Методическая разработка "Игра по правилам"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Игра по правилам"

Оценка 4.8
Домашняя работа +10
doc
музыка +1
Взрослым
02.02.2017
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам" предназначена для ДМШ и ДШИ. Представляет собой теоретическую олимпиаду в игровой форме. Рекомендации проведения написаны во вступительном разделе. Каждое задание оформлено музыкальными рисунками. Есть задания, написанные в шуточной форме, есть задания на внимание, логическое мышление. Для каждого класса - свои задания. Хотя олимпиада рассчитана изначально на 7-летнее обучение, её можно варьировать в соответствии с изменением учебных программ. Можно применять в виде тестирования на групповых и индивидуальных уроках. Цель: ежегодное повторение полного объёма пройденных правил в игровой форме с последующим применением их на практике при работе над музыкальными произведениями. Отсюда двоякое название "Игра по правилам".Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа» отделение села Селиярово 2016. Преподаватель: Конышева Евгения Александровна.
Методическая разработка. Игра по правилам..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Ханты­Мансийского района «Детская музыкальная школа» отделение села Селиярово МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРА ПО ПРАВИЛАМ». Общешкольная теоретическая олимпиада  на лучшее знание музыкальных правил. Данная разработка составлена на основе личного опыта преподавателем ДМШ по классу аккордеона высшей квалификационной категории Конышевой Е.А. с. Селиярово 2016 г.. ВВЕДЕНИЕ        Теоретические знания ­  одна из основ обучения игры на инструменте. На уроках   сольфеджио   время   для   освоения,     закрепления   и   повторения теоретических правил ограничено. А ведь многие правила, если их не повторять, со временем забываются. Именно поэтому хотя бы раз в год, но основательно, начинающим   музыкантам   необходимо   повторять   правила.   И   желательно   это сделать в игровой форме: в виде конкурса или олимпиады.      Теоретическая олимпиада «Игра по правилам» была написана и практически апробирована   в ДМШ  с. Глядянского   Курганской  области  в 2012 ­ 2013  гг. Разработана     олимпиада   совместно   с   ученицей   7   класса   –   Конышевой Викторией. Поэтому она написана языком, понятным для детей, обучающихся в музыкальной школе.   Цели и задачи олимпиады: 1. Проверить уровень теоретических знаний обучающихся. 2. Заинтересовать начинающих музыкантов в получении этих знаний. 3. Показать необходимость изучения и применения правил для лучшего  освоения музыкального инструмента.            Каждому ученику необходимо знать теоретические основы музыкального искусства,   знать:   как   играть,   из   чего   состоит   музыка.   Название   олимпиады символическое   –   «Игра   по   правилам».   Все   дети   любят   играть,   поэтому олимпиада написана и оформлена в игровой форме. Кроме того необходимо внушить   начинающим   музыкантам,   что   применяя   теоретические   правила   на практике, легче изучать, разбирать и работать с музыкальными произведениями. Осмысленно   исполнять   пьесы,   применяя   правила.   Для   каждого   класса   свои правила. Для первоклассников в форме загадок о нотной грамоте. Ученики 2 и 3 классов   должны   хорошо   разбираться   в   интервалах,   4   и   5   классы   в   первую очередь знать тему «Доминантовый септаккорд».   Для 6 и 7 классов задания объёмнее,   включающие   в   себя   большее   количество   теоретических   правил. Почти   каждая   страница,   каждое   задание   имеет   игровое   название.   Многие вопросы написаны в шуточной форме (игра «Правильный ответ»). Некоторые рассчитаны на внимательность (бег – фуга), догадливость обучающихся (Б6 – это не интервал).  Есть и общие задания для всех классов, начиная со второго. Это   игры   «Как   же   это   называется»   (знание   музыкальных   знаков),   «Поиск» (начальный   анализ   произведения),   «Последнее   слово»   (первая   страница   –   16 вопросов ­  для 2­4 классов).          Хотя олимпиада рассчитана изначально на 7­летнее обучение, её можно варьировать   в   соответствии     с   изменением   учебных   программ.   С   целью повышения заинтересованности учащихся и апробации рекомендуется в первый год применения провести её в виде конкурса. Письменно проводить на второй год, предварительно подготовив детей с помощью домашних заданий, игровых фрагментах урока. Можно ознакомить детей заранее с вопросами олимпиады, чтобы   стимулировать   их   стремление   самостоятельно   найти   ответы. Заинтриговать   межпредметной   связью   (некоторые   ответы   можно   узнать   на уроках специальности, музыкальной литературы, и т.