Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
история
Взрослым
06.03.2018
Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"
Педагогическая разработка является обобщением педагогической практики преподавателя истории и обществознания высшей категории Красноярского автотранспортного техникума Ивановой С.П. В работе описана технология групповой деятельности студентов, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов. Педагогическая разработка адресуется преподавателям истории учреждений начального и среднего профессионального образования
Методическая разработка.doc
Краевое государственное бюджетное   профессиональное  образовательное учреждение  «Красноярский автотранспортный техникум» Групповая деятельность студентов на уроках истории и обществознания Педагогическая разработка  преподавателя истории и обществознания Ивановой С.П. Красноярск, 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ 1Введение  2Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные  принципы 2.1 Признаки групповой деятельности 2.2 Методические рекомендации по организации групповой (коллективной)  деятельности 2.3 Подготовка студентов к групповой деятельности 2.4 Рекомендации по созданию групп     2.5 Технология организации коллективной деятельности            с.3  с.4 с.4 с.2  с.2 с.3 с.5 3.  Позитивные моменты групповой формы работы с.6 4. Подводные камни групповой деятельности с.7 5. Характеристика заданий, выполняемых в ходе групповой деятельности    с.8 6.Правила и инструкции для участников групповой деятельности с.9 7.Список литературы по деловым играм          с.12                     с.15 8.Приложения  8.1 Вопросы для рефлексии           с.15 3 ВВЕДЕНИЕ   так   сложна,    Представленные  материалы отражают  авторский опыт использования групповой деятельности студентов на уроках истории и обществознания.     Коллективная, групповая деятельность студентов  (иначе — групповая работа) — это, пожалуй, одно из немногих проявлений инновационных технологий, которое нашло   место   в   современном   российском   образовании   и   укоренилось   в   нем достаточно прочно. Несмотря на то, что при организации работы в группах велика потребность   во   времени,   существуют   сложности   технического   плана   и гипотетическая возможность внутригрупповых конфликтов, преподаватели любят групповую работу и охотно практикуют ее. Да и во всем мире важные и трудные проблемы   принято   обсуждать   на   конференциях,   в   коллективах,   на   коллегиях (собраниях).   Предполагается,   что   группа   оказывается   активнее   в   тех   случаях, когда,   говоря   словами   одного   западного   психолога,   «проблема,   подлежащая решению,   что   эта   сложность   превышает   способности высококвалифицированного  одного». Иначе говоря, работая совместно, опытный инженер   и   талантливый   рабочий   могут   создать   машину   или   техническое устройство, недоступное ни одному из них в отдельности. Важно учитывать и еще одно обстоятельство. Групповая деятельность позволяет увидеть различные точки зрения   участников,   тем   самым   снижая   сопротивление   к   восприятию   новой информации. Решение, выработанное коллективом в ходе обсуждения, становится своего   рода   нормой   группы,   и   ее   придерживаются   все   члены   группы.   Таким образом,   групповая   дискуссия   представляет   собой   эффективное   средство изменения   мнений   и   поведения   ее   участников;   индивидуальные   высказывания морального характера тоже изменяются под влиянием группового обсуждения, что делает   этот   метод   необходимым   для   преподавателя   общественных   дисциплин, позволяя   ему   влиять   на   формирование   убеждений,   гражданской   позиции, нравственных установок студентов.      Целью   данной   работы   является   обобщение   собственного   опыта   применения групповой   деятельности   студентов   на   уроках   истории   и   обществознания, технологию ее разработка и эффективность использования.    Задачи работы: 1. Определение содержания методики групповой деятельности..  2. Краткая классификация видов самостоятельной работы.  3.   Описание   опыта   применения   групповой   деятельности   на   уроках   истории   с использованием  современных образовательных технологий        Выполнение   данных   задач   позволяет   сформулировать   собственную   систему организации  групповой деятельности.а  уроках, повысить  качество преподавания истории, а также внеклассной работы по дисциплине.              Использование   методики групповой деятельности     создает   условия для проявления познавательной активности   студентов и достижения успеха каждым, происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности. 