В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка кружкового занятия: «Синичкин день»
Цели занятия: экологическое просвещение школьников; воспитание
ценностного отношения к природе.
Задачи:
– обсуждение образа жизни и рациона местных птиц – перелетных и
зимующих;
– обсуждение зимних проблем пернатых;
– стихами, загадками и викториной пробудить у детей интерес к птицам,
желание заботиться о них.
План занятия.
1. Вступление педагога.
2. Проблемная беседа.
3. Декламация стихов.
4. Физпаузаминутка.
5. Викторина.
6. Загадки.
7. Игра.
8. Подведение итогов.
9. Напутствие педагога помочь птицам.
Х о д з а н я т и я
1. Вступление педагога.
– «Человек рожден для счастья, как птица для полета», – сказал великий
русский писатель Алексей Максимович Горький.
Из всех животных, живущих с нами на одной планете, эти удивительные
существа – птицы – всегда особенно волновали людей. Они вызывали
вдохновение у поэтов и восхищение у влюбленных, а у изобретателей – горячее
желание смастерить техническое приспособление для полета. И, хотя
человечество уже далеко продвинулось в этом направлении, – изобретены и
самолет, и планер, и дельтаплан, – поиски продолжаются. Человеку хочется
сделать полет таким же органичным – простым и естественным – как у птицы,
парящей безмятежно и свободно без всяких технических приспособлений.
Так кто же они такие – птицы? Очень разные, очень интересные и до сих пор
малоизученные существа со множеством нераскрытых тайн!Давайте обсудим тех из них, которые живут рядом с нами.
16 ноября называется Синичкиным днем, как вы думаете, почему? Чем это
отличилась маленькая скромная птичка синичка? Кто знает, чем она питается?
Правильно, в основном, гусеницами, червяками и мелкими насекомыми. Где же
их легче всего найти – в городе или в поле, в лесу? Конечно же, за городом! Но
это летом. А когда выпадет снег и ударит мороз? Вот тогда и перебирается
сообразительная птичка поближе к людям – ведь возле них всегда есть чем
поживиться! Ну а почему же выбрана конкретная дата – именно 16 ноября?
Оказывается, по многолетним наблюдениям синоптиков, именно в середине
ноября, последнего месяца осени, наступают первые морозы, задувают ледяные
ветры. Вот и устремляются птички, сумевшие приспособиться, сменить
привычный рацион питания, в деревни и города.
А каких еще мелких полевых птиц можно увидеть зимой в городе?
Правильно, снегирей, щеглов, поползней и даже лесного доктора – дятла;
особенно, если вы не поленились смастерить кормушку и регулярно добавляете
туда корм.
Птицы бывают перелетными – это те, кто улетает в дальние края: гуси,
журавли, аисты, лебеди, ласточки, соловьи, скворцы и многие другие.
Птицы бывают оседлыми – это те, кто постоянно живет рядом с людьми:
воробьи, вороны, галки, сороки и голуби.
А еще бывают птицы, откочевывающие не очень далеко. Вот к ним и
относятся синицы. Еще принадлежат к этому разряду жаворонки, поползни,
свиристели и некоторые другие.
Послушаем же наших декламаторов – ведь в стихах можно сказать гораздо
выразительней о птичьих проблемах и о том, чем можно помочь нашим друзьям –
борцам с вредителями садов и огородов. Но прошу слушать внимательно, – пусть
каждый из вас потом назовет наиболее понравившиеся строчки.
2. Декламация стихотворений.
3. Физпаузаминутка.
4. Викторина.
5. Загадки.
6. Игра.
7. Подведение итогов.
8. Заключительное напутствие педагога позаботиться о птицах.ПРИЛОЖЕНИЯ
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех сторон
К вам слетятся, как домой,
Стайки на балкон!
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать, –
Улететь могли б,
А остались зимовать
Заодно с людьми!
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Вам встречать весну!
М. Петрова
ВИКТОРИНА
1. Какие из местных птиц не летают? (Куры.)
2. Зачем птицы поют? (Привлекают партнера, обозначают гнездовую
территорию.)
3. Назови городских птиц. (Сорока, синица, трясогузка, снегирь, голубь,
скворец, ворона, воробей.)
