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."
В статье рассматриваются разные виды и особенности возникновения музыкально-игровых образов у детей в процессе творческой деятельности (слушание разнохарактерных песен, произведений; воспроизведение возникших образов в движениях или танце )Можно отметить, следовательно, некоторые особенности возникновения замысла у детей в связи с прослушиванием произведений, выражающих яркую индивидуальную характеристику персонажей.
Возникновение музыкально.docx
Возникновение музыкально­игрового образа. К   периоду   становления   музыкально­игрового   образа   можно   отнести первые действия детей, направленные на его воплощение. Если эти попытки будут соответствовать предварительным высказываниям детей, то, очевидно, дети способны к определенным преднамеренным действиям. Для выявления особенностей детских замыслов наблюдаются следующие их стороны: а) содержание       жизненных       явлений,       отбираемых  детьми для воплощения   замысла:   есть   ли   аналогия   между   ними   и   музыкально­ поэтическими   образами   произведений;   изменения,   внесенные   детьми   в образы, навеянные жизнью, на основе творческого воображения; б) характер отбора детьми    явлений,    персонажей: происходит ли он на основе предварительных обобщений, или же делаются попытки сразу конкретно реализовать возникшие в сознании образы; виды ли ребенок  при этом перспективу дальнейшего развития игры; в) отношение   к   сюжету   игры,   ее   персонажам   и   их   музыкальным характеристикам;   способен   ли   ребенок   проникнуться       воображаемой ситуацией,   воплощения.   заинтересоваться   способами   их   музыкально­игрового        Усложнение  музыкальных образов произведений, побуждающих детей   ко   все   более   сложным   замыслам   уже    музыкально­игрового воплощения,   идет   в следующих  направлениях:  сначала   предлагаются   пьесы   и   песни   с   яркими   локальными   образами (типа   лейтмотивов),  вызывающие  у   детей стремление передать характерные движения отдельных  персонажей; затем знакомят с пьесами и песнями, с ярко выраженной динамикой развития, побуждающими детей к  действиям; и, наконец, ­   пьесы и песни с образами, контрастирующими между собой   и   побуждающими   детей   к   установлению   взаимоотношений   между персонажами, к сюжетному  развитию   игры.  На примере сопоставления двух песен можно увидеть проявляющиеся особенности возникновения замысла у детей. В   песне   «Наша   игра»   (муз.   Д.   Маневича,   слова  Б.   Гурьяна) передан   образ   веселых   детей,   играющих   в  летчиков,   моряков,   портных, поварят   и   т.   д.   Музыкальная   характеристика   одна   и   та   же   для   всех персонажей. Их роднит общее чувство — выражение довольства, радости от своей принадлежности к людям труда. Музыка  передает лишь общий строй жизнерадостных чувств.  Литературный текст подсказывает более конкретно характер   трудовых   движений.   Очевидно,   поэтому   песня  вызвала   у   детей воспоминания о людях различных специальностей. «Матросы — они делают корабль» (Саша), «Про пилотов в песне поется — они водят самолеты в облаках» (Миша), «Про артистов — они поют и танцуют» (Марина). Дети вспомнили и о других специальностях, не упомянутых в песне. Они отметили радостный характер песни: «Люди радуются, что они работают» (Миша). Чтобы   проверить   первоначальный   замысел   детей,   им   было   предложено подумать,   ком   каждый   хочет  быть,   и   затем   исполнить   движения, характерные   для  разных видов труда, по которым остальные должны до­ гадаться об их замысле. Движения выполняются только под фортепьянное сопровождение (без пения, чтобы текст не подсказывал детям действия). Они   с   увлечением   разгадывали   загадки.   Но   движения   детей,   которые загадывали,  были   неопределенны,   схематичны,   неуверенны.   Так,   Сережа хотел,  было  лететь,  но  затем стал делать непонятные движения руками. Саша и Миша тоже летали, но  применяли очень стереотипные движения. Лучше  удались Зое и Ире движения портнихи и поварят, дети пытались найти   самостоятельные   решения   замысла   (вдевали   нитку   в   иголку, кроили; мешали кашу и т. д.). Очевидно, что в подобных играх путь развития Должен идти не через сообщение готовых схем, а через творческие поиски самих детей. Поэтому надо пересмотреть построение игр, создаваемых  педагогами.  То, что дети удачно замыслили образ портних и поварят, объясняется не только свеже­ стью, конкретностью новых впечатлений, но и тем, что им пришлось самим искать новые, еще неизвестные способы воплощения. В   другой   песне   «Всем,   Надюша,   покажи»   (белорусская   народная,   в обработке   А.   Полонского)   музыкальная    характеристика   дана   каждому персонажу.   В   ней   повествуется   о   том,   как   пляшут   девочки,   мальчики,  дедушки.   