Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
информатика
5 кл—11 кл
31.05.2017
Представлен опыт работы учителя информатики по использованию метода проектов на уроках и во внеурочной работе. Приведены темы и описание конкретных проектов в разных классах, начиная с 5-го. Данная методическая разработка может быть полезна не только учителям информатики, но и другим предметникам. Приводится пример межпредметного проекта по математике и информатике.Файл создан программой Microsoft Word 10.
метод_разраб_.docx
Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и
ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)
Методическая разработка учителя информатики МОУ СОШ №4 г.о.Шуя
Ермошиной Марины Юрьевны.
Педагогическая мудрость говорит о том, что: «Расскажи ученику, и он
забудет. Покажи, и он выполнит по образцу, но тоже забудет. А заинтересуй,
поставь проблему, и получи от него собственный интеллектуальный продукт,
и он будет помнить об этом всю жизнь!»
На реализацию этой мудрости нацеливает и Федеральный образовательный
Стандарт, которым мы и руководствуемся в своей работе.
Метод проектов в современной педагогике рассматривается как одна
из форм организации интерактивного обучения направленная на
интеллектуализацию образования.
Метод проектов позволяет через детальную разработку проблемы получить
вполне реальный, осязаемый практический результат, лично значимой для
учащихся и оформленной в виде конкретного продукта. Благодаря мудрому
педагогическому сопровождению, процесс выполнения проекта даёт
возможность слабым и сильным ученикам реализоваться в деятельности и
добиться успеха в учёбе.
Разрабатывая темы проектов, особенно внеурочных, можно и нужно учесть
потребности города и региона, заложить патриотическую или краеведческую
направленность.
Цель внедрения метода проектов в учебную деятельность по информатике и
ИКТ: активизация процесса получения и освоения знаний, развитие
информационной культуры, профориентационная работа в области
информационных технологий.
Задачи внедрения метода проектов в учебную деятельность по информатике
и ИКТ:
1. Повышение успеваемости по предмету.
2. Формирование межпрдметных универсальных учебных действий на
основе выполнения междисциплинарных проектов.
3. Активизация
способности обучающихся к саморазвитию и
самоопределению.
4. Развитие коммуникативных способностей, чувства коллективизма.
Программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 5 классе построена нами
таким образом, чтобы каждая практическая тема заканчивалась проектом.
Изучаем текстовый редактор (октябрьноябрь). Заключительное задание: составить поздравление маме к Дню матери.
Цель: активизация процесса получения и освоения знаний, развитие
информационной культуры, формирование уважительного отношения к
семье, матери.
Задачи: закрепить навыки набора, форматирования, редактирования текста и
вставки картинок в текст.
Работы получаются не всегда красивые, но душевные. (приложение….)
Результат: готовые поздравления для мам учащиеся с помощью флэш
носителя переносят на домашний компьютер. Работы распечатываем и
вывешиваем в кабинетах классного руководителя, чтобы мамы, придя на
родительское собрание, могли ещё раз прочитать. Лучшие работы
размещаются на сайте школы.
Изучаем графический редактор Gimp (декабрь): нарисовать новогоднюю
открытку с поздравительным текстом.
Цель: активизация процесса получения и освоения знаний, развитие
информационной культуры, творческого мышления.
Задачи: закрепить навыки работы с инструментами редактора, развивать
умение планировать работу, предвидеть результат.
Простор для творчества. Ребята с большим энтузиазмом придумывают проект
открытки, слова для поздравления. Всё, что задумали не всегда умещается на
рисунке, по ходу работы изменяют, улучшают.
Результат: новогодняя открытка.
Большая проблема при преподавании информатики –
программирование! Очень трудно научиться заставить компьютер решать
именно те задачи, которые нужно. В базовом курсе информатики времени на
изучение этих тем мало, но программирование – это основа, которую нужно
знать! Начинаем преподавать программирование с 8го класса, но и к 11ому
простую программу самостоятельно написать многие не могут. Попробовали
использовать проект: разработать тренажёр для начальной школы по
изучению таблицы умножения. Начинаем просто с линейной программы:
вывод задания на экран, ввод ответа, вывод ответа ученика и правильного
решения. Дальше совершенствуем: добавляем проверку условия – верно
решил или нет, в зависимости от этого разный вывод: правильно, не
правильно.
