В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка КВН: «Наши птицы»
ВСТУПЛЕНИЕ
Человек рожден для счастья, как
птица для полета.
А. М. Горький
Из всех животных, живущих с нами на одной планете, эти удивительные
существа – птицы – всегда особенно волновали людей. Они вызывали
вдохновение у поэтов и восхищение у влюбленных, а у изобретателей –
горячее желание смастерить техническое приспособление для полета. И, хотя
человечество уже далеко продвинулось в этом направлении, изобретены и
самолет, и планер, и дельтаплан, поиски продолжаются. Человеку хочется
сделать полет таким же органичным – простым и естественным – как у птицы,
парящей безмятежно и свободно без всяких технических приспособлений
Так кто же они такие, птицы? Очень разные, очень интересные и до сих пор
малоизученные существа со множеством нераскрытых тайн! Мы только слегка
прикоснулись к их миру, и теперь давайте поиграем, вспомним те удивительные
факты, которые успели узнать.
Знаете ли вы, например, что в одном из городов США поставлен памятник
воробью – за спасение посевов в полях и огородах от нашествия полчищ
гусениц? А вот в Китае однажды решили избавиться от воробьев, считая, что они
уничтожают слишком много риса. В один день, в один час тысячи людей в
городах и селах вышли на улицы и в поля и начали гонять этих птиц, не давая им
присесть передохнуть. От усталости и изнеможения птицы замертво стали падать
на землю. Казалось бы, теперь спасены многие тонны зерна. Но через два года
выяснилось, что теперь катастрофически размножились огромные полчища
насекомых, нанося зерновым непоправимо большой ущерб. И воробьев пришлось
ввозить из других стран!
В нашей стране однажды объявили кампанию по борьбе с хищными птицами.
Большинство из них – совы, кобчики, пустельги. А их добычей являются
мыши, суслики и другие грызуны, наносящие существенный урон урожаю!
Вот как важно знать законы природы.
Наше соревнование – это КВН, где будет много конкурсов, загадок, игр,
требующих находчивости и знаний, а станет ли он веселым – зависит целиком от
вас!КВН – это командное соревнование, а что такое команда? Чем она
отличается от звена или компании друзей? Команда, ребята, – это сплоченный
коллектив, в котором научились решать все сообща, «мозговым штурмом». В нем
каждый выявляет свои таланты, знания, способности. Командир этой команды –
капитан – умело координирует и направляет. Он не берет все на себя и не решает
сам за всех, а умело выбирает лучший ответ. Поэтому мы начинаем с выбора
капитана. Это значит, что вы проголосуете сейчас за самого авторитетного,
уважаемого вашего товарища, которому доверяете и которому согласны
беспрекословно, не споря, подчиняться во время игры. Пусть это будет не
самый эрудированный (то есть знающий) товарищ, сейчас главное – его
авторитет, ваше уважение. Все вопросы и недоразумения мы обязательно
обсудим, но после игры. А теперь счет пошел на секунды: на обдумывание
каждого вопроса – 10 секунд.
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ. ПЛАН
Введение (5 мин).
1. Конкурс капитанов. Капитаны команд тянут билетыбейджики и
описывают изображенных птиц (название, внешний вид, цепи питания,
особенности гнездования). Капитаны обмениваются вопросами или загадками (10
мин).
2. Конкурсразминка: считалки и скороговорки о птицах (10 мин).
3. Домашнее задание: конкурс рефератов (10 мин).
4. Конкурс загадок (№ 1–10) (10 мин).
5. Физпаузаминутка (5 мин).
6. Конкурс эрудитов «Собираем зоопарк» – из певчих, лесных и др.птиц (5
мин).
7. Конкурс «Объясни пословицу» (5 мин).
8. Конкурс «Экомячик».
9. Викторина (вопросы 1–10) (10 мин).
10. Концерт. Ребята декламируют стихи экологического содержания (10
мин).
11. Подведение итогов. Вручение призов. Демонтаж украшений (10 мин).
ИТОГО: 90 мин.
12. На следующем занятии кружка проводим подробный анализ
соревнования: выявляем ошибки и недочеты, чтобы в дальнейшем их избежать.ПРИМЕЧАНИЯ
Максимальное количество конкурсов – 10, но это при тщательной
подготовке и жестком регламенте, а так как нельзя затягивать игру более 1,5
часов, лучше выбрать 6–8 наиболее подходящих конкурсов
Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше
задействовать в игре всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или даже 4
команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри или в помощники.
