Методическая разработка КВН: «Копытные животные»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 14.docx
Методическая разработка КВН: «Копытные животные» ВВЕДЕНИЕ Как ни горько это сознавать, но существует определенная закономерность: первыми   кандидатами   на   вымирание   становятся   самые   крупные,   заметные представители   царства   зверей,  издавна   служившие  для   человека   источниками получения   мяса,   меха,   жира   и   прочих   ценностей.   Это,   в   первую   очередь, копытные животные. Дикая лошадь тарпан была полностью истреблена в южно­русских степях еще   в   ХIХ   веке,   и   сейчас   этот   отряд   представлен   единственным   видом   – куланом.   По   общему   складу   кулан   –   типичная   лошадь:   легкий,   стройный, длинноногий, очень красивой апельсинно­желтой масти. Хвост у него короткий и с   кистью,   как   у   осла.   Еще   триста   лет   назад   куланы   водились   на   обширной территории,   а   в   наше   время   лишь   несколько   сотен   сохранилось   на   юге Туркмении в Бадхызском заповеднике. Зубр – единственный сохранившийся у нас вид диких быков. Ближайший  его родич   –   бык     тур,     водившийся     на     территории     нынешней   Европы   –   был истреблен 300 лет назад. Пятнистого оленя древние китайцы называли «олень­цветок», но и красота не спасла его. Оленей усиленно истребляли, и уже к началу ХХ века вид оказался на грани исчезновения. В настоящее время он сохранился только в природных парках и заповедниках. Северный олень водится и в тундре, и в тайге, а всего сто лет назад его еще встречали на севере Московской области, однако теперь граница обитания этого зверя сильно сместилась к северу. Кабарга   –   самый   мелкий   олень,   размером   с   собаку.   Добывают   его   ради мускуса,   который   применяется   в   парфюмерии   и   придает   стойкость   запахам. Несмотря на очень широкое распространение в Сибири и на Дальнем Востоке, численность кабарги сильно сократилась. Почти все газели обитают в Африке, но несколько видов местных газелей удалось сохранить в заповедниках: это небольшая и очень стройная антилопа джейран   и   антилопа   дзерен.   Когда­то   их   многотысячные   стада   приходили   в Забайкалье  во  время зимних кочевок,  а теперь  это  маленькие  табунки  в 5–7 голов.Горных   козлов   и   баранов   в   Красной   книге   России   5   видов.   Похожий   на коротконогого козла горал крайне редок во всем мире. Он водится в горных районах и уцелел только в самых недоступных местах. Безоаровый козел получил свое название от слова «безоар» – так называется необычный камешек, встречавшийся в его желудке, он ценился как магическое лечебное средство. Этих козлов считают предками домашних коз. Винторогий  козел  мархур  еще  более  редок  и  водится  только в горах Средней   Азии.   Рога   у   него   поразительные:   длинные   и   массивные,   они закручиваются по спирали винтом. Шею и грудь украшает длинная грива. Горный баран архар – красивое стройное животное на высоких тонких ногах, в отличие от более тяжелого и коротконогого козла. Особо горделивую осанку придают архару рога: большие и красиво изогнутые, они заставляют животное высоко держать голову. СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ Вступление ведущего (5 мин). 1. Конкурс капитанов (обмен загадками, вопросами) (5 мин). 2. Конкурс­разминка: считалки и скороговорки (10 мин). 3.   Конкурс     домашних     заданий     (рефератов,     плакатов,     поделок)   (5 мин). 4. Конкурс загадок (10 мин). 5. Конкурс физпауз (5 мин). 