Методическая разработка данного классного часа может использоваться учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классными руководителями. Может проводиться как в рамках учебных предметов: история России, краеведение, так и во внеурочное время как самостоятельное воспитательное мероприятие.
В центре внимания – такие человеческие качества, которых придерживаются все люди независимо от национальности. Именно они отражены в народном творчестве, что и объединяет наши народы в единую многонациональную семью. И от нашего единства зависит благополучие нашей страны.
Учащиеся, получают дополнительную информацию для изучения культуры разных народов.
Классный час проводится с целью воспитания у учащихся любви к своей родине; воспитания уважения к национально-культурным традициям народов России, развитие и сохранение их обычаев и традиций; развития познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края
Районный конкурс методических материалов
«В семье единой»
Номинация: «Методические материалы, раскрывающие методику
организации и проведения классных часов, уроков, занятий и
мероприятий с учащимися».
Классный час для 3 класса на тему:
«В дружбе народов единство России!»
Панарина Светлана Викторовна,
учитель начальных классов.
МБОУ СОШ с. Октябрьское /Куликовский филиал/ Усманского
муниципального района Липецкой области
399333 Липецкая область, Усманский район, с. Куликово, ул. Бударки,
д. 8, кв. 2.
89205091129Пояснительная записка
Номинация: «Методические материалы, раскрывающие методику
организации и проведения классных часов, уроков, занятий и мероприятий с
учащимися».
Название работы: «Классный час для 3 класса на тему:
«В дружбе народов единство России!»
Цель: сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии
различных народов, о дружественных отношениях народов России,
сформировать уважительное отношение к государственным символам.
Задачи: познакомить с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми
особенностями жителей нашей страны;
наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов
России, единство народов через устное народное творчество;
сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура,
толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка; воспитывать чувство
гордости за нашу страну, желание познавать культуру народов России;
содействовать формированию дружного коллектива.
Методы проведения:
поисковые;
дискуссионные;
игровые.
Краткое тематическое содержание.
Методическая разработка данного классного часа может использоваться
учителямипредметниками, педагогами дополнительного образования, классными
руководителями. Может проводиться как в рамках учебных предметов: история
России, краеведение, так и во внеурочное время как самостоятельное
воспитательное мероприятие.
В центре внимания – такие человеческие качества, которых придерживаются
все люди независимо от национальности. Именно они отражены в народном
творчестве, что и объединяет наши народы в единую многонациональную семью. И
от нашего единства зависит благополучие нашей страны.
Учащиеся, получают дополнительную информацию для изучения культуры
разных народов.
Классный час проводится с целью воспитания у учащихся любви к своей
родине; воспитания уважения к национальнокультурным традициям народов
России, развитие и сохранение их обычаев и традиций; развития познавательного
интереса к изучению истории и культуры своего родного края
Актуальность определяется созданием условий для воспитания гражданина,
интересующегося своей историей, творческой личности, способной ценить опыт
прошлых лет.Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение
интереса у школьников к изучению истории своей страны, развитие нравственной
сферы личности ребёнка.
Данная разработка предназначена для проведения классного часа в начальной
щколе.
Классный час для 3 класса на тему:
«В дружбе народов единство России!»
Цель: сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии
различных народов, о дружественных отношениях народов России,
сформировать уважительное отношение к государственным символам.
Задачи: познакомить с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми
особенностями жителей нашей страны;
наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов
России, единство народов через устное народное творчество;
сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура,
толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка; воспитывать чувство
гордости за нашу страну, желание познавать культуру народов России;
содействовать формированию дружного коллектива.
Методы проведения:
поисковые;
дискуссионные;
игровые.
Оборудование: аудиозапись Гимна России, изображения государственных
символов России, плакат приветствия на разных языках, пейзажи разных
природных зон, рисунки с изображениями народностей России, расписной ларец
(шкатулка), матрешка, конверты с заданиями (загадки, пословицы, названия игр),
рисункиотгадки «Мороз», «Снег», «Земля», «Звезды на небе».
Сценарий классного часа
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Мы рады
видеть вас на нашем классном часе.
Учитель: Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всем
всегда светило яркое солнце, чтобы всегда рядом были ваши любимые мама и
папа, ваши родственники. Вот так на разных языках люди приветствуют друг друга
(плакат)
Грузинский: გამარჯობა gamardjoba “”гамарджоба.
