Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»
Оценка 4.7

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
26.05.2017
Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»
Методическая разработка общеколледжного мероприятия Подготовила и провела Тилиева Н.Ш. 26.04.2017 Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО» Цель круглого стола – предоставить участникам конкурса возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а по окончании мероприятия – либо сформулировать общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Единовременное выступление каждого докладчика – 10 мин. Критерии оценивания: • наличие собственной позиции по теме; • содержательность и аргументированность каждого выступления в ходе обсуждения; • умение вести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами; корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций).
Метод. разр. КРУГЛЫЙ СТОЛ Тилиева Н.Ш..docx
Методическая разработка общеколледжного мероприятия                   Подготовила и провела  Тилиева Н.Ш.    26.04.2017 Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»       Цель круглого стола – предоставить участникам конкурса возможность  высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а по окончании  мероприятия – либо сформулировать общее мнение, либо четко разграничить  разные позиции сторон. Единовременное выступление каждого докладчика – 10 мин. Критерии оценивания:  наличие собственной позиции по теме;  содержательность и аргументированность каждого выступления в ходе  обсуждения;  умение вести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать  и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию  дополнительными аргументами; корректно возражать другому  участнику при несовпадении позиций). ПЛАН проведения: Вступление – Тилиева Н.Ш. 1. Профессиональная компетентность преподавателя ­ Молчанова Н.А.  2. Современные   требования   к   преподавателю   профессионального колледжа – Гришина С.В. 3. Современные   требования   к   проведению   практических   занятий­ Матвеева О.Е. 4. Использование мультимедийных технологий в преподавании дисциплин – Аутарханова А.Б. Заключение. Инновационные процессы в системе среднего профессионального образования   как   необходимое   условие   качественной   подготовке конкурентоспособного специалиста.  Тилиева Н.Ш. Вступительная часть                                Тилиева Н.Ш. Средняя   профессиональная   школа   занимает   важное   место   в   системе образования   России.   Современное   общество   требует   от   образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие   этого   на   сегодняшний   день   получение   достойного   образования является понятной и обоснованной целью молодёжи и взрослого поколения. Качество   образования   остаётся   одним   из   важнейших   факторов   успешного развития страны. От него напрямую зависят развитие технологий, экономики, информатизации   общества.   экологических,   Анализ   технологических, демографических,   информационных,   мировоззренческих,   нравственных проблем   нашего   времени   выявил,   что   они   напрямую   зависят   от   уровня образованности, миропонимания и мировоззрения. Это делает необходимым внесение   изменений   в   сферу   образования,   повышения   качества   общего   и профессионального образования.  В   данное   время   возросла   востребованность   в   специалистах, подготовленных   в   учебных   заведениях   среднего   профессионального образования.   Новые   условия   существования   образовательной   среды, ориентирующие   ее   на   удовлетворение   запросов   конкретных   потребителей   потребовали   от   педагога   повышения образовательных   услуг, профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности.  Одна из острых проблем образования порождается противоречием между реализацией   новых   целей   образовательной   системы   и   недостаточной готовностью   педагогов   к   работе   в   современных   условиях.   Очевидно,   что перспективы   преодоления   указанного   противоречия   в   значительной   мере связаны   с   повышением   уровня   профессиональной   компетентности педагогов. И   это,   в   свою   очередь,   вызвало   изменения   в   требованиях   к личностно­профессиональным   качествам   современного   преподавателя   в профессиональном   образовании,   который   способен   сформировать   систему знаний и определённые профессиональные навыки у студентов. 1. Молчанова Н.А.  Профессиональная компетентность преподавателя Современное   качество   содержания   образования   основано   на формировании   компетенций.   Одним   из   факторов,   влияющих   на   успешную реализацию   поставленных   задач,   становится   способность   и   готовность педагогов работать в новых условиях. В   условиях   интенсивных   изменений,   происходящих   в   системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной,   возрастают   требования   к   качественным   характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих   составляющих.   Значительное   место   в   развитии   профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно­методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариа­ тивной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного   индивида,   которые   определяются   мониторинговыми исследованиями. Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью   системного   улучшения   отечественного   образования,   повышения удовлетворенности   граждан   России   его   качеством,   а   в   конечном   итоге переход   из   положения   «догоняющего   развития»   к   реальной конкурентоспособности   российского   образования   с   мировыми   лидерами   в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов. Достижение заявленной цели предполагает повышение профессионализма педагогов,   соответствующего   запросам   современной   жизни.   