В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВН «ЕВРАЗИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
Континент Евразия – это Европа и Азия, омываемые морями всех четырех
океанов. Он представляет собой огромное пространство, на котором существуют
все климатические зоны планеты Земля: есть здесь и «старые» горы, например
Уральские, и «молодые» горы Камчатки с действующими вулканами, есть
дремучая сибирская тайга и бескрайние монгольские и казахстанские степи, есть
пустыни, многочисленные озера, реки и моря.
В отличие от таких континентов, как Африка и Австралия, в Евразии есть и
Заполярье – побережье Северного Ледовитого океана – область холода и вечной
мерзлоты.
Соответственно, и животный мир континента Евразия чрезвычайно богат: от
полярных животных, до обитателей пустынь и тропических влажных лесов.
Среди животных не только привычные нам лисы и волки, тигры и медведи,
различные виды копытных и грызунов, но встречаются и редчайшие животные
эндемики, обитающие только в какойто конкретной местности и более нигде на
планете. К таким животным относится, например, панда – горный обитатель
заповедных бамбуковых рощ на юге Китая. Или русская выхухоль – последние ее
представители встречаются лишь в притоке Дона Хопре – самой чистой речке
Европы. А на севере Японии обитают «снежные обезьяны» – японские макаки,
согревающиеся зимой, купаясь в геотермальных источниках.
К сожалению, континент Евразия – наиболее заселенный человеком, поэтому
его животный мир значительно пострадал от этого. Издревле охотники добывали
крупных и мелких диких животных, крестьяне вырубали леса под посевы,
разводили домашний скот, для которого нужны были обширные пастбища.
Поэтому животный мир континента пострадал не только от прямого
уничтожения, но и от значительного сокращения среды обитания.
Человек издавна привык видеть в хищниках своих врагов и истреблял их
поэтому всеми доступными методами. И только в двадцатом столетии, когда во
многих местах хищные звери перевелись или сделались крайне редкими,
отношение к ним постепенно начало изменяться. Выяснилось, например, что
приносимый ими ущерб обычно сильно преувеличен, а опасными для самого
человека могут быть только очень немногие звери, и то лишь в исключительных
ситуациях. Хищник, как оказалось, служит обязательным и необходимым звеномв сложной цепи природных взаимосвязей, выполняя роль важного в природе
фактора естественного отбора. Наконец, стало очевидным, что независимо ни от
чего хищники должны быть сохранены как памятники природы. Хищные звери в
биологической пищевой цепи занимают высшее звено и являются в природе
естественными регуляторами численности, структуры и равновесия популяций
других групп и сообществ диких животных, главным образом, тех, что питаются
растительной пищей. Хищные звери играют огромную роль в экологических
системах нашей планеты. Неразумное истребление хищников человеком
приводит к серьезным кризисам и нарушает исторически сложившееся в дикой
природе равновесие.
Все дикие животные должны существовать на планете Земля по праву,
данному им самой природой: «Всевсе, все на свете, на свете нужны! И это все
люди запомнить должны!» (Б. Заходер.)
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ. ПЛАН
(в скобках – регламент)
Вступление ведущего или педагога (5 мин).
1. Конкурс капитанов: они тянут билетыбейджики и описывают
изображенных на билетах животных, затем обмениваются загадками (10 мин).
2. Конкурсразминка: скороговорки и пословицы (10 мин).
3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин).
4. Конкурс загадок (10 мин).
5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать животное) (5 мин).
7. Викторина (вопросы 1–10) (15 мин).
8. Конкурсконцерт (10 мин).
9. Подведение итогов (5 мин).
10. Вручение призов (5 мин).
Демонтаж украшений кабинета детьми, ответственными за оформление (5
мин ).
ИТОГО: 90 мин.
На следующем занятии кружка – подробный анализ КВН.
ПРИМЕЧАНИЯ
10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру
более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов.Наличие болельщиков
резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше
задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или
4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри.
При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу
после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать с команды баллы за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов.
Анализ на следующем занятии.
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного планасценария.
2. Выдача домашнего задания командам.
3. Изготовление бейджиков с изображением различных животных.
4. Изготовление украшений для кабинета.
5. Назначение ответственных оформителей.
Проведение игры (план).
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (описание по бейджикам; загадки).
2. Конкурсразминка: скороговорки, пословицы.
3. Конкурс домашних заданий (экоплакатов).
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов.
7. Викторина.
8. Конкурсконцерт.
9. Подведение итогов.
10. Вручение призов.
11. Демонтаж украшений кабинета.
КАРТОЧКА СУДЬИОчки команды 1
Очки команды 2
№
п/п
1 Конкурс капитанов:
Наименование конкурса
– бейджики;
– загадки
2 Разминка:
– скороговорки;
– пословицы
3 Домашнее задание: экоплакат
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов «Чей портрет?»
(узнай животное)
7 Викторина
8 Конкурсконцерт
Штрафные очки
ИТОГИ
Командапобедитель
Лучший капитан
Лучший игрок
ВИКТОРИНА
1. Что служит границей Европы и Азии? (Уральские горы.)
2. Где находится Волгоградская область? (В Европе.)
3. Название азиатской части России. (Сибирь.)
4. Самая крупная азиатская кошка. (Тигр.)
5. Назови диких кошек Азии. (Тигр, леопард, рысь, ирбис, манул, лесной
кот.)
6. Назови азиатские пустыни. (Гоби, Каракумы, Кызылкумы, тундра.)
7. Самая крупная азиатская птица. (Павлин.)
8. Горный дикий бык. (Як.)
