Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
химия
10 кл
15.05.2019
Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"
Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризующимся учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые технологии.docx
Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС «Игра – это огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий. Это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский Введение        На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые   образовательные   стандарты   второго   поколения   перед   учителем   стоит   задача формирования   личности,   умеющей   самостоятельно   организовать   свою   деятельность   и свободно   ориентироваться   в   информационном   пространстве.   Игровые   технологии помогают решить эту задачу.   Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто­либо из учащихся никак не может понять новую тему. Как  сделать так, чтобы все то, что   мы говорим детям на уроке,   стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий. Через игру ребенок познает окружающий мир. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды   деятельности,   вырабатывая   при   этом   оптимальный   алгоритм   достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию   своего   развития.   Игра   позволяет   ребенку   раскрыть   творческий   потенциал, воображение,   символьное   мышление,   коммуникабельность.   Учащиеся   в   процессе   игры уходят от статичности в обучении. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим учебно­познавательной направленностью.   Игровая   форма   занятий     создается   на   уроках   при   помощи   игровых приемов   и   ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования учащихся к учебной деятельности. характеризующимся   результатом,           Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего,  необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые  надо решать в ходе и результате игры.  Цель:  активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках химии через  развивающие игры Задачи: 1 Развивать восприятие, внимание, воображение; 2 Формировать приёмы мыслительной деятельности, собственного стиля мышления; 3 Мобилизовать творческую активность учащихся; 4 Развивать эвристическое сознание; 5 Формировать умение работать в микрогруппах. Ожидаемые результаты Учащиеся должны уметь 1 Сравнивать, сопоставлять. Оценивать, классифицировать объекты по одному или  нескольким предложенным основаниям, критериям. 2 Разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи 3 Логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить конкретные примеры. Правила, позволяющие сделать урок увлекательным: 1 Игра должна приносить радость ученику и учителю.  2 Заинтересованность ученика игрой.  3 Успех вначале работы ­ обязательное условие.  4 Не переоцениваете уровень развития учащегося.  5 Создайте в игре непринужденную обстановку.       Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей  известностью пользуется теория К. Гросса, согласно которой игра представляет собой  непреднамеренное самообучение организма.      Учебный материал подбирается для урока так, чтобы создать для учащихся поле  деятельности, учитывая подготовку каждого. У детей должно возникнуть чувство  удовлетворенности, исчезнуть чувство страха перед неизвестным. Учитель должен оценить  усилия каждого, показать, что тот справляется. В результате этого дети постепенно  начинают лучше учиться, увлекаются и вовлекаются в работу те, кто до этого был  пассивным. Постепенно приобретаются навыки самостоятельного обучения, которые  потребуются в будущем, когда понадобится поддерживать уровень своих знаний без  учителя. Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой.   учитель ученик ученик ученик Достоинства игровых технологий:    1.В работе принимают участие все ученики класса.    2.Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации (через интерес игрового момента выходит на результат).    3.Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания       по   ответам и даются дополнения ответов.    4.Каждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний. Признаки дидактической игры:  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать; 2. В игре должен принимать участие весь класс; 3. Игры с возрастом должны усложняться. Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес.      Без игры нет, и не может быть полноценной умственной деятельности, развития. Игра  помогает увидеть ученика в особой ситуации: в условиях интеллектуального напряжения.  Игра помогает школьникам самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А  это так важно растущему человеку.         Необходимо   помнить,   что   игра   не   самоцель,   она   не   должна   быть   единственным средством обучения и воспитания, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке. Этапы дидактической игры: 1 Подготовка к игре, постановка главной задачи, обеспечение учащихся знаниями,  необходимыми в игре.  2 Создание игровой ситуации, ознакомление учащихся с условиями игры, постановка  перед ними целей и задач, которые должны быть решены.  3 Решение учащимися задач в ходе игры. Выводы.  4 Проверка, коррекция, оценка результатов.  Классификация уроков­игр: Форма дидактических игр:     Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки­суды, викторины) и игры­тренажеры  (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).     Игры­тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и  требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра  направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося. Примеры игр: Ребусы :                    Железо                                           Натрий   Химический кроссворд 1.       Элемент, названный в честь Скандинавии (Скандий) 2.       Несущий свет (Фосфор) 3.       Элемент, названый именем любимого сына Зевса (Тантал) 4.       Элемент, названный старым именем Парижа (Лютеций) 5.       Рождающий воду (Водород) 6.       Рождающий кислоты (Кислород) 7.       Элемент, названный по старинному названию Франции (Галий) 8.       Элемент, названный в честь Польши (Полоний) 9.       