В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка КВН: «Обитатели Северной Америки»
ВВЕДЕНИЕ
Американский континент – единственный на Земле, протянувшийся от
Северного полярного круга почти до Южного полюса. Изза таких громадных
размеров фауна Америки очень разнообразна. Есть такие экзотические
животные, как муравьед, броненосец, ленивец, енот, бизон, шиншилла, лама,
капибара, мара; но самым удивительным и необычным, пожалуй, является
исключительно американский зверь скунс – вонючка.
Он живет от Южной Канады до Северной Мексики в лесах различного типа,
прериях и даже пустынных районах. Это небольшое животное с очень густой,
лохматой грубой шерстью темнобурого или черного цвета с широкими белыми
полосами или пятнами. (Существует две разновидности: скунс пятнистый и
скунс полосатый.)
Выглядит этот зверек с задорно торчащим хвостом
удивительно
беззащитным: нет у него ни рогов, ни клыков; не умеет он быстро бегать или
карабкаться по деревьям. Однако в природе у него практически нет врагов –
даже медведь уступает ему дорогу. Все дело в его необычном орудии защиты:
это струя пронзительно вонючей едкой жидкости, которая даже может вызвать
временную слепоту при прямом попадании в глаза. Все американские животные
об этом с детства хорошо знают и предпочитают обходить скунса – ведь запах
его ощутим за несколько километров!
Живет скунс в норах или дуплах поваленных деревьев и ведет ночной образ
жизни. Питается плодами и орехами, травой и листьями, яйцами и птенцами,
ящерицами и лягушками, а также насекомыми, червями. Активно уничтожает
саранчу. С наступлением холодов скунс впадает в зимнюю спячку, в теплом же
климате этого не происходит.
Были попытки акклиматизировать скунса изза его теплого меха на других
континентах, например, несколько десятков зверьков выпустили в заповедниках
Кавказа. Это закончилось трагически. Незнакомый никому из местных
животных, зверек нередко становился добычей хищников. Но для них это
заканчивалось мучительной гибелью: очень сильный и стойкий запах скунса у
них полностью отбивал нюх, и животные, не способные выслеживать добычу,
медленно погибали от голода.Не менее оригинальным является и другое, исключительно американское
животное: броненосец. Броненосцев, или, как их еще именуют в Америке,
армадилло («латник в доспехах»), называют еще и «карманными динозаврами».
Это название оправдано не только внешним видом, но и тем, что броненосцы
действительно очень древние животные. И дожить до наших дней им,
безусловно, помогла та самая «броня», а вернее, панцирь, защищающий их кожу.
Сейчас существует около двадцати видов броненосцев. Для всех них
характерны, кроме панциря, еще и огромные мощные когти, которыми они без
труда взламывают твердые, как камень, термитники, раздирают кору деревьев.
Уходя от преследования, броненосцы стремительно – в считанные секунды! –
зарываются в землю, и при попытке извлечь их упираются в стенки когтями,
делая это извлечение невозможным.
Если внезапно испугать этого зверя, он ведет себя совершенно необычно:
подпрыгивает вертикально вверх! Такое поведение ведет их к гибели при
попытке пересечь автостраду…
Панцирь броненосца напоминает латы, которые, в отличие от черепахи,
отдельными пластинами покрывают спину, бока, лапы, голову спереди и хвост
сверху, а на животе у броненосцев растут лишь редкие грубые волосы. Панцирь у
броненосцев легкий и гибкий, он хорошо сгибается, не мешая животному
довольно быстро двигаться.
Обычно броненосцы ведут ночной образ жизни: днем они дремлют в своих
норах, а в сумерки выбираются на поверхность и разрывают муравейники,
собирая муравьев липким языком. Едят броненосцы и других насекомых, а
также различные ягоды и коренья, улиток, червей и даже змей.
Для ученых эти животные представляют большой интерес тем, что
рождаются всегда однополыми близнецами, и число их всегда равняется
четырем, редко – восьми, но бывает, что и двенадцати! Это редчайшее свойство
дает генетикам и психологам возможность наблюдать за развитием идентичных
близнецов в разных условиях, что, несомненно, очень важно для науки!
ПЛАН СЦЕНАРИЯ
Вступление ведущего (5 мин).
1. Конкурс капитанов (обмен загадками, вопросами) (5 мин).
2. Конкурсразминка: считалки и скороговорки (10 мин).
3. Конкурс домашних заданий (рефератов, плакатов и т. п.) (5 мин).
4. Конкурс загадок (15 мин).5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (5 мин).
7. Экоигра «Снежный ком» (10 мин).
8. Викторина (10 мин).
9. Концерт (10 мин).
10. Подведение итогов, вручение призов (10 мин).
Итого: 90 мин.
ПРИМЕЧАНИЯ
Не следует затягивать игру более 1,5 часов, поэтому нужно выбрать заранее
из сценария подходящие конкурсы и загадки (не более 6 загадок). Наличие
болельщиков резко ухудшит дисциплину и следует, во избежание этого,
задействовать в соревновании всех присутствующих детей. (Описание экоигр см.
в методической разработке «Экоигротека».)При небольшом количестве детей
жюри может заменить сам педагог, сразу же после ответа вручая талоны или
фантики по числу заработанных очков. Лучший способ добиться тишины –
снимать очки за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного сценария.
2. Выдача домашнего задания.
3. Готовим бейджики с изображением животных.
4. Назначаем ответственных за оформление кабинета.