д.). Кроме того ежегодно предварительно     анализируя   олимпиаду   и   подбирая   задания,   преподаватель может подкорректировать знания учеников.                На уроках сольфеджио (специальности, муз. литературы и т.д.) можно применять некоторые страницы для проверки знаний и в течение года. Но чтобы олимпиада   понравилась   детям,   желательно   сделать   её   престижной   и популярной,   а   победителей   награждать   призами.   В   музыкальной   школе   с. Селиярово   конкурс   с   аналогичным   названием   провели   в   ноябре   2015   года. Письменную олимпиаду провели в ноябре 2016 г. Учащиеся сами подсчитывали количество   вопросов   и   правильных   ответов,   выписывали   наиболее   смешные ответы. Результаты были вывешены в виде стенда. В дальнейшем планируется повторять   теоретическую   олимпиаду   ежегодно,   чтобы   повысить   стремление обучающихся с каждым разом знать больше правильных ответов на вопросы. ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. Общешкольная теоретическая олимпиада  на лучшее знание музыкальных правил. КЛАСС  УЧАСТНИКА_______________________________________________ ФАМИЛИЯ_________________________________________________________ ИМЯ_______________________________________________________________ ВОЗРАСТ___________________________________________________________ ИНСТРУМЕНТ______________________________________________________ Не сиди, не скучай, На вопросы отвечай. Для начала сосчитай Сколько в музыке Ступеней: ______            Имён нот: ______            Длительностей: ______ Видов септаккордов: ______  Видов трезвучий: ______ Регистров:_______ Простых интервалов: ______  Тональностей: ______  Оборотов:________  Клавишей   у   фортепиано:   ______       Почему   именно   столько   клавишей? ________________________________________________________ . Загадки для первоклассников. 1. Нотный стан тут на замке. Ключ у ноты "соль" в руке. У замков ключи различны, у нее же ключ:______________________________ 2. Сообщить вам очень рад про свою работу:  На полтона я, друзья, повышаю ноту __________________________________ 3. Понижаю ноту я. Как зовут меня, друзья? ______________________________ 4. А какой же знак отмены Нужно вспомнить непременно? ______________________________________ 5. Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например,  Обязательно на страже здесь всегда стоит _____________________________ 6. Мы расположены по гамме:  Как нас зовут ­ узнайте сами. ________________________________________ 7.  Я в любой октаве первая встречаюсь, Поскорее вспомни, как я называюсь? __________________________________ 8. В музыке друзья бывает, что все звуки замолкают.      Нотам отдохнуть дают. Как же знаки те зовут? _________________________ 9. Угадайте без изъяна: громко – форте, тихо _____________________________ 10. Семь ребят на лесенке заиграли песенки: ______________________________ 11. Дружно нотки встали в ряд ­ получился _______________________________ 12. От ноты "фа" стою я справа;  Ну а на кухне ­ главная приправа _____________________________________ 13. Две ноты завершило "но", игра  зовётся________________________________ 14. Ну а кто же назовёт наши длительности нот?__________________________  __________________________________________________________________ 15. Если нота белая ­ это нота __________________________________________ 16. Нотка мелкая такая, ну, конечно же___________________________________ 17.  Если музыку писать, надо ноты лучше знать,        А для этого сгодится наша   нотная___________________________________ 2­3 класс. I. Ступени. 1. Сколько в музыке ступеней?_______________________________________ 2. Какие ступени устойчивые?_______________________________________ 3. Напиши неустойчивые:___________________________________________ 4. Как  «сочетаются» неустойчивые ступени:___________________________ 5. Главные ступени лада:___________________________________________ 6. Названия ступеней______________________________________________          _____________________________________________________________ II. Мелодия. 1. Назови три направления движения мелодии: _____________________________ _____________________________ _____________________________ 1) 2) 3) 2. Перечисли шесть правил ведения мелодии:  1) _________________________________ 2) _________________________________ 3) _________________________________ 4) _________________________________ 5) _________________________________ 6) _________________________________ III. Форма квадратного периода (основа). 