Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»
Оценка 4.9

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
география +1
7 кл
29.04.2017
Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»
Деятельность учащихся организована в группах по 4-5 человек и предполагает самостоятельное проведение учащимися эксперимента, используя инструктивные карты. Подобные уроки позволяют развивать коммуникативные способности, умение обобщать, сравнивать и систематизировать. Эффективность достижения результатов развития логических учебных действий на уроке увеличивается благодаря включению детей в активную познавательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.методическая разработка интегрированного урока по физике и географии 7 класс. С помощью физического эксперимента выявляются различные свойства натурального камня.
Физические свойства натурального камня.docx
муниципальное общеобразовательное  учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда» Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ» (системно ­ деятельностный подход) 7  класс Автор: Анкудинова Ольга Васильевна  /учитель физики  МОУ СШ № 6, высшая квалификационная категория./ Продолжительность: 40 мин. Цель: Обобщить знания обучающихся о значении и свойствах горных пород, необходимые для применения в хозяйственной деятельности человека. Задачи:  У.З. : закрепить знания о свойствах и классификации горных пород, умения определять свойства горных пород (плотность веществ);  Р.З. : способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала; В.З. : способствовать формированию сплоченности и культуры общения обучающихся при коллективной работе. Форма проведения урока: групповая с элементами игры. Тип урока: урок­исследование. Методические материалы, технические средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, весы с разновесами, мерные цилиндры с водой (мензурки), коллекции горных пород, плакат «Горные породы»,презентации обучающихся: «Чудеса света», «Применение камня»,   «Декоративно­поделочные   камни»,презентация   учителя:   «Горные   породы»   ­   минута   красоты,   «Способы   определения   плотности», «Физический смысл плотности». Прогнозируемые результаты: учащиеся  самостоятельно выявят физические свойства натурального камня с помощью эксперимента. Смогут применить эти знания для объяснения явлений и процессов, происходящих в жизни. I. II. III. Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока. Основная   часть   :а)   повторение   учебного   материала   –   свойства   горных   пород,   определяющие   их   потребительские   характеристики,б) лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела», в)  работа в группах. Заключительная часть :а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.  Содержание  урока Цели, задачи, этапов Деятельность учителя Содержание этапа УУД Деятельность обучающихся Цель:  подвести обучающихся I. Организационный момент. Эпитет   урока:«Учение I. Организационный момент  без Обучающиеся   при   входе   в   класс,   распределяются   в   4 Познавательные умение осознанно к через актуализацию ранее полученных знаний   формулировани ю целей урока. задач   позитивной мотивации работы на уроке.  и:  создание   Цель:  побудить учащихся к активности   при повторении     и совершенствован ии ранее изученного   размышлениябесполезно,   но   и   размышление без учения опасно» Конфуций Минута   красоты­демонстрация   изображений горных пород под музыкальное сопровождение. История   человечества   связана   с   применением   Натуральный   камень   ­ натурального   камня. древнейший   строительный   материал.   Из   него возводили   в   основном   культовые,   оборонительные   и дворцовые сооружения, многие из которых считаются чудесами света.  Современный   человек   использует   камень   не только   в   строительстве,   но   и   в   других   сферах человеческой деятельности. ­Как использует человек камень?   ­Что такое горные породы? ­На какие группы по происхождению делятся все горные породы? ­Как   образуются     магматические,   осадочные   и метаморфические горные породы? Происхождение горных пород влияет на их свойства. У   каждого   камня   есть   свои  особенности,  которые объясняются его физическими свойствами. Свойства горных   пород   определяют   их   использование   в различных   сферах   человеческой   деятельности.­ Сегодня   мы   проводим   не   совсем   обычный урок:«Физические свойства натурального камня» II. Основная часть:а) повторение  учебного материала. Проводит беседу.   группы,теоретик,   группы.   На   столе   лежат   комплекты   заданий:   шаблоны таблиц,   символы   групп:   указатели   с   надписями руководитель лаборант, специалист   по   технике   безопасности  (элементы ролевой игры).Выбирают роль в группе (Приложение 1)Минута   красоты­просмотр   иллюстраций   горных пород.  