Элемент, названный в честь великого русского химика (Менделеевий) Игра «Цепочка»   Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает  и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру  вопросов и ответов можно оценить знания учащихся. Игра «Химическая разминка» а) краткие вопросы с еще более краткими ответами; б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот; в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые  делится класс. Игра «Ассорти»  Множество карточек с формулами, которые нужно разложить по  классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по  другим принципам. Игра «Крестики ­ нолики»     При игре в «Крестики ­ нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном  направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся  одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак этот указывается в  условиях игры. Выигрышный путь ­ элементы                               Выигрышный путь – названия металлов: одного и того же периода: Be  Al Cl N Na Mg Si C Ge Железо Калий Фосфор Кремний Магний Хлор Кальций Углерод Алюминий Игра «Установи соответствие»  В качестве задания можно использовать любые  химические понятия. +2    2) +4    2)2) +12  2)8)2) +17  2)8)7) +20  2)8)8)2) Магний Хлор Гелий Кальций Бериллий Игра «Делай как я» Мною написаны электронные формулы двух химических элементов. По моему образцу  составь электронные формулы алюминия и серы. Na +11  2)8)1 ,      Cl  +17  2)8)7. Игра  «Четвёртый лишний» Найдите в каждом ряду химический элемент, который отличается от остальных по  положению в Периодической системе химических элементов. а) H , He , Ne , Ar           б)H , Li , Be , B          в)Fe , Co , Ni , Ar          г)F , Cl , Mn , Br Игра «Головоломка»       О чем пойдет речь на уроке? (Об окислении органических соединений) Игра «Угадай задуманное» Порядковые номера элементов А, В иС соответственно n , n +2 и n +4. 1 Если химический элемент С – благородный газ, а В – металл, то каким химическим  элементом является А? (неон, магний, кислород) 2 Могут ли А. В и С в виде простых веществ при обычных условиях быть газами? (да –  углерод, кислород, неон) 3 Если химические элементы А и В входят в одну и ту же группу, то каким химическим  элементом является С? (водород, литий и бор) Игра «Восстанови пропущенное» В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них  отсутствуют.  Известно, что:  1. по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и  только металлов; 2. в верхнем и нижнем рядах,  закономерно изменяется число электронов на внешнем  энергетическом уровне атомов элементов; 3. в среднем ряду ­ знаки элементов II группы; 4. по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные  оксиды и гидроксиды. Восстановите пропущенные  символы, ответ мотивируйте.             Вариант ответа: Al ? Na Al Mg Na ? K Zn Sr Ca ? Ba K Zn Sr Ca Ga Игра «Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As, :; б) F,­ :, Na+, S2­, Ar, : Варианты ответов: а) Li, Al, As, Ts; б) F,­ Ne, Na+, S2­, Ar, Ca2+, As3­, Kr, In3+.  Игра «Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их: а) NaCl; AgNО3; KCl; ; б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S. Можно придумать множество таких игр­тренажеров. Игра "Заполни поле" Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс  соответствующих веществ или названиями соответствующих веществ. NaOH (CuOH)2CO3 H2SO4 KNO2 Na2CO3 MgCl2 KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2 Игра «Соответствие движению»  Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая  способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно  использовать в качестве физминутки. Преподаватель с учениками устанавливают  определенные правила. Например, называя кислоту, ученики должны поднять правую руку, а основание — левую, соль — хлопнуть в ладоши, кислотный оксид — повернуть голову  вправо, а основный оксид — влево и т. д. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся  быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать  информацию на слух Блеф­игра «Верите ли вы, что…», «Верю — не верю» Загадки.  Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную  деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали. 1) Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение  как для растений удобренье. (Калий) 2) Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.(Йод) 3) Из меня состоит все живое: Я – графит, антрацит и алмаз,  Я на улице, в школе и в поле,  Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод). 4) Я очень добродушная, Я легкая, послушная, Но когда я захочу — Даже камень источу. (Вода) 5) Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, Полоний, Радон,  Нильсборий) 6) Лакмус будет в них краснеть, Растворяться — цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие …  (Кислоты) 7) Как из меди и мышьяка получить золото? (Сu + Аs = Au + Cs.) Результаты опыта 1. Учащиеся «продвинутого уровня» активно включаются в предлагаемую игру,  руководят работой в микрогруппах, сами придумывают игры. 2. «Слабые» учащиеся справляются с заданием в меру своих возможностей,  активизируется их познавательная деятельность, повышается авторитет среди  одноклассников и их самооценка. 3. Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения,  делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом  приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию  интереса к химии.  Заключение      Игра — это один из методов обучения, ее не следует, как переоценивать, так  и недооценивать. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету  в тесной связи с другими видами учебной работы. Поэтому основная задача, стоящая перед преподавателем химии, заключается, прежде всего,  в том, чтобы на качественно новом  уровне проводить учебно­воспитательный процесс и совершенствовать формы организации  УВП. Необходимо четко понимать, что ученик — не объект, а субъект обучения согласно  ФГОС 2­го поколения. Он должен быть активным соучастником учебного процесса.  Ребенок может усвоить информацию только через собственную деятельность при высокой  мотивации предметом. Игровой метод как интерактивные технологии обучения химии следует шире применять  в образовательном процессе, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь  систематическое целенаправленное использование различных игровых ситуаций может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в  результативности учебной деятельности и в обучении в целом.     Развитие игровых технологий является перспективным направлением в методике  проведения уроков химии.   Библиография 1 Дидактические   игры   при   обучении   химии.   Г.И.Штремплер,   Г.А.Пичугина.   – М.:Дрофа, 2003 2 Игра – интерактивный метод обучения. Петрашко С.А. 3 Интерактивные   методы   обучения   как   средство   формирования   ключевых компетенций. Двуличанская Н.Н.: Наука и образование. 2011

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии в обучении химии в условиях введения ФГОС"

Методическая разработка "Игровые технологии  в обучении химии в условиях введения ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019