4. Когда Синичкин день? Что означает? (16 ноября – самый холодный день
осени; синицы прилетают с полей к людям, спасаясь от голода.)
5. Кто и когда объявляет в городе весну? (Синицы – громким пением в
конце февраля .)
6. Кто прилетает весной первым? (Грачи.)
7. Кто улетает первым осенью? (Ласточки.)
8. Кто прилетает весной позже всех птиц? (Ласточки.)
9. Что кладут в кормушку? (Несоленое сало, ягоды рябины и шиповника,
нежареные семечки, семена и крошки белого хлеба.)
10. Для каких птиц предназначают кормушку? (Только для мелких.)
11. Голуби и вороны входят в их число? (Нет, для них много помоек.)
12. Как уберечь от них кормушку? (Сделать маленькое отверстие.)
13. За одну или две нити подвешивать кормушку? (2 – иначе будет
вращаться.)
14. Каковы 2 главных условия при установке кормушки? (Недоступность
для кошек и регулярная подмена корма.)15. Объясни пословицу «Срубил кусты – прощайте, птицы!». (С высоких
деревьев птенцы, падая, могут разбиться, поэтому для гнездования
большинство мелких птиц предпочитает кустарник.)
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
1. Воробей, снегирь, щегол!
Мы для вас накрыли стол!
Как он называется? (Кормушка.)
2. У каменного у дворца
Нет ни входа, ни крыльца! (Яйцо.)
3. Бела, как лен, зелена, как лук,
Сидит, как султан,
Кричит, как шайтан. (Сорока.)
4. Колокольчик в поднебесье
Зазвенел над полем: здесь я!
(Жаворонок.)
5. На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой! (Снегири.)
6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто это? (Ворона.)
7. Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится! (Синица.)
8. От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг. (Снегирь.)
9. Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь,
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера – … (снегирь).
10. Днем спит, а ночью летает,
11. Эта птица – осоед!
Ос и пчел ест на обед!
(Щурка золотистая.)
12. Избушка нова – жильцов нет,
Жилец появится – изба развалится!
(Яйцо.)
13. Врач лесного царства –
Лечит без лекарства. (Дятел.)
14. Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Он вредителям полей –
Самый первый враг! (Грач.)
15. Птичканевеличка ножки имеет,
А ходить не умеет:
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок! (Воробей.)
16. Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
17. Белые щечки, желтая грудка,
Черненький галстук у ней,
Вредных личинок
Она уничтожит
И сохранит урожай для людей!
(Синица.)
18. Здесь, на ветке, чейто дом, –
Ни дверей в нем, ни окон,
Но жильцам в нем жить тепло.
Называется … (гнездо).
19. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик над окномБесшумно летает, прохожих пугает.
(Сова.)
Из травы и глины. (Ласточка.)
ЗАЧЕМ НАМ ПТИЦЫ?
(игра)
Да зачем нам эти птицы?
И без них неплохо нам!
Воробьи, скворцы, синицы –
Да от них лишь шум и гам!
Знать о птицах очень важно
Из уроков или книг…
Вот ребята нам подскажут,
Что за польза нам от них!
Жить нам станет веселее,
Лучше настроение,
Если рядом зазвучит
Звонко птичье… (пение).
Даже маленький птенец
И его родители,
Защищают урожай
И едят… (вредителей).
Расплодились короеды!
Но не все потеряно!
Дятел склюнул короеда –
Сохранил нам… (дерево).
Птицы нам спасут деревья, –
Понимает весь народ.
А деревья выделяют
В атмосферу… (кислород).
ПТИЧЬЯ ЭСТАФЕТА
(игра)
Каждая команда по очереди называет птиц – без запинки, кто больше. Если
ктото затрудняется в течение 10 секунд – пропускает ход.
Я ЗАПОМНИЛ МНОГИХ ПТИЦ!
(игра по типу «Снежный ком»)
Первая команда называет птицу, вторая повторяет ее название и добавляет
свое, первая – повторяет предыдущие и добавляет новое и т. д. Например,
первая говорит – голубь, вторая – голубь, ворона; первая – голубь, ворона,
синица… И т. д.