4 КЛЮЧЕВЫЕ   СЛОВА: познавательная активность, формирование убеждений, гражданская позиция.   групповая   работа,   инновационные   технологии, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ      Формирование   рефлексивных   умений   происходит   в   следующей        Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности   учащихся,   в   ходе   которой   происходит   раздел   функций   между студентами,   достигается   их   позитивная   взаимозависимость,   осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.   последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка. Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном. Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном. Третий   этап –   овладение   умениями   оценки   своего   взаимодействия   с   другими студентами   в   разных   формах   деятельности   (работа   в   парах,   работа   в   группах) через распределение функций, их усложнение.          Рефлексия осуществляется в форме обсуждения не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по­другому.(см. приложение 1) Для работы в группах характерными признаками являются: 1. Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы). 2. Личная   отчетность   каждого   о   проделанной   работе   в   группе   (организация деятельности   предполагает   разделение   труда,   установление   отношения ответственности за свою часть работы). 3. Одновременное   взаимодействие   студентов   (при   подготовке   группового задания и выступления группы на уроке). 4. Равноправное участие каждого в работе группы. 5. Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими студентами). 6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ). 5 Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности (технологическая цепочка разработки формы групповой деятельности студентов). 1. Определить цели и задачи урока:  какие знания студенты должны усвоить;  какими   умениями   (интеллектуальными,   практическими)   они   должны овладеть;  какие качества будут проявлять;  какие чувства будут выражать;  как будет осуществляться рефлексивная деятельность  студентов, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке. 2. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов  работы студентов. 3. Определить задания для групп студентов в соответствии с целями урока. 4. Продумать методы создания групп. 5. Выбрать помощников (руководителей групп). 6. Определить этапы работы групп. 7. Продумать методы вовлечения  студентов в анализ и оценку, самоанализ и  самооценку деятельности и её результатов. 8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая  часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). 9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы  (см. приложение  2) Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней студентов. Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы студентов,  например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями,  индивидуальными заданиями, дополнительной литературой. Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как  начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом  опыте студентов в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму  при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер  и может быть разделен на варианты. Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального  формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов,  например: группы могут создаваться по желанию студентов или самим  преподавателем, могут формироваться как постоянные объединения, так и  временные, только на один урок (одну тему). Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта,  преподавателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом  6 успеваемости и индивидуальных особенностей каждого студента с тем, чтобы в  группе были обучаемые с разными учебными возможностями. Рекомендации по созданию групп 1. Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей  деятельности, ,уровня обученности и обучаемости студентов, наличия  учебных материалов, специфике задания. 2. Состав групп и распределение студентов по группам зависит от целей  познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в  постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп  и приобретают умения межличностного общения, если преподаватель  помогает им в работе. 3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами  студенты как  правило, это хорошо успевающие студенты, пользующиеся авторитетом среди одногруппников.  