В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Методическая разработка КВН: «Степные обитатели»
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов.
Анализ на следующем занятии.
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного планасценария.
2. Выдача домашнего задания командам.
3. Изготовление бейджиков с изображением животных.
4. Изготовление украшений для кабинета.
5. Назначение ответственных оформителей.
Проведение игры (план).
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (по бейджикам; загадки).
2. Конкурсразминка: скороговорки, пословицы.
3. Конкурс домашних заданий (экоплакатов).
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.
6. Конкурс эрудитов.
7. Викторина.
8. Конкурсконцерт.
9. Подведение итогов.
10. Вручение призов.
Демонтаж украшений кабинета.
КАРТОЧКА СУДЬИ
№
п/п
1 Конкурс капитанов:
Наименование конкурса
– загадки;
Очки команды 1
Очки команды 2№
п/п
Наименование конкурса
Очки команды 1
Очки команды 2
– бейджики
2 Разминка:
– скороговорки;
– пословицы
3 Домашнее задание: экоплакат
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов
7 Викторина
8 Конкурсконцерт
9 Штрафные очки
ИТОГИ
Командапобедитель
Лучший капитан
Лучший игрок
КВН «Степные обитатели»
Организационная форма: итоговая диагностика знаний по комплексной
теме «Степные обитатели» в виде командного конкурсного соревнования между
двумя звеньями.
Цель занятия: выяснение степени усвоения материала и пробелов в
знаниях по теме.
Задачи:
Обучающие:
– самоконтроль знаний, полученных на предыдущих занятиях;
– получение дополнительной информации по теме в виде дополнений и
комментариев педагога, ответов товарищей.
Воспитательные:
– прививать толерантность и доброжелательность;
– умение работать в команде – «мозговым штурмом» решать проблему;
– повысить мотивацию занимательной формой занятия.
Развивающие:– коммуникабельность;
– активность;
– находчивость в нестандартной ситуации.
План занятия:
1. Подготовительный этап (разработка плана и методического обеспечения).
2. Ход занятия:
– организационный момент (5 мин);
– вступление педагога (5 мин);
– конкурсное соревнование команд (70 мин);
3. Подведение итогов, вручение призов (10 мин).
И т о г о : 90 мин.
Х о д з а н я т и я
1. Организационный момент:
– выясняем отсутствующих и заполняем классный журнал;
– рассаживаем детей по двум рядам;
– с помощью детей развешиваем таблицы и элементы оформления класса.
2. Вступление педагога.
Ровная, высушенная суховеями и солнцем, нещадно битая лютыми морозами,
заволжская степь никогда не была безжизненной. Седая от полыни, на первый
взгляд тоскливая, она и в зной, и в трескучие морозы жила посвоему
многообразной жизнью.
Особенно хороша степь весной: полынный, горьковатотерпкий аромат,
настоянный на ярких цветах и звонких песнях жаворонка, стрекоте кузнечиков и
волнах седого ковыля, он отдает землей и солнцем.
Но не только красотой трав и бескрайних просторов хороша степь!
Очень важное значение имеет она для хозяйственной деятельности человека!
И это – первый вопрос к командам: в чем оно заключается? (В хлебопашестве.)
Второй вопрос: в чем самая главная опасность от безмерного, бездумного
хозяйствования? Что оно может повлечь за собой? (Опустынивание.)
3. Конкурсное соревнование команд.
Конкурс капитанов: капитаны описывают внешний вид и образ жизни
животных, изображенных на их бейджиках (например, дроф и сусликов).
Разминка: считалки и скороговорки о степных обитателях.1. Мышонку шепчет мышь:
Ты что не спишь, шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише!
2. Над землей орел парит,
Суслик суслику свистит:
В норку прячься поскорей!
Спрячься сам и спрячь детей!
Конкурс эрудитов.
1. Назови степных хищников.
2. Назови степных птиц.
3. Собери букет из степных трав.
Конкурс физпауз.
1. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Надо прыгать высоко,
И бесшумно, и легко!