1. Сколько в форме квадратного периода предложений?_________________ 2. Сколько фраз в одном предложении?_______________________________ 3. Сколько в форме квадратного периода фраз?________________________ 4. Сколько тактов в одной фразе? ___________________________________ 5. Что мы сравниваем  во фразах?___________________________________ 6. Как называется последняя нота в пьесе?____________________________ Интервалы. 2­3 класс. Продолжить предложение. 1. Гармонический интервал – это______________________________________ 2. Мелодический интервал – это_______________________________________ 3. Узкие интервалы:_________________________________________________ 4. Широкие интервалы:______________________________________________ 5. Обращение – это___________________________________________________ 6. Разрешение – это__________________________________________________ Ответь на вопросы    . 1. Чем измеряется ступеневая величина?_________________________________ 2. Чем измеряется тоновая величина?____________________________________ 3. Что в интервале больше: буква или цифра?_____________________________ 4. Что в интервале пишется первой: буква или цифра?______________________ 5. Что в интервале главней: буква или цифра?_____________________________ С какого интервала начинается: Гимн России Песня «В лесу родилась Ёлочка?» Гамма Мажорное трезвучие Минорное трезвучие Назови интервалы: ч1 б2 м6 ув4 Подпиши интервалы: б7 м3 ч5 Б6 Конкурс для 4 и 5 классов «Доминантсептаккорд». 1. Септаккорд – это___________________________________________________ __________________________________________________________________ Звуки септаккорда называются:  2.  четвёртый______________________________  третий_________________________________  второй_________________________________  нижний________________________________ 3. Буквенное обозначение Доминантового септаккорда:____________________ 4. На какой ступени строится?__________________________________________ 5. В каких ладах строится?_____________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Во что разрешается?________________________________________________ 7. Из каких интервалов состоит?________________________________________ 8. Что такое обращение?_______________________________________________ __________________________________________________________________ 9. Сколько обращений у Доминантсептаккорда?___________________________ Заполни таблицу обращений Доминантсептаккорда: 10. Название обращения Буквен­ ное обоз­ начение На какой  ступени  строится Интер­ вальный  состав Во что разрешается 11.  Напиши по порядку звуки Доминантсептаккорда в тональности Ля – мажор: __________________________________________________________________ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (6­7 кл.) ВОПРОС ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЦИФРА ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА Какое слово не  соответствует понятию  «Интервал»: Как называется I ступень? Что такое «Септима»? Что означает римская цифра V? Перевод какого интервала  означает цифра 4? Какую жанровую черту не  имеет музыкальный язык  любого произведения? Как называются тональности A­dur и fis­moll? Сколько знаков в Des­dur? Какое обозначение не  является секстаккордом? 1) Расстояние 2) Созвучие 3) Ступеневая величина 4) Созвездие  1. Тоника 2. Субдоминанта 3. Доминанта 4. «До» 1) V ступень 2) I ступень 3) VII ступень 4) II ступень 1. Оценка 2. Ступень 3. Квинта 4. Этаж 1) Квинта 2) Кварта 3) Секста 4) Секунда 1. Марш 2. Танец 3. Стихи 4. Песня 1) Параллельные 2) Родственные 3) Одноимённые 4) Перпендикулярные 1. Пять 2. Четыре 3. Три 4. Знаков нет 1) Б6 2) м6 Сколько тонов в ум5? Какой гармонический  оборот называют полным? На какой ступени не  строятся главные трезвучия лада? Как называется тональность, обозначенная знаком «b»? Какой вид секвенций назван  неправильно? Как называется третий звук  септаккорда? Какого септаккорда не  существует? Какая форма музыкального  произведения названа  неверно? Каких размеров не бывает? Какая ритмическая фигура  названа неверно? 3) II6 4) Т6 1. 3 тона      3.    3,5 тона 2. 2,5 тона   4.    4 тона 1) Т­S­S­T 2) K­D­VI 3) T­II­D­T 4) T­D­D­T I 1. III 2. IV 3. 