4. Распределение заданий (подготовленного материала) преподавателем для  каждой группы и инструктаж 5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы  и стулья расставлены так, чтобы   студенты могли видеть друг друга и  спокойно общаться. Преподаватель должен иметь доступ к каждой группе.  Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала. Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке 1. Преподаватель рассаживает  студентов по группам за заранее  подготовленные для групп столы. 2. Преподаватель дает четкий инструктаж  студентам, связанный с темой  урока, её целями и планируемым результатом. 3. С началом работы студентов  в группах преподаватель обходит группы,  уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание     для       студентов. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой  группы и работой отдельных студентов. 4. Необходимо выдерживать график работы групп. 5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе. 6. Проводится анализ работы в каждой группе самими студентами:  Что удалось сделать?  Почему?  Что не удалось сделать?  Почему?  Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? 7. Работа  преподавателя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого  студента в группе). 8. Результаты работы групп анализируются преподавателем, который  оценивает деятельность всех групп, анализирует характер взаимодействия  студентов, отмечает успехи и просчеты урока. 7 Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это  могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю,  месяц, четверть.     С овладением студентами умениями кооперативной деятельности работа в  группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники,  материалы, практические задания и т.п.  студенты будут искать сами. ПОЗИТИВНЫЕ МОМЕНТЫ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ Во­первых,   на   таких   занятиях   возникает   атмосфера   соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность студентов в результатах своей работы.   Во­вторых,   коллективная   деятельность   стимулирует   сначала   развитие   умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.   В­третьих,   меняется   роль   преподавателя,   который   не   дает   готовых   истин,   а организует   деятельность   студентов     так,   что   ученики   самостоятельно   находят решение поставленных проблем.  В­четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод,   который   развивает   творческий   подход   студентов   и   использованию   уже полученных знаний.    ­пятых, использовать групповую форму  работы можно достаточно  широко и с разными   вариантами   на   уроках   обобщения   и   повторения,   изучения   нового материала,   на   семинарах,   конференциях,   диспутах,   при   проведении   ролевых учебных игр. В­шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность  студентов в собственных   силах,   удовлетворяется   потребность   в   общении,   снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. 8 Эта   форма   деятельности   студентов   опирается   на   их   самостоятельную   работу, которую   в   методике   обучения   истории   и   обществознания   рассматривают   и   как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности студентов. Таким   образом,   рационально   организованная   групповая   (коллективная) деятельность     студентов   не   только   позволяет   решать   познавательные   задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает   становлению   личности   каждого   студента,   сплочению   и   развитию студенческого   коллектива. Студенты обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь. Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Боязнь оценки». Человек — существо социальное, на него влияет просто присутствие   других   людей,   даже   если   он   не   взаимодействует   с   ними.   В частности, оно улучшает выполнение хорошо знакомых действий, но ухудшает решение   сложных   задач.   Правда,   не   всегда,   а   только   при   наличии конкуренции   или   знания   того,   что   присутствующие   люди   будут   вас оценивать   ,   ведь   вессь   предыдущий   опыт   показывает,   что   оценка   других приности   награду   или   наказание,   а   в   групповой   деятельности   оценка подразумевается   и   за   результат,   и   за   процесс   мышления,   который происходит публично.  «Социальная   леность».   Это   явление   было   экспериментально   установлено более ста лет назад: например, в группе мужчин, тянущих груз, сила, которую прикладывал   каждый,   уменьшалась   не   из­за   плохой   скоординированности действий, а только потому, что являлись членами группы. Однако лень — не неизбежное следствие усастия в группоовой работе.