Методическая разработка "Игра по правилам" предназначена для ДМШ и ДШИ. Представляет собой теоретическую олимпиаду в игровой форме. Рекомендации проведения написаны во вступительном разделе. Каждое задание оформлено музыкальными рисунками. Есть задания, написанные в шуточной форме, есть задания на внимание, логическое мышление. Для каждого класса - свои задания. Хотя олимпиада рассчитана изначально на 7-летнее обучение, её можно варьировать в соответствии с изменением учебных программ. Можно применять в виде тестирования на групповых и индивидуальных уроках. Цель: ежегодное повторение полного объёма пройденных правил в игровой форме с последующим применением их на практике при работе над музыкальными произведениями. Отсюда двоякое название "Игра по правилам".Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийского района
«Детская музыкальная школа» отделение села Селиярово
2016.
Преподаватель: Конышева Евгения Александровна.
Методическая разработка. Игра по правилам..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования ХантыМансийского района
«Детская музыкальная школа» отделение села Селиярово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИГРА ПО ПРАВИЛАМ».
Общешкольная теоретическая олимпиада
на лучшее знание музыкальных правил.
Данная разработка составлена на основе личного опыта
преподавателем ДМШ по классу аккордеона
высшей квалификационной категории Конышевой Е.А.
с. Селиярово
2016 г.. ВВЕДЕНИЕ
Теоретические знания одна из основ обучения игры на инструменте. На
уроках сольфеджио время для освоения,
закрепления и повторения
теоретических правил ограничено. А ведь многие правила, если их не повторять,
со временем забываются. Именно поэтому хотя бы раз в год, но основательно,
начинающим музыкантам необходимо повторять правила. И желательно это
сделать в игровой форме: в виде конкурса или олимпиады.
Теоретическая олимпиада «Игра по правилам» была написана и практически
апробирована в ДМШ с. Глядянского Курганской области в 2012 2013 гг.
Разработана
олимпиада совместно с ученицей 7 класса – Конышевой
Викторией. Поэтому она написана языком, понятным для детей, обучающихся в
музыкальной школе.
Цели и задачи олимпиады:
1. Проверить уровень теоретических знаний обучающихся.
2. Заинтересовать начинающих музыкантов в получении этих знаний.
3. Показать необходимость изучения и применения правил для лучшего
освоения музыкального инструмента.
Каждому ученику необходимо знать теоретические основы музыкального
искусства, знать: как играть, из чего состоит музыка. Название олимпиады
символическое – «Игра по правилам». Все дети любят играть, поэтому
олимпиада написана и оформлена в игровой форме. Кроме того необходимо
внушить начинающим музыкантам, что применяя теоретические правила на
практике, легче изучать, разбирать и работать с музыкальными произведениями.
Осмысленно исполнять пьесы, применяя правила. Для каждого класса свои
правила. Для первоклассников в форме загадок о нотной грамоте. Ученики 2 и 3
классов должны хорошо разбираться в интервалах, 4 и 5 классы в первую
очередь знать тему «Доминантовый септаккорд». Для 6 и 7 классов задания
объёмнее, включающие в себя большее количество теоретических правил. Почти каждая страница, каждое задание имеет игровое название. Многие
вопросы написаны в шуточной форме (игра «Правильный ответ»). Некоторые
рассчитаны на внимательность (бег – фуга), догадливость обучающихся (Б6 –
это не интервал). Есть и общие задания для всех классов, начиная со второго.
Это игры «Как же это называется» (знание музыкальных знаков), «Поиск»
(начальный анализ произведения), «Последнее слово» (первая страница – 16
вопросов для 24 классов).
Хотя олимпиада рассчитана изначально на 7летнее обучение, её можно
варьировать в соответствии с изменением учебных программ. С целью
повышения заинтересованности учащихся и апробации рекомендуется в первый
год применения провести её в виде конкурса. Письменно проводить на второй
год, предварительно подготовив детей с помощью домашних заданий, игровых
фрагментах урока. Можно ознакомить детей заранее с вопросами олимпиады,
чтобы стимулировать их стремление самостоятельно найти ответы.
