В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка КВН: «Дикие кошки»
ВВЕДЕНИЕ
Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку поет…
Человек издавна привык видеть в хищниках своих врагов и истреблял их
поэтому всеми доступными методами. И только в двадцатом столетии, когда во
многих местах хищные звери перевелись или сделались крайне редкими,
отношение к ним постепенно начало изменяться. Выяснилось, например, что
приносимый ими ущерб обычно сильно преувеличен, а опасными для самого
человека могут быть только очень немногие звери и то, лишь в исключительных
ситуациях. Хищник, как оказалось, служит обязательным и необходимым звеном
в сложной цепи природных взаимосвязей, выполняя роль необходимого в
природе фактора естественного отбора.
Наконец, стало очевидным, что независимо ни от чего хищники должны быть
сохранены как памятники природы.
Хищные звери в биологической пищевой цепи занимают высшее звено и
являются в природе естественными регуляторами численности, структуры и
равновесия популяций других групп и сообществ диких животных, главным
образом, тех, что питаются растительной пищей.
Хищные звери играют огромную роль в экологических системах нашей
планеты. Неразумное истребление хищников человеком приводит к серьезным
кризисам и нарушает исторически сложившееся в дикой природе равновесие.
Из всех хищных животных больше всего пострадали от человека дикие
кошки.
Поговорим о самом ярком представителе этого семейства – о тигре.
Кровожадный, свирепый, страшный, опасный, вредный, коварный, жестокий
и злобный – вот обычные определения, адресованные тигру…
Могучий, красивый, благородный, полезный, великодушный, храбрый,
неповторимый памятник живой природы – таковы определения зоологов. Кто же
прав?
В наше время, после многолетней истребительной войны, которую вел
против тигра человек, этот зверь признан ценнейшим представителем фауны. Он
должен существовать на планете Земля по праву, данному ему самой природой.К редким и исчезающим видам диких кошек в нашей стране отнесено девять
видов этого семейства из одиннадцати:
Амурский тигр, леопард, гепард, снежный барс (ирбис), каракал, манул,
амурский и среднеевропейский лесной кот и туркестанская рысь.
А в загадках и викторине упоминаются также североамериканская и
тропические дикие кошки: пума, оцелот, кошка Жофруа, сервал, пантера, ягуар,
генета, филиппинский котрыболов, камышовый кот.
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ. ПЛАН
(в скобках – регламент)
Вступление ведущего или педагога (5 мин).
1. Конкурс капитанов: они тянут билетыбейджики и описывают
изображенных на них животных, затем обмениваются загадками (10 мин).
2. Конкурсразминка: скороговорки и пословицы (10 мин).
3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин).
4. Конкурс загадок (10 мин).
5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать животное) (5 мин).
7. Викторина (вопросы 1–10) (15 мин).
8. Конкурсконцерт (10 мин).
9. Подведение итогов (5 мин).
10. Вручение призов (5 мин).
Демонтаж украшений кабинета детьми, ответственными за оформление (5
мин).
ИТОГО: 90 мин.
На следующем занятии кружка – подробный анализ КВН.
ПРИМЕЧАНИЯ
10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру
более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов.
Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше
задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или
4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри.
При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу
после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать с команды баллы за шум.ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов.
Анализ на следующем занятии.
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного планасценария.
2. Выдача домашнего задания командам.
3. Изготовление бейджиков с изображением различных диких кошек.
4. Изготовление украшений для кабинета.
5. Назначение ответственных оформителей.
Проведение игры (план).
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (по бейджикам; загадки).
2. Конкурсразминка: скороговорки, пословицы.
3. Конкурс домашних заданий (экоплакатов).
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов.
7. Викторина.
8. Конкурсконцерт.
9. Подведение итогов.
10. Вручение призов.
Демонтаж украшений кабинета.
КАРТОЧКА СУДЬИ
№
п/п
1 Конкурс капитанов:
Наименование конкурса
– бейджики;
– загадки
Очки команды 1
Очки команды 2Очки команды 1
Очки команды 2
№
п/п
2 Разминка:
Наименование конкурса
– скороговорки;
– пословицы
3 Домашнее задание: экоплакат
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов: «Чей портрет?»