А теперь покушаем,
Тишину послушаем: тррр…
1. Назови степных грызунов.
2. Назови степных насекомых.
3. Собери букет из степных
первоцветов.
2. Чокчок, червячок,
В чистом поле жил сверчок!
Прыгскок! Прыгскок!
Ночью прыгал, пел и ел,
Днем под камушком сидел!
Прыгскок! Прыгскок!
Конкурс «Объясни пословицу».
1. Жизнь прожить – не поле перейти.
2. В чистом поле теснота: варил кашупролил!
Подвижная игра «Вертись, Антошка, на одной ножке!» (экожмурки):
ведущий с завязанными глазами узнает товарища по звукоподражанию
животному бейджика (волку, суслику, лисе, вороне, кузнечику). Затем кратко
описывает образ жизни животного.
Конкурсконцерт: экологические стихи.
1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не станет красоты!
Викторина.
2. Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься!
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!1. Что такое степь? (Огромное безлесое пространство.)
2. Борьба с оврагами. (Озеленение.)
3. Степные первоцветы. (Тюльпаны, брандушка, мак, пион, рябчик,
прострел.)
4. Степные грызуны. (Суслик, полевка, сурок, хомяк, тушканчик.)
5. Степные хищники. (Волк, корсак, хорьперевязка, каракал.)
6. Степные насекомые. (Кузнечик, богомол, жужелица, красотел, сколия,
шмель, дыбка.)
7. Степные змеи. (Гадюка, полоз.)
8. Опасные степные пауки. (Тарантул и каракурт.)
9. Степные травы. (Полынь, ковыль, шалфей, чабрец, пижма, донник,
злаки и др.)
10. Степные птицы. (Орел, ласточка, жаворонок, дрофа, перепелка,
журавль, щурка.)
11. Степные ящерицы. (Прыткая и ящурка.)
12. Самая звонкая птица. (Жаворонок.)
13. Самая крупная птица. (Дрофа и журавль.)
14. Степная лиса. (Корсак.)
15. Степная рысь. (Каракал.)
16. Степной хвойник. (Можжевельник казацкий.)
17. Самая горькая трава. (Полынь.)
18. Колониальный грызун. (Суслик.)
19. Самый крупный грызун. (Сурок.)
20. Отличие степного ежа. (Он мельче, и он ушастый.)
21. Степные овощи. (Бахчевые: тыква, дыня, арбуз.)
22. Степные деревья. (Лох, груша, тополь, вяз.)
23. Преимущества степи. (Простор для посева и относительно гладкая
полевая дорога.)
24. Недостатки степи. (Ветерсуховей, мороз, малоснежные зимы.)
25. Во что может превратиться степь? (В пустыню.)
Конкурс загадок о степных обитателях.
СТЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Проворный злой зверек
У нас в степи живет,
На мордочке – повязка!
Не стрекоза, не птица
По вечерам летает
И мошек поедает! (Вечерница.)Зовут… (хорь перевязка).
Ни пешком, ни верхом
Не догонишь ее ты никак, –
Она – как ветер быстрая, –
Антилопа степная… (сайгак).
Эта змея – неядовитая,
Но стала редкою –
Пойди найдика! (Полоз.)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка!
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк.)
Спит всю зиму безмятежно,
А растает полог снежный, –
Ест и ест – на зиму впрок
Запасает жир... (сурок).
Маленькая, легонькая,
А за хвостик не поднять! (Ящерица.)
Над землей орел парит,
Мелкий зверь друзьям свистит:
Прячьтесь в норки поскорей!
Прячьте в них своих детей! (Суслик.)
Как на гору – так прыжком,
А как с горки – кувырком! (Заяц.)
Серый зверек по ночам лишь летает,
Бесшумным полетом
Прохожих пугает! (Ночница.)
Что за звери в поле рыщут,
По ночам добычу ищут? (Волки.)
Он – пустынный житель,
Мелкий хвостатый грызун,
Отличный прыгун и скакун!
(Тушканчик.)
Живет она в песках, –
Ящерица ловкая!
На жучков наводит страх!