Сегодня преподавателю   необходимо   организовывать   образовательный   процесс,   не только опираясь на идеи личностно­развивающего образования; но и овладев современными   методологическими   знаниями   и   новыми   технологиями; навыками   исследовательской   деятельности,   внедрить   инновации   в педагогическое   проектирование   на   основе   анализа   и   самоанализа профессиональной деятельности. Одним   из   возможных   путей,   способных   существенно   повлиять   на развитие   компетентности   педагогов,   повышение   качества   образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень   владения   современными   информационными   и   коммуникационными технологиями   (ИКТ)   становится   общим   универсальным   атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это   направление   требует   особого   внимания.   ФГОС   СПО   дают   не   только большие   полномочия   образовательным   учреждениям   в   определении содержания программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим   специальностям   с   учётом   потребностей   регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена. Педагогическая   профессия   является   одновременно   преобразующей   и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие   профессиональной   компетентности   педагога выражает   единство   его   теоретической   и   практической   готовности   к осуществлению   педагогической   деятельности   и   характеризует   его профессионализм.   Содержание   подготовки   педагога   той   или   иной специальности   представлено   в   квалификационной   характеристике   ­ нормативной   модели   компетентности   педагога,   отображающей   научно обоснованный   состав   профессиональных     умений   и навыков. Квалификационная характеристика – это обобщенных требований к учителю   на   уровне   его   теоретического   и   практического   опыта.   В   общем виде психолого­педагогические знания определены учебными программами. знаний, В   Законе   об   образовании   даны   основные   термины,   касающиеся   профессиональное   образование,   обучение, образования:   образование, педагогический работник.   В   Законе   об   образовании   РФ   немного   говорится   о   требованиях, предъявляемых   к   педагогам.   Это   статья   46.   «Право   на   занятие педагогической деятельностью». Сегодня   возникла   необходимость   в   качественно   иной   подготовке педагога,   позволяющей   сочетать   фундаментальность   профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико­ориентированным исследовательским   подходом   к   разрешению   конкретных   педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности,   личности   творческой,   ответственной,   устойчивой   к стрессам,   способной   предпринимать   конструктивные   и   компетентные действия   в   различных   видах   жизнедеятельности.   Поэтому   у   педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для   их   успешной   педагогической   деятельности.   А   формирование   этих компетенций будет успешным, если сам   педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога. В   ходе   обучения   студенты   должны   приобрести   профессиональные компетенции и развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях. Компетенции   –   главное   слово,   которое   звучит   при   упоминании   о Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   среднего профессионального образования. В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции.   Вскоре   была   создана   концепция   модернизации   российского образования,   в   которой   в   качестве   одного   из   оснований   обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. В   отечественном   образовании   компетентностный   подход   в   настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное   время   нет   определенной   общепринятой   трактовки   понятий «компетентность»   и   «компетенция».   Термин   «компетенция»   широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить   то,   что   намеревались   дать   учащимся   и   студентам,   чаще   всего прибегали   (и   все   еще   прибегают)   к   понятиям   знаний,   ценностей: профессионализм,  квалификация.  Квалифицированный   педагог   должен   не   только   обладать   знаниями, умениями,   навыками   в   области   своих   профессиональных   интересов,   но   и иметь   широкий   кругозор,   активную   жизненную   позицию,   потребность   в самообразовании,   психологическую   готовность   к   принятию   решений   в сложных   производственных   ситуациях,   быть   коммуникабельным. Профессиональную   компетентность   определяют   как   готовность   к осуществлению   педагогической   деятельности   определяют   знания,   умения, опыт.   «Профессиональная компетентность ­ сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность,   оптимальность   и   эффективность   построения   учебно­ воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор). В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей: Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие ­   специальных знаний, но и умение применить их на практике). ­ Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы профессионального общения). ­   Личностная профкомпетентность   способами самовыражения и   способность  планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему). саморазвития, (владение     ­Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции,   готовность   к   профессиональному   росту,   неподверженность профессиональному   старению,   наличие   устойчивой   профессиональной мотивации).   