Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
31.05.2018
Методическая разработка
урока физики в 8 классе:
«Количество теплоты»
ТЕМА УРОКА: Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».(Слайд №1)
ЦЕЛЬ УРОКА: Ввести понятие количества теплоты, аналитически определить зависимость количества теплоты от массы, изменения температуры и вещества.конспект
урок.docx
Методическая разработка
урока физики в 8 классе:
«Количество теплоты»
ТЕМА УРОКА: Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со
временем температуры остывающей воды».(Слайд №1)
ЦЕЛЬ УРОКА: Ввести понятие количества теплоты, аналитически определить
зависимость количества теплоты от массы, изменения
температуры и вещества.
ХОД УРОКА: I.
Повторение.
Ответить на вопросы:
1. Какую энергию называют внутренней энергией, обозначения,
единицы измерения?
2. Какими двумя способами можно изменять внутреннюю энергию?
Обозначения изменения внутренне энергии, единицы измерения.
Изучение нового материала.
II.
1. Демонстрация слайда «Тепло в нашем доме» (Слайд №2).
Рассматривается три случая:
- мало батарей – мало воды – холодно – экономия топлива;
- больше батарей – больше воды – тепло;
- много батарей – много воды – жарко – большой расход топлива.
Проблема: необходимо знать какое количество воды нагревать, чтобы было
тепло и экономично.
2. Определение количества теплоты: «Энергия, которую получает тело или
отдает при теплопередаче, называется количеством теплоты» (Слайд №3)
нагревание t2>t1, увеличение внутренней
энергии(ΔU)
Тепловые явления:
охлаждение t1>t2, уменьшение внутренней
энергии(ΔU)
Q – краткое обозначение количества теплоты;
единицы измерения: - С.И. [1 Дж]
1 калория 1 кал=4,19 Дж
1 кДж=1000Дж=103Дж
1 МДж=1 000 000Дж=106 Дж
Закон изменения внутренней энергии:
ΔU= Q
измерить (прибор)
Количество (Слайд №4)
найти способ расчета
Найти способ расчета, значит определить от каких физических величин,
которые можно измерить, зависит количество теплоты.
2 Тело: 1. масса(m)
2. изменение температуры «Δt=t2-t1»
3. род вещества.
3. Опыт: зависимость количества теплоты от массы вещества. (Пособие
«Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия, 8 кл.»)
На двух одинаковых плитках нагревается два одинаковых чайника с водой,
первый полный, а второй наполовину пустой. Начальная температура воды
одинаковая. Второй чайник закипел быстрее, чем первый. Значит для нагрева
первого чайника до кипения (100оС).
4. Вывод: Количество теплоты пропорционально массе тела (Q ~ m).
Опыт: зависимость количества теплоты от рода вещества. (Пособие
«Виртуальная
школа Кирилла и
Мефодия, 8 кл.»)
Нагревание масла и воды на одинаковых плитках при одной начальной
температуре и одинаковых массах.
Вывод: Количество теплоты зависит от рода вещества.
5. Аналитически рассмотреть пример нагрева воды равной массы но
различной начальной температуры до кипения.(Слайд №5)
Два стакана с водой m1= m2
t1=10 оС t1=40 оС
t2=100 оС t2=100 оС
Δt=90 оС Δt=60 оС
Сравнить количество теплоты необходимого для нагревания первого и
второго стакана
Q1>Q2
3 Вывод: Количество теплоты пропорционально изменению
температуры тела.
Q ~ Δt
6. Обобщение. (Слайд №6)
Тепловые
явления
Изменение
внутренней
энергии,
ΔU(Дж)
Обобщающая таблица
Зависимос
ть от
массы,
Количеств
о теплоты,
Q (Дж)
m(кг)
Зависимос
ть от рода
вещества,
?
Зависимост
ь от
изменения
температур
ы,
Δt (оС)
нагревани
е
охлаждени
е
увеличивает
ся
уменьшаетс
я
получает
Q ~ m
Q ~ Δt
отдает
Q ~ m
Q ~ Δt
+
+
7. Графики (Слайд №6)
t,оС
нагревание
охлаждение
t,мин
8. Лабораторная работа.
Исследование изменения со временем температуры
остывающей воды.
Цель работы:
Изучение зависимости изменения температуры от массы
вещества.
Оборудование: два стакана с водой одинаковой температуры,
термометр с ценой деления 2 оС, четыре груза-стальных.
4 Ход работы:
Ознакомление с правилами техники безопасности:
- не разливать горячую воду;
- без разрешения учителя не покидать рабочее место;
- располагать оборудование так, чтобы предотвратить
падение и опрокидывание;
- правильно проводить измерения через 60 секунд.
Выполнение работы:
В горячую воду опустить 2стальных цилиндра
Измерять температуру воды в стаканах через 1 минуту.
Результаты записать в таблицу.
Построить графики изменениятемпературы.
воды, m(г) t1,о
Масса
С
50
75
t2,о
С
45
t3,о
С
40
График изменения температуры с течением
времени
150
50
47
45
Вывод: вода большей массы отдаст большее количество теплоты.
5 9. Дополнительное задание для работы в группах (тест)
III.
Задание на дом: практическое задание, §7, вопросы к параграфу.
Практическое задание: опустить одну руку в холодную воду(15 оС), а
другую в горячую(40 оС), потом, вынув их опустить в теплую(30 оС).
Объяснить свои ощущения.
6
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Методическая разработка "Количество теплоты" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.