Методическая разработка КВН: «Насекомые»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 15.docx
Методическая разработка КВН: «Насекомые» ВВЕДЕНИЕ На нашей планете жизнь наиболее богато воплотилась в форме маленьких и всюду окружающих нас насекомых. Их два миллиона видов – больше, чем всех остальных животных и растений, вместе взятых. Насекомые   обладают   необыкновенным   разнообразием   форм   и   массой различных   сложнейших   и   таинственных   приспособлений,   разноликим   образом жизни. Они способны обитать в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде, всюду: от холодных полярных льдов до жарких тропиков. От насекомых зависит вся остальная органическая жизнь Земли. Но мы об этом не подозреваем, так как очень мало еще знаем насекомых. О том, кто они такие, как живут, кто из них вреден,   а   кто   полезен,   еще   предстоит   узнать.   Насекомые   небезразличны   для человека. С вредными он должен бороться, полезным – помогать. Последние годы насекомыми горячо заинтересовались физики, биофизики, бионики…   Ведь   насекомые   –   обладатели   неисчислимого   множества совершенных   и   загадочных   приспособлений,  копируя   которые   человек   может обогатить технику новыми аппаратами. Конечно, мы не раз встречали и майского жука, и бабочку­капустницу, и тлей. Но как много других, более редких насекомых! А именно они хранят массу неразгаданных тайн! Кого  только  нет  среди  этих  животных!  Здесь  и  полезные, уничтожающие насекомых­вредителей,   и   обитатели   почвы,   участвующие   в   процессе почвообразования, и опылители растений, и поставщики ценных продуктов. Но не   меньше   полезных   насекомых   известно   и   насекомых­вредителей.   Потери урожая от них достигают одной трети!  Польза, получаемая нами от насекомых, могла бы быть гораздо больше, а вред – значительно меньше, если бы мы глубже познали их жизнь, сумели оценить всю   сложную   цепь   взаимоотношений   между   ними   и   другими   животными, растениями. Сегодня   у   нас   КВН   –   это   командное   соревнование,   когда   все   задачи решаются сообща, методом «мозгового штурма». Каждый должен проявить свои способности, а задача капитана – быстро выбрать лучшее решение. Поэтому мы начинаем с выбора капитана. Это значит, что вы проголосуете сейчас за самого уважаемого вами товарища, которому согласны подчиниться во все время игры.Без этого не будет дисциплины, значит, не получится и КВН. Все вопросы и недоразумения мы обязательно обсудим, но после игры. Счет пойдет на секунды: на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд. СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ. ПЛАН (в скобках – регламент) Вступление ведущего или педагога (5 мин). 1. Конкурс капитанов. Капитаны команд тянут билеты­бейджики и описывают изображенных на них насекомых, затем обмениваются загадками (№ 1–6) и вопросами (№ 1–6) (10 мин). 2. Конкурс­разминка: считалки, скороговорки и пословицы о насекомых (10 мин). 3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин). 4. Конкурс загадок (№ 7–17) (10 мин). 5. Конкурс физпауз (5 мин). 6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать насекомого) (5 мин). 7. Конкурс вежливости: найти добрые слова для друга, попавшего в беду (5 мин). 8. Конкурс­игра «Экоручеек» (10 мин). 9. Викторина (вопросы 1–10) (10 мин). 10. Конкурс­концерт (10 мин). 11.   Подведение   итогов.   Вручение   призов.   Демонтаж   украшений   кабинета ребятами, ответственными за оформление (10 мин). ИТОГО: 90 мин. 12. На следующем занятии кружка – подробный анализ соревнования. ПРИМЕЧАНИЯ 10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов. Наличие   болельщиков   резко   ухудшит   дисциплину,   поэтому   лучше задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или 4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри или ассистенты. При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков. Лучший способ добиться тишины в зале – снимать баллы за шум.ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ Подготовительный этап. Оформление кабинета. Проведение игры по сценарию. Подведение итогов конкурсов. Вручение призов. Анализ на следующем занятии. Подготовительный этап. 1. Разработка хронометрированного плана­сценария. 2. Выдача домашнего задания командам. 3. Изготовление бейджиков с изображением насекомых. 4. Изготовление украшений для кабинета. 5. Назначение ответственных оформителей. Проведение игры (схема сценария). Вступление ведущего, инструктаж судей. 