Дальше идём к циклу: определяем количество примеров и считаем
правильные, выставляем оценки. Можно и массив сюда подключить, чтобы
упор сделать на самые трудные задания. Далее объектноориентированное
программирование: формы, кнопки и т.д. Проект используем с 8го по 11й
классы. Использование этого проекта позволило ученикам наглядно
представить все сложности программ, их разработку, научиться отлаживать
программы, исправлять ошибки. После такой работы и другие задачи программирования стали понятнее. Интерес к программированию и
успеваемость значительно повысились.
При изучении темы «Электронные таблицы» в 10 классе интересен
проект «Расчет бюджета молодой семьи из 2х или 3х человек». Ученики
ставят зарплаты себе и супругу побольше. Составляют список расходов
(домашнее задание: записать сколько тратит мама на питание, коммунальные
услуги, одежду, налоги и т.д.). Когда подводят итог дохода и расхода, то
наступает разочарование… Доходто маловат! В этом проекте формируются
все УУД: регулятивные, познавательные, личностные, метапредметные и к
самостоятельной жизни готовимся!
Групповой проект «Курению нет!». Проведён в 10 классе.
Цели: формировать знания о научном представлении информации,
информационных процессах, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: закрепить умения работать с различными видами информации с
помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий, получить опыт организации собственной
информационной деятельности и планирования ее результатов
Планирование проекта проводили мозговым штурмом все вместе.
Сбор информации:
Ученики исследовали проблему курения в обществе, вреда от него,
использовали интернет, учебники и т.п.
Провели опрос среди учеников школы, педагогов, родителей с
использованием онлайн тестов в программе Survio, рукописных анкет.
Хранение информации:
Всю полученную информацию сохраняли на Google диск, с открытым
доступом.
Обработка информации (моделирование в электронных таблицах):
Информация сортируется по возрастным группам или классам,
заносится в электронную таблицу.
Вычисляются результаты: количество курильщиков, не курящих и т.д.;
находят средние результаты по возрастным категориям, процентные
соотношения.
Анализируют результаты по возрастным группам.
Итог: Презентация «Курению – нет!». Информация на педсовете
учителям и собраниях родителям о том какие результаты получены в ходе
исследования. Выступление на городской конференции.
Качества и умения 21 века, формируемые в ходе проекта:
Коммуникабельность и сотрудничество
Грамотность в области ИКТ
Инициативность и самостоятельность
Критическое мышление и способность решать проблемы По итогам этой работы в план мероприятий школы включили и
мероприятия по профилактике курения.
Бурлак Екатерина, один из самых активных участников проекта,
представила работу на IX городской научнопрактической конференции
«Ученическое сообщество – 2017»
Результаты этого проект стали частью большого проекта «Быть
здоровым и активным – это стильно, позитивно», выполненного Лысовым
Саввой и занявшего 2 место в областном конкурсе информационных
проектов.
Внеурочные проекты
«Математика в профессиях» общешкольный проект, участвовали
ученики 9х и 10х классов, руководили трое учителей (Мельникова Н.Н.,
Лебедева Ю.К. и я).
Цель: активизировать интерес к изучению математики, профориентация,
развитие информационной культуры.
Задачи:
формирование межпредметных универсальных учебных
способности обучающихся к саморазвитию и
действий, активизация
самоопределению, развитие коммуникативных способностей, чувства
коллективизма.
Ученики 9х и 10х классов разделились на две группы: первая посетила
салон красоты и познакомилась с профессиями салона, вторая изучала
профессию архитектора и посетила главного архитектора нашего города.
При работе над проектом использовались:
сбор информации: ученики идут на экскурсии в салон (управление
архитектурой города); проводят опрос среди работников выбранной сферы,
записывают, фотографируют; ученики исследуют проблему, используют
ресурсы Интернет, учебники, справочную литературу, материалы архива и т.п.
хранение информации: сохраняют полученные данные на Google диске с
доступом по ссылкам; отмечают этапы работы в Googleтаблице;
обработка информации: информацию обобщают, систематизируют;
выполняют практические задания, используя таблицы Excel.
Итог: Презентация «Математика в архитектуре», с практической частью
"Проектная смета реконструкции школьной пристройки", и видеоролик
«Математика и красота»,
с практической частью «Разработка
автоматизированного расчета клиента в салоне». Видеоролик можно
посмотреть по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/0B0Ii_ke9VoRpLVc5VnBxNV9yQjg/view?usp=sharing
Качества и умения учащихся, формируемые в ходе проекта:
коммуникабельность и сотрудничество, умение работать в
команде;
грамотность в области ИКТ;
инициативность и самостоятельность;
критическое мышление и способность решать возникающие
проблемы.