Демонстрация   ученической   презентации   «Чудеса света»  Отвечают на вопросы  ­строительство,   отделка   интерьера,   украшения,   в медицине, как удобрения;  ­природные   образования,   состоящие   из   отдельных минералов; ­магматические, метаморфические, осадочные; ­образовались непосредственно из магмы.  ­   образовались   в   результате   разрушения   изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных   организмов,   как   химические   осадки, образующиеся в процессе высыхания озер и заливов.  ­образовались   путем   превращения   изверженных   и осадочных   горных   пород   в   новый   вид   камня   под воздействием   высокой   температуры,   давления   и химических процессов.  Формулируют цель урока:  Обобщить знания о значении и свойствах горных пород, необходимые   для   применения   в   хозяйственной деятельности человека. III. Основная   часть:   а)   повторение     учебного материала.  Природа   подарила   камню   неповторимый   цвет и рисунок,   а одна   из важнейших   потребительских характеристик   камня —   прочность,   плотность износостойкость и, как следствие, долговечность.  Ответы учащихся: Декоративность  ­  важное   свойство   горных   пород, позволяющее использовать их в качестве облицовочного материала,   —   декоративность.   Имеется   в   виду строить речевые  высказывания на  основе ранее  изученного  материала Коммуникативн ые  ­умение слышать  и слушать друг  друга,  участвовать в  коллективном  обсуждении Познавательные: ­умение  применять знания  при решении  поставленной  задачи материала.   практике Цель:научиться на определять свойства   горных пород (плотность веществ) ­Как вы думаете, каким свойствам горных пород уделяется   большое   внимание   в   практическом применении?  А   еще   важны   плотность,   пористость   и   др. свойства.Плотность­  плотность   —   это   масса единичного   объема   вещества.   От   этого   показателя зависит вес конструкции: чем выше плотность камня, тем конструкция  будет тяжелее. Плотность зависит от пористости  породы  и  минералов,  входящих  в  ее состав. б)  лабораторная  работа  «Определение  плотности твёрдого   тела».  Для   удачного   применения   камня необходимо уметь определять свойства горных пород. На   уроках   физики   мы   познакомились   с   понятием «плотность   вещества».   какими способами   можно   определить   плотность вещества?  Проводит   инструктаж   по   технике   безопасности. (Приложение 2)   Вспомним, эстетическая   привлекательность   природного   камня,   в первую очередь его цвет и рисунок. Прочность  ­   если   говорить   об   использовании натурального камня в строительстве, то в этом смысле одним из важнейших его свойств является прочность, от которой   зависит   износостойкость   материала.   Чем прочнее камень, тем дольше он прослужит. Пористость­ от пористости зависит водопоглощение. А это   основной   показатель,   влияющий   на   долговечность материала.  б) лабораторная работа «Определение плотности  твёрдого тела».  Руководитель   группы   получает   бланк   для   выполнения работы, лаборант – коллекции горных пород, и группы приступают   к   выполнению   лабораторной   работы (Приложение 3) Коммуникативн ые: ­умение достаточной полнотой точностью выражать мысли     свои   с и Регулятивные: ­целеполагание,  как постановка  учебной задачи на  основе  соотнесения того,  что известно и  усвоено и того,  что неизвестно ­планирование­  определение  последовательнос ти  промежуточных  целей Коммуникативн ые: ­Способность  устанавливать   контакты  с  участниками  группы, слушать и слышать других Личностные: ­ формирование Цель: организовать работу групп   в) работа в группах. Оценивает работу учащихся в группах. Оценивание опережающего задания.  Каждая   группа   заполняет   в)   работа   в   группах. обобщающую   таблицу.(Приложение4)Презентация обучающимися дополнительного задания : «Применение камня», «Декоративно­поделочные камни». познавательных  интересов,  самостоятельност и в приобретении  знаний и  практических  умений Познавательные: ­самостоятельное  выделение  познавательной  цели ­выбор наиболее  эффективных  способов решения поставленной  задачи ­приобретение  опыта  самостоятельного  поиска Познавательные умение   осознанно строить   речевые высказывания   на основе   ранее изученного материала Коммуникативн ые  ­умение   слышать и   слушать   друг друга, участвовать в   коллективном обсуждении Цель: оценить  уровень  усвоения  учащимися  учебного  материала.  III. Заключительная часть: а) подведение итогов урока: проверка  диагностичности цели урока. Итак, ребята, с какими физическими свойствами камня вы познакомились? Какое   свойство   горных   пород   вы   научились определять самостоятельно? Для чего необходимо уметь определять свойства горных пород? (Цель достигнута) III. Заключительная часть: а) подведение итогов урока: проверка диагностичности  цели урока. б)   рефлексия:  обучающиеся  оценивают     результаты работы на уроке. д) домашнее задание: применение натурального камня в Волгоградской области. Регулятивные: оценка,  Личностные б) рефлексия. «Пьедестал почета» д) домашнее задание.  