1. Конкурс капитанов (по бейджикам). 2. Конкурс­разминка. 3. Конкурс домашних заданий (плакатов). 4. Конкурс загадок. 5. Конкурс физпауз. 6. Конкурс эрудитов. 7. Конкурс вежливости. 8. Конкурс­игра «Экоручеек». 9. Конкурс­викторина. 10. Конкурс­концерт. 11. Подведение итогов. Вручение призов. Демонтаж украшений кабинета. КАРТОЧКА СУДЬИ Наименование конкурса № п/п 1 Конкурс капитанов 2 Разминка: считалочки, пословицы,  Очки команды 1 Очки команды 2№ п/п Наименование конкурса Очки команды 1 Очки команды 2 скороговорки 3 Домашнее задание: экоплакат 4 Конкурс загадок 5 Конкурс физпауз 6 Конкурс эрудитов:«Чей портрет?» (узнай насекомое) 7 Конкурс вежливых: найди добрые  слова для друга в беде 8 Конкурс­игра «Экоручеек» 9 Конкурс­викторина 10 Конкурс­концерт ИТОГИ Команда­победитель Лучшая капитан Лучший игрок СКОРОГОВОРКИ На окошке крошку­мошку ловко ловит лапкой кошка. Мед медведь в лесу нашел – мало меда, много пчел. Слишком много ножек у сороконожек. Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил. У полосатой у осы талия без пояса. У осы не усы, не усищи, а усики. ПОСЛОВИЦЫ 1. Осенняя муха злей кусает. 2. Трутни горазды на плутни. 3. Муравей не велик, а горы роет. 4. Вошь, что заемный грош, спать не дает. 5. Долги что моль в меху – съедят и богатого. 6. Нужда – паук, а заемщик – муха. 7. И большой таракан не мерину чета.8. Клещ не вещь, где упал, там пропал. 9. Зарылся, как жук в навоз. 10. Не дам мошке сесть, пылинке лечь. 11. Кудри не мудры, да вши хороши. 12. Неотвязчив, как муха.  13. Назойлив, что муха, и стыда во лбу нет. 14. Пристанет, как муха на сон грядущий. 15. Люди рады лету, а пчела цвету. 16. И комар коня свалит, коли волк пособит. 17. Лови, паук, мух, пока ноги не ощипаны! 18. Цвет пчелкам, а мед женкам. 19. Падок соловей на таракана, а ты на лесть 20. Не напастись на комара пива – и пьет, и хлебает. 21. Жуку нора привычна. 22. Была бы шуба, а вши найдутся. 23. На красный цветок летит и мотылек. 24. На всякий цветок пчелка садится, да не с каждого взятку берет. 25. В степи и жук – мясо. 26. И большой таракан не лошади чета. 27. Не видала Москва таракана – эка невидаль! 28. Трус и таракана сочтет за великана. 29. Мошка – крошка, да коня заест. 30. Всяк сверчок знай свой шесток! СЧИТАЛКИ Жук жужжит в жестяной банке, Жук не может жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Отпусти скорей жука! 1, 2, 3, 4, жили мушки на квартире. К ним повадился сам­друг Крестовик – большой паук. 5, 6, 7, 8, паука мы вон попросим: К нам, обжора, не ходи! Ну­ка, Машенька, води! Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял, Сколько дел он натворил: Даже шершня разбудил! Чок­чок, чубучок, У березы был сучок. Не точил его жучок, Не жучок, не червячок. Только Филя­дурачок Обмусолил тот сучок! ФИЗПАУЗЫ­МИНУТКИПрилетела стрекоза, Как горошины глаза, А сама как вертолет – Влево­вправо, взад­вперед. Раз­два­три, улетайте, комары! Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Травушку покушаем, Тишину послушаем. Ну­ка, прыгай высоко, И бесшумно, и  легко! Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, На высокие деревья И на низкие кусты. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, А четыре – улетела! ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ 1. Бегает над нами     Вверх ногами,     Ничего не страшится      И упасть не боится! (Муха.) 2. Стоит хлевец на тысячу овец.                                         (Улей.) 3. Вот они под старой елью     Всем семейством строят дом.     Ни одной сухой хвоинки     Не осталось на тропинке! (Муравьи.) 4. Красненький Никитка      В щелочку глядит. (Таракан.) 5. Не троллейбус, а с усами,     И не лифт, а вверх ползет.     Он летит под небесами     И гудит, как самолет. (Жук.) 6. В малых чашках     Сладкая кашка. (Соты с медом.) 7. Не найдешь у нас пилы,     Не рубили мы стволы,     Не строгали топором,     А под елью вырос дом! (Муравьи.) 8. Серый хоботок      Уткнулся  в потолок. (Муха.) 13. Чтоб росли        Быстрей травинки,       Он в земле торит тропинки.       Если роет глубоко,       Лугу дышится легко.                                    (Дождевой червь.) 14. Возле носа вьется,        Да в руки не дается. (Комар, муха.) 15. Над цветком порхает, пляшет,       Веерком узорным машет. (Бабочка.) 16. Он сети, как рыбак, готовит,       Но рыбы никогда не ловит. (Паук.) 17. Надоел жуку гамак,       Да не вырваться никак! (Паутина.) 21. Может он в орех залезть,       Все вкусное в нем съесть! (Червяк.) 