6. Конкурс эрудитов (5 мин). 7. Конкурс «Объясни пословицу» (5 мин). 8. Экоигра (10 мин). 9. Викторина (10 мин). 10. Концерт (10 мин). 11. Подведение итогов, вручение призов (10 мин). ПРИМЕЧАНИЯ Не   следует   затягивать   игру   более   1,5   часов,   поэтому   нужно   выбрать подходящие конкурсы и загадки (не более 6 загадок). Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину и следует, во избежание этого, задействовать в соревновании всех присутствующих детей. При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу же после ответа вручая талоны или фантики по числу заработанных очков.Лучший способ добиться тишины – снимать очки за шум. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ Подготовительный этап. 1. Разрабатываем хронометрированный план­сценарий. 2. Выдаем домашнее задание. 3. Готовим бейджики. 4. Назначаем ответственных за оформление кабинета. 5. Мастерим флажки, гирлянды. Проведение игры. 1. Вступление. 2. Конкурс капитанов. 3. Разминка. 4. Конкурс домашних заданий. 5. Конкурс загадок. 6. Физпауза­минутка. 7. Конкурс эрудитов. 8. Экоигра. 9. Викторина. 10. Концерт. КАРТОЧКА СУДЬИ Очки команды 1 Очки команды 2 Вид конкурса № п/п 1 Конкурс капитанов 2 Конкурс­разминка 3 Конкурс домашних заданий 4 Конкурс загадок 5 Конкурс физпауз 6 Конкурс эрудитов 7 8 Экоигра 9 Викторина 10 Концерт «Объясни пословицу» ИТОГИ Лучшая команда Лучший игрокСЧИТАЛКИ Шла корова мимо рынка И споткнулась  О корзинку! Полетела в яму – бух! Раздавила 40 мух! Конь ретивый с длинной гривой, Мчится, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Кто коня возьмет, Тот водить пойдет! СКОРОГОВОРКИ От топота копыт пыль по полю летит. Белые бараны били в барабаны. У тридцати трех  поросят  Тридцать три  хвостика торчат. Бык бодается с быком, Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка! Рыжая овечка,  Дай шерсти колечко! Дай, овечка, молочка, Кашу сварит печка! Свинья тупорыла Весь двор перерыла, Да норы не вырыла. ФИЗПАУЗЫ­МИНУТКИ Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки: Цок­цок! Цок­цок! Скачет резвый табунок! Шел баран по крутым горам, Сорвал травку, Положил на лавку, Кто травку возьмет, По горам пойдет: Прыг­скок! Прыг­скок! ПОСЛОВИЦЫ Дело без конца, что кобыла без хвоста. От свиньи визгу много, а шерсти нет. От него проку  что с козла молока. И комар лошадь свалит, коли волк пособит Сказал бы словечко, да волк недалечко. Сделал дело: обул корову в лапти. Будут овцы целы, коли волк стережет. На коне сидит, а коня ищет. Пустили козла в огород! Пошла свинья в огородницы. Чист молодец – ни коз, ни овец.Конь не свой, погоняй, не стой! На чужой лошадке не наездишься. Дареному коню в зубы не смотрят. ЗАГАДКИ 1. Стройный быстрый, рога ветвисты     Пасется весь день, зовется… (олень). 2. Трав копытами касаясь,     Ходит по лесу красавец,     Ходит смело и легко,     Рога раскинув широко. (Олень, лось.) 3. Боится зверь ветвей моих,     Гнезд не построит птица в них,     В ветвях краса и мощь моя.     Скажите быстро, кто же я?                                      (Лось, олень.) 4. Заплелись густые травы,     Закудрявились луга,     Да и сам я весь кудрявый,     Даже завитком рога. (Баран.) 5. По лужайке с травкою     Я хожу и чавкаю.     У забора с дыркою     Я стою и фыркаю.     У реки с осокою     Я лежу и чмокаю. (Свинья.) 7. Ходит бочка, хвост крючком,     Роет землю пятачком,     А рядышком бочонки:     Мальчишки и девчонки.     И тоже с пятачками,     И хвостики крючками.                        (Свинья с поросятами.) 8. Это кочка? Нет, не кочка.     