В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВН: «МОРЕ»
То волной ленивой плещет,
То под ветром чуть трепещет,
То как зеркало лежит,
Ослепительно блестит.
То вдруг яростно ревет
И, ревя, веревки вьет,
И на берег их бросает,
И сейчас же в клочья рвет!
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем на Земле, но морей и океанов на нашей планете гораздо больше,
чем суши. Люди к этому давно привыкли, возят по морю грузы, ловят рыбу,
добывают водоросли, моллюсков и крабов. Кажется, что богатства морей
неисчерпаемы. Но со временем все меньше и меньше рыбы попадает в сети,
исчезают стада дельфинов… В море попадает слишком много мусора, ядовитых
отбросов, нефти. Портятся песчаные пляжи, гибнут рыбы и морские птицы.
Становится ясно, что необходимо охранять и спасать море и его обитателей.
Глубоко на дне моря также есть много животных, которые не плавают, не
ползают, а сидят всю жизнь неподвижно на одном месте и терпеливо ждут, когда
пища сама приплывет по течению. Например, мягкие щупальца актиний ловят
проплывающих мимо рачков, мелких рыбок.
Таинственный мир океана почти столь же мало изучен, как космос. На
биологических станциях работают ученые, исследующие подводный мир, его
удивительные прекрасные сады, голубой сумрак подводных пещер и гротов с
животными, похожими на цветы, яркими звездамихищницами, рыбами
невидимками и другими чудесами загадочных морских глубин.
Сегодня мы поговорим о самых популярных морских обитателях.
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ (ПЛАН)
(в скобках – регламент)
Вступление ведущего или педагога (5 мин).
1. Конкурс капитанов: они тянут билетыбейджики и описывают
изображенных на них животных, затем обмениваются загадками (10 мин).
2. Конкурсразминка: скороговорки и пословицы о грызунах (10 мин).
3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин).4. Конкурс загадок (10 мин).
5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать животное) (5 мин).
7. Викторина (вопросы 1–10) (15 мин).
8. Конкурсконцерт (10 мин).
9. Подведение итогов (5 мин).
10. Вручение призов (5 мин).
Демонтаж украшений кабинета детьми, ответственными за оформление (5
мин).
ИТОГО: 90 мин.
На следующем занятии кружка – подробный анализ КВН.
ПРИМЕЧАНИЯ
10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру
более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов.
Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше
задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или
4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри.
При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу
после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать с команды баллы за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов.
Анализ на следующем занятии.
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного планасценария.
2. Выдача домашнего задания командам.
3. Изготовление бейджиков с изображением морских животных.
4. Изготовление украшений для кабинета.
5. Назначение ответственных оформителей.Проведение игры (план).
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (по бейджикам; загадки).
2. Конкурсразминка: скороговорки, пословицы.
3. Конкурс домашних заданий (экоплакатов).
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов.
7. Викторина.
8. Конкурсконцерт.
9. Подведение итогов.
10. Вручение призов.
Демонтаж украшений кабинета.
КАРТОЧКА СУДЬИ
Очки команды 1
Очки команды 2
№
п/п
1 Конкурс капитанов:
Наименование конкурса
– бейджики;
– загадки
2 Разминка:
– скороговорки;
– пословицы
3 Домашнее задание: экоплакат
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов: «Чей портрет?»
(узнай животное)
7 Викторина
8 Конкурсконцерт
Штрафные очки
ИТОГИ
Командапобедитель
Лучший капитан№
п/п
Наименование конкурса
Очки команды 1
Очки команды 2
Лучший игрок
ФИЗПАУЗА
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
СЧИТАЛКА
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря!
Потому что много ног,
Заплутал в них осьминог!
СКОРОГОВОРКИ
1. Плыла акула, мчалась акула,
Медузу сглотнула – глазом не моргнула!
2. Морские коньки подвижны, забавны, легки!
3. Ночью к скалам прибило прибоем очень старый пиратский фрегат.
4. Сделал грабли крабу краб:
Поскорее гравий грабь!
5. Говорлива и вольна за волной бежит волна.
6. Легка и послушна яхта моя,
Я бороздить на ней буду моря.
ПОСЛОВИЦЫ
1. Горе – не море, пройдет, отболит!
2. За морем телушка – полушка, да рубль перевоз!
3. Грозилась синица все море поджечь!
4. Пьяному море по колено, а лужа по уши!
ЗАГАДКИ
Гордится он усами
И грозными клыками.
И на дне морском глубоком,
И у самых береговОн в Арктике живет,
Где снег вокруг и лед. (Морж.)
Он лежит на льдине,
Словно на перине,
Вставать он не торопится, –
Жирок под шкурой копится. (Тюлень.)
Он находчив и смышлен,
Говорить умеет он,
В тишине морских глубин
Смело плавает… (дельфин).
Зверь огромный на рыбалку
Не спеша идет, вразвалку,
Чует белый рыболов,
Что богатый ждет улов! (Медведь.)
Рассекая носом волны,
Этот зверь плывет огромный.
Дышит громко великан,
А над ним – воды фонтан! (Кит.)