9. Азиатский верблюд. (Бактриан.)
10. Дикий горный кот. (Манул.)
11. Самый крупный медведь. (Белый.)
12. Кто такой ирбис? (Снежный барс.)13. Азиатские лисы. (Огневка, чернобурка, песец, корсак.)
14. Степная рысь. (Каракал.)
15. Полярный бык. (Овцебык.)
16. Лесной дикий бык. (Зубр.)
17. Дикая свинья. (Вепрь.)
18. Виды оленей. (Пятнистый, благородный, марал, изюбрь, кабарга,
косуля.)
19. Виды грызунов. (Пищуха, песчанка, евражка, сурок, бурундук, соня,
летяга, суслик, полевка, землеройка.)
20. Мелкие лесные хищники. (Колонок, соболь, куница, ласка, хорь,
горностай.)
21. Что такое тайга? (Огромный лесной (преимущественно хвойный)
массив.)
22. Самое крупное озеро Сибири. (Байкал.)
23. Самые северные обезьяны. (Японские макаки.)
24. Самая маленькая антилопа. (Канчиль – мышевидный олень.)
25. Вьетнамская лесная кошка. (Котрыболов.)
26. Морской крокодил. (Гребнистый.)
27. Индийский крокодил. (Гавиал.)
28. Опасное копытное животное. (Дикий буйвол.)
29. Одомашненный дикий бык. (Зебу.)
30. Европейские ящерицы. (Геккон, ящурка, круглоголовка, прыткая
ящерица.)
31. Самая крупная ящерица Азии. (Серый варан.)
32. Летающая ящерица. (Летучий дракон.)
33. Кто называется словом «ящер»? (Панголин (азиатский муравьед).)
34. Назови ночных бабочек. (Бражник, медведица, совка, павлиноглазка.)
35. Назови известных тебе жуков.
(Красотел, бронзовка, навозник,
жужелица, олень, майский хрущ, усач, носорог, долгоносик, нарывник.)
36. Огромное многоствольное дерево. (Баньян.)
37. Солоноводное дерево. (Мангр.)
38. Главное таежное дерево. (Кедр.)
39. Пустынное дерево. (Саксаул.)
40. Самая легкая добыча для тигра. (Человек.)
41. Как спасаются животные от мороза? (Запасами или впадают в спячку.)
ЗАГАДКИ1. Видно, даже у зверей, –
Тот, кто больше, тот добрей!
Больше всех на суше он –
Очень добрый серый... (слон)
2. Похож он на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь –
Упрямец ужасный. (Осел.)
3. Как корона хохолочек
У него на голове,
Полосатый хвост волочит,
Если скачет по земле.
Удивительная птица
Возле нас теперь живет:
Не орел и не синица –
Называется… (удод).
4. Она пустынная красавица,
Лишь на миг, как мираж,
Появляется, расскажи –
Как она называется? (Газель.)
5. Проживает в странах жарких,
А не в жарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив!
Им любуется он сам
И показывает нам!
(Павлин.)
6. Не птичка, а летает,
Всей радугой сверкает,
За мотыльком стремится он –
Нарядный хвостатый летучий… (дракон).
7. Из воды глаза глядят,
Зубы острые торчат.
С длинным гребнем на спине
Он страшней для нас вдвойне!
(Крокодил.)
8. Их игра любимая – гибкие лианы.
Там, толпой крикливою,
11. Крошечный зверек глазастый, –
Ночью в джунглях вид ужасный!
Самый мелкий, говорят,
Зверь на свете… (долгопят).
12. Длинноухий, а не заяц,
На копытах, но не конь,
Он известен, как упрямец,
Заупрямится – не тронь! (Осел.)
13. Полосы огромные,
Желтые и темные,
От хвоста и до ушей
Цвет песка и камышей. (Тигр.)
14. Он мохнатый горный бык,
И к морозам он привык! (Як.)
15. Милый зверь в горах живет,
Целый день бамбук жует! (Панда.)
16. Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву,
И не всегда досыта. (Буйвол.)
17. Этот зверь повесил нос –
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Но так и не дорос! (Тапир.)
18. Не знает ни снега, ни вьюги,
Он родился и вырос на юге.
Привык он и к пальмам,
И к южному небу,
Зовется бычок этот странно,
Он... (зебу).
19. Эта дикая собака
Никогда не лезет в драку, –
Только хвост свой подожметСкачут... (обезьяны).
9. Посмотри: олень с клыками
Скачет с камушка на камень! (Кабарга.)
10. Небольшой он и пушистый,
Но свирепый и когтистый!
Самый злой на свете кот
Высоко в горах живет. (Манул.)
И тихонько ускользнет! (Шакал.)
20. Только черным своим носом
Он заметен средь торосов,
Зверь огромный и опасный.
Не дразни его напрасно!
(Белый медведь.)
21. Кто за тигром доест все остатки,
А потом убежит без оглядки? (Гиена.)
22. Сел Егор между гор, говорит: «А нука,
Горы, отвезите меня в город!» (Верблюд.)
23. Очень острые иголки у меня назло врагу,
Но в комок свернуться колкий
Я, как ежик, не могу! (Дикобраз.)
24. От стужи свой хвостик он прячет, бедняжка, –
Полярный грызун, он зовется... (евражка).
25. То ли мишка, то ль енот,
Питаясь, лишь бамбук жует,
Он в зарослях его живет,
Не зная горя и забот. (Панда.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.
2. Карточки с заданиями, скороговорками.
3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
4. Плакаты, таблицы, глобус.
5. Листки бумаги и карандаши для ответов.
6. Домашние задания (рефераты, плакаты).
7. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.