Методическая разработка КВН: «Болота»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 17.docx
Методическая разработка КВН: «Болота» ВВЕДЕНИЕ Все обходят это место, Здесь земля, как будто тесто. Здесь осока, кочки, мхи Нет опоры для ноги.                               (Болото.) Сегодня у нас речь пойдет о самом, пожалуй, загадочном месте – о болоте. Если   почитать   русские   народные   сказки,   там   нередко   происходят   не­ приятные вещи: то леший в трясину затащит случайного странника, то русалки защекочут. Да и без всяких сказок в болотах часто кто­то тонул, в страшных мучениях засасываемый трясиной. Болота мешают проезду и там не растет лес – только   чахлые   одинокие   деревца.   Поэтому   болота   стали   осушать   –   это называется мелиорацией. Но   потом   оказалось,   что   болота   –   это   уникальные   водохранилища,   где начинаются многие реки, например, Волга или Северная Двина. Кроме того, что болота воду хранят, они ее еще и очищают, пропуская через свои мхи, водоросли и   торф.   Во   всем   этом   застревают   микробы,   пыль   и   прочее,   и   вода   снова становится чистой. На болоте растут вкусные и полезные ягоды, которые не встретишь в других местах, например клюква. Но и это не все. Есть птицы, для которых именно болото – лучшее место для жизни. К их числу относятся выпь, кулик, цапля. Для них болото – и кормушка, и охрана от нежелательных посетителей – зверей и людей, которые вряд ли рискнут лезть через трясину, чтобы разорять гнезда. Когда   растения,   животные   и   птицы,   живущие   на   болотах,   стали   исчезать вместе с их осушением, а в лесах начались очень дымные подземные торфяные пожары,   которые   очень   трудно   потушить,   люди   задумались   и   решили,   что мелиорацию надо проводить разумно. Сейчас   болота   осушают   только   в   случае   острой   необходимости,   а   на некоторых из них даже создаются заповедники и заказники, где любая живность чувствует себя в безопасности. Сегодня   у   нас   КВН   –   это   командное   соревнование,   когда   все   задачи решаются   сообща,   методом   «мозгового   штурма».   Каждый   должен   проявить наилучшие свои способности, а задача капитана – быстро выбрать правильное решение.   Поэтому   мы   начинаем   с   выбора   капитана.   Это   значит,   что   выпроголосуете сейчас за самого уважаемого вами товарища, которому согласны подчиниться   во   все   время   игры.   Без   этого   не   будет   дисциплины,   значит,   не получится и КВН. Все вопросы и недоразумения мы обязательно обсудим, но после игры. Счет пойдет на секунды: на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд. СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ (в скобках – регламент) Вступление ведущего или педагога (5 мин). 1.   Конкурс   капитанов.   Капитаны   команд   тянут   билеты­бейджики   и описывают изображенных на них животных, затем обмениваются загадками (10 мин). 2.   Конкурс­разминка:   считалки,   скороговорки   и   пословицы   о   болотных животных (10 мин). 3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин). 4. Конкурс загадок (№ 7–17) (10 мин). 5. Конкурс физпауз (5 мин). 6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать животное) (5 мин). 7. Конкурс вежливости: найди добрые слова для поздравления (5 мин). 8. Конкурс­игра «Экоручеек» (10 мин). 9. Викторина (вопросы 1–10) (10 мин). 10. Конкурс­концерт (10 мин). 11.   Подведение   итогов.   Вручение   призов.   Демонтаж   украшений   кабинета ребятами, ответственными за оформление (10 мин). 12. На следующем занятии кружка – подробный анализ соревнования. ПРИМЕЧАНИЯ 10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов. Наличие   болельщиков   резко   ухудшит   дисциплину,   поэтому   лучше задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2,  3 или 4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри. При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков. Лучший способ добиться тишины в зале – снимать с команды баллы за шум. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КВНПодготовительный этап. Оформление кабинета. Проведение игры по сценарию. Подведение итогов конкурсов. Вручение призов. Анализ на следующем занятии. Подготовительный этап. 1. Разработка хронометрированного плана­сценария. 2. Выдача домашнего задания командам. 3. Изготовление бейджиков с изображением болотных животных. 4. Изготовление украшений для кабинета. 5. Назначение ответственных оформителей. Проведение игры (план). Вступление ведущего, инструктаж судей. 1. Конкурс капитанов (по бейджикам). 2. Конкурс­разминка. 3. Конкурс домашних заданий (плакатов). 4. Конкурс загадок. 5. Конкурс физпауз. 6. Конкурс эрудитов. 7. Конкурс вежливости. 9. Конкурс­викторина. 10. Конкурс­концерт. 