Круглый панцирь сбит добротно,
В глазках светятся огни,
По бокам прижались плотно
Две тяжелые клешни. (Краб.)
Я забавней всех на свете:
Я живу в бронежилете! (Краб.)
Средь нас есть молот и пила,
Средь нас есть меч и есть игла,
Но в воде не тонем мы –
Мы игривы и смелы. (Рыбы.)
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал! (Морской еж.)
Всё ко дну я прижимаюсь
В темноте морских глубин,
Незаметной быть стараюсь –
Превратилась в плоский блин. (Камбала.)
Мы – животные морские,
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов? (Скат.)
Она зубаста и сильна,
Морская хищница она,
В море синее нырнула,
Лишь хвостом своим мелькнула.
(Акула.)
Этот кит, зубастый кит,
Длинным рогом знаменит.
У холодных снежных скал
Обитает кит… (нарвал).
Хищный кит открыл свой рот:
За кальмаром он нырнет!
Кит зовется... (кашалот).
У меня клешня похожа
Неспроста на пистолет:
Пусть водой, но громко всё же
Я стреляю с малых лет. (Креветка.)
Плывёт туда, плывёт сюда.
Её не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может «диньдиньдон».
(Медуза.)
Надвое волну рассечь
Попыталась рыба... (меч).
День за днем и год за годом
Я в пути и ем, и сплю –
Я на днищах пароходов
Путешествовать люблю. (Мидия.)
У рыбы той 3 глаза, 125 зубов,
Сама похожа на ужа,
Но нападает на китов! (Минога.)
Пять морских ежей схватила
Я в подводной глубине
И, спокойно проглотив их,
Ярче вспыхнула на дне.Для китов – опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос! (Касатки.)
Я заботливый папаша –
Спрячу в сумке деток наших.
(Морской конек.)
Белоснежный парашют
Волны к берегу несут. (Медуза.)
(Морская звезда.)
Что за рыба? Не робея,
Не боясь любых угроз,
Огрызаться зло умеет,
Как дворовый страшный пёс.
(Морская собака.)
Мы плывем и мы летаем,
Над водой стрелой сверкая!
(Летучие рыбы.)Не спортсмен, но уверяю:
Средь зверей мне равных нет,
Глубже всех на дно ныряю
За кальмаром на обед! (Кашалот.)
Мчится быстрая ракета,
Выпрыгивая часто из воды.
Как зовётся рыба эта,
Дай ответ скорее ты! (Кефаль.)
Через мореокеан
Плывёт чудовеликан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту! (Кит.)
То взрежет волны, словно крейсер,
Разгонит их блестящий строй,
То, словно вынырнувший гейзер,
Сверкнёт дымящейся струей. (Кит.)
Круглый панцирь сбит добротно.
В глазках – светятся огни.
По бокам прижались плотно
Две тяжёлые клешни. (Краб.)
Чешуёйогнём сверкая,
Мы краснымкрасны всегда,
Там, где ходит наша стая,
Кажется – горит вода! (Нерка.)
По дну ползёт паук –
Восемь ног и пара рук.
В руках клещи, в глазах испуг. (Краб.)
Что за звери это всё же?
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи – так похожи! –
На кусты густых цветов.
(Морские анемоны.)
Я живу в морях обширных,
Похвалиться не боюсь:
Только я целебным жиром
Больше всех с людьми делюсь.
(Треска.)
Они прекрасны, как цветы,
Они ветвисты, как кусты,
И кораблю опасны
Средь ноченьки ненастной!
(Кораллы.)
Эта рыбка не ныряет,
Не порхает, не летает,
Она прыгает и скачет,
В ил от солнца тело прячет!
(Илистый прыгун.)
Закат встречая и восход,
И день и ночь, за годом год,
По океану вдаль плывет,
Ногамиластами гребет. (Черепаха.)
Лучистая красавица
Аппетитом славится:
Все, что в море упадет,
Подберет и сунет в рот!
(Морская звезда.)
ВИКТОРИНА
1. Перечисли моря России.
(Белое, Черное, Балтийское, Азовское,
Каспийское, Баренцево, Карское, море Лаптевых, ВосточноСибирское,
Берингово, Охотское, Японское.)
2. В какое море впадает Дон? Волга? (Дон – в Азовское, Волга – в
Каспийское.)
3. Каких рыб называют красными? (Лососевых – за цвет мяса и икры.)4. Чем питаются касатки? (Один вид – рыбой, другой – тюленями, даже –
китами.)
5. Как называется краблюбитель кокосов? (Пальмовый вор.)
6. Как правильно называется морская капуста? (Ламинария.)
7. Кого называют морским медведем? (Белого медведя.)
8. Чем питается белый медведь? (Тюленями.)
9. Чем питается кашалот? (Кальмарами.)
10. Кого из морских животных называли русалками?
(Дюгоней и
ламантинов.)
11. Как называют новорожденных детенышей тюленя? (Белек.)
12. Кто из морских рыб на нерест идут в реку? (Осетровые и лососевые.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.
2. Карточки с заданиями, скороговорками.
3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
4. Плакаты, таблицы, глобус.
5. Листки бумаги и карандаши для ответов.
6. Домашние задания (рефераты, плакаты).
7. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.