Это бочка? Нет, не бочка.     Может, тыква с хвостиком     Забежала в гости к нам? (Свинья.) 9. В дверь вошло животное, 10. Раннее утро… уходят рога       Тихо мыча, в заливные луга:       Травы щипать        И неспешно пастись –       Вкусным парным        Молоком запастись. (Корова.) 11. С бородой на свет явился       И ни разу не побрился. (Козел.) 12. Я видел когда­то, я видел, ребята,       Как дедушка с внуком бежали куда­то.       И дед бородатый, и внук бородатый.                                                      (Козел.) 13. Пашет землю трактор,       Трактор без колес.        Для него горючее – сено и овес.                                      (Лошадь.) 14. Я выше собаки и ниже коня.       Подумай, наездник,        И вспомни меня! (Осел.) 15. В этом доме спят на соломе,       Едят, стоя, сено сухое,        А если сердиты,        Лягнут копытом!                                      (Конюшня.) 16. Отгадай­ка –        Кто таков? –        У меня под шубой плов? (Баран.) 17. Это кто ж такой игривый       Так несется, что есть сил,        И, плеща волнистой гривой,       Хвост по ветру распустил? (Конь.) 18. Примчались к речонкеДо того голодное:     Съело веник и метлу,     Съело коврик на полу,     Занавески на окне     И картинку на стене.     Со стола слизнуло справку     И опять пошло на грядку. (Коза.)       Водицы напиться        В кудрявой шубенке        Четыре копытца.        Рожки наклонили,       Ножки подломили.        Полакали – и бегом        К маме заспешили. (Ягненок.) 19. Сел Егор между гор.        Говорит: «А ну­ка, горы,        Молодца свезите в город!» (Верблюд.) 20. Похожий на пони,       Но слишком ушастый,       И с места не сдвинешь –        Упрямец ужасный! (Осел.) 21. Угадайте, что за зверь я –        У меня на лбу деревья? (Олень, лось.) 22. Горбоносый, длиннорогий,       Великан ветвисторогий.       Ест траву, кустов побеги,       С ним тягаться трудно в беге. (Лось.) 23. Ее скрывает, словно маска,       От всех защитная окраска.       Размечена, как переход,       Она по Африке идет. (Зебра.) ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ 1. Название местной антилопы? (Сайгак.) 2. Основная пища всех копытных? (Трава.) 3. Исключение? (Кабан, домашняя свинья – всеядны.) 4. Кого вы заведете – овцу или козу? (Коза – молочное животное.) 5. Враги диких копытных? (Крупные хищники, дикие кошки.) 6. Цепи питания? (Трава – копытное – хищник.) 7. У кого из копытных нет рогов? (У свиньи, бегемота, осла, зебры.) 8. Кто из копытных не является жвачным? (См. выше.) 9. Каких ты знаешь антилоп? (Жираф, куду, канна, импала, гну.) 10. Название горного барана? (Муфлон – на юге Европы, архар – в Азии.)11. Название дикого быка? (Тур, зубр, буйвол, бизон, зебу, як.) 12. Название дикого кабана? (Вепрь, бородавочник, пекари.) 13. Предок домашней козы? (Безоаровый козел.) 14. Каких знаешь оленей? (Пятнистый, благородный, северный и лось.)  15. Чем питается лось зимой? (Ветками, прутьями, побегами.) 16. Название дикой лошади? (Тарпан, лошадь Пржевальского.) 17. Название дикого осла? (Кулан.) 18. Название американской одичавшей лошади? (Мустанг.) 19. Африканская дикая лошадь? (Зебра.) 20. Самая высокая антилопа? (Жираф.) 21. Самый маленький олень? (Кабарга.) НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ 1. Хронометрированный план­конспект сценария. 2. Карточки с заданиями, скороговорками. 3. Карточка судьи (3–4 экземпляра). 4. Иллюстрации, таблицы. 5. Украшения для кабинета. 6. Бумага и карандаши для ответов. 7. Поощрительные и утешительные призы.