Зовут… (круглоголовкою).
Хвостатая, как мышь,
Грызун, но не тушканчик!
Живет среди песков,
Зовут зверька… (песчанка).
Мохноногий
Хвостатый зверек,
Он – грызун
И отличный скакун,
Не лиса, не шакал, не хорек!
(Тушканчик.)
От орлиного зоркого ока
Не укроешься в степи широкой!
Потому и лисичка степная
Одета скромней,
Чем лисичка лесная! (Корсак.)
Скользит в траве, такая быстрая,
Коварная и серосеребристая.
Притом – такая злюка!
Зовут ее – … (гадюка).
Этот маленький зверек –
Кровожаден, как хорек!
Обжора он ужасный,
Зовут его ушастый... (еж).
СТЕПНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
Летучий кораблик
Кружит над цветами,
Он крыльями машет,
А не парусами! (Подалирий.)
В зеленых костюмах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах! (Кузнечики.)
Пролетает мотылек,
Голубым цветочкомПестрожелтый огонек!
Красивей парусника он
И зовется… (махаон).
На цветы он не садится,
Только в сумерках кружится,
Вот завис над табаком
И нектар пьет хоботком! (Бражник.)
Не оса, но может жалить,
Не пчела, но любит мед,
Он пушистый и крылатый,
В норке под землей живет! (Шмель.)
Степной обжора и прыгун,
Этот кузнечик
Зовется… (толстун).
Бьется о лампу на окне
И падает неловко
Знакомая тебе и мне,
Ночная серенькая… (совка).
Гудит и машет над цветами
Черносиними крылами.
Этот прилежный работник, –
Наш старый знакомый,
Зовут – пчела… (плотник).
Клопа поймал, жука нашел
И мелких гусениц извел
Удачливый охотник
Зеленый… (богомол).
Красивая, блестящая,
Жужжит, на месте кружится:
«Добычу упустила я!» –
Всем жалуется… (жужелица).
Муравьев я угощаю
Сладеньким сиропом,
А сама я поглощаю
Из растений соки!
Зеленая и крохотная я,
А называюсь просто… (тля).
На лесной полянке,
Крылышками машет,
Порхает… (голубянка).
Жук красивый,
Жук пахучий,
Сделал много добрых дел,
Перламутровоблестящий
Он зовется… (красотел).
Супероса ужасная,
Огромная, опасная!
Но в родимой степи
Не боюсь никого я!
Даже эту огромную… (сколию).
Эта бабочкакрасавица
Очень важная, солидная,
Даже имя вам понравится, –
Это имя всем завидное!
(Медведица госпожа.)
Степной кузнечик,
Изящный и прыткий,
Не просто кузнечик,
А – … (дыбка).
Долгоносик с хоботком
Называется как слон! (Слоник.)
Ржавокрасный кувыркун!
Называют – жук… (щелкун).
Бронзовозеленая красавица,
Она и также называется.
(Бронзовка.)
Как броня крепка моя
Гладкая рубашка!
Ты не тронь меня, клопа,
Я ведь – … (черепашка).
Как гусар наряден я
По весне на травке,
Не воюю я ни с кем,
Хоть зовусь… (солдатик).СТЕПНЫЕ ПТИЦЫ
Колокольчик в поднебесье
Зазвенел над полем: здесь я!
На вид неказист,
Зато голосист! (Жаворонок.)
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»,
Он – вредителям полей
Самый первый враг! (Грач.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Серенькая птичка
Ножки имеет,
А ходить не умеет:
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок! (Воробей.)
По тропинке скачет птичка,
Скачет птичканевеличка.
Птичка хвостиком потряхивает,
В землю клювиком заглядывает.
(Трясогузка.)
Разноцветна птица эта,
В яркой шапочке надетой,
Эта птица – осоед,
Ос и пчел ест на обед! (Щурка.)
«Спать пора, спать пора!»
Птичка кличет до утра. (Перепелка.)
Длинноногий длинноносый
Долгошеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту! (Журавль.)
Как маленький страус,
Крупная птица
В заволжской степи
Ходитбродит, таится. (Дрофа.)