22. Мой хвост        Не отличишь от головы,       Меня в земле        Всегда найдете вы.                                  (Дождевой червяк.) 23. Пришли работники       Без топоров,       Срубили избу без углов. (Муравьи.)9. Они к осени желтее,     Полосатее и злее.     Видно, бабушкин компот     Им  покоя не дает! (Осы.) 10. Что за город        Крылатого племени? (Улей.) 11. Рыж, да не конь,       Усат, да не кот,       И дома не любят,       И на базаре не купят. (Таракана.) 12. Среди веток висит сито,        Не руками оно свито. (Паутина.) 24. Летит мохнатенький       На луг за сладеньким. (Шмель.) 25. На лугу живет скрипач,         Носит фрак и ходит вскачь.                                         (Сверчок.) 26. Не моторы, а гудят,       Не пилоты, а летят,        Не пчелы, а жалят. (Осы.) 27. В лесу у пня суета, беготня,       Народ рабочий весь день хлопочет.                                         (Муравьи.) 28. Ты берегись меня, не то       Я съем и платье, и пальто. (Моль.) 29. Кто над нами        Вверх ногами        Ходить не страшится,        Упасть не боится? (Муха.) 30. В зеленых мундирах       В траве на лугах        Живут музыканты        На длинных ногах. (Кузнечики.) 31. Пчелка, маленькая крошка,       Что несешь с собой на ножках?                                         (Пыльцу.) 32. Волосата, зелена       В листьях прячется она.       Хоть и много ножек,       Убежать не может. (Гусеница.) 33. На вид, конечно,       Мелковаты,        Нно все, что можно,       Тащат в дом.       Неугомонные ребята,        Вся жизнь их связана с трудом.                                         (Муравьи.) 34. На травинке возле ног       Заметался огонек,        Но недолго он горел –       Ветер дунул – улетел. (Бабочка.) 35. Разрешенья не спросил,        Подлетел и укусил! (Комар.) 36. На цветок пахучий       Сел цветок летучий. (Бабочка.) ВИКТОРИНА Виды   стрекоз?  (Красотка,   стрелка,   коромысло,   дозорщик­император, бабка, лютка и др.) Враги насекомых? (Птицы и насекомые­хищники.) Где   зимуют   бабочки?  (Одни   –   в   щелях,   другие   –   улетают   на   юг,   а большинство – в виде куколки.)Для какого насекомого устраивают заповедники? (Шмеля.) Какого жука специально разводят? (Красотела пахучего.) Какая бабочка умеет пищать? (Бражник.) Каких бабочек надо беречь?  (Махаона, подалирия, мнемозину, голубянку, медведицу, аполлона, бражника и др.) Как называется гигантская оса? (Сколия.) Каких ты знаешь муравьев? (Домашние, рыжие, черные хищные.) Какую   бражника.)   называют     бабочку     «мертвая     голова»?    (Разновидность Какие насекомые ткут шелковую нить? (Тутовый шелкопряд.) Кого называют толстун степной? (Редкого бескрылого кузнечика.) Какую пользу приносят жуки красотел и жужелица? (Они – хищники, едят вредителей.) Кто   пострадает   от   гибели   комаров?  (Рыбы,   лягушки   и   те,   кто   ими питается.) Какую     пользу     принесла     человечеству     плодовая   мушка­дрозофила? (Научные опыты в генетике.) Каких жуков надо беречь? (Божью коровку, жужелицу, красотела, оленя и др.) Назови насекомых­хищников. (Богомол, жужелица, красотел и др.) Назови перелетных бабочек. (Адмирал и монарх.) Назови   насекомых   Красной   книги   области.  (Богомол,   жужелица, красотел,   носорог,   олень,   сколия,   бронзовка,   бабочки   махаон,   адмирал, медведица­госпожа, бражник, павлиноглазка и другие.) Назови самую крупную местную бабочку. (Подалирий.) Назови самого крупного местного жука. (Жук­олень.) Назови   10   местных   бабочек.   зорька, лимонница, подалирий, адмирал.)   медведица­госпожа,  (Павлиноглазка,   репейница,   капустница,   голубянка,   перламутровка, Чем питаются стрекозы? (Комарами, мошками.) Чем питаются ночные бабочки? (Нектаром ночных цветов.) Чем полезны муравьи? (Питаются личинками вредителей, тлей.) Чем питаются комары? (Самки – кровью, самцы – нектаром цветов.) НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ 1. Хронометрированный план­конспект сценария соревнования.2. Карточки­бейджики с изображением насекомых. 3. Карточки с заданиями, засушенные насекомые. 4. Карточка судьи (3–5 экземпляров). 5. Плакаты и стенгазеты, таблицы по теме. 6. Гирлянды и шары для украшения кабинета. 7. Листки бумаги и карандаши для ответов. 8. Карандаши для судей. 9. Подготовленные домашние задания команд (плакаты). 10. Поощрительные и утешительные призы всем участникам соревнования, в том числе и судьям (блокноты, фотоальбомы, книги, конфеты, сувениры).