Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
1 кл
20.06.2019
Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)
Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, проводимое в рамках школьного фестиваля «Народов дружная семья – моя Бурятия» и направленна на формирование толерантного сознания детей, создание положительных межличностных отношений и воспитание с раннего возраста уважительного отношения к представителям и традициям отдельно взятых национальностей, населяющих Бурятию. В работе раскрыты вопросы , касающиеся конкретного народа. Разработка адресована детям на 6-8лет и может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов ,руководителям ГПД и кружков.
методическая разработка Балахонцева И.Н..docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Узбеки. Кто они?» Актуальность данной работы заключается в том, что формирование основ  толерантного сознания личности надо начинать с младшего школьного возраста.  Познание культур разных народов поможет  в дальнейшем построить  правильные межличностные отношения, как в детском коллективе, так и в  обществе в целом.   Новизна методической разработки заключается в том, что она направлена на  знакомство с  представителями  отдельного  народа , проживающего в Бурятии и является частью большого проекта по изучению народностей, населяющих  родной край . Ведь для успешного взаимоотношения  людей разных  национальностей очень важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. В  данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся конкретно узбекского  народа. Его особенности и уклада жизни. Цель: познакомить с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми  особенностями узбеков. Задачи :  сформировать  и наглядно продемонстрировать представление о  культурном богатстве и своеобразии узбекского народа.  Познакомить с  традициями и нормами поведения, принятыми  у  носителей иных языков и культур;  привить уважение к представителям разных национальностей, их  традициям . Средства: Компьютер, мультимедийная установка, презентация, аудиозапись.  видеофильмы, заготовка книжки «Узбеки», конверт с картинками по тематике,  выставка предметов быта и народных промыслов узбеков, блюда узбекской  кухни. 2.Основная часть 0 Ход занятия I. Организационный момент 1. Целеполагание.  1­й ученик :  На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Ты не найдёшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдём Свою страну, наш общий дом. Учитель: Мы живем в замечательной стране , имя которой –Российская  федерация или коротко ­ Россия (слайд 1) Но есть на карте и место, которое мы называем малой Родиной­ это наша  замечательная Бурятия (слайд 2). Бурятия является многонациональной республикой, по данным переписи на ее  территории проживают представители более 167 национальностей. ­А вы знаете  что такое национальность? ( Буряты, татары, русские…) ­А кто знает свою национальность  ?  (ответы детей) ­А чем отличаются люди разных национальностей? (язык, внешность, традиции) Учитель: А вам хочется узнать побольше о каждой национальности? Сегодня мы поговорим о людях узбекской национальности. ­Что вы знаете об узбеках ?(дети затрудняются в ответе) (слайд 3) ­У вас на столах лежат книжки, прочитайте их название (Узбеки) ­Откройте ,что вы в них  видите? (ничего, книга абсолютно пустая) ­Да, в ней действительно  пока ничего нет. Ведь вы сами  будете её создавать. II. Знакомство с новой темой. 1.Информация об Узбекистане (слайд4) 1 Учитель : Родина узбеков – Узбекистан. Посмотрите на карту . Узбекистан –  называют  краем тепла и света. Здесь более 300 дней в году можно наслаждаться ясным солнечным небом днем и бархатным звездным полотном ночью. Столица  Узбекистана –город Ташкент.(слайд 5) У  Узбекистана есть  свои государственные символы 2.Герб Учитель: рассмотрите как выглядит флаг Узбекистана(слайд 6) ­У вас на столах лежат конверты , найдите флаг и аккуратно вклейте его на  первую станицу книги . А я пока расскажу вам, что обозначают разные цвета и  символы на флаге: Небесно­голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды. Белый цвет — символ мира и чистоты. Молодое независимое государство  должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге также означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел. Зеленый цвет — олицетворение благодатной природы страны. В настоящее  время во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом  которого тоже является зеленый цвет. Красные полосы — это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом  существе, символ жизни. Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана.  Полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира. 3. Флаг Учитель:  Давайте рассмотрим Государственный герб Республики,(слайд7) ­Найдите его в конверте , вклейте на вторую страницу, а я продолжу рассказ: в центре герба изображена птица Хумо с раскрытыми крыльями ­ символ счастья и свободолюбия, самое доброе из всех живых существ. В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий знак  2 утверждения республики, внутри ­полумесяц со звездой. Изображение солнца ­ пожелание, чтобы путь  государства был озарен ярким  светом. Одновременно оно указывает на уникальные природно­климатические  условия республики. Колосья ­ символ хлеба ,стебли с раскрывающимися коробочками хлопка ­  главное богатство солнечной Земли, прославившее ее во всем мире. Колосья и  коробочки хлопка, перевитые лентой Государственного флага, означают дружбу народов, проживающих в республике. 4.Узбекские имена Учитель : И конечно у узбеков, как и у всех народов  есть свои национальные  имена. Давайте познакомимся с некоторыми, наиболее часто встречающимися,  именами. ­Прочитайте на листочках с ударением  женские и мужские имена .  Вклейте их в книжку . ­А у вас знакомые люди с такими именами (Да,в 1 «Б» ­Гульзора, а в 5 «Б»­ Умеда, и др. ) 5.Узбекская одежда Учитель: Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как  нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. (слайд 8) ­Сегодня некоторые  из вас пришли в узбекской одежде ,посмотрите какая она  необычная и  красивая . ­Сейчас ребята расскажут нам про особенности узбекского национального  костюма. 1­й ученик : Повседневной мужской одеждой у узбеков была традиционная  рубаха – куйлак.  Рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота  рубахи обшивали тесьмой ­ джияк. 2­й ученик : Другой принадлежностью мужского костюма были штаны ­ иштон.  Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и  сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов. 3 Дополнял мужской костюм халат ­ чапан. Халаты шили из полосатой материи с  вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было. 1­я ученица: Платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный  углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом  национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он  был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде. 2­я ученица: Традиционный женский костюм у узбеков состоит из  туникообразного простого покроя платья из хан­атласа, а также шароваров. В  праздничных одеждах используется атласная ткань и богатое шитье золотом.  Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок  и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех  возрастов всегда были украшения из золота или серебра Учитель : найдите в конверте и вклейте в книгу картинку с национальной  одеждой. ­Скажите  , а в наше время всегда ходят в нарядной национальной одежде ? (нет) ­ Когда надевают национальную одежду? (на праздник, на выступления, когда  танцуют танцы) ­ Действительно когда танцуют  народные  танцы, обязательно одеваются в  национальные одежды. И я скажу вам больше ­ нельзя представить узбекский  народ без танца. 6.Народный танец Учитель : Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он  олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского  танца от других танцев народов – это сложные, выразительные движения рук и  богатая мимика. Посмотрите как необычайно красив узбекский женский танец (видео) ,  встать и  потанцевать(физминутка ). 4 7.Народные промыслы  Учитель: Но узбеки не только красиво танцуют. Это очень талантливые и  трудолюбивые люди!(слайд ) У узбеков сильно развиты разные виды народного  искусства (вышивка, гончарство, чеканка медной посуды, резьба по дереву и  камню). Процветает устное народное творчество (разнообразные песни и сказки,  легенды – дастаны ). Популярны народные театр и цирк, выступления  кукольников и канатоходцев. Одним из наиболее развитых производств было  производство глиняной посуды­ керамика. До настоящего времени в  Узбекистане сохранились большие центры производства глиняной посуды. ­Найди изображения предметов разных видов народного искусства ,вклейте. ( тихо звучит красивая народная музыка). 8.Традиционные виды спорта Учитель: А ка вы думаете­узбекский народ любит спорт ? (да) ­Действительно, это очень сильные и спортивные  люди . Основными  национальными видами спорта являются Кураш − узбекская национальная  борьба, Пойга — вид конных скачек,  Улак — борьба всадников за тушу козла. 9.Узбекская кухня Учитель : Ещё одной особенностью узбекской культуры является  ­  кухня.  