В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка кружкового занятия: «Волшебная флористика.
Поздравительная открытка»
(мастеркласс)
Цель занятия: познакомить участников с основами флористики и
приемами аранжировки засушенных растений.
Задачи:
– дать определение термину «флористика», познакомить с основными
материалами и инструментами, необходимыми для создания сувенирной
поздравительной открытки;
– показать приемы работы с засушенными растениями на примере
изготовления поздравительной открытки;
– пробудить интерес участников к данному виду творчества;
– воспитывать аккуратность в работе;
– формировать желание дарить подарки;
– развивать творческие способности участников, эстетический вкус,
фантазию.
Тип занятия: практическое обучение работе с сухоцветами.
Методы обучения: объяснительноиллюстративный и частично поисковый
(самостоятельный подбор засушенных растений для составления композиции).
Практическая работа: самостоятельное изготовление поздравительной
открытки с цветочной композицией из засушенных растений.
Материальнодидактическая база:
– образцы поделокоткрыток из засушенных растений;
– листки с инструкцией (технологические карты);
– материалы и инструменты: ножницы, салфетки, бумажные заготовки для
открытки из белой и цветной бумаги, клей ПВА и засушенные растения.
Этапы занятия.
1. Организационный момент (5 мин).
2. Основная часть занятия (40 мин):
а) теоретическая: объявление темы, цели и задач занятия;
– краткое сообщение о традициях составления букетов и композиций из
засушенных природных материалов, их преимуществах и недостатках;– подробное объяснение технологических особенностей работы с хрупкими
засушенными лепестками;
– демонстрация работы по изготовлению открытки;
б) практическая работа участников.
3. Анализ занятия.
4. Подведение итогов мастеркласса.
5. Рефлексия.
Х о д з а н я т и я
1. Раздача материалов и инструментов, проверка готовности к занятию.
2. Основная часть занятия.
Вступление.
– Здравствуйте, уважаемые гости! Тема нашего занятия – прикладная
флористика, то есть применение в быту искусства составления цветочных
композиций.
В настоящее время получили широкое распространение вышивка, макраме,
бисероплетение, стали популярными сувениры ручной работы. Авторские
работыподелки, хранящие тепло живых рук и частичку души, а нередко и
творческую индивидуальность автора, являются эксклюзивными – это их
выгодно отличает от растиражированных стандартных и безликих изделий,
производство которых поставлено на поток. Любому человеку приятно получить
самодельный сувенир в подарок, но изготовление его своими руками доставляет
гораздо большее удовольствие! Должна заметить, что на вопрос: «Что приятнее
– дарить подарки или получать?» – большинство детей радостно восклицают:
«Дарить!»
Не составляет исключения и флористика. Нередко каждый из нас, получая
букет в подарок, ловил себя на мысли: «Ах, как они прекрасны, эти розы! Вот бы
увековечить эту красоту!»
Именно так и родилось в Древнем Китае искусство аранжировки из
сухоцветов. Несмотря на свою нежную хрупкость, прелестные лепестки готовы
снова улечься в прихотливую форму бутонов, а клей и бумага надолго продлят
их вторую жизнь. До чего же приятно ощущать это! Хотите, попробуем?
Вот какие инструменты и материалы нам понадобятся: ножницы, салфетка,
бумажные заготовки для открытки из белой и цветной бумаги, клей ПВА и
засушенные растения (которые можно получить, просто вложив в старую книгу
лепестки роз увядшего букета). Как видите – никаких специальных и дорогихприспособлений и материалов – и листья, и кленовые крылатки можно набрать
в парке!
Практическая работа:
– вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе
режущими и колющими инструментами;
– показ готового образца;
– показ технологии изготовления;
– самостоятельная работа участников.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1. Вырезать из цветной бумаги виньетку и вклеить в открытку.
2. Подобрать засушенные лепестки розы по размеру и цвету.
3. Сложить лепестки в бутоны, примеряя композицию на открытке.
4. Раздвинуть лепестки и смазать клеем бумагу под ними.
5. Приклеить лепестки.
6. Подобрать подходящие по размеру и форме веточки качима или туи.
7. Примерить их, включая в композицию, смазать клеем и приклеить.
8. Промокнуть салфеткой излишки клея.
9. Вложить чистую салфетку в открытку и пригрузить ненадолго.
Анализ занятия.
Участники с педагогом рассматривают свои работы, оценивают, определяют
ошибки. При этом отмечаются:
– аккуратность работы;
– правильность выполнения;
– выбирается лучшая работа.
Рефлексия.
1. Что нового для себя вы узнали на занятии?
2. Что понравилось на занятии?
3. Что вызвало затруднения? Какие именно?
4. Какое у вас общее впечатление и настрой?
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Образцы поделокоткрыток.
2. Листки с инструкцией.3. Материалы и инструменты:
– ножницы;
– салфетки;
– бумажные заготовки для открытки (из белой и цветной бумаги);
– клей ПВА;
– засушенные растения.