5. Мастерим флажки, гирлянды.
Проведение игры.
1. Вступление.
2. Конкурс капитанов.
3. Разминка.
4. Конкурс домашних заданий.
5. Конкурс загадок.
6. Физпаузаминутка.
7. Конкурс эрудитов.
8. Экоигра.
9. Викторина.
10. Концерт.
КАРТОЧКА СУДЬИОчки команды 1
Очки команды 2
Наименование конкурса
№
п/п
1 Конкурс капитанов
2 Конкурс скороговорок
3 Конкурс домашних заданий
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов
7 Экоигра
8 Викторина
9 Концерт
ИТОГИ
Лучшая команда
Лучший игрок
ВИКТОРИНА
1. Что влияет на климат? (Океан, течения, ветры, горы, вулканы.)
2. Что влияет на состав фауны? (Перешейки с Южной Америкой и Азией.)
3. Горные массивы Северной Америки. (Скалистые горы.)
4. Название пустыни. (Сонора.)
5. Название североамериканской степи. (Прерия.)
6. Название американского природного парка. (Йеллоунстоун, Гранд
каньон, Секвойя.)
7. Название североамериканского водопада. (Ниагара.)
8. Природные зоны Северной Америки. (Тундра, прерия, пустыня, болота,
горы.)
9. Назови североамериканское крупное дерево. (Секвойя.)
10. Назови североамериканских медведей. (Белый медведь и гризли.)
11. Назови североамериканских копытных. (Вапити, карибу, лось.)
12. Назови североамериканских диких кошек. (Пума и рысь.)
13. Назови североамериканских хищников. (Лиса, пума, койот.)
14. Кто такие луговые собачки? (Разновидность сурков.)
15. Что такое Большой каньон? (Русло реки Колорадо.)
16. Птица – символ США. (Белоголовый орлан.)17. Самое упоминаемое американское животное. (Скунс.)
18. Бронированный зверь. (Броненосец.)
19. Американский крокодил. (Кайман.)
20. Североамериканские растения. (Кактусы.)
21. Американские звериэмигранты в Европе. (Енот, ондатра и норка.)
22. Американский крупный речной грызун. (Бобр.)
23. Самые крупные американские копытные. (Лось и бизон.)
24. Крупная горная птицападальщик. (Кондор.)
25. Как спасаются животные от мороза? (Запасами или спячкой.)
ЗАГАДКИ
1. Зверь полосками покрыт,
За себя он постоит!
Запах плох, зато не трус!
Ну, конечно, это – … (скунс).
2. Так как это жвачное
Грубое и мрачное,
Никакого нет резона
У себя держать... (бизона).
3. Хоть мороз вокруг и стужа,
А ему купаться нужно:
Ловко плавает, ныряет
И тюленей добывает!
(Белый медведь.)
4. Стройный и быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день,
Зовется… (вапити).
5. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
Кто в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка.)
6. Грозный и мохнатый по лесу идет,
Любит он малину, и грибы, и мед.
(Гризли.)
7. В прерии вечером слышится вой,
Страшно зверюшке остаться одной.
11. Рыцарем тот зверь слывет,
Он в Америке живет
Весь в броне, как черепаха, –
Потому не знает страха!
(Броненосец.)
12. Не шипит он и не лает, –
Погремушкой всех пугает,
О себе предупреждает!
(Гремучник.)
13. Самый крупный зверь на свете:
Кто такой, скажите, дети? (Кит.)
14. Круглое растение в шипах –
На всех оно наводит страх.
(Кактус.)
15. Что это за мордочка
Плавает, как лодочка?
Кто там вертит головой
В темной шубке меховой? (Выдра.)
16. Уходи скорей с дороги:
Зверь – гигант ветвисторогий!
(Лось.)
17. Плывет по Миссури бревно,
Весьма опасное оно,
Потому что у бревна
И лапы есть, и пасть видна!
(Кайман.)Вой тот надсадный за душу берет.
Кто ж это воет? То воет… (койот).
8. В лесу у пня суета, беготня, –
Народ рабочий весь день хлопочет!
(Муравьи.)
9. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Вапити.)
10. Эти речные жители –
Отличные строители!
У них работа спорится –
В реке плотина строится! (Бобры.)
18. Она американская сестрица
Грозной африканской львицы.
(Пума.)
19. Эти речные жители –
Прекрасные строители,
Они живут большой семьей
В домах на речке под водой.
(Бобры.)
20. После долгих зимних стуж
Из укрытья выполз… (уж).
21. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
К нам в сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса.)
22. Горная хищница, крупная, смелая,
Она охотница умелая! (Пума.)
23. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кистирожки,
С виду кроток, но не верь –
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь.)
24. Зверь такой на свете есть:
Он немытого не ест!
Все в ручье ополоснет
Полосатый зверь… (енот).
25. Зверь огромный, белоснежный,
Бродит по краям безбрежным,
Где мороз, и снег, и лед,
И пурга след заметет.
(Белый медведь.)
26. Покоролевски называется
И в дальний путь она пускается,
Хотя лишь бабочкой
Она является. (Монарх.)
27. Хоть на собак мы совсем не похожи,
Но почему так называют нас все же?
(Луговые собачки, или сурки.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.
2. Карточки с заданиями, скороговорками.
3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
4. Плакаты, таблицы, глобус.5. Листки бумаги и карандаши для ответов.
6. Домашние задания (рефераты, плакаты).
7. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.