В другом эксперименте это   явление   наличествовало,но   уменьшалось,   если   участниками   групп говорили, что их усилия будут измерены. Субъекты ленятся только тогда, 9 когда   их   усилия   теряются   в   толпе.Таким   образом,   условия,   в   которых социальная лень максимальна, следующие:человек не знает сколько усилий прикладывают   другие,   и   не   имеет   ясных   стандартов   для   сравнения. Критическим   условием     является   возможность   быть   оцененным,   но   не обоязательно     ­   идентифицируемым.Любопытно,что   восприятие   того,   ка хороши   другие   люди   в   группе,   тоже   может   влиять   на   решение.   При обсуждении   сложной   проблемы   люди   предлагают   больше   вариантов   ее решения в тогм случае, если думают, что их партнер не слишком хорош, чем если думают, что он компетентен, сообразителен и т.п.  «Эффект зайцев». В группе зачастую общий успех зависит от вклада хотя бы одного усастника. Таким образом, возникает возможность не прикладывая усилий, воспользоваться общим результатом. Это особенно характерно для такого рода задач, когда успешный результат может быть достигнут за счет только   одного   правильного   решения.   Наблюдение   поведения   напарника, который   прикладывает   меньше   усилий   и   получает   те   же результаты,побуждает   другого   человека   снизить   собственные   усилия   — таким   образом   избегается   «состояние   жертвы»,   при   котором   один   из участников общей деятельности выполняет все за остальных.        Все  эти   обстоятельства   не   отменяют   методику  групповой   деятельности   как таковую   и   даже   не   снижают   ее   значимости   для   учителя.   Знание   этих   выводов социальной   психологии   и   практического   опыта   поможет   преподавателю   трезво оценить   ситуацию   ,  не   преувеличивать   «простоту»   групповой   работы   и   строить конкретные   разновидности   ее   форм   с   учетом   законов   внутригрупповой коммуникации. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХОДЕ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понимание   для  принципов   классификации   заданий   для   групповой  деятельности может   служить   преподавателя   своего   рода   отправным   пунктом,   ориентиром для планирования и анализа коллективной деятельности. В соответствии с той или   иной   задачей   определяю   лимит   времени   для   ее   решения,   продумываю процедуру поиска и принятия решений. Задания можно подразделить на: ­  одновременные – в них результативность работы группы складывается  из суммы усилий,   прилагаемых   каждым   ее   членом   поэтому   основным   условием   успешного выполнения   такого   задания   является   умение   членов   группы   успешно скоординировать свои действия; Последовательные  –  в них  каждый  член  группы на определенном  этапе  делает часть общего задания, и если он не выполняет свою роль, то общий итог не будет 10 достигнут, поэтому успех будет зависеть от качества выполнения каждым членом группы своей части задания; ­  независимые  –   в   них   для   того,   чтобы   действия   всей   группы   оказались результативными, достаточно способностей и умений самого компетентного члена группы, который решит поставленную перед всеми задачу; ­  распределенные – в них выполнение частей задания должно быть распределено между членами группы, продуктивность общей работы зависит от того, насколько удачно   распределены   функции   и   от   умения   членов   группы   координировать действия между собой.    Возможно   привести   несколько   дополнений   и   практических   наблюдений.   С повышением степени трудности задачи в группе обычно нарастает напряжение и волнение. Наиболее сложные задачи требуют больших затрат как времени, так и индивидуальных усилий, ибо последние зачастую бывают направлены именно на борьбу с эмоциональной реакцией на сложность задачи. В отношении знакомства группы с решаемой задачей интересно отметить, сто чем чаще группа однотипными задачами,   тем   быстрее   она   обнаруживает   их   основные   характеристики.   Но оборотной  стороной  этого  «узнавания»  является то, что со временем  возникает ошибочная   идентификация   проблемы.   Педагогу   следует   учитывать   это обстоятельство и, по возможности, использовать разнообразие групповых форм.      