Методическая разработка КВН: «Городские обитатели»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 18.docx
Методическая разработка КВН: «Городские обитатели» ВВЕДЕНИЕ Растениям и животным некому пожаловаться и некому за них заступиться. Джеральд Даррелл О   важности   экологического   воспитания   детей   не   приходится   говорить, особенно теперь, в обстановке всемирного экологического кризиса. В первую очередь   необходимо   формировать   эмоционально­ценностное   отношение   к природе   и   использовать   для   этого   каждую   возможность:   будь   это   КВН   или конкурс частушек, а тем более – занятия прикладным творчеством, поделками из природных материалов. Наибольший  педагогический эффект  можно  получить лишь при системном, комплексном подходе. (Следует отметить также, что такой подход значительно облегчает и работу педагога.) Заключается он в том, что главной цели эколого­биологического просвещения подчиняем все этапы и все составляющие практического занятия – от выбора материала и темы занятия до последовательности и принципов группирования тем. Определяющим   является   подход   к   изготовлению   и   сопутствующему   ему изучению   растения   или   животного,  на   основе   создания   и   осмысления   детьми обобщенного   художественного   образа,   о   котором   нередко   намекает, подсказывая,   даже   само   имя   или   название:   ивушка   плакучая,   пучеглазая лягушка­попрыгушка… 1. Тематический подход. Он заключается в принципе экологического сообщества, то есть биоценоза: изготовление панно «Лесная полянка», «Речные обитатели», «Морские тайны», «Летняя лужайка».Начинаем обучение не с изготовления одного из зверьков, а с выяснения   его   самых   главных,   определяющих   внешний   вид,   свойств:   если лягушку так прозывают – пучеглазой попрыгушкой, то главными ее внешними признаками   будут   выразительные,   крупные   глаза   и   длинные   задние   лапки   с торчащими   коленками. Еще лучше, если удастся, подобрать загадку – ведь в загадках  всегда самые важные черты животных! Проверим?   Прикрепим   к   картонке   сухой   тополиный     листок,   обломим острый кончик, а на его место посадим  глаза­горошинки из  бирючины, по бокам приклеим   кленовые   крылатки   (это     «лапки,   согнутые   в   коленках»).   На   кого похож наш зверь? Конечно, не на ежа – несомненная лягушка! Как удивительнопросто оказалось изобразить такое замысловатое животное! Нужно было лишь определиться с главными чертами ! Даже если мы сделаем нашу поскакушку оранжевой или фиолетовой – в ней все равно узнаете лягушку! Вот как важно выяснить самое главное, не обращая внимания  на все второстепенное!»  2. Обсудим нашего зверька. Характер,   роль   в   природе,   место   в   цепях   питания,   образ   жизни?   Его проблемы:   что   или   кто   ему   мешает   жить?   Независимо   от   того,   полезен   или вреден этот зверь, постараемся пробудить к нему интерес, симпатию, сочувствие детей. 3. Теперь давайте сочиним об этом звере экосказку! –  Встречал  ли  кто­нибудь  из  вас  его  в  природе?  Вы  можете  немножечко пофантазировать,  сочинить,  чтобы  нам  было  интересно  слушать! (А  дети  все равно это делают – и без разрешения.) Ну вот и вышла почти сказка! 4. Домашнее задание: стишок, скороговорка, считалка. 5. Теперь кто может объяснить пословицу на эту тему? (Напоминаю: всегда в любой пословице имеются в виду не звери, а люди!) 6. В заключение занятия мы проведем физпаузу­игру про этого зверька! 7. Технологические аспекты для педагога. Собирая нашу модель из крылаток и листьев – как мозаику из фрагментов, мы значительно упрощаем изобразительную задачу. Материалы для поделок – только природные, а вместо клея – крошечные шарики из пластилина. Подоснова для поделок – картон или конфетные коробки, одноразовые   тарелки   или   плоские   крышки   от   пластиковых   ведерок   для мороженого. Цвет нашего зверька, хотя и определен цветом сушеного листа, но должен   контрастировать   с   цветом   фона,   а   вот   крепежные   пластилиновые шарики, наоборот, – сливаться с цветом подосновы. Все природные материалы обязательно подробно обсуждаем: крылатки клена или ясеня? Сосновые шишки или еловые? Чей лист? Чей колосок – лисохвост, тонконог или щетинник?  (И т. д. по теме «Азбука растений».) Если не удалось запасти природных материалов с осени – не беда: листья можно вырезать из цветной бумаги, а крылатки висят на кленах всю зиму!8. Ожидаемый педагогический результат. Заставив   детей   подумать   о   конкретном   животном   в   силу   практической необходимости   (чтоб   смастерить   его   фигурку),   мы   пробуждаем   к   нему обостренный   интерес,   сочувствие   к   его   проблемам,   уважение   к   его   роли   в природе, симпатию, в конце концов. Все   кружковцы   с   энтузиазмом   не   только   смастерят   самую   сложную зверюшку (и каждый – по­своему разную!), но и… полюбят ее всей душой! И уж во   всяком   случае   не   станут   издеваться,   встретив   в   лесу.   И   объяснят   своим друзьям – почему. А прививая детям умение выяснять в каждом животном самое существенное и отбрасывать второстепенное, мы обучаем их толерантности и в отношениях ребят друг с другом! ЧАСТЬ 1. ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ Млекопитающие: кошка, собака, мышь и крыса. Птицы: воробей, ворона, голубь, синица, сорока, ласточка, скворец, щегол, поползень, трясогузка. Насекомые:   бабочка,   божья   коровка,   бронзовка,   муха,   оса,   шмель,   клоп солдатик, таракан. Растения:   гусиный   лук,   лебеда,   одуванчик,   спорыш,   татарник,   крапива, пырей, подорожник чистотел. ФИЗПАУЗЫ­МИНУТКИ БАБОЧКА Утром бабочка проснулась. (Вращаем кулачками перед глазами.) Улыбнулась, потянулась. (Встаем на носочки и потягиваемся.) Раз – росой она умылась. («Плещем» ладошками в лицо.) Два – изящно покружилась. (Кружимся на месте.) Три – нагнулась и присела. (Нагнемся и присядем.) А четыре – улетела! (Размахиваем руками­«крылышками».) КИСКА Кисонька проснулась, сладко потянулась! (Потягиваемся.) Спинку выгибает, когти выпускает (Сгибаем – разгибаем пальцы.) Ушки умывает. (Трем за ушком.) Мышек поджидает! (Ладонь к глазам, оглядываемся во все стороны.)ЦВЕТКИ Наши нежные цветки (растопыренные ладошки подносим к лицу) Распускают  лепестки  (плавно поднимаем  и  разводим  руки  в стороны.) Ветерок чуть дышит. (Дуем, изображая ветер.) Лепестки колышет.(Плавно качаем поднятыми руками вправо­влево.) Наши алые цветки закрывают лепестки. (Плавно закрываем лицо руками.) Тихо засыпают, головой качают… (Закрыв глаза, качаем головой.) ПЧЕЛКИ Пчелки в поле полетели. (Прижав руки к бокам, машем ладошками.) Зажужжали, загудели. (Жужжим.) Сели пчелы на цветы (резко приседаем), На высокие деревья (встанем на носки, вытянув руки вверх) И на низкие кусты! (Резко присядем на корточки.) ВОРОНЫ Вот под елочкой зеленой  (прижмем руки к бокам, оттопырив ладошки) Скачут весело вороны. (Подпрыгиваем, прижав руки.) Прыг­скок! Прыг­скок! Кар­р­р! Кар­р­р! (Хором.) Целый день они летают. (Размахиваем руками.) Лишь под вечер затихают: кар­р! (Склонив голову к плечу, закроем   глаза.) ЧЕРНЫЙ КОТ Хлоп! Хлоп! Топ! Топ! (Хлопнем в ладоши и топнем ногами.) Под кроватью (наклонимся и заглянем под стол)   Черный кот (потянемся, изображая кота).                      Он залез под кровать (наклонимся и заглянем под стол), Чтобы нам мешать поспать! (Хлоп! Хлоп!) Надо нам кота прогнать! Брысь! (Хлопаем в ладоши над головой.) СКОРОГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, А две мышки поплоше Несли по два гроша. Мышонку шепчет мышь: Ты что не спишь, шуршишь?! Мышонок шепчет мыши: Мышка сушек насушила, И подружек пригласила, Мышки сушки кушать стали – Сразу зубки поломали! На дворе растет трава, На траве лежат дрова. Не руби дрова,                        НаШуршать я буду тише!  Я нашел осу в лесу – На носу ее несу! Но боюсь осу согнать, Оса может покусать! Нос проколет жалом – Станет нос мой алым! У осы не усы, не усищи, а усики! Галка села на забор, Гусь завел с ней разговор. Таракан дрова рубил, Себе лапку повредил! Комар воду возил, В грязи ноги увязил! Его мухи выдирали, Животы понадорвали! траве двора! Семь суток сорока  Кроила, спешила – Себе сапоги Сыромятные сшила! Шесть мышей в шалаше  шуршат. Я – зверек, и ты – зверек! Я – мышонок, ты – хорек! Ты – хитер! А я – умен! Кто умен, тот вышел вон! Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен. Кто работал – оставайся! Кто ленился – выйди вон! ПОСЛОВИЦЫ На что вороне высокие хоромы?  Знай, ворона, свое гнездо! Слово не воробей – вылетит, не поймаешь! Невеличка мышка, да зубок востер! Был бы хлеб, а мыши будут! На мышку и кошка – зверь! Отольются кошке мышкины слезки! В пустом амбаре и мыши не живут! Невелика синичка, а все ж – птичка! Первыми крысы бегут с корабля! Синица в руках лучше, чем журавль в небе! Бешеной собаке и семь верст – не крюк! Срубил кусты – прощайте, птицы! Старые деревья молодых охраняют! Зеленые растения – главное украшение! Сломать дерево недолго, вырастить – годы! Трус и таракана сочтет за великана!ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ 1. Мохнатенька, усатенька,     Сядет – песенку поет. (Кошка.) 2. Глазки – ягодки зеленые,     В лапках – сабельки точеные. (Кот.) 3. Мы вымыли руки и сели за стол,     А он неумытый обедать пришел!     И с ним бесполезна любая беседа –     Он вымоет лапы,     Но  после обеда. (Кот.) 4. Он грызун ночной  и смелый,     Хитрый наглый и умелый!     Утром глянешь – всюду он     Учинил у нас разгром. (Крыса.) 5. Радуется крошка     Даже хлебной корке,     Потому что до темна      В норке прячется она. (Мышь.) 6. В подполье, в каморке,     Живет она в норке –     Серая малышка,      Маленькая… (мышка). 7. Верный сторож твой и друг,     Защитит от всех вокруг!     Для других он – забияка,     А вообще­то он – ... (собака). 8. Кто мяукнул под окошком?     Но – не кошка! (Кот.) 9. Маленький шарик      Под лавочкой шарит. (Мышь.) 10. Серенький клубочек       Под полом живет,        Корочку грызет,            Спать нам не дает. (Мышь.) 11. Серый зверь,       Проворный, смелый –        Вор опасный         И умелый. (Крыса.) 12. Хитрый наглый        И проворный       Зверь шныряет        Ночью темной...       Рассветает поутру –        Быстро прячется в нору. (Крыса.) 13. Бегает под полом        Серенький клубочек,       Корочку грызет,       Спать нам не дает. (Мышь.) 14. Уши торчком,       Хвостик крючком,       Весело лает,        В дом не пускает. (Пес.) 15. Серый зверек        С длинным хвостом,       Где ни появится –       Всюду разгром. (Крыса.) 16. Мордочка усатая,       Шубка полосатая,       Часто умывается,       Хоть с водой не знается.                                      (Кошка.)ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ 1. Озорной мальчишка     В сером пиджачишке     По дворам шныряет,     Крошки собирает. (Воробей.) 2. Не орел, но все же птица,     Зимней стужи не боится,     В серой шубке перьевой     И в морозы он герой! (Воробей.) 3. Птичка­невеличка,     Ножки имеет, а ходить не умеет:     Хочет сделать шажок –     Получается прыжок! (Воробей.) 4. Окраской сероватая,     Повадкой вороватая,     Известная персона!     Зовут ее… (ворона). 5. Особа всем известная,     Она крикунья местная!     Нахальная персона!     Зовут ее… (ворона). 6. За окном воркует мило     Птица сизая, – птица мира! (Голубь.) 7. Белые щечки, желтая грудка,     Черненький галстук у ней!     Вредных личинок она уничтожит     И сохранит урожай у людей.                                                   (Синица.) 8. Вы поглядите, – очень мило, –     Бока белы, а вся черна, увы!     Ей, видно, не хватило мыла,     Чтобы отмыться с ног до головы.                                                  (Сорока.) 9. Все стрекочет и вертится,     Ей на месте не сидится!     Длиннохвоста, белобока     Вороватая… (сорока). 10. Птичка­невеличка скачет,       Хвостиком потряхивает,       В землю клювиком        Заглядывает. (Трясогузка.) 11. Избушка нова –       Жильцов нет!       Жилец появится –       Изба развалится. (Яйцо.) 12. Начальничек невелик,       А спать долго не велит. (Петух.) 13. Пусть снег вокруг искрится       И зимний ветер злится, –       Поет, не уставая,       Нам птичка расписная. (Снегирь.) 14. Ярче утренней зари       Сидят на ветках… (снегири). 15. У мамы двадцать деток,       Все детки – однолетки. (Курица.) 16. Лед разобьем – серебро найдем.       А под серебром золото найдем.                                               (Яйцо.) 17. Вертится, хлопочет,       На весь двор стрекочет! (Сорока.) 