Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
03.05.2019
Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"
Методическая разработка "Формирование певческого дыхания у детей младшего школьного возраста" для преподавателей вокальных дисциплин по специфике певческого дыхания, этапах и особенностях формирования певческого дыхания у детей младшего школьного возраста. В разработке присутствуют некоторые упражнения для формирования навыков правильного певческого дыхания.
формирование певческого дыхания.doc
Селина Анастасия Александровна Педагог дополнительного образования Формирование  певческого дыхания  у детей. предмет – эстрадный вокал возраст детей – 7­16 лет 1 Самара 2016 Певческое голосообразование — сложный психофизиологический процесс, в котором участвует весь голосовой аппарат. Пение связано с работой многочисленных мышц   (поперечно   полосатых   и   гладких),   регулируемых   центральной   нервной системой. «Все его основные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат (ротоглоточный канал или надставная трубка) в процессе осуществления вокальной функции взаимовлияют друг на друга»1. Учить пению можно только комплексно: нельзя брать дыхание в отрыве от обучения управлению гортанью, артикуляционным аппаратом и т. д. Однако каждый из   элементов   имеет   самостоятельную   функцию,   поэтому   их   работу   можно проследить отдельно, хотя  и несколько условно. Певческое   дыхание   —   энергетический   базис,   цементирующий   весь   процесс голосообразования, увлекающий за собой остальные столь же важные функции. Оно не   может   спасти   от   всех   бед   в   голосообразовании,   но   всякое   первоначальное целесообразное действие дает правильный импульс для всего последующего. Школа пения – это школа дыхания. Конечно, певец должен иметь голос, здоровый голосовой аппарат, но «энергию для рождения звуковых колебаний всегда несет дыхание».2 До   сих   пор   в   центре   внимания   значительной   части   педагогов­вокалистов   и большинства, обучающихся пению стоят вопросы певческого дыхания. Высказывания певцов, педагогов­вокалистов по этому вопросу весьма разноречивы и связаны всегда с субъективными ощущениями. «Большинство неполадок в процессе обучения часто приписывают   плохой   организации   дыхания   у   певца:   то   дышит   «неглубоко»,   то «запирает», «перегибает дыхание, то не умеет задержать его, теряя опору»3. К тому же   весьма   противоречивы   мнения   педагогов­вокалистов   и   певцов   о преимущественном типе дыхания в пепин. В свете новейших исследований необходимо признать бесполезность подобных споров.   Всеми   признано   в   настоящее   время,   что   изолированного   типа   дыхания   в пении не существует. Помимо индивидуальных способностей певца тип дыхания в пении варьируется в зависимости от ряда причин, обусловленных характером музыки и   специфическими   задачами   музыкального   образа.   Вокально­техническое совершенство   может   быть   достигнуто   при   разных   типах     дыхания,     исключая ключичное. Что же такое певческое дыхание и в чем его отличие от обычного, жизненного? Певческое дыхание—это дыхание, скоординированное с работой всех других частей голосового аппарата в процессе пения. Дыхание у здорового человека в состоянии покоя (вдох—выдох) совершается ритмично и через определенные промежутки времени (в среднем шестнадцать раз в минуту).   Происходит   это   автоматически,   рефлекторно   для   поддержания жизнедеятельности организма. При певческом дыхании эта функция как бы отступает на задний план. В пенни 2 паузы между вдохом и выдохом удлиняются. Вдох укорачивается (в зависимости от задачи), выдох удлиняется. В пении мы сталкиваемся с новой, особой координационной работой дыхания, с   работой   остальных   отдельных   голосовых   связок   аппарата,   необходимой   для образования тембра певческого голоса. Поскольку перед певцом возникают задачи длительной   фонации   на   одном   дыхании,  значительно   более   громкой,  чем   в  речи, жизненное и речевое дыхание не может его удовлетворить. Певец ищет и находит тот характер   вдоха   и   выдоха,   который   обеспечивает   ему   длительную,   достаточно громкую и высококачественную   фонацию, а, следовательно, находит верный тип дыхания. «Дыхание, возобновление его, перерывы в дыхании должны подчиняться музыкально­смысловой задаче»4. Дыхание певца обладает большими возможностями в   раскрытии   идейно­художественного   содержания   произведения   и   выступает   как мощное средство смысловой  выразительности музыкального текста. Большой вклад в науку о певческом голосе, певческом дыхании внесли Л. Д. Работнова,   И.   И.   Левидова,   Д.   Л.   Аспелунда,   Б.   А.   Богодурова,   труды   которых явились   основополагающими.   Эту   линию   продолжила   Л.   К.   Ярославцева   в диссертации   на   тему   «Особенности   дыхания   у   певцов».   Используя   современную аппаратуру,   она   провела   ряд   интереснейших   наблюдений,   исследуя   дыхание большого   количества   певцов   (свыше   1500   человек).   «Результаты   исследования дыхания   у   певцов   позволяют   считать   его   организацию   определяющим   фактором голосообразования»4.   Наблюдения   привели   Л.   