Также   выделяют   уровни   сформированности   профессиональной компетентности    бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);  сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности). Этапы формирования профессиональной компетентности 1. 2. 3. самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка. 2. Гришина  С.В.     Современные   требования   к   преподавателю   профессионального колледжа В статье описывается ряд разработанных общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа в условиях современного образования, а также раскрывается задача образовательных учреждений в подготовке педагогических кадров для профессиональных колледжей.        Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах   общества,   отражаются   также   и   на   профессиональной   подготовке преподавателей средне специальных и профессиональных учебных заведений и приводят, естественно, к возникновению новых требований к последним. Сегодня наибольшим спросом пользуются специалисты, хорошо понимающие своё   предназначение   постоянно   передавать   опыт   и   знания   молодому поколению,   обладающие   гибкостью   и   мобильностью   в   использовании инновационных   технологий   обучения   студентов   профессиональных колледжей.   Преподаватели профессиональных колледжей должны воспринимать свою внешнюю   среду   с   сознанием   собственной   ответственности,   уметь самостоятельно   действовать   и   реагировать   на   быстро   изменяющиеся профессиональные ситуации. Этой гибкости в знании, умении и оценивании можно добиться только благодаря постоянному развитию образа мышления и благодаря   убежденности   в   необходимости   обучения   на   протяжении   всей жизни.   Преподаватели   колледжей   должны   быть   квалифицированными, увлечёнными своим делам, способными педагогами. Современные требования обязывают их быть гибкими, мобильными, самостоятельными, обладающими личной   ответственностью   и   межотраслевыми   профессиональными способностями.  Поэтому   всё   большее   значение   у   потенциальных   педагогов   должно приобретать развитие учебной компетенции по самостоятельному получению специальной (профессиональной) информации. В связи с этим требованием в настоящее   время   практически   все   развитые   страны   мира   осознали необходимость   реформирования   своих   систем   образования   с   тем,   чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная   деятельность   студента   находилась   в   центре   внимания педагогов,   исследователей,   разработчиков   программ   образования,   средств обучения,   административных   работников,   т.е.   главным   в   данном   случае является процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.  Современная   система   образования   должна   способствовать   освоению постоянно обновляющихся в настоящее время технологии, научных знаний, умению   адаптироваться   к   новым   условиям.   Поэтому   развитие   учебных навыков сегодня является более важным, чем накопление знаний. В центре внимания   всех   типов   учебных   заведений,   занимающихся   подготовкой преподавателей   для   среднего   специального   и   профессионального образования, должно быть то, что последним необходимо прививать: умение гибкой   адаптации   в   различных   жизненных   ситуациях,   самостоятельного приобретения необходимых знаний, умелого использования их на практике для   решения   возникающих   проблем;   способность   самостоятельного, критического   мышления,   умения   увидеть   возникающие   в   реальной действительности   проблемы   и   найти   способы   (методы)   эффективного   их решения   на   основе   использования   современных   технологий;   чёткость   в осознании   того,   где   и   как   приобретаемые   ими   знания   могут   быть использованы;   способность   генерации   новых   идей   и   творческого   их осмысления; умения и навыки грамотной работы с информацией. В данном случае   подразумевается   способность   поиска   информации   для   решения определённой проблемы, анализа и выдвижения гипотезы решения проблемы, обобщения   и   сопоставления   полученных   решений   с   аналогичными   или альтернативными вариантами, умение аргументировать выводы, применяя их для выявления и решения новых проблем; коммуникабельность, контактность в   различных   социальных   группах;   способность   самостоятельного   развития своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня.   в       действия компетенции   профессиональная   компетенция,   В   центре   внимания   профессиональной   подготовки   преподавателя профессионального   колледжа   также   должно   быть   комплексное   содействие следующих профессиональной измерениях/категориях:   социальная компетенция,   личностная   или   человеческая   компетенция   и   методическая компетенция. При этом спектр содержания простирается от педагогики науки о воспитании, психологии­науки о законах общения, дидактики использования технических   средств   обучения,   школьного   права,   включая   организацию уроков,   учебных   мероприятий   и   постатейное   рассмотрение,   вплоть   до попечения   молодежи   и   дефектологической   педагогики.   Явное   значение приобретает   в   вузовском   учебном   плане   подготовки   преподавателей профессиональных учебных заведений специальная дидактика, поскольку она обладает   индивидуальными   особенностями.   Нами   проанализированы требования, предъявляемые преподавателям специальных дисциплин, с точки зрения государства, предприятия и образовательных учреждений.  На   их   основе,   мы   попытались   разработать   ряд   общих   требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа.  