Важный этап – оценивание. Для текущего контроля использовалась
Googleтаблицы, в которой учащиеся или учитель отмечали выполнение
этапов работы. Таблица была доступна участникам проекта по URLссылке.
Демонстрация проекта состоялась в классе, на городской научно
практической конференции «Метод проектов и творчество учащихся во
внеурочной деятельности», материалы были выложены на сайт школы.
Городское методическое объединение учителей высоко оценили проведенную
работу.
Индивидуальные проекты, выполненные под нашим руководством:
Ермошин Георгий (5 класс): «Моя семья в Великой Отечественной
войне» пять презентаций – так много материала собралось при изучении
истории своей семьи. Проект занял 1е место на региональном конкурсе
информационных проектов.
Скачать работу можно по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/0B0Ii_ke9VoRpfmJiN2hmeE1xWHF0VDF
uZUI5eHlJSFRuY1NTREdEbmlRSXo1bENNY2VITlk?usp=sharing
);
Гущин Александр (9 класс) : «Чтобы память была вечной…» проект из
графических открыток – рассказ о судьбе солдата Великой Отечественной
войны. Проект занял 2е место на региональном конкурсе информационных
проектов.
https://drive.google.com/open?
id=0B0Ii_ke9VoRpfktGQnBCNVQxVXlKUzVkM1h0TTZPNlNvcEl3bmFmUmZ
SUVJtaXNhdlJMWEU
Гущин Александр (8 класс): «Невозможное – возможно!» проект из
фотографий ребёнкаинвалида, занимающегося плаванием и добившегося
успеха. Часть фотографий находятся в фойе бассейна города Шуи, как
призыв заниматься спортом.
Добычина Елизавета (3 класс): «Война 16081612 гг и наш край»
презентация о войне с польсколитовскими захватчиками, роли нашего города
и области в организации народного ополчения и победе. Проект занял
3е место на региональном конкурсе информационных проектов.
Добычина Варвара (4 класс): «Сокровища земли Ивановской»
презентация о здании Шуйского краеведческого музея
Ставровский Алексей (5 класс): «Покровская церковь города Шуи»
презентация об истории самой старой церкви нашего города Покрова
Пресвятой Богородицы.
Краеведческие проекты переданы в городскую детскую библиотеку (в
медиа центр).
Приложение
Все эти проекты можно посмотреть или скачать (презентации в режиме
онлайн не просматриваются, т.к. они анимированы и озвучены) по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B0Ii_ke9VoRpWmxGaENZaWdVb
Vk?usp=sharing
В каждом проекте уникальная информация, собранная из личных или
музейных архивов. Проект идёт под авторством ученика, но каждому в
подборе информации огромную помощь оказывали родители. Это также
большой плюс проектной деятельности – объединить ученика, родителей и
учителя.
Работа по использованию проектной деятельности на уроках и после
уроков является трудной, требующей хорошей подготовки, но окупается
повышением интереса у детей к школьным предметам, полученными
умениями использовать ИКТ в повседневной жизни, сформированными
навыками публичных выступлений и хорошими оценками по предметам.
Требования 21 века и нового ФГОС – это использование системно
деятельностного подхода и увеличение доли самостоятельной работы
учащихся даже на уроке. Соответственно одной из главных задач школы
становится не только давать готовые знания учащимся, но и привить интерес к
обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
Современный школьный учитель информатики это не только предметник, это
проводник современных идей и технологий обучения с использованием
компьютера в школе. Именно в школе закладывается отношение к средствам
информационных технологий: либо страх и отчуждение, либо интерес и
умение использовать для решения практических задач.
В современной школе учащийся становится субъектом познавательной
деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает
необходимость организации образовательного процесса, направленного на
поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом
учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая
деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Наша методика обучения через проектную деятельность позволяет
связать темы программы по предмету с интересными для учеников
жизненными ситуациями, историческими событиями. Проводить уроки на
высоком научнометодическом уровне. Организовать внеклассную работу по
информатике в школе. Оказать помощь учителямпредметникам, желающим
использовать компьютеры в обучении.
Учитывать индивидуальные
особенности школьника в процессе обучения; создать психолого
педагогические условия не только для развития всех учащихся, но и для
развития каждого ученика в отдельности.
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Методическая разработка "Использование метода проектов при обучении учащихся информатике и ИКТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.