Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
05.02.2017
На формирование исполнительских навыков влияет не только талантливый педагог или способный ученик, но множество закономерностей, связанных с центральной нервной системой (ЦНС) учащегося. Эмоциональное состояние ученика, различные виды памяти, развитие внимания, индивидуальные различия темпераментов у учеников. Всё это говорит о том, что к обучению каждого учащегося необходимо подходить индивидуально.
referatc.doc
Методическая работа
на тему: Проблемы музыкальной психологии в
музыкальном воспитании и образовании.
Выполнила:
И.В. Кочергина
Новая Ладога
2010год
1 Формирование исполнительских навыков зависит не только от умения
педагога и способностей ученика, но и от ряда закономерностей, связанных с
центральной нервной системой (ЦНС). Так как двигательные навыки по
своим физическим механизмам есть ни что иное, как условные рефлексы, то
общие законы рефлекторной деятельности необходимо учитывать при
формировании исполнительских навыков, двигательных по своей природе.
Известно, что при образовании условных рефлексов ни один
раздражитель не может стать условным, если он не подкрепляется другим
раздражителем, вызывающим определенное действие. При выработке
исполнительских навыков подкреплением является слово педагога,
оценивающее действие ученика, и ощущение учеником правильного
результата действия. Подкреплением может служить и показ педагога.
Формирование какоголибо навыка происходит в результате действия
ЦНС. Координация осуществляется в работе отдельных частей головного
мозга и там же устанавливается та или иная форма координационных
отношений.
звукоизвлечение,
Благодаря деятельности нервных центров формируется
которое является результатом рефлекторных,
автоматических и сознательных движений мышечной системы.
Эмоциональное состояние ученика всегда сказывается на результатах
работы. В состоянии огорчения мышление и память не столь активны. Именно
по этой причине педагог должен создавать эмоционально приподнятую
атмосферу, исключая на занятиях отрицательные эмоции.
Также нежелательна на занятиях чрезмерная эмоциональная
возбудимость, вызывающая скованность и напряженность, что особенно
2 заметно на ранних этапах приобретениях навыка. На более поздних же
эмоциональная возбужденность служит фактором, укоряющим обучение.
Сознательное отношение к выполнению определенной технической и
исполнительской задач немыслимо без мобилизации памяти и внимания.
Различные виды памяти (механическая, логическая, эмоциональная,
двигательная, слуховая) имеют большое значение в развитии исполнительских
навыков. Особую роль играют слуховая и двигательная память. Исполнитель
редко отдает себе отчет в том, что он запоминает пальцами, а что осознанно.
Двигательная память особенно развивается на технических
упражнениях. Лучший способ развития памяти во всех ее видах –
запоминание небольших заданий, постепенное их увеличение и частое их
повторение. Мощным фактором воспитания памяти выступают внимание и
сосредоточенность.
Развитие внимания неразрывно связано с волей. Волевые процессы не
Они возникают и развиваются в связи с
являются врожденными.
общественной и профессиональной деятельности человека. Именно педагог
концентрирует внимание и волю ученика и собирает его волю на основных
действиях в приобретениях исполнительских навыков.
Психологами установлено, что не все в одинаковой степени принимают
и выполняют задания, объяснения и показ педагога, не все в равной мере
Такие индивидуальные различия служат
замечают свои недостатки.
отражением не только условий обучения, но и особенностей протекания ряда
психических процессов.
процессов:
А.П. Зданович выделяет три группы таких
1.
Интеллектуальные,
связанные
с
познавательной
деятельностью;
2.
Эмоциональные, где в форме переживания выражается
отношение человека к себе, окружающим людям и явлениям;
3 3.
Волевые,
заключающиеся в своеобразном усилии,
направленном на достижение сознательно поставленных перед собой
задач.
Отношение ученика к процессу обучения, вера в педагога и уверенность
в своих силах, целеустремленность, трудолюбие, состояние психических
воли,
способностей (памяти,
воображения,
мышления,
внимания,
Все это
эмоциональности).
психологические причины, влияющие на эффективность музыкального
Эмоциональный фон или настроение.
развития учащегося.
Достаточно серьезные трудности возникают в воспитании музыкально
ритмических способностей у исполнителей. Некоторые специалисты склонны
скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого
воспитания.
В чем суть трудностей в музыкальноритмическом воспитании. Прежде
всего в том что звук, длительность – компонент неопределенный в сравнении
с высотой звука – компонентом определенным.
Если вы чувствуете, что играющий держит целую ноту длиннее, чем
нужно, попробуйте доказать ему, что вы правы, а не он. (из бесед А.Б.