Мелодия   песни   не   меняется,   но   фортепьянное бабушки, сопровождение в шутливых характеристиках     передает  образы различных танцоров   —   чуть         тяжелую         поступь  дедушки,   плавность   движений бабушки, резвость мальчиков, изящество девочек, озорство козликов. Песня очаровала детей. По предложению экспериментатора       они  должны были проплясать только,     как     «старые и молодые». Но дети «перевыполнили план» — они исполнили с большой выдумкой всю пляску. Чем богаче был запас  выученных движений, тем ярче получался созданный образ. Несмотря на то что предварительного обсуждения замысла не было, сила воздействия музыкально­поэтического образа была так велика, что дети сразу принялись за его воплощение и сделали это удачно. Решающее значение для выполнения замысла имеет увлеченность предстоящей  задачей. Можно отметить, следовательно, некоторые особенности возникновения замысла у детей в связи с прослушиванием произведений, выражающих яркую индивидуальную характеристику персонажей. Эти   произведения   (типа   музыкальных   портретов)   способны   побудить детей к творческим попыткам воплотить их в музыкально­игровой образ, но при определенных условиях. При использовании второй группы произведений, в которых намечается динамическое   развитие   музыкально­поэтического   образа,   возникновение замысла у детей приняло несколько иной характер. Произведения этого типа подсказывают конкретную программу действий. К числу таких песен может быть отнесена русская народная песня «Я на камушке   сижу»:  Эта   песня   сочетает   в   себе   свойственную   лучшим   про­ изведениям   русского   народного   песенного   творчества   напевность,   широту (пропевание нескольких звуков на  один слог) и плясовые интонации (четкий ритм,  ясность  построения).   Песня   вызывает   желание   двигаться   под   нее  и заставляет вслушиваться в переливы ее мелодии. Дети   уже   при   первоначальном   слушании   песни   начинали   тихонько похлопывать кулаком по колену, подтанцовывали и сразу по окончании песни заговорили: «Хорошая песня — про топорик, колоть колышки, чтобы огород был» (Миша), «Лук, капусту сажать» (Наташа), «Капуста вкусненькая, а лук горький» (Миша), «У кого капусты нет, чтоб пришел в гости» (Маша), «Песня спокойная,   очень   тихая»   (Зоя),   «Нет,   веселая»   (Наташа),  «Она   простая» (Миша), «Пироги печь как будто» (Зоя), «Можно принести кубики — сделать камешек,  чтоб   на  нем  сидеть» (Наташа), «Палки  тоже,  чтобы   обтесывать» (Сережа),   «Капусту   сажать»   (Зоя),   «Огородить»   (Наташа),   «Можно   взять кубики   и   как   будто   поливать»  (Миша),   «Пироги   напечь»   (Зоя),   «Ложку взять,   пироги   напечь»   (Сережа).   На   предложение   экспериментаторов придумать игру взялись за дело Миша и Марина. Миша повел игру точно под  точным,   ритмичным   и   очень песню.   Он,   сидя   на   камушке­кубике, выразительным движением  стругает палочки — тонкие кубики, которые ему подает  Марина.   Следуя   его   примеру,   она   стремится   также  ритмично проделывать   эти   движения.   Затем   Миша   начинает   укладывать   кубики, огораживая плетнем огород. Эти движения он делает точно на сильную долю такта  ri  вместе   с   тем   плавно,   в   характере   музыки.   Марина   же,   сразу соразмерив   с   ним   характер   движения,   в   такой   же  манере   начала   сажать У   нее   явное   чувство   партнера,   она капусту   (кубики   другого   цвета). превосходно подыгрывала Мише. Все, что проделали эти двое детей, было так выразительно, музыкально и, можно сказать, сценично, что остальные сразу примолкли, удивленно приглядываясь к их движениям. Словесные и  двигательные  реакции  детей  в  процессе этой  игры  дают интересный   материал   для   понимания  особенностей   детских   замыслов, характеристики условий его развития. Замысел   складывается   наиболее   успешно   в   условиях  возникающей игровой ситуации. Благодаря тому, что  дети взяли инициативу в свои руки, они начали самостоятельно вешать, как инсценировать песню. Коллективное обсуждение   детей,   точно   воспроизведенное   в  записи,   показало,   что   они предусмотрели   многие   детали:   обсудили   содержание   возможных   действий, охарактеризовали   песню,   продумали   способы   инсценировки.   Особую  роль сыграло   предложение  внести   кубики,  которые  сделались   по   их   решению   и камнем, на котором сидел  огородник и палочками для плетня   и капустой, которую   они   сажали.  Замысел   детей   может   меняться   в   процессе   его   вы­ полнения. Дети способны отказаться от своего плана,  если убедятся в его неверности. Характерная   особенность   музыкально­игрового  образа   ­   его синтетичность.   Дети   применяют   комплекс  художественных   средств   из области   музыки,   литературы,   драматургии,   хореографии.   Их   внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Инструментальная   музыка,   используемая   для   формирования игрового   образа,   чаще   всего   программна.     В   этом   смысле   она   тоже подсказывает   возможные   движения,   но   сюжет   дети   должны   сами разработать.   Поэтому легче те произведения, в которых их названия и весь музыкальный материал не наталкивают детей на особое развитие сюжета. Успешность   деятельности   детей   зависит   от   игровой   ситуации, которая, однако, характеризуется художественной направленностью.  Дети играют   в театре, в  спектакль.    Они  и  авторы  сценария,  и режиссеры,  и актеры. Свой замысел дети пытаются воплотить интересно и красиво, чтобы и   Следовательно, другие   смотрели   на   их   игру   с   удовольствием.     деятельность их приобретает эстетический характер.

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."

Методическая работа на тему "Возникновение музыкально-игрового образа."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017