4. V 1) Си мажор 2) Си минор 3) Си бемоль мажор 4) Си бемоль минор 1. Диатоническая 2. Хроматическая 3. Однотональная 4. Разнотональная 1) Основание 2) Квинтовый тон 3) Терцовый тон 4) Тон септимы 1. Большой минорный 2. Большой мажорный 3. Большой уменьшенный 4. Большой увеличенный 1) Простая двухчастная 2) Простая трёхчастная 3) Простая семичастная 4) Сложная трёхчастная 1. Простых 2. Сложных 3. Перемешанных 4. Переменных 1) Дуоль 2) Квинтоль 3) Квартет 4) Триоль Во что разрешается  Доминантовый  терцквартаккорд? На какой ступени строится S 6? 1. T3 с утроенной примой 2. T53с удвоенной примой 3. Развёрнутое T53 4. T6 с удвоенной примой 1) На V ступени 2) На I ступени 3) На VI ступени 4) На II ступени Конкурс для 6­7 классов «Гармонические обороты». В музыке их только пять. Нужно правильно назвать. 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 1) 2)  «Как же это называется?» Расшифруй музыкальные знаки (3­7 классы) Конкурс для 2­7 классов.  «Последнее слово – за тобой». 1. Взаимоотношение устойчивых и  неустойчивых звуков между собой  называется… 2. Высотное положение лада  называется… 3. Первый устойчивый звук лада  называется…  4. Последовательность звуков в  порядке высоты называется…  5. Тон­полутон­тон­тон­полутон­тон­ тон – это называется…. 6. Тональности, имеющие  одинаковые знаки при ключе  называются… 7. Последовательность сильных и  слабых долей называется …. 8. В гармоническом миноре  повышается … 9. Скорость движения в музыке  называется…. 10. Высокий, средний и низкий  … 11. Расстояние от одной сильной  доли до другой называется…  12. Повторение предложения  называется… 13. Перерыв в звучании, знак  молчания называется…  14. Расстояние между двумя  звуками называется…  15. Неполный такт в начале  произведения называется …. 16. Изображение метра в виде  дроби называется…  17. Последовательность звуков  различной длительности  называется … 18. Перемещение нижнего звука на  октаву вверх называется… 19. Ударение в музыке  называется…  20. Созвучие трёх звуков,  расположенных по терциям  называется…  21. Созвучие четырёх звуков,  расположенных по терциям  называется…  22. Название основания в  трезвучиях и септаккордах  называется… 23. В гармоническом мажоре  понижается… 24. Тональности мажора и минора с одинаковой тоникой, но с разными знаками при ключе называются … 25. Пятиступенный лад без  полутонов называется… 26.Септаккорд, который строится на  V ступени натурального мажора и гармонического минора  называется…  27. Переход в другую тональность с закреплением в ней новой тоники  называется… 28. Временный переход в другую  тональность без закрепления новой тоники называется…  29. Самый мелкий элемент  музыкальной ткани называется…  30. Гамма, построенная по  полутонам, называется... «Поиск».  Где искать в нотах:  темп_______________________________________________________________  характер____________________________________________________________  размер _____________________________________________________________ ключ ______________________________________________________________  Знаки альтерации ___________________________________________________ музыкальную точку _________________________________________________  сильную долю ______________________________________________________ диапазон ___________________________________________________________  метр _______________________________________________________________  ритм_______________________________________________________________  динамику __________________________________________________________ затакт______________________________________________________________ коду________________________________________________________________  штрихи ____________________________________________________________ пальцы (аппликатуру) _______________________________________________  тональность ________________________________________________________  замечание преподавателя ____________________________________________ кульминацию ______________________________________________________ фразы _____________________________________________________________ части ______________________________________________________________  цезуры _____________________________________________________________ композитора ________________________________________________________ ОСНОВНЫЕ   ТЕРМИНЫ. Перевести с итальянского на русский: Adagio Andante Moderato Allegro Brillante Dolce Capriccioso Accelerando Crescendo Diminuendo Sforzando Forte Vivo Presto Sostenuto Ritenuto Largo Legato Non legato Staccato Pianissimo Mezzo piano Scherzo A tempo Связно Краска Коротко Хвост Круг Перевести с русского на итальянский: Бег Восьмёрка Тише Первая Умеренно

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"

Методическая разработка "Игра по правилам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017