Таким образом, преподаватель колледжа должен;   обладать знаниями о предмете, задачах и тенденциях его развития; иметь представление о профессиональных методах коммуникации и передачи   знаний.   уметь   разработать   методику   обучения   своему предмету;   эффективно планировать, организовывать и проводить занятия;   обладать   способностью   к   профессиональной   коммуникации   и профессиональной передаче содержания предмета в соответствии с предшествующим изучением;  быть   самостоятельным   и   инициативным;   уметь   мотивировать   и активизировать   учащихся;   быть   коммуникабельным;   знать   о взаимодействии в дидактическом треугольнике и о необходимости анализа   адресатов,   как   основы   для   организации   мотивирующей учебной среды;  иметь   навыки   сотрудничества;   уметь   самостоятельно   решать проблемы;   быть   ответственным;   постоянно   повышать   свою квалификацию; быть вежливым; уметь слушать; быть терпеливым;   быть готовым к преобразованиям рыночной системы и рынка труда; успешно   внедрять   последние   достижения   науки,   техники   и технологии; уметь использовать теоретические знания на практике;   развивать у учащихся ответственность по охране окружающей среды и   сохранению   экологии.   иметь   перспективный   взгляд   на   методы познания и работу образовательных программ;   обладать   знаниями   о   необходимости   наглядных   работ,   а   также дидактического сокращения/ упрощения учебного занятия; Из всего, сказанного выше, следует, что на современном этапе очень много требований преподавателю   профессионального образования.    предъявляется будущему       Поэтому,   сегодня   задача   образовательных   учреждений   заключается   в подготовке   кадров,   умеющих   самостоятельно   решать   жизненные   и профессиональные   проблемы.   Современный   специалист   должен самостоятельно   искать,   находить   и   анализировать   информацию,   уметь выходить из проблемной ситуации.  Следует отметить, что будущие преподаватели колледжей должны быть готовы   к   подготовке   высококвалифицированных   специалистов.   Будущие преподаватели   должны   также   уметь   самостоятельно   планировать, подготавливать, организовывать деятельностно­ориентированные занятия по специальным дисциплинам и оценивать их.  При этом они целенаправленно и, в соответствии  с ситуацией, должны выбирать методы и технические средства обучения, уметь применять их. Они должны   надлежащим   образом   выбирать,   располагать   и   структурировать (профессиональная   компетенция)   научное   содержание   определенной специальности, контролировать проблему «содержания и времени» на уроке, благодаря   грамотному   сокращению/упрощению   содержания   и   наглядным работам.  Они должны  быть  готовы передать  специфическую  для предмета (специальности)   методическую   компетенцию   и   инициировать   учащихся   к самостоятельному   получению   специальной   информации   и   к   обучению   на протяжении всей жизни. Анализировать урок согласно заданным критериям (личностная компетенция).  Таким   образом,   по   мере   учебно­теоретического   изменения   парадигмы, учеба не должна больше пониматься просто как обратная сторона обучения, а скорее,   напротив,   должна   концентрировать   внимание   на   действиях   и интересах студентов. При этом личностно­ориентированное обучение студентов может получать целенаправленную поддержку, базироваться на структуре содержания знаний и развиваться в соответствии со стратегиями учебы и действия.  Проблемно­ориентированные, важные для практики методы, также, как и последующая   практическая   отработка/практика,  пригодны   для   того,  чтобы мотивировать   студентов   для   смены   статуса   пассивных   наблюдателей   на статус действующих лиц.  Ёдгорова М. О. Современные требования к преподавателю профессионального колледжа //  Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 86­87. Тилиева Н. Ш.  Функциональные   задачи   связаны   с   инструментарием   педагогического воздействия. Результатом деятельности преподавателя в этом плане являются лекции,   семинарские   занятия,   консультации,   практические   и   лабораторные занятия,   в   процессе   которых   осуществляется   воздействие   на   студента   и управление его деятельностью. Преподаватель профессиональной школы умеет организовать самостоятельную познавательную деятельность студента, научить его самостоятельно применять теорию на практике, формировать собственную точку   зрения   и   взгляд   на   проблему,   уметь   её   аргументировать,   используя полученные знания и умения.                Преподаватель   СПО,   обладая   комплексом   профессиональны   качеств, использует индивидуальный  подход не только в процессе обучения, а так же обеспечивает   воспитание   молодого   поколения.   Достижение   высокого   уровня педагогической   компетентности   как   формирования   престижа   профессии преподавателя   представляет   собой   стратегическую   цель   профессионального педагогического образования. 3. Матвеева О.Е.  