18. Эта птичка – пешеход,       По тропиночкам снует,       Длинным хвостиком трясет.                                         (Трясогузка.)ЗАГАДКИ  О НАСЕКОМЫХ 1. Ты берегись меня, не то     Я съем и платье, и пальто. (Моль.) 2. На тропинке возле ног      Заметался огонек.     Но недолго он горел –     Ветер дунул – улетел. (Бабочка.) 3. У кого вся спинка в точках?     Кто пасется на листочках?                                  (Божья коровка.) 4. Целый день летает,     Всем надоедает,     Ночь настанет,     Тогда перестанет! (Муха.) 5. Серенький хохолок     Уткнулся в потолок. (Муха.) 6. Бегает над нами вверх ногами,     Ничего не страшится     И упасть не боится! (Муха.) 7. Они к осени желтее,     Полосатее и злее!     Видно, бабушкин компот     Им покоя не дает! (Осы.) 8. Рыженький Никитка     Из щелочки глядит! (Таракан.) 9. Бронзово­зеленая красавица,     Она и также называется. (Бронзовка.) 10. Не троллейбус, а с усами,       И не лифт, а вверх ползет!       Он летит под небесами       И гудит как самолет! (Жук.) 11. Над цветком порхает, пляшет,       Веерком узорным машет. (Бабочка.) 12. На цветок пахучий       Сел цветок летучий.       Шевелились у цветка 13. Спал цветок и вдруг проснулся,       Больше спать не захотел,       Встрепенулся, потянулся,       Взвился вверх и – полетел!                                           (Бабочка.) 14. Летит по птичьи,       Ревет по­бычьи!       Летит, жужжит,       Сядет – замолчит. (Жук.) 15. Целый день он спать не прочь,       Но едва наступит ночь,       Запоет его смычок.       Музыканта звать... (сверчок). 16. В пустом дупле по сто домов,       По сто котлов,       В середине – ярмарка. (Улей.) 17. В маленьких чашках       Сладенькая кашка. (Мед.) 18. Эта бабочка ночная        Серая, а не цветная.       Поставишь лампу у окна –       Тут же появится она. (Совка.) 19. Рыжий, да не конь,       Усатый, да не кот.       И дома не любят,       И на базаре не купят. (Таракан.)Все четыре лепестка. (Бабочка.)АЗБУКА РАСТЕНИЙ 1. Начинается апрель,     Выпускай скорей гусей!     Выпускай гусей на луг –     Там расцвел… (гусиный лук). 2. У тропинки разгорелся      Желтый огонечек     Самый первый первоцвет –     Звездочкой цветочек. (Гусиный лук.) 3. Вы не трогайте меня –     Обожгу и без огня! (Крапива.) 4. Кто не прикасается –     За того цепляется. (Репей.) 5. Каждый лист мой      Любит тропы      И обочины дорог!     И не раз он      Людям добрым      Раны вылечить помог. (Подорожник.) 6. Лег пластом у дороги,     Разметал руки­ноги.     Его бьют сапогами,     Его мнут колесом –     Ему все нипочем. (Подорожник.) 7. У дороги вырос лекарь,     Вдоль тропинки луговой;     Он для нас с тобой аптекарь.     Догадайся, кто такой? (Подорожник.) 8. Я шариком пушистым     Белею в поле чистом,     А дунет ветерок –     Остался стебелек. (Одуванчик.) 9. Над лугом парашютики     Качаются на прутике. (Одуванчик.) 10. Он в тени цветет,       И везде растет!       Он рано зацветает,       Последним увядает!       Целебный желтый сок       И желтые цветы,       Пушком одеты стебли       И нежные листы. (Чистотел.) 11. Огород наш у реки       Затянули сорняки.       Помидоры – вот беда! –       Заглушила… (лебеда)! 12. Не боится пешеходов       Эта травка – молодец!       Как газончик возле входа!       Называется… (горец). 13. Я боюсь этих кустов       И не стану рвать цветов!       Охраняет их ударно       Колкий великан… (татарник). 14. Как щетина он колюч,       Сух, невкусен и липуч.       Ты сразу узнаешь       Его колоски!       Липнут на брюки,        На юбку, носки. (Щетинник.) 15. Этот кустик –        Первоцвет –       Нас спасет от многих бед!       Он от ссадин исцелит,       Потому что ядовит.       Кустик в желтеньких       Цветочках,       Семя – в крошечных       Стручочках. (Чистотел.)НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ 1. Хронометрированный план­конспект сценария. 2. Карточки с заданиями, скороговорками. 3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши. 4. Плакаты, таблицы, глобус. 5. Гирлянды  и  экоплакаты  для украшения кабинета. 6. Листки бумаги и карандаши для ответов. 7. Домашние задания (рефераты, плакаты). 8. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.