Ярославцеву   к   выводу,   что «объективные   данные   о   силовых   свойствах   голоса   певцов   различных   типов   ор­ ганизации дыхания свидетельствуют об оптимальности смешанного вида дыхания, обеспечивающего   певцу   наилучшие   режимы   его   голоса   —   широту   диапазона   и большую гибкость в изменении силы»5. Выдающиеся исполнители начала XX века Э. Карузо, Батистиани, Т. Руффо подчеркивали   значение   воспитания   дыхания,   выделяя   доминирующую   роль диафрагмы — главного регулятора фонационного выдоха. Их взгляды разделяют и лучшие представители педагогической  мысли. Хотелось бы остановиться на высказываниях по вопросам певческого дыхания педагогов­практиков.   В   автореферате   И.   X.   Анателова   «Исполнительская деятельность   и   вокально­педагогические   принципы   Д.   М.   Андгуладзе   и   его   уче­ ников»   отмечается,   что   «одним   из   основополагающих   постулатов   вокально­ педагогического метода Д. М. Андгуладзе является овладение техникой дыхания». Профессор Петербургской государственной консерватории В. М. Луканин пишет, что «в основном я применяю нижнереберное, диафрагмальное дыхание (косто­аб­ доминальное),   хотя   не   отрицаю   возможности   использования   и   других   способов дыхания,   исключая   ключичное».   И   еще:   «Ощущения   при   звукообразовании   у вокалиста   играют   большую   роль,   поэтому   следует   обращать   на   них   внимание обучающегося и рекомендовать ему фиксировать их»6. Изложенные выше принципы певческого дыхания находят свое применение на занятиях по постановке голоса с детьми, обучающимися в вокальных студиях, хотя и имеют свои особенности. Нужно   сказать,   что   контингент   детей,   обучающихся   в   вокальных   студиях 3 достаточно разнообразен. Сюда приходят дети, уже имеющие представление о пении, учащиеся музыкальных школ  и, наконец, дети,  не певшие даже в хоре. Первые занятия проходят в прослушивании и осторожной проверке реальных возможностей желающих обучаться в вокальной студии. Мы даем им простейшие упражнения из трех—пяти нот в среднем регистре голоса. Можно предложить также исполнить   любые   знакомые   песни   без   музыкального   сопровождения.   Отмечаются самые «популярные» недостатки: очень шумное и «высокое» дыхание (иногда и с подниманием   плеч),   зажатие   челюсти, артикуляционные недостатки, плохая дикция. После, знакомства с каждым ребенком разрабатывается план  индивидуального подхода, с учетом основных «погрешностей» в пении.   горловые   и   носовые   призвуки, С   первых   же   минуты   занятия   необходимо   собрать   внимание,   создать атмосферу бодрости, желания работать. Не можем не отметить у некоторых детей недоверчиво­иронического   отношения   к   своим   вокальным   возможностям.   Это настроение   нужно   изменить.   Очень   важно   психологически   убедить   ребенка,   что умение,   пусть   небольшим   голосом,   выразить   свои   мысли   и   чувства   в   данном вокальном произведении, дать свою неповторимую трактовку (сообразуясь, конечно, с замыслом автора) дает ни с чем не сравнимую радость творчества.  Следует   подчеркнуть   их   музыкальную   подготовленность   (если   она   имеет место), что, несомненно, поможет в преодолении вокальных трудностей. Как только в ребенке пробуждаются желание петь, вера в свои силы помогает ему продвигаться вперед.  Перед   началом   пения   необходимо   принять   правильную   вокально­певческую постановку корпуса. Корпус выпрямлен без напряжения, плечи слегка развернуты. Поза должна быть естественной, без напряжения мышц лица и шеи, взгляд прямо перед   собой.   Опора   должна   ощущаться   в   ногах.   «Очень   важно   психологически почувствовать в себе наличие стержня, который объединяет все части тела от головы до ног»7. Певец должен находиться в состоянии бодрости и активности в течение всего занятия. На   первых   порах   не   следует   перегружать   замечаниями   о   дыхании   —   дать возможность   петь   свободнее,   непринужденнее.   Но   совершенно   необходимо использовать дыхательные упражнения вне пения, особенно когда вводится понятие о   правильном   певческом   дыхании.   «Для   формирования   более   прочного   навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям   обычно   отводится   2­3   минуты.   Их   можно   использовать   как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе занятия.  Нередко   в   практике   хоровой   работы   с   детьми   используется   метод произнесения   слов   песни   в   ритме   мелодии   активным   шепотом   с   четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.»8   У некоторых дыхание бывает правильным от природы, и в процессе занятий мы   его   развиваем,   то   есть   процесс   выдоха   делаем   более   продолжительным   и эластичным. Многое зависит от подбора репертуара, который нельзя завышать. Если чувствуется мышечное зажатие, можно предложить ребенку исполнить произведение 4 с   элементами   естественного   движения   рук,   корпуса.   Радостное   настроение   дает мышечную раскованность и в то же время необходимую активность. Улыбка на лице помогает всему процессу голосообразования.  Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (Рекомендуется выполнять 2­3 минуты) Короткий вдох. Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с  выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда  естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществляется  органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему. Упражнение 1. Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом:  1,2,3,4,5 и т.д. С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет  увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа. Упражнение 2 (выполняется активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимания  обучающихся. Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра.  Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается. Упражнение 3 (выполняется активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный  выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении  вдоха, то есть раздвинутыми. Упражнение 4  (выполняется активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке  дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе  голосом. Сначала звук продолжается 2­3 секунды, затем постепенно удлиняется.  Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.  Голосовой  аппарат   нуждается  в  разогревании,  настрое. С  первых   шагов мы приучаем, прежде всего, слушать себя, контролировать интонацию. Поем в среднем регистре простые упражнения: по полутонам вверх от «соль» до «ре» и вниз до «до». Начинаем   петь   в   так   называемой   «высокой   позиции».   Дыхание   пока   берем спокойно через нос, не перебирая его! Поем легато, выдержанный звук в «ровной силе».   Выравниваем   звучание   гласных.   По   полутонам   вверх   от   «соль»   и   вниз   на кварту. Самым характерным недостатком в начале занятий является пение на выдохе. Ребенок «перебирает» дыхание и очень быстро его расходует. Иногда преодолеть этот «порок» очень трудно. Процесс исправления длительный  и упорный. Дается упражнение на ощущение твердой (относительно) атаки и опоры дыхания. Важно 5 ощутить   пение   на   начале   выдоха   и   по   возможности   расходовать   запас   воздуха экономно. Преодоление можно вести на материале народных песен. Приведем перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах: прима – «Андрей­воробей», «Барашеньки­крутороженьки», «Сорока­сорока»; секунда – «Уж как шла лиса по саду»; терция – «Ходит зайка по саду»; кварта – «Скок­скок­поскок», «Савка и Гришка»; квинта  –  «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза), «Во поле береза стояла» (первая фраза). В основе русской вокальной школы лежит не абстрактный примарный тон, а интонационный строй русской песни с ее распевностью, кантиленой, придающей ей необыкновенную   задушевность,   глубину   чувств.   Прекрасным   и   ценнейшим материалом для развития певческого дыхания является большинство наших русских народных песен. Здесь выступают на первый план мысль, слово, содержание песни. Произведения, рекомендуемые для исполнения: «Ой, да ты, калинушка», «У зори­то у зореньки», «Как на тоненький ледок», «В сыром бору тропина», «Как пойду я на быструю речку» и т. д. 6 Правильное дыхание координируется с работой всего голосового аппарата и   художественными   задачами   произведения.   Постепенно   вырабатывается   вполне осознанное отношение к дыханию, его задержке, атаке звука и, наконец, к фонации. Необходимо подчеркнуть, что интонационная точность в пении связана с правильным певческим дыханием и пением «на опоре». Ощущение «высокой позиции», отсутствие «пестроты звучания» (все звуки как бы   «в   одной   точке»),   ясная,   четкая   дикция,   выразительное,   осмысленное, эмоциональное пение — общие требования, которые предъявляются к обучающемуся в вокальной студии. Юный вокалист должен знать, что все «низкие звуки» диапазона голоса должны 7 быть   спеты   в   «высокой   позиции»,   не   «посажены   на   горло».   Дикция   постоянно находится под контролем. Четкое, правильное произнесение согласных помогает в пении, приближает звук, подчеркивает декламационную  выразительность фразы.                  Не стоит забывать также о том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Тщательная   работа   над   правильной   постановкой   певческого   дыхания   помогает педагогу­вокалисту   беречь   голосовые   связки   обучающихся   в   вокальной   студии, проводить занятия вокалом без ущерба для здоровья воспитанников. «Процесс   организации   здоровьесберегающего   обучения   должен   носить комплексный   характер,   поскольку   согласно   данному   Всемирной   организацией здравоохранения   определению,   здоровье   представляет   собой   «состояние   полного физического,   душевного   и   социального   благополучия,   а   не   только   отсутствие болезней».11          Следовательно, всем комплексом занятий обучающийся постепенно подводится к осознанию процесса правильного певческого дыхания, голосообразования. Юный вокалист   закрепляет   свои   ощущения,   умеет   их   объяснить   словами,   а   позднее применить в исполняемых им произведениях. Отсюда видна важность правильного представления о певческом дыхании у педагога вокальной студии, а, следовательно, и ответственность, лежащая на его плечах. ______________          1 Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968.          2 Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. Л., «Музыка»,1972.          3 Мигай С. И. Дыханию в пении. В сб. «Вопросы вокальной педагогики». М, 1969, вып. 4,          4 Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов. Автореферат канд. дисс. Л., 1975.          5 Там же.          6 Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. Л., «Музыка», 1972.          7   Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград, «Учитель», 2008          8   Там же          9  Кушпилева М.Ю. Вокализы для детей. Вариант­Омск, изд­во, 2009          10 Там же.              11 Романова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. festival 1 september.ru 8

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"

Методическая разработка "Формирование певческого дыхания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019