Подробное описание «экоигр» см.
в методической разработке
«Экоигротека».
При небольшом количестве детей в роли жюри может выступить сам педагог,
сразу после ответа вручая участникам талоны или фантики по числу очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать очки за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов победителям.
Подготовительный этап.
Разработка планасценария.
Выдача домашнего задания.
Изготовление бейджиков.
Изготовление гирлянд.
Назначение оформителей.
Проведение игры.
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (по бейджикам).
2. Разминка: считалки, скороговорки, пословицы.
3. Конкурс рефератов и домашних заданий.
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов: собираем зоопарк.
7. Конкурс «Объясни пословицу».8. Конкурсигра «Экомячик».
9. Викторина.
10. Конкурсконцерт.
11. Подведение итогов и вручение призов.
КАРТОЧКА СУДЬИ
Наименование конкурса
№
п/п
1 Конкурс капитанов
2 Конкурсразминка
3 Конкурс рефератов
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов
7 Объясни пословицу
8 Конкурсигра
9 Викторина
10 Концерт
ИТОГИ
Лучшая команда
Лучший игрок
Лучший капитан
Начинается считалка:
На дубу скворец и галка.
Улетел домой скворец,
И считалочке конец!
Раздватричетырепять,
Собрались мы поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
Очки команды 1
Очки команды 2
СЧИТАЛКИ
Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
Шла кукушка мимо сети,
Вслед за ней малые дети,
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить!
СКОРОГОВОРКИВоробей взлетел повыше – видно все с высокой крыши.
Галка села на забор, гусь завел с ней разговор.
До города дорога в гору, а от города – с горы.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб!
Дятел дерево долбит, целый день кору дробит.
Летели три вороны, черны, пестроголовы.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
На иве галка, на берегу галька.
Орел на горе, перо на орле.
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Скворцы и синицы – веселые птицы.
Цыпленок с курицей пил чай на улице.
ФИЗПАУЗЫМИНУТКИ
Птенцы в гнездышке сидят,
Вниз на травушку глядят,
Полетать они хотят.
Вот немного подрастут
И однажды – упорхнут!
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят и сны глядят.
Лишь сова не спит,
Головой вертит: угу! Угу!
А как мышку углядит,
Вдруг вспорхнет и налетит!
ПОСЛОВИЦЫ
Видно птицу по полету.
На своей улочке храбра и курочка.
Не велика птичка, да Кузьминична.
Кулик не велик, а все ж птичка.
В своем гнезде и сорока не гадит.
Всякая птица свое гнездо хвалит.
Увяз коготок – всей птичке пропасть.
Соколу лес не в диво.
Тетереву вся зима одна ночь.
Летает хорошо, да сесть не умеет.
Летала высоко, да села недалеко.
Пташке ветка дороже золотой клетки.
1. Воробей, снегирь, щегол!
4. Колокольчик в поднебесье
ЗАГАДКИМы для вас накрыли стол!
Как он называется? (Кормушка.)
2. У каменного у дворца
Нет ни входа, ни крыльца! (Яйцо.)
3. Бела, как лен, зелена, как лук,
Сидит, как султан, кричит, как шайтан.
(Сорока.)
Зазвенел над полем: здесь я!
(Жаворонок.)
5. На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой. (Снегири.)
6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто это? (Ворона.)
7. Кто приклеил майским днем
Рукавичку над окном,
Поселил в нее жильцов –
Непоседливых птенцов? (Ласточка.)
8. Днем сидит он, как слепой,
А лишь вечер – за разбой:
Голубей ловить, лягушек
И мышей во тьме ночной. (Филин.)
9. Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает серым своим сюртуком
И шапочкой синей гордится. (Синица.)
10. От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь,
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера – … (снегирь).
11. Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте,
Деревянный дворец,
Как все понимают –
Весна подступает,
И долгой зиме
16. На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец.)
17. Начальничек невелик,
А спать долго не велит. (Петух.)
18. Днем спит, а ночью летает,
Бесшумно летает,
Прохожих пугает. (Сова.)