(узнай животное)
7 Викторина
8 Конкурсконцерт
ИТОГИ
Командапобедитель
Лучший капитан
Лучший игрок
СКОРОГОВОРКИ
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота –
Отыщика там кота!
У милой киски в мелкой миске
Лежат любимые сосиски.
Ешь, мой котик, не ворчи!
Только больше не проси!
Если ты по гороскопу львенок,
Сильным будь, дружок, с пеленок!
Сею я редиску,
Рядом ходит киска.
Сядь на лавку, киска!
Не топчи редиску!
Лев комарика ловил, –
Лапой лоб себе разбил!
Львы ленивы, львы игривы,
На ходу играют гривой.
На крыльце котята,
Под крыльцом цыплята.
ПОСЛОВИЦЫ
Сын леопарда – леопард.
Знай, кошка, свое лукошко!
Лев спит, да одним глазом видит!
Отчего кот гладок? Поел, да на бок!
Мыши плачут – кота хоронят.Кошка в избе, а пес во дворе.
Поклонишься и кошке в ножки.
Что ж так мало? Кот наплакал!
Рано, пташечка, запела – как бы кошечка не съела.
Напала на кошку спесь: не хочет с печи слезть.
На мышку и кошка – зверь.
Знай, кошурка, свою печурку.
Отольются кошке мышкины слезки.
Дружны, как кошка с собакой.
Без кота мышам Масленица.
Кошка спит – мышей видит.
Ласковая кошка, да в лапках коготки.
Это – кошке облизать ножки.
Лакома кошка до рыбки, да лень в речку лезть.
Кошка любит молоко,
Только рыльце коротко –
В кувшин не пролазит!
ФИЗПАУЗЫМИНУТКИ
Кисонька проснулась, сладко потянулась,
Спинку выгибает, когти выпускает,
Ушки умывает, мышек поджидает,
Чутко, словно рысь: мышки, берегись!
На окошке
Крошку мошку
Ловко лапкой
Ловит кошка.
ЗАГАДКИ
Небольшой он и пушистый,
Но свирепый и когтистый.
Самый злой на свете кот
Высоко в горах живет! (Манул.)
Бараны и козочки, –
Все берегись!
Вверху за скалой затаился… (ирбис).
Горная хищница крупная, смелая, –
Она – охотница умелая.
И она – сестрица
Африканской львицы. (Пума.)
На снежных вершинах
Играет, лоснится
Пятнистая шкура, –
В отважном прыжке
Он настигнет мархура. (Ирбис.)
Пылают зрачки,
Словно в сельве пожар, –
Это крадется в ночи… (ягуар).
Полосы огромные
Желтые и темные.
От хвоста и до ушей –
Цвет песка и камышей. (Тигр.)
Уж очень вид у них чудной:В своей шкуре пушистой
Живет этот зверь, –
Он большой и пятнистый. (Барс.)
А у этой кисочки
На ушах есть кисточки.
Но ее ты берегись,
Потому что это… (рысь).
Из антилоп кого угодно
В саванне догонит
Наш быстрый охотник. (Гепард.)
В сельве на ветках добычу найдет
Стремительный, ловкий кот... (оцелот).
В южной Европе живет,
Охотится ночь напролет,
Небольшая кошка эта
Называется… (генета).
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кистирожки.
С виду кроток, но не верь!
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь.)
Я грозен, рыж и полосат,
Рычу не понарошку.
А обо мне все говорят,
Что я – большая кошка! (Тигр.)
Грозный зверь с огромной гривой
Воду пьет неторопливо.
Зверь гривастый – царь зверей.
В Африке зверя нету храбрей. (Лев.)
Всю ночь среди холмов песчаных
Он тихо бродит неустанно.
Лишь в знойной пустыне живет
Этот странный дикий кот!
(Барханная кошка.)
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена? (Лев, львица.)
Затаилась в джунглях
На охоте гдето
От ушей и до хвоста – вся она
Черного цвета. (Пантера.)