11. Подведение итогов. Вручение призов. Демонтаж украшений кабинета. КАРТОЧКА СУДЬИ Очки команды 1 Очки команды 2 № п/п 1 Конкурс капитанов: Наименование конкурса – бейджики; – загадки 2 Разминка: – считалочки; – скороговорки;№ п/п Наименование конкурса Очки команды 1 Очки команды 2 – пословицы 3 Домашнее задание: экоплакат 4 Конкурс загадок 5 Конкурс физпауз 6 Конкурс эрудитов: «Чей портрет?» (узнай животное) 7 Конкурс вежливых: найди добрые  слова для поздравления 8 Конкурс­игра «Экоручеек» 9 Конкурс­викторина 10 Конкурс­концерт ИТОГИ Команда­победитель Лучший капитан Лучший игрок СКОРОГОВОРКИ На болоте старый дятел долго жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом. Летят над болотом три серых пичужки, хотят успеть до сумерек. По болоту волки рыщут, волки рыщут, пищу ищут. На болоте под деревом встретил тетерев тетерева. ПОСЛОВИЦЫ Всяк кулик на своем болоте велик. Всяк кулик свое болото хвалит. Коли так не пройдет – так ужом проскользнет. СЧИТАЛКИ На болоте у тропы За ночь выросли грибы: Подосиновик с осину, Подберезовик с березу, А опенок, как бочонок вымахал! На болоте лягушка, Лягушка­попрыгушка, Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки!Раз­два­три, в кузовок иди! ФИЗПАУЗЫ­МИНУТКИ На болоте две подружки, Две зеленые лягушки  Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали,  Ручками хлопали, Влево­вправо наклонялись И обратно возвращались. Кто в воде родится, А воды боится? (Комар, жаба.) Кровь чужую пью, Но и сам я жизнь даю! (Комар.) Не море, не земля, Корабли не плавают И ходить нельзя! (Болото.) Я долговяз и белокрыл Сегодня на болоте был! (Аист.) Под водой змея таится, Над водой – краса­девица, В блузке белоснежной Близ травы прибрежной.                                  (Кувшинка.) Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома, Длинноногий, Длинноносый, Длинношеий,  Безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.) Сверху – ряска,  А ступишь – вязко. (Болото.) На одной ноге стоит, Влез кулик болотный  На колоду – Бултых в воду! Вынырнул, вымок, Вылез и высох, Подпрыгнул и сел, Потом – улетел! ЗАГАДКИ Огромные лужи и дождик снаружи, Но счастлива наша артистка:  Ее гонорар –  огромный комар –  Пищит  и летит низко­низко!                                           (Лягушка.) Родился в болоте у тихого брода, Где берег в тумане, как будто в дыму. А что ж ты кусаешься? –  Сам не пойму! (Комар.) Возле ивы, меж корней, В царстве мрака и теней, Кто­то тихо прошмыгнул, зашипел И – вниз нырнул! (Уж.) Весь день на болоте  В дупле она спит, А ночью проснется и зорко глядит: Там не мышь ли шуршит? (Сова.) Пучеглазая особа из болота Смотрит в оба: берегитесь крошки, Комары да мошки! (Лягушка.) В болоте на дне, в темноте, глубине, Лежит усатое бревно:  Живое, скользкое оно! (Сом.) Сто ручьев весной бежали И лесною лужей стали. (Болото.)В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад – Видно, ищет лягушат. (Цапля.) Не вода, не суша. На лодке не уплывешь И пешком не уйдешь. (Болото.) Кто такая на дорожке Смело выпустила рожки: Уходите­ка с пути! Не мешайте дом везти! (Улитка.) Под водой живет народ –  Ходит задом наперед! (Раки.) В этом месте нет дорог, Ты по кочкам – прыг да скок!                                      (Лягушка.) Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончил лов, забрал улов, Поднялся ввысь – и был таков!                                         (Пеликан.)  ВИКТОРИНА 1. Какая польза от болот? (Сберегают и очищают воду.) 2. Почему   болота   называют   кладовой   солнца?   (Там запасы топлива – торфа.) 3. Какие животные живут там? (Лягушки, змеи, волки, лисы, барсуки, лоси и др.) 4. Что растет на болоте? (Кустарники, осока, мох, клюква и др.) 5. Как образуются болота? (Заиливание рек и озер – стоячих, непроточных вод.) 6. Какое топливо образуется в недрах болот? (Торф, нефть и газ.) 7. Надо ли осушать болота? (Только в крайнем случае.) 8. Чем служат болота для лесных зверей? (Надежным убежищем.) 9. Составьте цепи питания с лягушкой. (Уж – еж – лиса или окунь – щука – цапля.) 10. Почему у сосны на песке глубокие корни, а на болоте короткие? 11. Чем опасны для дерева поверхностные корни? (Легко опрокинет ветер.) 12. Почему на болоте чахлые деревья? (Корням нечем дышать.) 13. Что угрожает ослабленным деревьям? (Нападение вредителей.) 14. Что такое экологическая ниша? (Место, занимаемое в биосообществе.) 15. Почему болотные растения экономят испарение воды? (В холодной воде трудно усвоить.) 16.   Какие   болотные   растения   активно   испаряют   воду?  (Кипарис   и эвкалипт.) 17. Болотное растение­хищник. (Росянка.) 18. Почему росянка плотоядна? (Из­за недостатка питательных веществ.)19.   Что   такое   биоценоз?  (Совокупность   всех   живых   организмов   данной территории.) 20. Какие загадочные звуки издает болото? (Булькает газ.) 21. Когда болото становится доступным? (Зимой, когда промерзнет.) 22.  (Временная   полная   приостановка жизнедеятельности организма, связанная с наступлением неблагоприятных условий.)   Что   такое   анабиоз? 23.   Чем   отличается   образ   жизни   европейской   болотной   черепахи   от тропической? (Европейская впадает на зиму в спячку, а тропическая – нет.) НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ Хронометрированный план­конспект соревнования. Карточки­бейджики с изображением болотных животных. Карточки с заданиями. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши для судей. Плакаты, таблицы по теме. Гирлянды для украшения кабинета. Листки бумаги и карандаши для ответов. Подготовленные домашние задания команд. Поощрительные   и   утешительные   призы   всем   участникам   соревнования   (и судьям в том числе).