Методическая разработка квн: «ОБИТАТЕЛИ ПУСТЫНЬ»
…Но ни единым взглядом не моля,
«Вперед, вперед!» – сожженными губами,
Пока обетованная земля
Большим горбом не встанет над горбами!
М. Цветаева
ВВЕДЕНИЕ
Пустыня – это желтое и голубое. Пески и небо. Земля, опаленная солнцем. Всюду одинаковые песчаные холмы – барханы. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. В пустыне все непривычно и непонятно. Топкие болота, засыпанные солью, – солончаки. Озера без воды. Деревья, не дающие тени. Воздух, обжигающий губы.
Пустыня – это загадочный и смертельно опасный мир, где на каждом шагу подстерегает гибель – от жажды, от укуса змеи или скорпиона, от солнечного удара… Очень опасно в пустыне заблудиться – ведь запас воды ограничен и, пока найдешь дорогу, можно погибнуть! А в какую сторону ни глянь, – тянутся унылые песчаные холмы – барханы. Дрожит раскаленный воздух и начинает мерещиться далекое озеро и зеленый оазис вокруг, но это всего лишь мираж!
Местность кажется совершенно безжизненной, однако это не так – просто все живое попряталось в норки, закопалось в песок под корни саксаула или верблюжьей колючки, кактуса или вельвичии и лишь ночью выбирается на поверхность. Немало самых разных животных обитает в пустыне, приспособившись к ее суровым условиям: это многочисленные виды ящериц и насекомых, пауков и скорпионов; это грызуны – песчанка, даман, прыгунчик и тушканчик; это хищники – сурикаты, шакалы, гривистые волки, сервалы и пустынные лисички фенеки; это птицы – воробей, зуек и гриф; наконец, есть и копытные обитатели: антилопы орикс, доркас, аддакс, джейран, гривистый баран, верблюды дромадер, бактриан, лама, викунья и др. Только обитают они, конечно, на разных континентах, в разных пустынях планеты: Гоби, Наска, Сонора, Атакама, Каракумы, Сахара, Намиб.
Следует помнить, что не только засушливый климат стал причиной появления пустынь – зачастую в этом виноват человек: неумеренный выпас скота, чрезмерный расход воды на орошение полей, вырубка растительности – вот что ведет к гибели цветущего края, превращению его в пустыню.
Сохранились доисторические наскальные рисунки на стенах пещеры в пустыне Намиб и фрески в Тассили-Анжере (Сахара), изображающие слонов и буйволов среди пальм – значит, в древние времена там буйно росла зелень…
Наши заволжские степи постоянно подвержены засухе, суховеям и песчаным бурям. Если не беречь природу, неумело хозяйствовать в нашем краю рискованного земледелия, то его можно навсегда утратить, погубить, как погубили Аральское море, – на его месте лишь остались торчать из песка ржавые остовы кораблей…
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ
Введение (5 мин).
1. Конкурс капитанов. Капитаны команд тянут билеты-бейджики и описывают изображенных на билетах животных пустыни (название, внешний вид, цепи питания, особенности). Капитаны обмениваются вопросами или загадками (10 мин).
2. Конкурс-разминка: считалки и скороговорки о птицах (10 мин).
3. Домашнее задание: конкурс рефератов (10 мин).
4. Конкурс загадок (10 мин).
5. Физпауза-минутка (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (5 мин).
7. Конкурс «Объясни пословицу» (5 мин).
8. Конкурс «Экомячик».
9. Викторина (10 мин).
10. Концерт. Ребята декламируют стихи экологического содержания (10 мин).
11. Подведение итогов. Вручение призов. Демонтаж украшений (10 мин).
Итого: 90 мин.
12. На следующем занятии кружка проводим подробный анализ соревнования: выявляем ошибки и недочеты, чтобы в дальнейшем их избежать.
ПРИМЕЧАНИЯ
Максимальное количество конкурсов – 10, но это при тщательной подготовке и жестком регламенте. А так как нельзя затягивать игру более 1,5 часов, лучше выбрать 6–8 наиболее подходящих конкурсов
Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше задействовать в игре всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или даже 4 команды.
Старшеклассников лучше назначить в жюри или в помощники.
(Подробное описание различных игр см. в методической разработке «Экоигротека».)
При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу после ответа вручая талоны или фантики по числу очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать очки за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов победителям.
Подготовительный этап.
Разработка плана-сценария.
Выдача домашнего задания.
Изготовление бейджиков.
Изготовление гирлянд.
Назначение оформителей.
Проведение игры.
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (описание по бейджикам).
2. Разминка: считалки, скороговорки, пословицы.
3. Конкурс рефератов и домашних заданий.
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов: собираем зоопарк.
7. Конкурс «Объясни пословицу».
8. Конкурс-игра «Экомячик».
9. Викторина.
10. Конкурс-концерт.
11. Подведение итогов и вручение призов.
