В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка кружкового занятия:
«вырасти зеленого друга»
В наше время экологическое воспитание становится приоритетным
направлением педагогической деятельности и особенно – с малышами.
Предлагаемый опыт позволяет использовать с этой целью занятия
практическим цветоводством с младшими школьниками. Данная разработка
противопоставлена нескольким устоявшимся стереотипам:
– что работа с землей – грязное и утомительное занятие;
– что заниматься цветоводством можно только при знакомстве с ботаникой;
– что цветоводство – вне сферы детских интересов и является узко
специальным занятием.
Но, если компоненты почвосмеси заранее насыпаны в бутылочки с широким
горлышком, то насыпать их потом в стакан или горшочек – чистое и приятное
занятие!
Если предварительно ознакомить детей с экологическими группами растений
и простейшими ботаническими понятиями о строении растений, посадка черенка
не будет сложной.
И, наконец, таинство дарения жизни – пусть хотя бы черенку плюща, – это
всегда интересно, загадочно и увлекательно, даже для мальчишек! Об этом
свидетельствуют итоговые опросыанкеты в конце года: на первые места
предпочтительной формы занятий дети неизменно ставят КВН, исследование
животных и посадку комнатных растений.
Цель занятия: обучение младших школьников начальным приемам посадки
комнатных растений в наиболее занимательной и доступной форме и с учетом
гигиенических требований. (Цветоводство как педагогическое средство
экологического воспитания.)
Задачи:
Воспитательные:
– приобщение детей к миру живой природы с помощью волшебного таинства
дарования жизни;
– воспитание чуткости и уважения к природе при изучении «языка
растений»;
– обучение сотрудничеству и взаимоуважению друг к другу, так как дети
работают только парами;– приучение к ответственности за зеленого друга, жизнь которого всецело в
руках самого ребенка.
Обучающие:
– приобретение начальных навыков по посадке и уходу за популярными
видами комнатных растений;
– обучение навыкам аккуратного и рационального способа обращения с
почвосмесями и гигиеничным приемам в работе с землей.
Развивающие:
– дети приобретают познавательный интерес к изучению ботаники («закон
возрастающего интереса»), а к растению начинают относиться как к
сознательному существу.
Х о д з а н я т и я
Отдельные компоненты почвосмеси следует поместить в красивые
бутылочки с яркими ярлычками «песок», «торф», «дерн», «дренаж». Вместо
горшочков и кашпо лучше использовать разноцветные стаканчики, а процесс
посадки сделать максимально аккуратным, насыпая почвосмесь из бутылочек в
стаканы с черенками, совершенно исключив тем самым возню детей с землей.
1. Какова роль растений в нашей жизни? Они дают нам:
– кислород;
– пищу;
– лекарства;
– одежду;
– жилище;
– топливо;
– бумагу;
– радость.
2. А какова роль комнатных растений?
– радуют нас;
– украшают комнату;
– лечат;
– очищают воздух в помещении;
– улучшают настроение;
– воспитывают наблюдательность и характер.
3. Какие растения посадим сегодня:
– «Золотой ус» (лекарственное, неприхотливое, динамичное);
– «Денежное дерево» (неприхотливо, похоже на бонсай, хороший подарок);
– ирезине (нарядное, динамичное, неприхотливое);
– ледебурия социалис (умеет возрождаться, погибнув; компактное; у него
луковицы поддерживают друг друга, – так надо делать и нам);– плющ сцендапсус (удобное, компактное, неприхотливое, растение
биофильтр);
– сингониум (удобное, компактное, неприхотливое, хороший биофильтр);
– хлорофитум (удобное, компактное, неприхотливое, хороший биофильтр).
Поговорим о предрассудках:
1. Вреден ли плющ? (Он полезен вдвойне, так как питается больше из
воздуха, чем из земли, просто в силу своей длины.)
2. Как «денежное дерево» сделать денежным? (Подарить его комуто на
именины – сэкономить тем самым свои деньги на подарок.)
4. Особенности ухода (признаки):
– влаголюбивость (если тонкие нежные листья);
– теневыносливость (если листья очень темного цвета).
5. Технология посадки:
– розыгрыш черенков в лотерею по ярким билетикам;
– надписываем ярлычки (название растения и дата посадки);
– готовим емкости (надрезаем дренажную щель в стаканчике, ставим его в
стакан«кашпо»);
– изучаем компоненты почвосмеси (дренаж, песок, дерн, торф);
– насыпаем в стакан дренажный слой (высотой 2 см);
– засыпаем нижний слой (песок и часть дерна на высоту 1 см);
– размещаем черенок (расстилаем корни, вращая стаканчик вокруг черенка);
– засыпаем стакан с черенком дерном доверху (оставив 1 см до края –
для полива).
Внимание!
Посадку следует вести со звеном не более 6 человек. При этом важно, чтобы
дети попарно помогали друг другу.
6. Завершение посадки:
– полив с сердечным пожеланием своему питомцу;
– размещение ярлычка в стакане с посаженным растением;
– упаковка стакана с растением (обертка в бумагу и в пакет);
– напутствие по уходу (режим полива, пересадка, обрызгивание, возможное
содержание на балконе, необходимость перевалки).7. Язык растений – как догадаться, в чем нуждается твой зеленый друг? Что
вам подскажет сердце? Признаки потребностей по внешнему виду растения:
– увядающие поникшие листья и сухая почва – необходимо срочно полить;
– подсыхающие края листьев – нужна повышенная влажность, частое
обрызгивание;
– пятна ожогов на листьях – необходимо притенение от прямых лучей
солнца;
– вытянутые стебли, редкие листья, нет цветов – значит, не хватает солнца;
– в дренажном отверстии видны корни – пора пересаживать.
8. Итоговое занятие по теме: викторина или брейнринг по «языку
растений» и по роли растений в природе и в комнате.
Главный секрет цветовода: чем чаще на них смотришь, тем лучше они
растут! (Народная мудрость.)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для одного звена из 6 человек
Обязательные предметы:
1. Окорененные черенки комнатных растений (в пенале из бутылки) 8–10 шт.
2. Компоненты почвосмеси в надписанных широкогорлых бутылочках
(дренаж, дерн, песок, торф), одна с водой. Всего 5 шт.
3. Стаканчики из пластика – 12 шт.
4. Ножницы для прорезки дренажной щели в стаканчике.
5. Ярлычки для растений – 8 шт.
Второстепенные предметы:
6. Яркие«лотерейные билеты» для розыгрыша черенков. Не менее 8 шт.
7. Клеенка или газета.
8. Коробочка для установки 6 стаканчиков (в таких же кашпо).
9. Карандаш.
10. Тряпка или губка.
11. Упаковочная бумага (газета).