19. Черный, проворный,
Кричит «крак», он вредителям
Полей – самый первый враг!
(Грач.)
20. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
21. Птичканевеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет:
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
22. Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
23. У этой птицы оперенье
Вызывает восхищенье,Наступает конец. (Скворец.)
12. На вид неказист,
Зато голосист. (Соловей.)
13. Крикливая белая птица
Над синей водою кружится. (Чайка.)
14. Серенькое перышко,
Золотое горлышко. (Соловей.)
15. Врач лесного царства –
Лечит без лекарства. (Дятел.)
Потому что птица эта
Нежнорозового цвета.
(Фламинго.)
24. Она ночная птица,
И ей в дупле не спится.
Всю ночь ей не до сна –
Охотница она. (Сова.)
25. Птичка хвостиком потряхивает,
В землю клювиком заглядывает.
(Трясогузка.)
26. Вы поглядите – очень мило,
Бока белы, а вся черна, увы!
Ей, видно, не хватило мыла,
Чтобы отмыться с ног до головы. (Сорока.)
27. Белые щечки, желтая грудка,
Черненький галстук у ней,
Вредных личинок она уничтожит
И сохранит урожай для людей. (Синица.)
28. Сквозь летние сумерки парка,
По краю искусственных вод,
Красавица птицадикарка,
Как белое диво плывет. (Лебедь.)
29. На скале он строит дом,
Жить не страшно ему в нем:
Хоть опасна высота,
Но какая красота! (Орел.)
30. Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей:
Целый день по полю вскачь,
А зовется птица… (грач).
31. Охотница за осами,
Птица золотистая,
В изумрудной шапочке,
Зоркая и быстрая. (Щурка.)
32. Избушка нова – жильцов нет,
Жилец появится –
Изба развалится. (Яйцо.)
ВИКТОРИНА
1. Какие птицы не летают? (Куры.)
2. Самая большая степная птица. (Орел.)
3. Птицамышелов. (Сова.)
4. Птицарыболов. (Цапля и другие болотные.)
5. Птицазмееяд. (Орелзмееяд.)
6. Лесные птицы, болотные, речные.
7. В чем сходство иволги с кукушкой? (Пища.)
8. Городские, степные птицы.9. Когда Синичкин день? Что он означает?
10. Зачем лебедю длинная шея?
11. Кто объявляет в городе весну? (Синицы.)
12. Какие знаешь сказки о птицах?
13. Кто прилетает весной первым? (Грачи.)
14. Кто улетает первым осенью? (Ласточки.)
15. Кто прилетает позже всех? (Ласточки.)
16. Как защищается удод? (Зловонной струей.)
17. Голос удода. (Кукуку… кукуку…)
18. Название науки о птицах. (Орнитология.)
19. Птицапчелоед. (Щурка.)
20. Хищные птицы. (Сокол, орел, ястреб и др.)
21. Птичий комплимент? (Орел, сокол, ласточка, воробышек.)
22. Чье перышко? (Показать голубиное, воронье и т. п.)
23. Чья лапка? (Показать рисунки с изображением лапок.)
24. Чья добыча? (Мышь, колос, лягушка, рыбка, комар.)
25. Городская птицасанитар. (Ворона.)
26. Птицастервятник. (Ворон.)
27. Певчие птицы. (Соловей, чиж, щегол, овсянка и др.)
28. Птицаврач. (Дятел.)
29. Самая быстрая птица. (Стриж.)
30. Птицаткач. (Ткачик.)
31. Зачем птицы поют? (Обозначают свой гнездовой участок.)
32. Гнездо стрижа. (Норка.)
33. Гнездо ласточки. (Слюна, глина.)
32. Из чего гнездо кукушки? (У нее нет гнезда.)
33. Птицы Красной книги. (Журавль, аист, дрофа, орел, стрепет, скопа и
др.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.
2. Карточкибейджики с изображением птиц.
3. Карточки с заданиями, перья птиц, кассета «Голоса птиц».
4. Карточка судьи с перечнем конкурсов (3–5 шт.).
5. Плакаты и стенгазеты по теме.
6. Гирлянды, флажки для украшения кабинета.7. Бумага и карандаши для ответов.
8. Рефераты и другие домашние задания.
9. Поощрительные и утешительные призы.