В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВН «ГОРЫ»
ВВЕДЕНИЕ
Так оставьте ненужные споры, –
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
В. Высоцкий
Величественные снежные вершины и отвесные мрачные скалы – вот какими
предстают перед путешественниками горы. Загадочные и неприступные, горы
хранят в себе много тайн. Не зря у всех народов так много мифов, сказок и
легенд о них.
Горы – это еще и изумрудные альпийские луга с красочным многоцветьем
трав, горы – это и дремучие леса у подножия скал, горы – это изумительно
чистый свежий воздух, несущий прохладу, и, наконец, самое важное – это
снежный запас чистой пресной воды, которой с каждым днем остается на
планете все меньше и меньше. Вода в ручье, озере, речке может быть прозрачной,
но в ней всегда есть микробы, в том числе и вредные, болезнетворные. Ручьи
снеговой талой воды, сбегающие с ледника, еще не содержат загрязнений. Эта
вода ледяная, очень холодная – и поэтому в ней еще почти нет микроорганизмов.
Дождинка или снежинка, пока летит до земли над городами и селами, вполне
может впитать на лету частицы заводского дыма или автомобильного выхлопа.
Все это попадает в реки и озера, поэтому воду из них надо кипятить. Снеговая
вода с гор – самая чистая.
Пользуясь неприступностью скал для человека, в горах до сих пор еще живут
многочисленные дикие животные: сурки, полевки, суслики, пищухи, зайцы,
барсуки. Дикие козы – серна, тур, безоаровый козел, кабарга, косуля и олени.
Дикие горные бараны – муфлон, аргали, архар. Дикие кабаны. Крупные и мелкие
хищники: рысь, волк, лиса, медведь, манул, куница, ирбис. Многочисленные
птицы: горный орел беркут, сип белоголовый, горная индейка улар, горная
куропатка кеклик, горахвостка, тетерев и многие другие животные, насекомые,
птицы.
В горах Кавказа и Урала, Алтая и Крыма устроены заповедники, чтобы
сберечь те немногие уцелевшие островки дикой природы, что еще спасают диких
животных от человека.ПЛАН СЦЕНАРИЯ
Вступление ведущего (5 мин).
1. Конкурс капитанов (обмен загадками, вопросами) (5 мин).
2. Конкурсразминка: считалки и скороговорки (10 мин).
3. Конкурс домашних заданий (рефератов, плакатов и т. п.) (5 мин).
4. Конкурс загадок (10 мин).
5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (5 мин).
7. Конкурс «Объясни пословицу» (5 мин).
8. Экоигра (10 мин).
9. Викторина (10 мин).
10. Концерт (10 мин).
11. Подведение итогов, вручение призов (10 мин).
ПРИМЕЧАНИЯ
Не следует затягивать игру более 1,5 часов, поэтому нужно выбрать заранее
из сценария подходящие конкурсы и загадки (не более 6 загадок). Наличие
болельщиков резко ухудшит дисциплину и следует, во избежание этого,
задействовать в соревновании всех присутствующих детей. (Описание экоигр см.
в методической разработке «Экоигротека».)При небольшом количестве детей
жюри может заменить сам педагог, сразу же после ответа вручая талоны или
фантики по числу заработанных очков. Лучший способ добиться тишины –
снимать очки за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного сценария.
2. Выдача домашнего задания.
3. Готовим бейджики с изображением животных.
4. Назначаем ответственных за оформление кабинета.
5. Мастерим флажки, гирлянды.
Проведение игры.
1. Вступление.
2. Конкурс капитанов.
3. Разминка.
6. Физпаузаминутка.
7. Конкурс эрудитов.
8. Экоигра.4. Конкурс домашних заданий.
5. Конкурс загадок.
9. Викторина.
10. Концерт.
КАРТОЧКА СУДЬИ
Очки команды 1
Очки команды 2
Вид конкурса
№
п/п
1 Конкурс капитанов
2 Конкурс скороговорок
3 Конкурс домашних заданий
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов
7
8 Экоигра
9 Викторина
10 Концерт
«Объясни пословицу»
ИТОГИ
Лучшая команда
Лучший игрок
Животное рогатое
Вьючное, косматое,
Оно – мохнатый горный бык,
Который жить в горах привык! (Як.)
Эта дикая собака
Никогда не лезет в драку, –
Только хвост свой подожмет
И тихонько ускользнет! (Шакал.)