Пища узбеков состоит из большого числа растительных, молочных и мясных  продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый в виде  различных лепёшек. Излюбленное блюдо — плов, имеющий более 100  разновидностей. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград,  арбузы, дыни, различные орехи. Главный напиток — чай, чаще зелёный. ­Посмотрите какие блюда приготовили ваши родители , вы их сегодня  обязательно отведаете . 10.Традиции узбеков У узбеков ,как и всех народов, есть свои особенные традиции. 5 Узбекские семьи в большинстве своем очень большие, под одной крышей, как  правило, живет несколько поколений, и опозорить семью, значит, в первую  очередь проявить неуважение к старикам. Также узбекские семьи очень  гостеприимные .Народная пословица гласит : «гостеприимство ­ выше  мужества». Если вас пригласили на обед или ужин в узбекскую семью,  соглашайтесь обязательно, отказаться – значит обидеть хозяев. Традиционно  любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием . Особое место в жизни узбеков занимает чайная церемония. Традиционно любая трапеза  в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Заваривать чай и  угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую  очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и  фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие  пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды  наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай  придуман неслучайно ­ таким образом чай быстро заваривается, разлитая по  пиалам заварка будет одинаковой. (учитель показывает) .  И не удивляйтесь,  если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент  гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю. ­  Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто ­ гость, отпив чая  из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за  добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к  хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству.  Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно  держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с  радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз  поухаживать за гостем. III. Рефлексия. Учитель : А сейчас мы поиграем в игру «Мечталка­сочинялка »: 6 Я буду начинать предложение, а вы закончите его словами по теме нашего  занятия. А помощниками вам будут­  созданная вами книжка и знания ,которые  вы сегодня получили. Итак, начинаем: ­ У меня есть друг по национальности….(узбек) Его зовут… (…) ­ А его сестру зовут… (…) ­Когда я прихожу к ним в гости, их мама обязательно предлагает мне …(чай) ­Дедушка и бабушка моего друга живут в стране под названием…(Узбекистан) ­Столица этой страны …(Самарканд) Летом мой друг поедет к ним в гости. ­На праздничный стол бабушка поставит….(плов, лепёшки, чак­чак …) ­Из поездки друг привезёт мне в подарок…..(шкатулку, ковёр, украшение….) IV.Итог. Учитель: Молодцы. Вы очень много узнали и запомнили. ­Хороший народ узбеки ? (да). ­ В заключении я хочу сказать, что не только узбекские  женщины, но и мужчины очень хорошо танцуют, я предлагаю вам посмотреть весёлый узбекский танец ,а  можете и сами потанцевать.(видео) ­А сейчас я приглашаю вас к столу , отведать узбекские блюда. Заключение Выводы: Занятие было проведено 22.03.2019  в 1 «А» классе МБОУ «Талецкая  СОШ» в рамках школьного фестиваля «Народов дружная семья –моя Бурятия  ». На мероприятии присутствовали учителя начальных классов, завуч по  воспитательной работе, родители. Занятие прошло в тёплой дружественной обстановке, учащиеся  были  заинтересованы темой , в непринуждённой форме получали знания,  7 обменивались опытом, с удовольствие создавали продукт занятия­книжку  «узбеки». Мероприятие цели достигло. Задачи выполнены полностью. Список литературы и источников: Цыренова, М.Г. Формирование толерантности в поликультурном  образовательном пространстве республики Бурятия: сборник / Улан­удэ: Изд­во Бурятского госуниверситета ,2012.­134с. Народные  узбекские танцы – youtube  Https://www.youtube.com/watch? V=cj7vjrf­znk Узбекистан (Электронный ресурс) https://ru.wikipedia.org/wiki Приложение1 Карточки для вклеивания в книжку «Узбеки» 8 Узбекские мужские имена Батыр Искандер Маджид Каритм Рустам Сарыбек фархад Узбекские женские имена Зухра Ниса Фархунда Умеда Зарина Юлдуз Гульзора Фотографии с мероприятия «Узбеки . Кто они?»       Приложение 2 9 10

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка классного часа по межэтнической толерантности Узбеки.Кто они? (1 класс)

Методическая разработка  классного часа по межэтнической толерантности  Узбеки.Кто они? (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019