Эстонский: tere päevast" “тере паеваст”
Словенский: dobro jutro “добро ютро”
Украинский:“добрий ранок”
Казахский: Salem “салем”
Узбекский: Assalomu Alaykum “ассалому алейкум”
Армянский: барев дзез
Русский: Здравствуйте!Ученик:
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ученик:
Белый голубь в небе кружит,
В ясном солнечном тепле.
Здравствуй, праздник,
Праздник дружбы
Всех народов на Земле!
Учитель: Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один
посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех,
кто вместе взялся за дело, уже дом готов! Соединяет людей дружба.
Наша Россия
Дружбой славится,
Нам в России
Очень нравится!
Ребята, может кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?
Какова тема нашего классного часа? («В дружбе народов единство России!»)
Мы обсудим вопросы. Что такое дружба народов? Какая бывает дружба народов?
При каких условиях возможна дружба народов?
Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное
общение – общение друг с другом.
Немного из истории: (читает ученик)
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь.
Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и
мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина
потом стали называть другом.
Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного
человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на
помощь.
Ребята поработали с толковым словарем Ожегова, они нашли значения слов. В
справке дается толкование слова…(читает ученик)
Друг – человек, который связан с кемнибудь дружбой; сторонник, защитник
когонибудь.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов.
А все ли люди хотят дружить?
Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание дружба народов?
Мы стремимся к укреплению мира и дружбы среди народов Земли.
Каким образом это можно делать?
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их
мирным путём.3) Детям участвовать в международных конкурсах.
А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали?
(математический конкурс «Кенгуру», «Поверь в себя», «Медвежонок» по
русскому языку, «Знанио» и др.)
4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
– А как называется страна, в которой мы живем? (Россия) – В каком государстве
мы живем? (В Российской Федерации)
– Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
– Что является символами нашего государства? (Гимн, герб, флаг)
Подготовленные ученики рассказывают о символике страны
Ученик:
ГИМН это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка
гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее
истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его
исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают
головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
Гимн всегда поют и слушают стоя.
Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на
спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
Музыку гимна написал Александр Александров. Текст написал Сергей
Михалков.
А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины. (Аудиозапись)
Ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
ГЕРБ России представляет собой тёмнокрасный щит, на котором изображён
золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл,
символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это
золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когдато служили
знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого
Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем
черного змия – символ зла.
Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
Ученик:Взвейся в небо, флаг
Российский гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РФ представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих полос: верхней –белого; средней – синего;
нижней – красного. Белый цвет – означает мир, чистоту, непорочность,
совершенство, говорит о миролюбии нашей страны. Синий – цвет веры и верности,
постоянства. Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за
Отечество. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские
флаги. Трёхцветный флаг России введён первым российским императором Петром
I. Государственным флагом он стал в конце XIX века. Каждый, кто любит свою
страну, с уважением относится к её флагу ведь под ним совершено так много
подвигов.
Учитель. Вы назвали официальные символы. Сейчас узнаем, что можно назвать
народным символом нашей страны. Предлагаю отгадать предмет, который лежит в
этом расписном ларце.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее не знал.
– Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном
русском сарафане. Фигурка раскладывается на несколько фигурок, вложенных
одна в другую. Их число может меняться от 23 до 1224 и даже до 48 штук. А
называется эта игрушка русская ... ( матрешка)
С тех пор живет Матрешка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
– Мы не случайно вспомнили о народной игрушке. Матрешка поможет
нам определить, что же общего между народами нашей страны.
– Ребята, не оговорилась ли я, сказав «народы»? Если нет, то почему? (Нашу
страну населяют много народов)
– Вы правы, их 160. Это грузины, ингуши, калмыки, ненцы, нанайцы, монголы,
осетины, таджики, казахи, буряты, коряки, татары и другие.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением народностей.
– Все в разных национальных костюмах, в которых отражена культура народа. А
так же историческое место проживания, род занятий.
Например:
Народы Приуралья и Поволжья – это мордва и марийцы проживают в лесной зоне
и основным занятием являются охота и земледелие.
Много общего у народов Сибири и Севера. К ним относятся ненцы, ханты и манси,проживающие в зоне тундры и лесотундры, а также буряты, якуты, эвенки,
проживающие в зоне тайги. Суровые условия проживания отражены в
национальных костюмах.