Спасибо за урок.­ Урок окончен. Планируемые результаты:обучающиеся   называютсвойства горных пород, о   пределяютплотность горных пород, объясняют происхождение горных пород   в   природе,  приводят   примерыиспользования   горных   пород  в   различных   сферах   человеческой   деятельности,придерживаются   правил безопасности при выполнении практических работ, фиксации результатов наблюдений. 1. Список литературы (источников) для учащихся.   Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. Физическая география. 6 класс. – М.: Русское слово, 2012.   Лебединский В.И. , Кириченко Л.П. Книга о камне. ­ М.: Недра, 1988.   Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5­е изд. –М.: Дрофа, 2016.  Соболевский В.И. Замечательные минералы: Кн. Для учащихся. ­ 2 ­е изд., доп. ­ М.: Просвещение, 1983. 2. Список литературы для педагогов.  ДроновВ.П. География. Землеведение. ­ М.: Дрофа, 2007.   Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7—9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений — 24­е изд. — М. :  За страницами учебника географии. ­ М.: Дрофа, 2005. Просвещение, 2010 http://geo.metodist.ru,    http://gorn­por.ru/  Предварительно класс делится на творческие группы по 4 человека, в состав которых входят:руководитель группы (получение задания, определение цели   работы,   планирование   работы   группы,   подведение   итогов   работы),  теоретик   (определение   цели   работы,   планирование   эксперимента, теоретические вопросы работы), лаборант (получение  образцов, проверка оборудования), специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы). Инструктивная карта «Выбери свою роль в группе» Приложение № 1 Инструктивная карта     «Инструктаж по технике безопасности.» Инструктаж  по технике безопасности при выполнении лабораторной работы «Определение плотности твердого тела на примере минералов и горных   пород»  При   выполнении   работы   нужно   оставаться   на   своем   рабочем   месте,   быть   внимательным   и   сосредоточенным.   При   работе   со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашу весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, чтобы не повредить образцы минералов и горных пород. Маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то не ясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. Приложение № 3 Лабораторная работа:«Определение плотности твёрдого тела на примере минералов и горных пород» Инструктивная карта Цель   работы:  научиться   определять   плотность   твёрдого   тела   с   помощью   весов   и   измерительного   цилиндра   (мензурки)   и   сравнивать   с табличным значением плотности. Приложение № 2 Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить. Указания к работе. 1. Измерьте массу тела с помощью рычажных весов. 2. Измерьте объём предложенного образца с помощью мензурки. 3. Рассчитайте плотность образца.  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1. Таблица 1 плотность образца № опыта масса образца, г начальный объём воды в мензурке, см3 объём воды и образца, см3 объём образца, см3                             5. Повторите опыт с первым образцом, изменив начальный объём воды в мензурке. 6. Проделайте два подобных опыта с другим образцом. 7. Сравните полученные результаты с данными справочника (см. таблица 2) и сделайте вывод. 8. Вывод:   Таблица 2 плотность вещество Инструктивная карта  «Свойства горных пород» 1.Цвет.( Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.) 2.Прозрачность. (Характеризуется способность минерала пропускать свет.Выделяют непрозрачные — не пропускающие солнечных лучей; прозрачные ­ пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие ­ пропускающие свет подобно матовому стеклу.) 3.Блеск  (показывает способность минералов преломлять свет.Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска ­ матовые.) 4.Излом (определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит).Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый). 5.Твердость(   способность   противостоять   внешнему   механическому   воздействию.  Шкала   твердости   (шкала   Мооса)Существует   признанная   шкала твердости, куда входят 10 минералов. Приложение № 4 Минерал Тальк Гипс Кальцит Флюорит Апатит Ортоклаз Твердость 1 2 3 4 5 6 Кварц Топаз Корунд Алмаз  7 8 9 10  Для определения твердости минералов можно пользоваться распространенными предметами: Твёрдостью 1 обладает графит; 2 ­ 2,5 ­ ноготь; 4 ­ железный гвоздь; 5 ­ стекло; 5,5 ­ 6 ­ стальной нож, игла; более твердые предметы встречаются редко.) Приложение № 5 По результатам заполнения таблицы оценивается работа группы. Инструктивная карта. Обобщающая таблица. Название  горной породы Происхождение  Цвет  Блеск  Твердость  Плотность Свойства горных пород Область применения    гранит                   Песчаник Мрамор Халцедон Базальт Кварцит

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»

Методическая разработка интегрированного урока  Тема урока«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017