Если задача связана с высказыванием какого­либо суждения по неоднозначной проблеме (обычная ситуация на уроках истории и обществознания), то есть в ней может быть больше, чем одно решение, причем его нельзя продемонстрировать  в предмете   визуально,   то   критерием   истинности   решения   для   группы   выступает согласованность мнения всех членов группы. При низком уровне важности задачи снижается или вовсе не возникает поляризация мнений:  если задача не кажется членам группы актуальной – для них самих, для общества, ­ то они скорее всего примут   умеренную   альтернативу,   по   сравнению   с   действительно   важными задачами. Интересен и такой факт: сила влияния большинства в группе снижается по мере снижения важности разрешаемой задачи. ПРАВИЛА И ИНСТРУКЦИИ  ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Очевидно,   что   студенты,   заняв   предназначенное   им   место   в   группе,   ждут   от преподавателя   объяснения   «правил   игры».   Используя   собственный   опыт организации групповой деятельности, можно сделать следующие выводы: ­  чем точнее правила, тем больше вероятность участия в дискуссии  меньшинства; ­ более точные правила влекут за собой большую удовлетворенность решением; ­     чем   точнее   правила,   тем   шире   по   масштабу   и   продолжительнее   будет обсуждение; ­  чем точнее правила, тем больше дискуссия воспринимается как не комфортная, сложная, конфликтная; 11 ­     чем   точнее   правила   решения,   тем   вероятнее,   что   группа   не   сможет   его достигнуть.      Учитывая эти данные, педагог сможет варьировать степень детализации своих инструкций   в   зависимости   от   типа   задачи   и   состава   участников   группы.   Если преподаватель сам определяет списки групп, то имеет смысл несколько изменять (сокращать   или   увеличивать,   делать   более   или   менее   неопределенными) инструкции для каждой из них. Инструкция ведущему (преподавателю). ­ Каждый должен иметь возможность высказаться. ­ Каждый должен говорить по очереди. ­   Если   необходимо,   установите   продолжительность   выступлений   и   не   давайте игрокам превышать регламент. ­     Не   разрешайте   использовать   ругательства,   следите  за   тем,   чтобы   игроки   не отклонялись от темы и не теряли из виду обсуждаемую проблему. ­  Направляйте беседу в положительное русло. ­ Следите за тем, чтобы игроки не пошли по ложному пути: ведь целью является поиск решения данной проблемы. Инструкция участникам ­ Подумайте, что лично вы, участвуя в совместной работе, можете сделать, чтобы прийти к какому­то решению. ­ Слушайте внимательно и дайте каждому высказаться. ­ Постарайтесь установить связь между  тем, что хотите сказать вы, и тем, что сказали другие. Когда придет ваша очередь, начните с краткого резюме того, что сказал предыдущий оратор. ­ Постарайтесь установить отличия между фактами и вашим мнением. ­   Не   пытайтесь   увести   дискуссию   в   сторону,   говорите   по   существу. Сконцентрируйтесь на проблеме и на необходимости найти решение. ­ Не приводите чужих фактов, мнений и чьих­то идей. Студентам   полезно   самим   выработать   так   называемые   правила­   соглашения, прежде всего – для стадии публичного предъявления своей работы. Если правила определят сами участники, то им легче будет принимать на себя ответственность за их соблюдение, ибо в этих правилах выразится актуальная потребность группы в том виде, в каком она это воспринимает. В качестве примера далее приводятся правила,   выработанные   студентами   техникума   за   несколько   лет   моей   работы   с использованием методики групповой деятельности.. Правила­нормы ­ Слушать и слышать друг­друга. ­ Не перебивать. ­  Говорить по очереди и «по руке». 12 ­ Не оценивать. ­ Не обижать и не обижаться. ­  Умолкнуть по знаку. ­  Участвовать всем. ­ Соблюдать регламент. Правила ­ Не шуметь. ­ Слушать команды ведущего. ­  Не критиковать. ­ Не сачковать. ­ Уважать позицию любого. ­ Не перебивать. ­ Следовать регламенту (краткость, четкость). ­  Инициатива не наказуется и поощряется. ­  Очередность слова.  Памятка администратору по оцениванию работы микро­групп 1. Организационный момент.                                                                                    1 балл 2. Наличие тетрадей                                                                                                  1 балл 3.Единство работы группы                                                                                        1 балл 4. Нарушение дисциплины                                                                                        1 балл 5. Выполнение конспектов в соответствии со следующими требованиями:                ­   Дата.                  ­  Название темы                ­ Выполнение заданий    ­ Аккуратность                                                                                                      1 балл    6. Заинтересованность и инициатива работы группы.                                       2 балла 7. Корректное отношение к соперникам.                                                              2 балла Памятка   руководителю   микро­группы   по   оцениванию   работы   каждого   участника (заработанное   количество   баллов   руководитель   группы   распределяет   в зависимости от степени участия между всеми членами группы) 1 место Группа из   6 участников Группа из   5 участников Группа из   4 участников 22 балла 18 баллов 14 баллов 2 место Группа из   6 участников Группа из   5 участников Группа из   4 участников 19 баллов 16 баллов 12 баллов 3 место   Группа   из 6 участников Группа из   5 участников Группа из   4 участников 18 баллов 14 баллов 10 баллов 13 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДЕЛОВЫМ ИГРАМ 1.Абрамова   Г.С.,   Степанович   В.А.   Деловые   игры.   Теория   и   организация.   – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с. 2.Айламазьян   А.М.   Актуальные   методы   воспитания   и   обучения:   деловая   игра. Учебное пособие для студентов. ­ М.: МГУ, 1989. ­128с. 3.Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно­технических и деловых игр. ­ Екатеринбург: Деловая книга, 1999.­234с. 4.Алексеев В.А., Савруков Н.Т., Савруков А.Н. Практикум по маркетингу. Задачи, тесты, ситуации, деловые игры, упражнения, задания. – СПб.: Политехника, 2001. – 212с. 5.Ананьева   Е.Г.,   Алексеев   В.Е.,   Губенков   С.Ю.   и   др.   Методологические рекомендации по организации учебно­технических и деловых игр. – М., 1991.­ 125с. 6.Анисимов   О.С.,   Данько   Т.П.   Игровой   тренинг   мыслительной   деятельности. Учебное пособие. ­ М.,1992.­234с. 7.Арутюнов   Ю.С.,   Борисов   И.В.,   Вербицкий   А.А.,   Соловьева   А.А.   Деловая   игра. Методика конструирования деловой игры. – М.: Мысль, 1988.­ 86с. 8.Бабкин   В.Ф.,   Баркалов   С.А.,   Щепкин   А.В.   Деловые   имитационные   игры   в организации и управлении. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАСУ, 2004. – 207с. 9.Баркалов С.А., Бабкин В., Щепкин А.Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003. – 200с. 10.Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. ­ 304с.  11.Беляцкий Н. Менеджмент: Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум: Учебное пособие. – Казань: Книжный дом, 2005. – 224с. 12.Берн   Э.   Игры,   в   которые   играют   люди.   Люди,   которые   играют   в   игры.   ­   М.: Прогресс, 1988. – 400 с. 13.Борисова Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения. ­ М.,1991.­ 378с. 14.Борисова С.Е.  Деловая  игра  как  метод  социально­психологического  тренинга //Вопросы психологии. 1999. ­ №4. 15. Бурков B.H., Емельянов С.В., Ивановский А.Г., Немцева А.Н. Метод деловых игр. ­ М.: МЦНТК, 1976. – 178с. 16.Бурков   B.H.,   Ивановский   А.Г.,   Малевич   А.А.,   Немцева   А.Н.   Деловые   игры   в принятии управленческих решений. Учебное пособие. ­ М.: МИСиС, 1986.­ 192с. 17.Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кисляков Н.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. – М.: Высшая школа, 2004. – 192с. 18.Велесько   Е.И.,   Быков   А.А.,   Неправский   А.А.   Стратегический   менеджмент. Деловая игра «Дельта». Пособие. ­ Минск: БГЭУ, 2001.­ 272с. 19.Венгер А.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. ­ №.3. ­ 1978.  20.Вербицкий   А.А.,   Борисова   Н.В.   Методические   рекомендации   по   проведению деловых игр. ­ М., 1990. – 192с. 21.Винокуров Ю.Е. Сборник сценариев деловых игр по юридическим дисциплинам. – М.: Экзамен, 2004. – 192с. 15 22.Геронимус   Ю.В.   Игра,   модель,   экономика.   –   М.:   Просвещение,   1989.   – 95с.Гидрович   С.Р.   Игровое   моделирование   экономических   процессов.   Деловые игры. – М.: Наука, 1976. – 156с. 23.Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов А.В. Ситуационный анализ. Деловые игры для менеджмента. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 223с. 24.Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес­тренингах. – СПб.: Речь, 2006. – 140с. 25.Джексон П. 58 1/2 импровизаций на тренинге. – Минск: Бегин групп, 2004. – 152с. 26. Евграфов П.М., Глуховенко Ю.М. Ноу­хау обучающих программ и деловые игры. – М.: АРС, 2004. – 222с. 27.Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. – М.: Наука, 1980. – 123с. 28.Ефимов   В.Н.   Имитационная   игра   для   системного   анализа   управления экономикой. – М., 1988. – 256с. 29.Жуковский В.И., Салуквадзе М.