Гондельвейзер)
Как известно, неразвивающихся способностей в природе не существует.
Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и
организацией длительностей во времени. Ритм отражает эмоциональное
содержание музыки, ее образнопоэтическую сущность.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и
эмоциональновыразительная.
Чувство музыкального ритма не может развиваться без той или иной
опоры, но этой опорой не должно быть автоматическое выполнение
4 упражнений. Главным в работе является создание свободного управляемого
двигательного аппарата.
Мышца должна выполнять требования, исходящие из слуховых
представлений и соответствующие музыкальнохудожественному образу.
Ритмические дефекты зависят от целого ряда причин как физического,
так и психологического порядка. Могут быть такие физические недостатки,
как мускульная слабость, вялость или же наоборот, перенапряженность.
Встречаются недочеты и в работе нервной системы, например,
Слабая способность
заторможенность или излишняя возбужденность.
внимания, плохая память также представляют собой тормоз для выявления
хорошего, четкого ритма.
Работая над этими недостатками, удается восстановить нормальную
ритмичность. Таким образом, развивая в учениках ритмическую способность,
педагог воздействует на психику, на характер, поведение, настроение и
жизнеощущение своих воспитанников, доказывая, что, всякое движение
мускулов есть результат действия воли, воплощенной в деятельности мозга,
что все наши действия находят в теснейшей зависимости от функций мозга.
Воспитание и освоение человеком музыкальной действительности
осуществляется через слух, являющийся основным источником и критерием
художественной оценки.
В современной музыкальной педагогике основополагающим является
слуховой метод обучения. Развитие музыкальных способностей, обучение
приемами звукоизвлечения и двигательным навыкам базируются на
внутренних музыкальнослуховых представлениях и постоянном контроле
слуха.
Научить понимать язык музыкальных образов – важная и сложная
проблема музыкального образования.
5 В педагогической практике степень совершенства у разных учеников
обуславливается индивидуальными различиями их темпераментов.
У холерика повышенная возбудимость, что накладывает отпечаток на
всю его деятельность. Он отличается горячностью, страстностью, большей
активностью, энергией, смелостью, инициативностью. Но следует учитывать,
что процессы возбуждения преобладают у него над процессами торможения.
Сангвиник хорошо поддается воспитанию и перевоспитанию, если у
него удается вызвать интерес к занятиям. В работе с сангвиником педагог
должен быть жизнерадостным и активным, медлительность расхолаживает
тонус такого ученика и снижает его восприимчивость.
Флегматика характеризует, прежде всего, слабая эмоциональная
Это невозмутимый, размеренный в своих действиях и
возбудимость.
проявлениях человек.
предстоящее действие.
Флегматик долго и обстоятельно обдумывает
Достоинством же его является большая
работоспособность. Уравновешенный во внешнем проявлении своих чувств,
он часто обладает глубокими и сильными эмоциями. Флегматики проявляют
серьезное отношение к своим обязанностям и добиваются хороших
результатов в своей работе. Они хорошо поддаются воспитанию и
перевоспитанию.
Меланхолика называют слабым типом по характеру протекания
процессов возбуждения и торможения. Эмоциональные переживания у него
возникают медленно, не отличаются большой глубиной, накладывая отпечаток
на весь склад личности. Меланхолик тяжело переживает трудности жизни,
легко уязвим, замкнут, малообщителен. Он редко обнаруживает свои чувства,
внешне он выражены слабо. Он нерешителен в своих чувствах и чаще всего
пассивен. Педагог должен проявить в работе с меланхоликом большую
чуткость. Подбадривать его при неудачах. Чаще отмечать успехи и
достижения.
6 Развивать эмоциональность и меланхолика можно только до известного
предела.
Работая с учеником,
Что
темпераменты в «чистом виде» встречаются крайне редко. Кроме того, «
индивидуально следует помнить.
образ поведения человека … обусловлен не только прирожденными
свойствами нервной системы, … но и от постоянного воспитания или
обучения в самом мировом смысле этих слов. И это потому, что рядом с
указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и ее
важнейшее свойство – высочайшая пластичность».
Список литературы
1. Е.О. Назарова. Идеи интонационной теории Б.В. Асафьева в
обучении игре на фоно / Проб. муз. обр. и педагогики. В з СтП.
2001.
2. Е.В. Пчелинцева. Воспитание музыкального ритма на основе
учения Эмиля ЖакаДалькроза. / Проблемы муз. обр. и
педагогики. В з СтП. 2001.
3. Л.Ф. Елизарова. Психические основы постановки голоса в
вокальной педагогике. / Проблемы муз. обр. и педагогики. В з Ст
П. 2001.
7
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Методическая работа на тему "Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.