КАРТОЧКА СУДЬИ
№ |
Наименование конкурса |
Очки команды 1 |
Очки команды 2 |
1 |
Конкурс капитанов |
|
|
2 |
Конкурс-разминка |
|
|
3 |
Конкурс рефератов |
|
|
4 |
Конкурс загадок |
|
|
5 |
Конкурс физпауз |
|
|
6 |
Конкурс эрудитов |
|
|
7 |
Объясни пословицу |
|
|
8 |
Конкурс-игра |
|
|
9 |
Викторина |
|
|
10 |
Концерт |
|
|
|
ИТОГИ |
|
|
|
Лучшая команда |
|
|
|
Лучший игрок |
|
|
|
Лучший капитан |
|
|
СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ
1. Ящерку я раз ловил, Страх меня остановил! А чего же мне бояться? Хвостик может оторваться! (Раз-два-три, ящерка, беги!) 2. Лев комарика ловил, Лапой лоб себе разбил! 3. С бархана на бархан Идет-бредет варан. |
4. Ящерка на ялике Яблоки на ярмарку В ящике везла И на пристани сошла. (Раз-два-три, тоже выходи!) 5. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Оказалась впереди! Кто не верит – выходи! |
ПОСЛОВИЦЫ
1. Неудачника и на верблюде собака укусит!
2. Собака лает, а караван идет.
ФИЗПАУЗЫ-МИНУТКИ
1. По пустыне идут За верблюдом верблюд, – От зари до зари Груз тяжелый несут, За верблюдом верблюд, За верблюдом верблюд… |
2. Идет с бархана на бархан, День за днем, День за днем караван. 3. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет? Раз-два-три, ну-ка, помоги! |
ЗАГАДКИ
1. Над поселеньем навис курган –
Смертельно опасный песчаный… (бархан).
2. И с динозавром сильно схож, И на дракона он похож. Бежит с бархана на бархан Кровожадный зверь… (варан). 3. Воздух от жары дрожит, Пот струится и бежит, Пить хочу до боли аж! И мне мерещится… (мираж). 4. За ящеркой охотится И ест мышей, как водится Ушастая пустынная лисичка – Нашей огневки родная сестричка! (Фенек.) 5. Бредет по бархану, не ведая страха! Ни змеи, ни зной не страшат... (черепаху). 6. Стремительный, быстрый как молния он – Мелькнул по песку и пропал наш... (геккон). 7. От змеи стремглав умчалась И под кочку закопалась Длиннохвостая беглянка, Мышь пустынная ... (песчанка). 8. Каждый год по весне зеленеет аул, Распустился в песках стойкий куст ... (саксаул). 9. Зверька погибшего заметит сверху вмиг Огромный стервятник по имени... (гриф). 10. В норку к жабе он пробрался, К ней, холодной, он прижался! Охраняет норку он – Гроза пустыни… (скорпион). 11. Ловкая и быстрая, Мелькнет в песке, пятнистая, Скользкая, как змейка, – Поймать ее сумей-ка! (Круглоголовка.) 12. Маленькая, легонькая, А за хвостик не поднять! (Ящерица.) |
13. Скользит в песке, Такая быстрая, Коварная и серебристая, Притом – такая злюка! Зовут ее… (гадюка). 14. Нет у зверя Ни в чем недостатка – Внешность гиены, Лисья повадка, Заячья смелость, Волчий оскал! Что ж еще Плачет о чем-то… (шакал). 15. Сел Егор между гор, Говорит: «А ну-ка, горы! Отвезите меня в город!» (Верблюд.) 16. Ушаст, невелик, Но ужасный чудак – Упрям, так что с места Не стронешь никак! Узнали? Конечно же, Это… (ишак). 17. Чтобы от врагов укрыться, Перед добычей затаиться, Часто цвет меняет он – Его зовут… (хамелеон). 18. Хвостатый попрыгунчик, Но он не кенгуру! Ушастый поскакайка, А ведь совсем не зайка! (Тушканчик.) 19. Африканская кошка пустыни Не боится жары И не знает унынья! (Сервал.) |
ВИКТОРИНА-ТЕСТ
(зачеркни
неверный ответ)
1. Назови пустынных антилоп. (Орикс, аддакс, доркас в Африке, в Азии – джейран, сайгак.)
2. Назови пустынных ящериц. (Круглоголовка, варан, геккон, хамелеон, игуана.)
3. Назови пустынных птиц. (Гриф, зуек, воробей, сова, цапля.)
4. Назови пустынные растения (Саксаул, верблюжья колючка, кактусы, лебеда, вельвичия.)
5. Назови пустынных змей. (Гюрза, гадюка, эфа, кобра, уж.)
6. Назови пустынную лису. (Фенек, песец.)
7. Назови пустынных насекомых. (Жуки, муравьи, комары, бабочки.)
8. Чем опасны барханы? (Подвижны и могут засыпать поселенье.)
9. Каких верблюдов ты знаешь? (В Азии – двугорбый верблюд бактриан, в Африке – одногорбый дромадер, в Америке викунья, лама, альпака, тапир.)
10. Что такое оазис? (Богатый зеленью участок пустыни возле источника. Вид пальмы.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
Хронометрированный план-конспект соревнования.
Карточки-бейджики с изображением пустынных животных.
Карточки с заданиями.
Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши для судей.
Плакаты, таблицы по теме.
Гирлянды для украшения кабинета.
Листки бумаги и карандаши для ответов.
Подготовленные домашние задания команд.
Поощрительные и утешительные призы всем участникам соревнования (и судьям в том числе).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.