Организация учебного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования Осуществление   обучения   в   учебном   заведении   СПО   требует   от преподавателя   знания   и   умелого   использования   разнообразных   форм организации учебного процесса. В настоящее время в системе среднего профессионального образовании применяются следующие основные организационные формы обучения студентов: лекции,   семинарские   и   практические   занятия,   консультации,   учебная, производственная   и   преддипломная   практика,   контрольные,   курсовые   и квалификационные работы, зачеты и экзамены. Семинарское занятие Наиболее сложная и трудная форма организации учебного процесса. Ему присущи четыре основные функции: 1) углубление,   конкретизация   и   систематизация   знаний,   полученных студентами на предшествующих этапах учебы (лекции, самостоятельная работа, консультации); 2) развитие   навыков   самостоятельной   работы,   формирование   продуктивного мышления студентов в ходе обсуждения рассматриваемых проблем; 3) привитие навыков пропагандистской работы; 4) контроль за степенью и характером усвоения материала студентами. В   настоящее   время   наиболее   активно   используются   следующие   типы развернутая   беседа   по   плану,   данному   студентам   заранее семинарских занятий: > преподавателем; ^ небольшие доклады студентов с последующим их обсуждением участниками семинара; > > элементов метода «мозгового штурма»; ^ обсуждение дискуссионных научных статей по какой­либо проблеме; > семинар ­ дискуссия по заранее предложенной студентам проблеме; семинар по заранее предложенной студентам проблеме с использованием семинар­исследование. Методика подготовки и проведения семинарских занятий со студентами  имеет свои особенности. План действий преподавателя выстраивается по  следующей схеме:  Подготовка семинара 1) Продумывание цели семинара по конкретной теме. 2) Формулировка основных вопросов семинара. 3) Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения  основных вопросов на семинаре. 4) Формулировка практических заданий для подготовки студентов к  семинару. Проведение семинара 1) Постановка основных вопросов перед группой. 2) Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка  очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения. 3) Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов,  поправок, дополнений и разъяснений. 4) Подведение итогов семинара (определение степени достижения цели,  оценка знаний студентов, выводы на будущее). 5) Задачи по подготовке к очередному семинару. Качество   подготовки   и   проведения   семинарского   занятия   оценивают   по следующим позициям: планирование  ­   выделение   главных   вопросов, стиль проведения занятий ­ оживленный, с постановкой острых вопросов, целенаправленность  ­   постановка   проблемы,   стремление   связать > теоретический материал с практикой;   связанных   с > профилирующими   дисциплинами,   знакомство   с   последними   достижениями науки по предмету; организация   работы  ­   умение   вызвать   и   поддержать   дискуссию, > конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя; > возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли; > требовательное или равнодушное; > критичное; > управление   группой  ­   преподаватель   быстро   устанавливает   контакт   с участниками   семинара,   уверенно   и   свободно   держится   в   группе,   разумно   и справедливо взаимодействует со всеми студентами или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон; > обогащающие знаний студентов, не содержащие теоретических обобщений. отношение студентов к преподавателю ­ уважительное или безразличное, заключения преподавателя  ­ квалифицированные, убедительные или не отношение   преподавателя   к   студентам  —   уважительное,   в   меру Практическое занятие Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно­ практических   познавательных   задач,   вырабатывает   навыки   использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. В содержании практических занятий выделяют систему формирования у студентов общих   и   профессиональных   качеств:   технических,   педагогических   и   т.   п., профессионализма (репродуктивного освоения специальной деятельности); опыт профессионального творчества в сфере выбранной профессии и специальности; систему   норм   и   отношений   в   коллективе,   опыт   оценочно­эмоциональной деятельности. Практическое   занятие   охватывает,   как   правило,   наиболее   значимые разделы   курса,   предусматривающие   формирование   у   студентов   навыков   и умений   приложения   теории   к   практике,   решения   профессиональных   задач,   и состоит из введения, собственно практической части и заключения. Они должны соответствовать   плану   лекционных   занятий   по   данной   дисциплине. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия ­ не менее двух академических часов. Необходимыми   структурными   элементами   практического   занятия, помимо   самостоятельной   деятельности   студентов,   являются   инструктаж, проводимый   преподавателем,   а   также   анализ   и   оценка  выполненных  работ   и степени овладения студентами запланированными умениями. Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач,   заданий,   вопросов,   обеспечение   учебного   процесса   методическими материалами, проверку готовности аудитории, технических средств обучения. Перед его началом надо ознакомить студентов с целями и задачами занятий, формами   отчетности,   установить   готовность   занимающихся   к   выполнению практических заданий. Сложность   практических   занятий   рекомендуется   наращивать постепенно.   В   решении   задач   студентам   нужно   предоставить   полную самостоятельность, прибегая к помощи только в тех случаях, когда возникают общие для всей аудитории затруднения. При   постановке   новых   задач   следует   показывать   пути,   алгоритмы   их решения.   Вместе   с   тем,   студентов   нужно   учить   не   только   стандартным процедурам, но и поисковой деятельности. Критериями   подготовленности   студентов   к   практическим   занятиям традиционно   считаются   следующие:   знание   соответствующей   литературы, владение   методами   исследований,   выделение   сущности   явления   в   изученном материале,   иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.   умение   делать   логические   построения, Лабораторно­практические занятия Лабораторная   работа   как   вид   учебного   занятия   должна   проводиться   в специально   оборудованных   учебных   лабораториях.   