Методическая разработка кружкового занятия: «вырасти зеленого друга»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 2.docx
Методическая разработка кружкового занятия:  «вырасти зеленого друга» В   наше   время   экологическое   воспитание   становится   приоритетным направлением педагогической деятельности и особенно – с малышами. Предлагаемый   опыт   позволяет   использовать   с   этой   целью   занятия практическим   цветоводством   с   младшими   школьниками.   Данная   разработка противопоставлена нескольким устоявшимся стереотипам: – что работа с землей – грязное и утомительное занятие; – что заниматься цветоводством можно только при знакомстве с ботаникой; –   что   цветоводство   –   вне   сферы   детских   интересов   и   является   узко­ специальным занятием. Но, если компоненты почвосмеси заранее насыпаны в бутылочки с широким горлышком, то насыпать их потом в стакан или горшочек – чистое и приятное занятие! Если предварительно ознакомить детей с экологическими группами растений и простейшими ботаническими понятиями о строении растений, посадка черенка не будет сложной. И,  наконец,  таинство  дарения  жизни – пусть хотя бы черенку плюща, – это всегда   интересно,   загадочно   и   увлекательно,   даже   для   мальчишек!   Об   этом свидетельствуют   итоговые   опросы­анкеты   в   конце   года:   на   первые   места предпочтительной   формы   занятий   дети   неизменно   ставят   КВН,   исследование животных и посадку комнатных растений.  Цель занятия: обучение младших школьников начальным приемам посадки комнатных растений в наиболее занимательной и доступной  форме и с учетом гигиенических   требований.   (Цветоводство   как   педагогическое   средство экологического воспитания.) Задачи: Воспитательные:  – приобщение детей к миру живой природы с помощью волшебного таинства дарования жизни; –   воспитание   чуткости   и   уважения   к   природе   при   изучении   «языка растений»; – обучение сотрудничеству и взаимоуважению друг к другу, так как дети работают только парами;– приучение к ответственности за зеленого друга, жизнь которого всецело в руках самого ребенка. Обучающие: –   приобретение   начальных   навыков   по   посадке   и   уходу   за   популярными видами комнатных растений; –   обучение   навыкам   аккуратного   и   рационального   способа   обращения   с почвосмесями и гигиеничным приемам в работе с землей. Развивающие: – дети  приобретают  познавательный  интерес  к  изучению  ботаники («закон возрастающего   интереса»),   а   к   растению   начинают   относиться   как   к сознательному существу. Х о д   з а н я т и я Отдельные   компоненты   почвосмеси   следует   поместить   в   красивые бутылочки   с   яркими   ярлычками   «песок»,   «торф»,  «дерн»,  «дренаж».   Вместо горшочков   и   кашпо   лучше   использовать   разноцветные   стаканчики,   а   процесс посадки сделать максимально аккуратным, насыпая почво­смесь из бутылочек в стаканы с черенками, совершенно исключив тем самым возню детей с землей. 1. Какова роль растений в нашей жизни? Они дают нам: – кислород; – пищу; – лекарства; – одежду; – жилище; – топливо; – бумагу; – радость. 2. А какова роль комнатных растений? – радуют нас; – украшают комнату; – лечат; – очищают воздух в помещении; – улучшают настроение; – воспитывают наблюдательность и характер. 3. Какие растения посадим сегодня: – «Золотой ус» (лекарственное, неприхотливое, динамичное); – «Денежное дерево» (неприхотливо, похоже на бонсай, хороший подарок); – ирезине (нарядное, динамичное, неприхотливое); – ледебурия социалис (умеет возрождаться, погибнув; компактное; у него луковицы поддерживают друг друга, – так надо делать и нам);–   плющ   сцендапсус   (удобное,   компактное,   неприхотливое,   растение­ биофильтр); – сингониум (удобное, компактное, неприхотливое, хороший биофильтр); – хлорофитум (удобное, компактное, неприхотливое, хороший биофильтр). Поговорим о предрассудках:  1. Вреден ли плющ?  (Он полезен вдвойне, так как питается больше из воздуха, чем из земли, просто в силу своей длины.) 2. Как «денежное дерево» сделать денежным?  (Подарить его кому­то   на именины – сэкономить тем самым свои деньги на подарок.) 4. Особенности ухода (признаки): – влаголюбивость (если тонкие нежные листья); – теневыносливость (если листья очень темного цвета). 5. Технология посадки: – розыгрыш черенков в лотерею по ярким билетикам; – надписываем ярлычки (название растения и дата посадки); – готовим емкости (надрезаем дренажную щель в стаканчике, ставим его  в стакан­«кашпо»); – изучаем компоненты  почвосмеси (дренаж, песок, дерн, торф); – насыпаем в стакан дренажный слой (высотой 2 см);  – засыпаем нижний  слой (песок и часть дерна на высоту 1 см); – размещаем черенок (расстилаем корни, вращая стаканчик вокруг черенка); – засыпаем  стакан  с  черенком  дерном  доверху  (оставив 1 см до края – для полива).  Внимание! Посадку следует вести со звеном не более 6 человек. При этом важно, чтобы дети попарно помогали друг другу. 6. Завершение посадки: – полив с сердечным пожеланием своему питомцу; – размещение ярлычка в стакане с посаженным растением; – упаковка стакана с растением (обертка в бумагу и в пакет); – напутствие по уходу (режим полива, пересадка, обрызгивание, возможное содержание на балконе, необходимость перевалки).7. Язык растений – как догадаться, в чем нуждается твой зеленый друг? Что вам подскажет сердце? Признаки потребностей по внешнему виду растения: – увядающие поникшие листья и сухая почва – необходимо срочно полить; –   подсыхающие   края   листьев   –   нужна   повышенная   влажность,   частое обрызгивание; –   пятна   ожогов   на   листьях   –   необходимо   притенение   от   прямых   лучей солнца; – вытянутые стебли, редкие листья, нет цветов – значит, не хватает солнца; – в дренажном отверстии видны корни – пора пересаживать. 8.   Итоговое   занятие   по   теме:  викторина   или   брейн­ринг   по   «языку растений» и по роли растений в природе и в комнате. Главный секрет цветовода: чем чаще на них смотришь, тем лучше они растут! (Народная мудрость.) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для одного звена из 6 человек Обязательные предметы: 1. Окорененные черенки комнатных растений (в пенале из бутылки)  8–10 шт. 2.   Компоненты   почвосмеси   в   надписанных   широкогорлых   бутылочках (дренаж, дерн, песок, торф), одна с водой. Всего 5 шт. 3. Стаканчики из пластика – 12 шт. 4. Ножницы для прорезки дренажной щели в стаканчике. 5. Ярлычки для растений – 8 шт. Второстепенные предметы: 6. Яркие«лотерейные билеты» для розыгрыша черенков. Не менее 8 шт. 7. Клеенка или газета. 8. Коробочка для установки 6 стаканчиков (в таких же кашпо). 9. Карандаш. 10. Тряпка или губка. 11. Упаковочная бумага (газета).