Заинтриговать межпредметной связью (некоторые ответы можно узнать на
уроках специальности, музыкальной литературы, и т.д.). Кроме того ежегодно
предварительно анализируя олимпиаду и подбирая задания, преподаватель
может подкорректировать знания учеников.
На уроках сольфеджио (специальности, муз. литературы и т.д.) можно
применять некоторые страницы для проверки знаний и в течение года. Но чтобы
олимпиада понравилась детям, желательно сделать её престижной и
популярной, а победителей награждать призами. В музыкальной школе с.
Селиярово конкурс с аналогичным названием провели в ноябре 2015 года.
Письменную олимпиаду провели в ноябре 2016 г. Учащиеся сами подсчитывали
количество вопросов и правильных ответов, выписывали наиболее смешные
ответы. Результаты были вывешены в виде стенда. В дальнейшем планируется
повторять теоретическую олимпиаду ежегодно, чтобы повысить стремление
обучающихся с каждым разом знать больше правильных ответов на вопросы. ИГРА ПО ПРАВИЛАМ.
Общешкольная теоретическая олимпиада
на лучшее знание музыкальных правил.
КЛАСС УЧАСТНИКА_______________________________________________
ФАМИЛИЯ_________________________________________________________
ИМЯ_______________________________________________________________
ВОЗРАСТ___________________________________________________________
ИНСТРУМЕНТ______________________________________________________
Не сиди, не скучай,
На вопросы отвечай.
Для начала сосчитай
Сколько в музыке
Ступеней: ______ Имён нот: ______ Длительностей: ______
Видов септаккордов: ______ Видов трезвучий: ______ Регистров:_______
Простых интервалов: ______ Тональностей: ______ Оборотов:________
Клавишей у фортепиано: ______ Почему именно столько клавишей?
________________________________________________________ . Загадки для первоклассников.
1. Нотный стан тут на замке. Ключ у ноты "соль" в руке.
У замков ключи различны, у нее же ключ:______________________________
2. Сообщить вам очень рад про свою работу:
На полтона я, друзья, повышаю ноту __________________________________
3. Понижаю ноту я. Как зовут меня, друзья? ______________________________
4. А какой же знак отмены
Нужно вспомнить непременно? ______________________________________
5. Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например,
Обязательно на страже здесь всегда стоит _____________________________
6. Мы расположены по гамме:
Как нас зовут узнайте сами. ________________________________________
7.
Я в любой октаве первая встречаюсь,
Поскорее вспомни, как я называюсь? __________________________________
8. В музыке друзья бывает, что все звуки замолкают.
Нотам отдохнуть дают. Как же знаки те зовут? _________________________
9. Угадайте без изъяна: громко – форте, тихо _____________________________
10. Семь ребят на лесенке заиграли песенки: ______________________________
11. Дружно нотки встали в ряд получился _______________________________
12. От ноты "фа" стою я справа;
Ну а на кухне главная приправа _____________________________________
13. Две ноты завершило "но", игра зовётся________________________________
14. Ну а кто же назовёт наши длительности нот?__________________________
__________________________________________________________________ 15. Если нота белая это нота __________________________________________
16. Нотка мелкая такая, ну, конечно же___________________________________
17.
Если музыку писать, надо ноты лучше знать,
А для этого сгодится наша нотная___________________________________
23 класс.
I. Ступени.
1. Сколько в музыке ступеней?_______________________________________
2. Какие ступени устойчивые?_______________________________________
3. Напиши неустойчивые:___________________________________________
4. Как «сочетаются» неустойчивые ступени:___________________________
5. Главные ступени лада:___________________________________________
6. Названия ступеней______________________________________________
_____________________________________________________________
II. Мелодия.
1. Назови три направления движения мелодии:
_____________________________
_____________________________
_____________________________
1)
2)
3)
2. Перечисли шесть правил ведения мелодии:
1) _________________________________
2) _________________________________
3) _________________________________
4) _________________________________
5) _________________________________
6) _________________________________
III. Форма квадратного периода (основа).
1. Сколько в форме квадратного периода предложений?_________________
2. Сколько фраз в одном предложении?_______________________________
3. Сколько в форме квадратного периода фраз?________________________
4. Сколько тактов в одной фразе? ___________________________________
5. Что мы сравниваем во фразах?___________________________________
6. Как называется последняя нота в пьесе?____________________________ Интервалы. 23 класс.