Он охотник ловкий, быстрый,
В шубке теплой и пятнистой.
Высоко в горах он бродит
И добычу там находит! (Манул.)
ЗАГАДКИ
Небольшая птица эта
Любопытней всех на свете –
Даже близко подойдет
К тем, кто ее в засаде ждет! (Кеклик.)
Небольшой он и пушистый,
Но свирепый и когтистый!
Самый злой на свете кот,
Высоко в горах живет. (Манул.)
Свернулась кольцом
Среди серых гольцов,
На солнышке греется
Пестрым пузцом. (Гадюка.)
Горная козочка по камушкам скачет,
Бараны и козочки, все – берегись!Хвостиком зеркальце белое прячет.
(Кабарга.)
Играет, лоснится пятнистая шкура, –
В отважном прыжке
Он настигнет мархура. (Барс.)
В горах эта птица в ущелье таится,
Почти не летает,
Вспорхнет – замирает!
За это индейкой ее называют. (Улар.)
Курочка горная – шустрая проворная,
Не поет – кричит:
Кликклик! Кликклик! (Кеклик.)
Запасает сено впрок
Этот маленький зверек,
Мы похвалим грызуна:
Не страшна ему зима!
Эта рыба живет
Только в горных ручьях,
Мчится вверх по теченью,
Сверкая в лучах! (Форель.)
Зверь грозный, хищный, крупный,
В горах он самый умный. (Медведь.)
Высоко над ущельем
Он в небе парит,
Зорким оком на скалы
И камни глядит. (Орел.)
Внизу под скалой затаился… (ирбис).
Они красной стаей рыщут,
Не скрываясь, жертву ищут.
(Красные волки.)
Как орел огромен он,
Смел, отважен и умен.
Но только падалью питается,
Поэтому так называется. (Гриф.)
В прыжке, как в полете,
Стремителен он,
Он горный баран
И зовется… (муфлон).
Таежного леса
Зеленый посланник
По склонам горы
Расстилается… (стланик).
Горный край суровый –
Посвист ветра слышится;
Белоснежные цветы
На ветру колышутся. (Ветреница.)
В утренних лучах купается
Оранжевый цветок… (купальницы).
У этой дикой кисочки
На ушах есть кисточки,
Но ее ты берегись,
Потому что это… (рысь).
ВИКТОРИНА
Особенности горного климата. (Прохладно, ветрено и влажно (туман).)
Отрицательные особенности гор. (Опасно, экран дождям, стих.бедствия
(сель).)
Положительные особенности гор. (Чистая вода, заповедник, минералы,
луга.)
Кто в горах птицападальщик? Ее добыча? (Гриф и сип. Сорвавшиеся в
пропасть звери.)
Особенность горных рек. (Талая снеговая вода, бешеное течение.)Что в поведении манула делает его уязвимым? (Тактика замирания, а не
побега.)
Когда охотится сова? Филин? (Сова – только ночью. Филин – ночью и
днем.)
Редкий вид волка. (Стайный красный волк.)
Прозвище пищухи. (Сеноставка.)
К какому семейству относится пищуха? (К зайцеобразным.)
Какую пользу приносит пищуха? (Ее запасы сена поедают овцы.)
Где живут панды? (В горном заповеднике Южного Китая.)
Каким характером отличается як? Почему? (Довольно агрессивным; для
самообороны.)
Основная добыча манула. (Грызуны, птицы и даже насекомые.)
Особенности кабарги. (Клыки и мускусные железы.)
Назови, какие горы знаешь. (Кавказ, Урал, Памир, Саяны.)
Где укрывается манул зимой? (В чужих норах.)
Живет ли в горах выдра? Чем питается? (Да. Рыбой горных рек.)
Живут ли в горах бобры? Почему? (Нет. Горную реку не запрудишь.)
Как называется стадо овец? Его пастух? (Отара. Чабан.)
Назови высокогорную бабочку. (Аполлон.)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
До города дорога в гору, а от города – с горы.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал!
(В. Высоцкий, из песни.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
Хронометрированный планконспект сценария.
Карточки с заданиями, скороговорками.
Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
Плакаты, таблицы, глобус.
Гирлянды и экоплакаты для украшения кабинета.
Листки бумаги и карандаши для ответов.
Домашние задания (рефераты, плакаты).
Поощрительные и утешительные призы всем участникам.