Продолжительность   ­   не менее   двух   академических   часов.   Необходимыми   структурными   элементами лабораторной   работы,   помимо   самостоятельной   деятельности   студентов, являются   инструктаж,   проводимый   преподавателем,   а   также   организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы. Основные виды лабораторно­практических работ:  наблюдение и анализ  (описание) различных технических явлений и процессов, свойств сырья, материалов и продуктов; ^ наблюдение и анализ  (описание) устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов,  инструментов, приспособлений и т.п.; ^   исследование   количественных   и   качественных   зависимостей   между техническими   величинами,   параметрами,   характеристиками.   Определение оптимальных значений этих зависимостей; > изучение использования контрольно­измерительных приборов и инструментов для   определения   и   контроля   различных   технических   и   технологических величин; > диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка и т.п. Лабораторно­практические работы могут быть как иллюстративными, так и исследовательскими. Иллюстративные   лабораторно­практические   работы   выполняются   по какому­либо уже известному студентам вопросу, после того как преподавателем установлены   определенные   положения,   раскрыты   сделаны   выводы, закономерности   и   причинно­следственные   связи,   проведены   необходимые демонстрации. Исследовательские лабораторно­практические работы предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. В этом случае результатом лабораторно­практической работы являются новые знания студентов. Организационно­педагогические аспекты практического обучения Лабораторные   работы,   практические   и   семинарские   занятия   могут носить репродуктивный, частично ­ поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении   студенты   пользуются   подробными   инструкциями,   в   которых указаны: > цель работы, > необходимые пояснения, > оборудование,   порядок выполнения работы, > таблицы, > контрольные вопросы, > учебная и специальная литература. Работы, носящие частично ­ поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок   выполнения   необходимых   действий,   они   требуют   от   студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны   решить   новую   для   них   проблему,   опираясь   на   имеющиеся   у   них теоретические знания. При   планировании   лабораторных   работ,   практических   и   семинарских занятий   необходимо   находить   оптимальное   соотношение   репродуктивных, частично ­ поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. Формы организации студентов на лабораторных работах, практических и семинарских занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. >  При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют  одновременно одну и ту же работу. > При групповой форме организации занятий одна и та же работа  выполняется группами по 2 ­ 5 человек. > При индивидуальной форме организации занятий каждый студент  выполняет индивидуальное задание.            Выполнению лабораторных работ, практических и семинарских занятий предшествует   проверка   знаний   студентов,   их   теоретической   готовности   к выполнению задания. Для подготовки и проведения лабораторных и практических работ можно   позволяющие использовать   специальные   компьютерные   программы, моделировать или визуализировать какие­либо динамические процессы, которые затруднительно   или   невозможно   воспроизвести   в   учебной   лаборатории   или классе (например, работа некоторого предприятия, протекание того или иного процесса   и   т.д.).   Использование   моделирующих   программ   позволяет целенаправленно создавать те ситуации, которые нужны для выявления уровня конкретных знаний, умений и навыков, быстроты реакции в сложной ситуации, умения найти нестандартное решение. Для   повышения   эффективности   проведения   лабораторных   работ   и практических занятий рекомендуется: > разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся   применительно   к   конкретным методическими   указаниями, специальностям; >   разработка   заданий   для   автоматизированного   тестового   контроля подготовленности студентов к лабораторным работам, или практическим занятиям; >   подчинение   методики   проведения   лабораторных   работ,   практических   и семинарских занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов; > использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе; > применение   коллективных   и   групповых   форм   работы,   максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;      проведение лабораторных работ, практических и семинарских занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования; > подбор   дополнительных   задач   и   заданий   для   студентов,   работающих   в более   быстром   темпе,   для   эффективного   использования   времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.  По каждой лабораторной работе, практическому или семинарскому занятию соответствующей   кафедрой   должны   быть   разработаны   и   утверждены методические указания по их проведению. Рациональное применение практического обучения Метод При каком содержании При решении каких При каких обучения материала необходимо применять данный метод? задач этот метод применяется наиболее успешно? Когда содержание темы включает практические упражнения, Для развития практических умений и навыков особенностях студентов рационально применять   данный метод? Когда студенты Когда готовы к выполнению практических Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода? преподаватель располагает пособиями, выполнение трудовых заданий, проведение опытов заданий такого характера дидактическим и материалами для организации практических  упражнений Примерная хронокарта практического занятия навыков студентов, необходимых для выполнения практической  работы) Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. (перечисляются этапы самостоятельной работы студентов с  методическими пособиями, алгоритмами и пр.) Отработка практических умений и навыков. Контроль качества знаний, умений и навыков студентов по теме  занятия. Заключительная часть занятия. Обобщение, выводы по теме. Оценка работы студентов на занятии.                