Продолжить предложение.
1. Гармонический интервал – это______________________________________
2. Мелодический интервал – это_______________________________________
3. Узкие интервалы:_________________________________________________
4. Широкие интервалы:______________________________________________
5. Обращение – это___________________________________________________
6. Разрешение – это__________________________________________________
Ответь на вопросы
.
1. Чем измеряется ступеневая величина?_________________________________
2. Чем измеряется тоновая величина?____________________________________
3. Что в интервале больше: буква или цифра?_____________________________
4. Что в интервале пишется первой: буква или цифра?______________________
5. Что в интервале главней: буква или цифра?_____________________________
С какого интервала начинается:
Гимн России
Песня «В лесу родилась Ёлочка?»
Гамма
Мажорное трезвучие
Минорное трезвучие
Назови интервалы:
ч1
б2
м6
ув4
Подпиши интервалы:
б7
м3
ч5
Б6 Конкурс для 4 и 5 классов
«Доминантсептаккорд».
1. Септаккорд – это___________________________________________________
__________________________________________________________________
Звуки септаккорда называются:
2.
четвёртый______________________________
третий_________________________________
второй_________________________________
нижний________________________________
3. Буквенное обозначение Доминантового септаккорда:____________________
4. На какой ступени строится?__________________________________________
5. В каких ладах строится?_____________________________________________
__________________________________________________________________
6. Во что разрешается?________________________________________________
7. Из каких интервалов состоит?________________________________________
8. Что такое обращение?_______________________________________________
__________________________________________________________________
9. Сколько обращений у Доминантсептаккорда?___________________________
Заполни таблицу обращений Доминантсептаккорда:
10.
Название обращения
Буквен
ное обоз
начение
На какой
ступени
строится
Интер
вальный
состав
Во что разрешается 11.
Напиши по порядку звуки Доминантсептаккорда в тональности Ля – мажор:
__________________________________________________________________
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (67 кл.)
ВОПРОС
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
ЦИФРА
ПРАВИЛЬНОГО
ВАРИАНТА
Какое слово не
соответствует понятию
«Интервал»:
Как называется I ступень?
Что такое «Септима»?
Что означает римская цифра
V?
Перевод какого интервала
означает цифра 4?
Какую жанровую черту не
имеет музыкальный язык
любого произведения?
Как называются тональности
Adur и fismoll?
Сколько знаков в Desdur?
Какое обозначение не
является секстаккордом?
1) Расстояние
2) Созвучие
3) Ступеневая величина
4) Созвездие
1. Тоника
2. Субдоминанта
3. Доминанта
4. «До»
1) V ступень
2) I ступень
3) VII ступень
4) II ступень
1. Оценка
2. Ступень
3. Квинта
4. Этаж
1) Квинта
2) Кварта
3) Секста
4) Секунда
1. Марш
2. Танец
3. Стихи
4. Песня
1) Параллельные
2) Родственные
3) Одноимённые
4) Перпендикулярные
1. Пять
2. Четыре
3. Три
4. Знаков нет
1) Б6
2) м6 Сколько тонов в ум5?
Какой гармонический
оборот называют полным?
На какой ступени не
строятся главные трезвучия
лада?
Как называется тональность,
обозначенная знаком «b»?
Какой вид секвенций назван
неправильно?
Как называется третий звук
септаккорда?
Какого септаккорда не
существует?
Какая форма музыкального
произведения названа
неверно?
Каких размеров не бывает?
Какая ритмическая фигура
названа неверно?
3) II6
4) Т6
1. 3 тона 3. 3,5 тона
2. 2,5 тона 4. 4 тона
1) ТSST
2) KDVI
3) TIIDT
4) TDDT
I
1.
III
2.
IV
3.