В Южной Америке кошка живет, –
В пампе охотится ночь напролет.
(Кошка Жофруа.)
Этот таежный пятнистый зверь
Не боится никого, поверь! (Леопард.)
По ночам она выходит,
Страх на всех она наводит,
Щурит желтые глаза –
Лесных жителей гроза. (Рысь.)
В полном мраке на слух
Ловит в речке улов,
В жарких джунглях живет,
Этот кот… (рыболов).
На суку она, обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки. (Рысь.)
Этот зверь в пятнистой шкуре –
Как огромный грозный кот.
Он зверям – страшнее бури!
Он как молнии полет! (Леопард.)
Когда он в клетке – он приятен.
На шкуре много черных пятен.
Он – хищный зверь,
И он немножко, как тигр и лев,
Похож на кошку. (Леопард.)
Птицу степную в полете поймал
Ловкий и быстрый степной... (каракал).
В саванне живет, но не лев, не шакал,
Он кот небольшой и зовется... (сервал).Хоть на домашнего кота этот кот похож,
Только в руки его никогда не возьмешь!
Ищет птенцов, а не ловит мышей
Кот этот дикий среди камышей. (Камышовый кот.)
Этот кот проворен, ловок,
Ловит он в лесу полевок. (Дикий лесной кот.)
Этот кот от врагов никогда не сбегает –
Лишь шипит и рычит, и глазами сверкает! (Манул.)
ВИКТОРИНА
Самые характерные черты всех кошек.
(Способ и время охоты,
чистоплотность.)
(Камышовый.)
(Дикий лесной кот и рысь.)
(Тигр.)
(Гепард.)
(Снежный барс (ирбис).)
(Каракал.)
(Пума.)
(Пантера.)
(Оцелот.)
Почему кошки часто умываются? (Чтобы не спугнуть жертву запахом.)
Скажи, как называются:
– местный дикий кот;
– таежная кошка;
– самая крупная дикая кошка;
– самая быстрая;
– высокогорная;
– степная рысь;
– американский горный лев;
– черный леопард;
– южноамериканская лесная кошка;
– южноамериканская степная кошка; (Кошка Жофруа.)
– южноамериканская крупная кошка; (Ягуар.)
– таежный тигр;
– индийский тигр;
– царь зверей;
– филиппинская кошка.
Почему тигр полосатый? (Чтобы быть незаметным в камышах.)
Почему леопард пятнистый? (Чтобы быть незаметным на дереве.)
Почему лев желтого цвета? (Чтобы быть незаметным в саванне.)
Когти не мешают кошке бежать? (Она умеет их втягивать.)
Почему на когтях у кошек канавки? (Для цепкости и бактерий.)
У кошек развито ночное зрение? (Да. Они ночные хищники.)
Почему враждуют тигр и медведь? (Они конкуренты.)
(Амурский.)
(Бенгальский.)
(Лев.)
(Котрыболов.)Как растят детенышей лев и тигр? (Львы – в семье, тигрица – одна.)
Как охотятся тигры? (Из засады, поодиночке.)
Как охотятся львы? (Семьей, загоном.)
Враги льва. (Гиены и другие львы.)
Враги леопарда. (Лев и гиены.)
Враги тигра. (Другой тигр и человек.)
Нападет лев на буйвола, слона, бегемота? (Нет.)
Когда тигр станет людоедом? (Если его покалечат.)
Кто из диких кошек живет в тундре? (Раньше жил снежный барс.)
Кто победит: тигр или медведь? (Тигр.)
Можно спастись от медведя на дереве? (Нет.)
Самая легкая добыча крупной кошки. (Человек.)
Доисторическая кошка. (Саблезубый тигр.)
Кого использовали для охоты? (Гепарда.)
Кто из крупных диких кошек никогда не нападал на людей? (Пума и ягуар,
снежный барс.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.
2. Карточки с заданиями, скороговорками.
3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
4. Плакаты, таблицы, глобус.
5. Листки бумаги и карандаши для ответов.
6. Домашние задания (рефераты, плакаты).
7. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.