Домашнее задание. 3. 4. 5. 6. 6.1 6.2 6.3 20­25 мин. 10 мин. 10­ 15 мин. 5 ­ 10 мин. 4. Аутарханова А.Б. Использование мультимедийных технологий в преподавании  английского языка Современное   общество   предъявляет   высокие   требования   к уровню   образования:   оно   должно   предоставлять   возможность   для интеллектуального развития каждого человека. Поэтому задачей любого образовательного   учреждения   является   создание   условий   для формирования личности с помощью соответствующих методов и форм организации   обучения.   В   наши   дни   умение   учащихся   самостоятельно добывать   знания   и   совершенствовать   их,   умение   работать   с информацией   в  различных   областях,   приобретать  при  необходимости новые навыки особенно актуально.  Для   того   чтобы   развить   у   обучаемых   способность   работать   с информацией,   научить   их   самостоятельно   мыслить,   необходимо использовать   различные   педагогические   технологии.   При   всем многообразии   методических   подходов   на   первый   план   сегодня выдвигаются   информационные   технологии,   в   том   числе мультимедийные.  Использование   мультимедиа   помогает   не   только   снабжать обучающихся   большим   объемом   готовых,   строго   отобранных, определенным   образом   организованных   знаний,   но   и   развивать интеллектуальные,   творческие   способности   студентов,   их   умение самостоятельно   добывать   новые   знания,   работать   с   различными источниками технологии: ­     позволяют   коренным   образом   изменить   организацию   учебного процесса,   формируя   у   студентов   системное   мышление; ­   помогают   рационально   организовать   познавательную   деятельность студентов процесса; ­   изучать   материал   на   основе   использования   средств   компьютерной моделирования. графики   Информационные информации. учебного в     ходе           и   За   счет   применения   мультимедийного   инструментария преподаватель может перейти к новому типу обучения. Благодаря этой технологии   можно   отойти   от   воздействия   только   на   вербальное, рационально­логическое   мышление   учащихся.   Целенаправленно воздействуя   на   образное,   интуитивное   мышление,   можно   развивать творческие   возможности   студентов,   стимулировать   их   к   генерации новых знаний. Использование мультимедийных технологий базируется на   подходах,   в   основе   которых   лежат   естественное   любопытство   и средства   для   удовлетворения   этого   любопытства.   Мультимедиа, интегрированное   в   традиционные   предметы,   становится   одним   из повышения эффективности средств обучения, так как: ­   усвоение   знаний   происходит   не   по   необходимости,   а   по   желанию учащихся; ­   мультимедиа   воспринимается   с   воодушевлением   (радостно, приветливо), что стимулирует благосклонное расположение к предмету; ­   помогает   нагляднее   устанавливать   межпредметные   связи.       алгоритмическом К   наиболее   эффективным   формам   представления   материала   по предметам можно отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в порядке.                 Важным фактором использования данной технологии является возможность   вовлечения   студентов   в   подготовку   презентаций   к занятиям (через задания по выбору, подготовку к семинарским занятиям и т.д.), интеграции знаний и умений студентов по многим предметам благодаря деятельности. Использование   мультимедийных   презентаций   несет   ряд   очевидных преимуществ   для   всех   участников   образовательного   процесса   как   в урочной, деятельности: ­  сопровождение устной информации на уроке, семинаре, конференции и т.д.; ­значительное   оживление   выступления   за   счет   наглядности; ­хорошая внимания; ­ четкое соблюдение регламента; ­не отклонение от темы. переключения внеурочной технология подобной так             и   во                 Преподавание дисциплин иностранных языков – благодатная почва для применения новых современных технологий.    Я   в   своей   работе   широко   практикую   пока   один   из   наиболее приемлимых   приемов   ­   мультимедийную   презентацию.   Обучающиеся создают мультимедийные презентации на всероссийские олимпиады, что еще   больше   усиливает   эффект   самостоятельности   и   творческого подхода к выполнению задания студентами.        Яркую, красочную, содержательную презентацию провели в этом году   и   обучающиеся   специальности   «Химическая   технология органических веществ», когда представляли на всероссийском конкурсе презентации   по   теме   «Персона   века»,   «Виртуальное   путешествие». Пожалуй, самым главным достижением использования этой технологии является   развитие   творческих   способностей   обучающихся,   обучение умению   воспринимать   информацию   в   новой   форме   и   более   высоком темпе,   рассуждать. На   открытый   урок   обучающиеся   данной   группы   монтировали документальное видео по теме «Эпоха короля Артура»­  собирали  как можно больше материала по данной теме: грамотно   излагать     свои   мысли, ­  на основе собранных материалов составили сценарий урока; ­  продумали оформление;  ­ провели представление с использованием мультимедийной  презентации.         