– Что вы можете сказать об особенностях этих костюмов? (Теплые с меховой
оторочкой)
– Обратите внимание на жилища этих народов. Форма и принцип постройки чума
одинаковые. Однако народы Севера используют для постройки шкуры животных, а
в Сибири используется кора деревьев.
– Попытайтесь объяснить, почему?
– Рассмотрите костюмы народов Кавказа. Как видите, так же наблюдается
сходство.
– Итак, мы выяснили, что отдельные группы народов России имеют сходства в
культуре, так как их объединяет место проживания, род занятий. Но группы имеют
существенные различия.
– Однако сейчас поговорим о том, что во все времена объединяло все наши
народы. Это устное народное творчество или фольклор.
– Что относится к фольклору? (Загадки, пословицы, поговорки песни, сказки,
прибаутки)
– А в устном народном творчестве заключена мудрость всех народов.
– Мы с вами разгадаем загадки, разучим народные игры, вспомним пословицы. А
поможет нам в этом Матрешка. (Конверты с заданиями достаются из ларца)
1. Задание «Отгадай загадку»
– Отгадайте загадки разных народов и найдите отгадки на рисунках.
С неба сыплется пшено,
Ни курица не клюет,
Ни человек не жует.
Солнце увидит – уберет. (Снег) – Мордовская
Старик шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз) – Татарская
Отгадай загадку и найди отгадку.
Кто в году четыре раза
Переодевается? (Земля) – Якутская
Угли пылают.
Совком не достать.
Ночью их видно.
А днем не видать. (Звезды на небе) – Русская
На обратной стороне рисунка дети читают название народности.
2. – Конечно же, самый мудрый жанр народного творчества – это пословица.
Задание «Собери пословицу» Группам предлагается составить рассыпавшиеся
пословицы.
Смелость – половина счастья. (Башкирская)
Больше всего устаешь от безделья. (Карельская)
Умному весь мир родина. (Чеченская)
Делай для другого, учись для себя. (Абхазская)
– Пословицы каких народов получились?
– О чем пословицы?
Какие качества вы использовали, чтобы справиться с заданиями и не подвести
товарищей?
– Запишите на листах.(Листы с ответами вывешиваются на доску)
– Назовите те слова, которые записали. (уважение, внимание друг к другу,
честность, доброта и др.)
– Зависят ли эти качества от национальности? (Нет)
А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные
награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами?
Орденом Дружбы народов награждаются:
граждане России;
предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения,
республики, края, области, города.
Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся
гражданами нашей страны.
Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Например, в Москве на
ВДНХ есть фонтан Дружбы.
Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов
(перевал Дружба на ледник Джамансу).
Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается?
Дружба в семье. Между кем?
Спортивный клуб, команду можно называть «Дружба»
Интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между
людьми.
Россия это великая страна, где живут и дружат люди разных национальностей.
И для всех, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций,
Россия является Родиной.
Как мы должны общаться с друзьями? Мы открыли правила дружбы.
Не ссорится
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить – быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Перечитайте их дружбу надо ценить.
Чтобы торжествовал естественный интерес, надо знать друг друга: о культуре
и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит
проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей.Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете,
Для хороших добрых дел.
У каждого народа есть чтото своё интересное и характерное. И у каждого
народа есть прекрасные люди – добрые. спокойные, открытые. И есть другие –
глупые, злые, алчные и агрессивные. Немало людей посмеиваются над
представителями других наций. Как правило, это люди не очень умные и не очень
добрые, не знающие, что такое благородство. Необходимо уважать национальные
чувства других народов: быть уважительными, отзывчивыми, проявлять к людям
такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.
Давайте же познавать и изучать культурные традиции народов нашей России,
давайте понимать друг друга и дружить!
Как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого
человека? (В сердце!) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать
сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми
делами.
А теперь еще раз обратимся к символам нашей страны. Изображения, расцветка
символизируют смелость, честность, ум, благородство. Это те человеческие
качества, которых придерживаются все люди независимо от национальности.
Именно они отражены в народном творчестве, что и объединяет наши народы под
общими символами нашей Родины, которая является нашим домом, а мы ее
большой многонациональной семьей. И от нашего единства зависит благополучие
нашей страны.
Ученики читают стихотворение
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубомИ душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем
Учитель.
Я надеюсь, что те качества, которые вы перечислили, будут вас сопровождать всю
жизнь. Вы о них никогда не будете забывать. Спасибо за внимание!