Е. Некоторые игровые задачи управления и их приложения. ­ Тбилиси: Мецниереба, 1998. – 462с. 30.Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра. – СПб.: Речь, 2005. – 134с. 31.Зайцев   А.К.   Внедрение   социальных   технологий   в   практику   управления   // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М.: Экономика, 1989.­78с. 32.   Игровое   моделирование:   методология   и   практика   /под   ред.   Ладенко   И.С.   – Новосибирск: Наука, 1987. – 123с. 33.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения /Моск. психол. соц. ин­т. – М.: Флинта, 1998. – 91с. 34.Козленко   Н.Н.   Деловые   игры   в   принятии   управленческих   решений.   –   М.: Экономика, 1992. – 129с. 35.Колмановский В.Б. Игровые задачи управления. ­ М.: МИЭМ, 1990. – 82с. 36.Корлюгова   Ю.Н.,   Ларионов   М.Л.   Деловые   игры   по   экономике.   Пособие   для учителя. – М.: ВИТА, 1998. – 178с. 37.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. – СПб.: Питер, 2003. – 160с. 38.Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. ­ М.: Владос­пресс, 2001.­ 236с. 39.Красовский   Ю.   Д,   Мир   деловой   игры   (опыт   обучения   хозяйственных руководителей). – М.: Экономика, 1989. – 185с. 40.Крейнина М. Финансовый менеджмент. Задачи, деловые игры, тесты. – М.: ДиС, 1999. – 112с. 41.Крюков   М.   М.,   Крюкова   Л.   И.   Принципы   отражения   экономической действительности в деловых играх. – М.: Наука, 1988. – 204с. 42.Кузьмицкий   А.А.,   Щепкин   А.В.   Разработка   деловых   игр   по   управлению проектами. ­ М.: ИПУ РАН, 1994. – 178с. 43.Кулжабаев Н.М. Конструирование деловых игр. Методическое руководство для разработки учебных деловых игр. ­ Алма­Ата: КазПТИ, 1988. – 76с. 44.Лабскер   Л.Г.,   Бабешко   Л.О.   Игровые   методы   в   управлении   экономикой   и бизнесом. ­ М.: Дело, 2001. – 464с. 45.Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. ­ М.: Институт практической психологии / Воронеж, 1998. ­ 288с. 16 46.Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. – Л.: Лениздат, 1989. – 172с. 47.Ломакин   А.Л.,   Морошкин   В.А.   Практикум   по   экономике   и   управлению. Компьютерные деловые игры. – М.: Форум / Инфра­М, 2004. – 144с. 48.Льюс Р., Райфа Х. Игры и решения. ­ М.: Иностранная литература, 1961. – 642с. 49.Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994. – 156с. 50.Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект, 2004. – 111с. 51.Маркин Ю. Теория экономического анализа. – М.: КноРус, 2006. – 312с. 52.Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Магистр, 1996. – 234с. 53.Матросова Л.Н. Деловая игра как эффективное средство в подготовке учителя. – М.: Прометей, 1992. – 95с. 54.Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2002. – 208с. 55.Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес­тренера /под ред. Завьяловой Ж. – СПб.: Речь, 2004. – 134с.; 2006. – 122с. 56.Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с.  57.Нейман Д., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. ­ М.: Наука, 1970. – 707с. 58.Новиков А.М. Методология игровой деятельности. ­ М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48с. 59.Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К. Организационное поведение. Практикум. Деловые игры, тесты, конкретные ситуации. – М.: ИНФРА­М, 2006. – 256с. 60.Сборник   деловых   игр,   конкретных   ситуаций   и   практических   задач   /под   ред. Матирко В.И. ­ М.: Высшая школа, 1991. – 256с. 61.Слободина Н.Д. Деловые игры. – СПб.: ИВЭСЭП, 2006. – 72с. 62.Смирнов   Т.М.   Методические   рекомендации   по   подготовке   и   проведению деловых игр. – М.: ИМХО, 2004. – 92с. 63.Страдвик   Л.   Центры   оценки   и   развития.   Тренинг   наблюдателей.   Сборник упражнений   для   обучения   наблюдателей,   ролевых   игроков   и   экспертов.   –   М.: ГИППО, 2003. – 270с. 64.Трайнев   В.А.   Деловые   игры   в   учебном   процессе.   Методология   разработки   и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с. 65.Фопель   К.   Психологические   группы:   рабочие   материалы   для   ведущего.   –   М.: Генезис, 2004. – 253с. 17 Приложение 1                                                                           ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1. Самое интересное на уроке было… Мне понравилось.. 2. Оцените по десятибалльной системе  работу группы на уроке с трех позиций: Я (личный вклад  собственного труда) Мы (работа всей группы) Дело (степень новизны) 18

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Групповая деятельность стиудентов на уроках истории и  обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018