4. V
1) Си мажор
2) Си минор
3) Си бемоль мажор
4) Си бемоль минор
1. Диатоническая
2. Хроматическая
3. Однотональная
4. Разнотональная
1) Основание
2) Квинтовый тон
3) Терцовый тон
4) Тон септимы
1. Большой минорный
2. Большой мажорный
3. Большой уменьшенный
4. Большой увеличенный
1) Простая двухчастная
2) Простая трёхчастная
3) Простая семичастная
4) Сложная трёхчастная
1. Простых
2. Сложных
3. Перемешанных
4. Переменных
1) Дуоль
2) Квинтоль
3) Квартет
4) Триоль Во что разрешается
Доминантовый
терцквартаккорд?
На какой ступени строится
S 6?
1. T3 с утроенной примой
2. T53с удвоенной примой
3. Развёрнутое T53
4. T6 с удвоенной примой
1) На V ступени
2) На I ступени
3) На VI ступени
4) На II ступени
Конкурс для 67 классов
«Гармонические обороты».
В музыке их только пять. Нужно правильно назвать.
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4. 5.
5.
1)
2)
«Как же это называется?»
Расшифруй музыкальные знаки
(37 классы) Конкурс для 27 классов.
«Последнее слово – за тобой».
1. Взаимоотношение устойчивых и
неустойчивых звуков между собой
называется…
2. Высотное положение лада
называется…
3. Первый устойчивый звук лада
называется…
4. Последовательность звуков в
порядке высоты называется…
5. Тонполутонтонтонполутонтон
тон – это называется….
6. Тональности, имеющие
одинаковые знаки при ключе
называются…
7. Последовательность сильных и
слабых долей называется ….
8. В гармоническом миноре
повышается …
9. Скорость движения в музыке
называется….
10. Высокий, средний и низкий … 11. Расстояние от одной сильной
доли до другой называется…
12. Повторение предложения
называется…
13. Перерыв в звучании, знак
молчания называется…
14. Расстояние между двумя
звуками называется…
15. Неполный такт в начале
произведения называется ….
16. Изображение метра в виде
дроби называется…
17. Последовательность звуков
различной длительности
называется …
18. Перемещение нижнего звука на
октаву вверх называется…
19. Ударение в музыке
называется…
20. Созвучие трёх звуков,
расположенных по терциям
называется…
21. Созвучие четырёх звуков,
расположенных по терциям
называется…
22. Название основания в
трезвучиях и септаккордах
называется…
23. В гармоническом мажоре
понижается…
24. Тональности мажора и минора с
одинаковой тоникой, но с разными
знаками при ключе называются …
25. Пятиступенный лад без
полутонов называется…
26.Септаккорд, который строится на
V ступени натурального мажора и гармонического минора
называется…
27. Переход в другую тональность с
закреплением в ней новой тоники
называется…
28. Временный переход в другую
тональность без закрепления новой
тоники называется…
29. Самый мелкий элемент
музыкальной ткани называется…
30. Гамма, построенная по
полутонам, называется...
«Поиск».
Где искать в нотах:
темп_______________________________________________________________
характер____________________________________________________________
размер _____________________________________________________________
ключ ______________________________________________________________
Знаки альтерации ___________________________________________________
музыкальную точку _________________________________________________
сильную долю ______________________________________________________
диапазон ___________________________________________________________
метр _______________________________________________________________
ритм_______________________________________________________________
динамику __________________________________________________________
затакт______________________________________________________________
коду________________________________________________________________
штрихи ____________________________________________________________ пальцы (аппликатуру) _______________________________________________
тональность ________________________________________________________
замечание преподавателя ____________________________________________
кульминацию ______________________________________________________
фразы _____________________________________________________________
части ______________________________________________________________
цезуры _____________________________________________________________
композитора ________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ.
Перевести с итальянского на русский:
Adagio
Andante
Moderato
Allegro
Brillante
Dolce
Capriccioso
Accelerando
Crescendo
Diminuendo
Sforzando
Forte
Vivo
Presto
Sostenuto
Ritenuto
Largo
Legato
Non legato
Staccato
Pianissimo
Mezzo piano
Scherzo
A tempo Связно
Краска
Коротко
Хвост
Круг
Перевести с русского на итальянский:
Бег
Восьмёрка
Тише
Первая
Умеренно
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Методическая разработка "Игра по правилам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Занимательные материалы, Игры, Исследовательские работы, Карточки-задания, Конкурсы, Контроль знаний, Подготовка к тестированию, Работа в классе, Руководства для учителя, Табели