Методическая разработка КВН: «Грызуны»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 13.docx
Методическая разработка КВН: «Грызуны» ВВЕДЕНИЕ Удивительные это звери – грызуны. Маленькие, вездесущие, прожорливые, они   причиняли   –   и   причиняют   до   сих   пор!   –   огромные   убытки,   поедая значительную часть урожая зерновых! И это – несмотря на многовековой опыт борьбы с ними! До сих пор, вопреки самым эффективным средствам защиты, ловушкам   и   ядохимикатам,   грызунам   достается   до   1/5   нашего   урожая!   В масштабах всей планеты это тысячи тонн риса и пшеницы, кукурузы и ячменя! Вот какие вездесущие, прожорливые и необыкновенно живучие эти зверюшки!  А какие они удивительно разные! Ловкие и быстрые, как белочка, маленькие и юркие, как мышка, милые и обаятельные, как морская свинка, наглые и хитрые, как крыса! Самые разнообразные звери относятся к семейству грызунов, и живут они почти во всех (кроме Антарктиды, разумеется) частях света – от Арктики до Австралии, от заснеженной тундры (лемминг и евражка) до знойных пустынь (песчанка и тушканчик).  Повсюду в природных сообществах грызуны представляют самое основание пищевых цепочек, являясь их очень важным звеном. Чем бы, интересно, питались мелкие хищники? А подрастающие детеныши лисы и волка, ястреба и орла? А на ком бы врачи испытывали в лабораториях новые лекарства и вакцины? И вот что удивительно. Ведя многовековую войну за урожай в деревне с этими   вездесущими   зверьками,   поселившись   в   городах,   люди   стали     по   ним скучать! Иначе чем объяснить все растущий спрос в зоомагазинах  на хомячков и песчанок, шиншилл и даже крыс?! Городской человек, лишенный общения с природой, неизбежно стал скучать и начал сам заводить себе дома «братьев наших меньших». Только далеко не все животные согласны жить в неволе! СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ (в скобках – регламент) Вступление ведущего или педагога (5 мин). 1. Конкурс капитанов. Капитаны команд тянут билеты­бейджики и описывают изображенных на них животных, затем обмениваются загадками (10 мин). 2. Конкурс­разминка: скороговорки и пословицы о грызунах (10 мин).3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин). 4. Конкурс загадок (10 мин). 5. Конкурс физпауз (5 мин). 6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать животное) (5 мин). 7. Викторина (вопросы 1–10) (15 мин). 8. Конкурс­концерт (10 мин). 9. Подведение итогов (5 мин). 10. Вручение призов (5 мин). Демонтаж украшений кабинета ребятами, ответственными за оформление (5 мин). (На следующем занятии кружка – подробный анализ КВН.) ИТОГО: 90 мин. ПРИМЕЧАНИЯ 10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов. Наличие   болельщиков     резко   ухудшит   дисциплину,   поэтому   лучше задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или 4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри или ассистенты. При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков. Лучший способ добиться тишины в зале – снимать баллы за шум. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ Подготовительный этап. Оформление кабинета. Проведение игры по сценарию. Подведение итогов конкурсов. Вручение призов. Анализ на следующем занятии. Подготовительный этап. 1. Разработка хронометрированного плана­сценария. 2. Выдача домашнего задания командам. 3. Изготовление бейджиков с изображением животных­грызунов. 4. Изготовление украшений для кабинета. 5. Назначение ответственных оформителей.Проведение игры (план). Вступление ведущего, инструктаж судей. 1. Конкурс капитанов (по бейджикам и загадки). 2. Конкурс­разминка: скороговорки, пословицы. 3. Конкурс домашних заданий (экоплакатов). 4. Конкурс загадок. 5. Конкурс физпауз. 6. Конкурс эрудитов. 7. Викторина. 8. Конкурс­концерт. 9. Подведение итогов.  10. Вручение призов. Демонтаж украшений кабинета. КАРТОЧКА СУДЬИ Очки команды 1 Очки команды 2 № п/п 1 Конкурс капитанов: Наименование конкурса – бейджики; – загадки 2 Разминка: – скороговорки; – пословицы 3 Домашнее задание: экоплакат 4 Конкурс загадок 5 Конкурс физпауз 6 Конкурс эрудитов «Чей портрет?» (Узнай животное) 7 Викторина 8 Конкурс­концерт Штрафные очки ИТОГИ Команда­победитель Лучший капитан№ п/п Наименование конкурса Очки команды 1 Очки команды 2 Лучший игрок СКОРОГОВОРКИ Шиншилла шесть шубок пошила своим шестерым шиншиллятам. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, А две мышки поплоше несли по два гроша. Шесть серых мышей в шалаше шуршат. Прошлогоднюю солому переворошат! Вечером мышки Шуршат в камышах, Друг на друга мышки Наводят сильный страх. Мышонку шепчет мышь: – Ты что не спишь, шуршишь?! Мышонок шепчет мыши: – Шуршать я буду тише!  С бархана на бархан бойко скачет ушастый тушкан. Пошли бобры во сыры боры за дровами. ПОСЛОВИЦЫ Что Маша напряла, то мышка все скрала! В пустом амбаре и мыши не живут! На мышку и кошка – зверь! У боярина­бобра нету денег, нет добра. Два бобренка у бобра лучше всякого добра! Отольются кошке мышкины слезки! ФИЗПАУЗЫ­МИНУТКИ Стали спорить  Песчанка с тушканом, – Кто доскачет скорей До бархана? Мышиный папа говорит: Давайте встанем в круг! Чтоб был мышонок посреди,  А вся семья вокруг!Прыг­скок, Прыг­скок! Поскорее наутек! Дадим хвосты друг другу! И раз­два­три, вперед! Так начался веселый Мышиный хоровод!ЗАГАДКИ О ГРЫЗУНАХОн – грызун не очень мелкий, Он чуть­чуть побольше белки И ужасно домовит! –  Он всю зиму спит. (Сурок.) С ветки, с елки на пенек Прыгнул рыжий огонек! (Белка.) Он так всего боится: Лисицы и совы,  Хорька и горностая, И шороха травы! (Заяц.) Водяные мастера  Строят дом без топора! Дом из хвороста и тины! И – плотину! (Бобры.) Чуть что – он с места тягу Готов задать тот час! И даже спит, бедняга, Не закрывая глаз! (Заяц.) На ветке – не птичка, Зверек­невеличка, Мех теплый, как грелка! Так кто ж это? … (белка). Он – изысканно красивый –  Горный голубой грызун … (шиншилла). Не барашек и не кот, – Носит шубу круглый год! Шуба рыжая – для лета, Для зимы – другого цвета! (Белка.) Пятнистый часовой у норки На небо смотрит очень зорко: Увидит, что орел летит, –  Своим приятелям свистит! (Суслик.) Хоть в море я не плаваю И нет на мне щетинки, Но все же называют Меня морская… (свинка). Средь грызунов она  Я устраиваюсь ловко –  У меня с собой кладовка! Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк.) На белочку слегка похож, Спина в полоску, мал, пригож, Полна кладовка, как сундук! Запаслив крошка… (бурундук). Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубке – летом! (Белка.) Зимою бегала  Шубейка белая, В цвет серый Лето красное Шубейку перекрасило! (Заяц.) Удалые акробатки Прыг да скок –  Не для зарядки! По деревьям,  По кустам –  Тут и там! Тут и там! (Белки.) Хвостатый попрыгунчик,  Но он – не кенгуру! Ушастый поскакайка, но он – Совсем не зайка! (Тушканчик.) Шишки спелые найдут, В кладовые отнесут И орешков зрелых впрок Заготовят в дуплах в срок!  (Белки.) Хоть зовется зверь морским, Не играй в воде ты с ним!                            (Морская свинка.) Этот голубой тушкан  Родом с гор из теплых стран.                            (Шиншилла.)Прославилась недаром –  Ведь крупнее всех их эта ... (капибара). Пышный хвост  Торчит с верхушки –  Что за рыжая зверюшка? (Белка.) Непоседам, им не лень Промышлять в лесу весь день! Выручит припас съестной  Их холодною зимой! (Бурундук.) Радуется крошка Даже мелкой крошке! Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь.) Степной грызун пятнистый, Свистит он голосисто! (Суслик.) Лесные полосатые зверьки –  Запасливы … (бурундуки). ВИКТОРИНА Лесной полосатый грызун. (Бурундук.) Степной колониальный грызун. (Суслик.) Самый крупный степной грызун. (Сурок.) Полярный мелкий грызун. (Лемминг.) Крупный полярный грызун. (Длиннохвостый суслик евражка.) Горный грызун из Америки. (Шиншилла.) Самый прыгучий грызун. (Тушканчик.) Чьи зимние запасы ищет медведь? (Бурундука.) Пустынная мышь. (Песчанка.) Американский колониальный грызун. (Морская свинка.) Почему   ее   называют   свинкой?   А   морской?  (Всеядна   и   идет   в   пищу. «Заморская».) Какой вред людям приносят грызуны? (Уничтожают часть урожая.) Какую   пользу   людям   приносят   грызуны?  (Подопытные   лабораторные животные.) Какого грызуна упоминают, упрекая кого­то в сонливости? (Сурка.) Какую   пользу   природе   приносят   грызуны?  (Распространяют   семена растений.) Кого   из   животных   привезли   из   Америки   матросы   Колумба?  (Морскую свинку.) Второе название луговой собачки? (Сурок.) Самый крупный грызун с берегов Амазонки? (Капибара.) Самый хитрый грызун. (Крыса.) Относятся ли к грызунам еж, выхухоль, землеройка, пищуха? (Нет.) Американский грызун, потеснивший у нас выхухоль? (Ондатра.)МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Таблицы и фотографии грызунов. 2. Бейджики для капитанов команд КВН. 3. Карандаши и бумага для ответов. 4. Карточки судей (3–4 шт.). 5. Билеты с заданиями. 6. Призы.