Ребята с удовольствием взялись за эту работу.  Они оценили  доверие, которое им оказали, поручив выполнить весь объем работы  самостоятельно, на свой вкус и выбор. Если говорить о знаниях и умениях, приобретенных обучающимися за  время работы над презентациями, то можно перечислить те моменты,  что отмечали сами студенты: ­  упорядочился материал, который осваивали на уроках; ­  расширили свой кругозор в результате поиска и сбора информации; ­  совершенствовали навыки работы с мультимедийными средствами.  Конечно   же,   нельзя   игнорировать   эти   неоспоримые   факты совершенствования   качества   обучения   при   помощи   информационных технологий,   а,   наоборот,   следует   взять   их   как   можно   скорее   на вооружение и смелее использовать их в своей работе. Ведь основная цель любого учебного заведения профессионального образования – это развитие навыков, необходимых студентам для успешной социальной и профессиональной   адаптации   в   обществе.   Для   достижения   успеха современному молодому человеку недостаточно набора готовых знаний, необходимо   умение   работать   с   информацией,   объемы   которой постоянно растут.  С   каждым   днем   все   сложнее   ориентироваться   в   нарастающем информационном потоке, если не владеть навыками информационных технологий. Так что, интенсивно используя новые технологии, мы тем самым активно вовлекаем наших учащихся в жизнь своего будущего и настоящего сообщества, ориентируем их на умение решать проблемы, которые им предъявит жизнь, за счет критического мышления, развивать которое и помогают информационные технологии. А такие качества и являются   признаком   настоящего   профессионализма,   что   так необходимо   в   современном   стремительно   развивающемся информационном пространстве.                 Заключение                        Тилиева Н.Ш. Инновационные процессы в системе среднего  профессионального образования как необходимое условие  качественной подготовке конкурентоспособного специалиста В поисках ответов наталкиваешься на вопросы… Йозеф Чапек  Цель   любой   образовательной   системы   является   обучение, воспитание и развитие личности, а ее показателем служит позитивный результат,   который   сегодня   в   профессиональном   образовании рассматривается через качественную подготовку специалиста. Если   мы   и   рассматривали   вопросы   качества   образования   как гарантию   подготовки   конкурентоспособного   специалиста,   то   сейчас решили   обсудить   проблемы   инновационных   процессов   в   системе среднего профессионального образования. Тема эта довольно актуальна в наше время, поскольку именно сейчас решаются   самые   острые   вопросы   по   модернизации   образования, обсуждается   новый   проект   федерального   закона   «Об   образовании   в Российской   Федерации»,   вводятся   стандарты  третьего   поколения.  В связи с этим мы, в который раз, стоим на пороге глобальных перемен и, может быть, несколько растеряны и не совсем готовы. А не готовы по нескольким направлениям. Во­первых,   нет   законодательной   базы   –   проект   закона   только обсуждается.   Не   наблюдается   преемственность   между   разными уровнями образовательной системы, поскольку образовательная школа ориентируется на патриотическое воспитание, а профессиональная – на компетентностную модель.  Во­вторых, отсутствует методологический фундамент.  В­третьих,   не   решена   теоретическая   база.   Компетенция, компетентность – не существует единого, сложившегося понятия этих терминов.   Инновации,   новации,   модернизации   –   нет   единого информационного   систематизированного   банка   педагогических технологий.  В­четвертых, отсутствуют механизмы внедрения компетентностного подхода, критериальный аппарат оценки компетенций студентов. В­пятых,   в   наличии   неподготовленность   преподавателей   ни психологически,   ни   организационно:   меняется   роль   преподавателя, теперь он – не единственный источник информации, а координатор в педагогическом процессе; самостоятельной работе студентов уделяется большее   внимание   и   на   нее   делается   основной   упор;   изменяется количество часов на разные учебные дисциплины, изменяются отдельные специальности и специализации (В.В.Монжиевская). Однако,   с   другой   стороны,   мы   становимся   участниками формирования новой, качественной системы образования, связанной с современными   требованиями,   которые   предъявляет   общество   к специалистам. И в этих условиях самое главное – с внедрением новых педагогических   технологий   не   потерять   традиционные   компоненты педагогического   процесса,   которые   хорошо   работали   в   течение довольно долгого времени. Поэтому, мы все вместе должны решить важные вопросы, неизбежно возникающие при любом переходе к чему­то новому. Эти вопросы мы объединили по нескольким направлениям:  Инновационные процессы в образовании: теоретические  подходы, тенденции, проблемы.  Современные модели профессионального образования.  Пути обновления профессионального образования в связи с  переходом на Государственные образовательные стандарты третьего  поколения.  Разработка и внедрение опыта инновационных технологий в  профессиональное образование.  Применение инновационных технологий в учебном и  воспитательном процессе.  Психологические, педагогические, организационно­ методические аспекты инновационной деятельности педагога. Удачной всем работы!

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»

Методическая разработка Круглый стол «Современные требования к преподавателю СПО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017