У нее глаза большие,
Хищный клюв –
Большим крючком.
По ночам она летает,
А потом в дупле спит днем.
(Сова.)
На скале он строит дом,
Жить не страшно ему в нем:
Хоть опасна высота,
Но какая красота! (Орел.)
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей:
Целый день по полю вскачь!
А зовется птица… (грач).
Охотница за осами
Птица золотистая,
В изумрудной шапочке,
Зоркая и быстрая! (Щурка.)
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Нахальная персона!
Зовут ее… (ворона).
Белые щечки,
Желтая грудка,
Синенький галстук у ней!
Вредных личинок
Она уничтожит
И сохранит урожай для людей!
(Синица.)
В серой шубке перьевой
И в морозы он – герой!
Скачет, на лету резвится!
Не орел, но все же птица.
(Воробей.)
Этот орел охотится на змей –
Не страшен ему яд!
За это прозван у людейКто сидит на проводах,
На пчел, на ос наводит трах?
(Щурка.)
Он также – … (змееяд).
СТЕПНОЕ РАЗНОТРАВЬЕ
Огромные листья,
Растение видное,
Плоды, как репьи,
А названье обидное! (Лопух.)
Как будто степь припорошила пыль,
Колышется седой… (ковыль).
Опасная для урожая,
Плетется травка полевая.
Избавься от нее, подика!
Трава зовется… (повилика).
Должно быть, лебеди едят,
Траву, что так назвали,
Куда бы ты ни бросил взгляд, –
Увидишь под ногами! (Лебеда.)
Эта ромашка подолгу не вянет,
Такую ромашку
Прозвали… (нивяник).
Где очень сухо, даже
Где не растет полынь,
Румяными куртинками
Цветет кусточком… (цмин).
Пышная кисть –
Словно хвост у лисицы!
Этот сорняк называют… (щирица).
Он пастухам совсем не друг –
Погубит пастбище и луг!
Как он зовется, угадай,
Он – с млечным соком… (молочай).
Огородник! Прополкой займись!
Не зевай, поливай, не ленись!
А то заполнит огород
Колючий злой сорняк… (осот).
С белодымчатым цветком
Красавица она!
Но очень ядовита.
Зовется… (белена).
Эти белые цветы
Можешь как мыло
Использовать ты! (Мыльнянка.)
Этот цветочек луговой
Высокий, яркоголубой,
И вы везде его найдете,
А по утрам с ним
Кофе пьете! (Цикорий.)
Много в грядку
Ты не лей –
Разрастется в ней… (пырей).
Как у мимозы –
Желтые цветки,
Узорнокружевные листики.
Она – полыни близкая сестра,
Степная крупная трава.
(Пижма.)
На пустыре трава растет
Упрямо и настырно,
В болезни помощь подает,
Зовут траву… (пустырник).
Он славен семенами,
Он славен и цветами,
Лекарством он является,
В печенье добавляется! (Мак.)
Не боится пешеходов
Эта травкамолодец,
Как газончик возле входа!
Называется… (горец).Плетистая травка
Проста и вкусна,
Как сахар сладка,
Как лекарство нужна! (Cолодка.)
Степное лакомство овец,
Ползучая травка зовется… (чабрец).
Колоском сиреневым
Цветет он без затей
Целебный и душистый
Степной цветок… (шалфей).
В мае медом пахнет с Дона, –
То расцвел душистый… (донник).
На лугу, среди букашек,
Поднялся переполох:
Оттеснил семью ромашек
Великан… (чертополох)!
Кто ни прикасается,
За того цепляется!
Привязчивый и колкий, –
Кругом торчат иголки!
(Репейник.)
Высокий куст, могучий
Придаст вам девять сил, –
Растет над речной кручей
Красавец… (девясил).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Стикерыбейджики.
2. Билеты с вопросами, скороговорками.
3. Фотоиллюстрации.
4. Карточки судьи, карандаши, бумага.
5. Планконспект соревнования.
6. Ручки, карандаши, бумага.
7. Призы.