Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»
Оценка 4.8

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство +1
Взрослым
24.04.2019
Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»
Методическая разработка составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся. В методическое пособие вошли определения исследовательской деятельности, особенности учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся, этапы исследования. Рассмотрены вопросы о роли педагога в исследовательской деятельности, психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей обучающихся. Разработаны памятки для учащихся начальных классов, памятка для родителей, памятка для публичной защиты.
методическая разработка.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Илекского района Оренбургской области с. Илек Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов» Илек, 2014 Аннотация   Методическая   разработка   составлено   с   целью   оказания   методической   помощи педагогам   в   организации   учебно­исследовательской   и   научно­исследовательской деятельности обучающихся. В   методическое   пособие   вошли   определения   исследовательской   деятельности, особенности   учебно­исследовательской   и   научно­исследовательской   деятельности обучающихся,   этапы   исследования.   Рассмотрены   вопросы   о   роли   педагога   в исследовательской   деятельности,   психолого­педагогические   аспекты   развития исследовательских способностей обучающихся. Практическое пособие включает тесты на выявление умения выводить следствия, умение   находить   проблему,   умение   представлять   последствия   событий.   Перечислены условия, способствующие формированию исследовательских умений.  Разработаны   памятки   для   учащихся   начальных   классов,   памятка   для   родителей, памятка для публичной защиты. К   пособию   прилагается   пособие   для   детей   и   взрослых,   в   котором   даны   уроки изготовления игрушек. Пособие адресовано учителям начальных классов, студентам для подготовки к  урочной и внеурочной развивающей деятельности. 2 Содержание 1.Ведение ………………………………………………………………………………………..1 2.Диагностика уровня развития исследовательских навыков ………………………………4 3.Диагностика   способности   ребёнка   к   творчеству   и   изобретательству»   (тест «Изобретатель» по Л.Ю.Субботиной)…………………………………………………………6 4. Условия, способствующие формированию исследовательских умений ………………   8 5. Упражнения над формированием умений: а) видеть проблему ……………………………………………………………………… 11 б) выдвигать гипотезу ……………………………………………………………………13 в) упражнения на обстоятельства ………………………………………………………..14 г) умение задавать вопросы …………………………………………………………….. 16 д) давать определения понятиям ………………………………………………………   17 е) учимся классифицировать …………………………………………………………… 19 ж) эксперимент …………………………………………………………………………… 20 з) учимся делать выводы и умозаключения …………………………………………… 21 и) учимся наблюдать, анализировать …………………………………………………    22 к) учимся представлять результаты работы …………………………………………… 22 Приложение 1 …………………………………………………………………………………  26 Приложение 2 …………………………………………………………………………………  29 Приложение 3 …………………………………………………………………………………. 33 3 Введение Для обучающихся    начальной   школы   свойственны   любознательность, желание узнавать   новое   о   мире, жажда   активной деятельности, как говорил К.Д. Ушинский: «Ребенок   требует   деятельности   беспрестанно,   а   утомляется   не   деятельностью,   а   ее однообразием». Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. По   требованию   ФГОС   нового   поколения   на   уроках   сейчас   основное   внимание уделяется   развитию   видов   деятельности   ребенка,   выполнению   различных   проектных, исследовательских работ.  В связи с этим новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик   начальных   классов   должен   черпать   знания   не   только   из   общеобразовательных предметов,   но   и   из   произведений   искусства,   духовной   культуры   и   фольклора   России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. Сейчас становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска   требуется   не   только   тем,   чья   жизнь   уже   связана   или   будет   связана   с   научной работой, ­ они необходимы каждому человеку. Я   работаю   по   комплекту   «Школа   России».   Авторы   комплекта   УМК   «Школа России» важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. В   нашей   школе   исследовательская   деятельность   младших   школьников осуществляется в направлениях: • • • обучающихся начальной школы).  в рамках урока; во внеурочной деятельности  (кружок «Я ­ исследователь»); во   внеклассной   работе   (организация   работы   исследовательского   общества Если   сравнивать   проектный   и   исследовательский   методы,   то   можно   выделить следующие моменты. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.  Исследовательский метод Проектный метод Процесс создания какого­либо заранее  запланированного объекта. Решение определённой, ясно осознаваемой  Процесс поиска неизвестного, новых знаний. Бескорыстный поиск истины. 4 задачи. Если есть различия в самих методах, то они существуют и в этапах. Рассмотрим этапы данных методов: Проект 1. Выбор темы проекта. 2. Постановка целей и задач. 3. Планирование проектной деятельности. 4. Реализация проекта. 5. Оценка и самооценка проекта. 6. Презентация. Исследование 1. Выбор темы исследования. 2. Постановка целей и задач. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Организация исследования: ­ исследования гипотезы путём  наблюдения, эксперимента,  теоретического анализа; ­ разрешение вопросов и проверка. 5. Фиксирование результатов исследования  в форме записи, рисунка, коллекции. • • • • • • • • • • • Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: видеть проблему; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов, оформлять работу; выступать, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, свой проект. Перед   использованием   метода   исследования,   учащимся     предлагается   анкета   с целью установления их исследовательских интересов. Диагностику уровня развития исследовательских навыков На   первоначальном   этапе   для     выявления   уровня   развития   исследовательских навыков   у   детей   можно   провести   «Диагностику   уровня   развития   исследовательских навыков».  С этой целью был проведён разработанный тест, который включает 3 субтеста: 1 – позволяет выявить умение выводить следствия, 2 – умение находить проблему, 3 – умение представлять последствия событий.  Инструкция №1: Дай как можно более полные и оригинальные ответы: 1.«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?» 2. «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?» 3.«Что произойдёт, если все  горы вдруг превратятся в сахарные?» 4.  «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?» 5. «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?» Поставь   необычную   проблему,   связывающую   два   указанных   понятия.   Например, Инструкция №2: пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?». Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа – пчела. Продолжи предложения: Инструкция №3: 5 В горах нельзя громко кричать потому, что… Птицы начали вить гнёзда потому, что… Ласточки начали летать низко над землёй потому, что… Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что… Птицы полетели на юг потому, что… Оценка:   каждый   удачный   ответ   оценивается   в   1   балл,   подсчитывается   сумма   баллов, переводится в проценты.(вопросов 15) Критериями результатов теста послужили:  ­ умение выводить следствия; ­ умение находить проблему; ­ умение представлять последствия событий; «Диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству»  (тест «Изобретатель» по Л.Ю.Субботиной). Эта  игра  наряду с фантазией   активизирует  мышление.  Она  охотно  выполняется детьми.  Ребёнку   предлагается   несколько   задач,   результатом которых   должно   явиться изобретение. На работу  даётся  15  минут. За  это  время  ребёнок  должен  нарисовать своё  изобретение  по  каждой  задаче.  Задачи:  1. Придумайте  несуществующий  прибор,  необходимый  в домашнем  хозяйстве. 2.Придумайте  несуществующее  животное и назовите  его  несуществующим именем. 3.  Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди  были счастливы. Следующим  шагом  данного  задания  является  зрительный  вариант  изобретения. Предлагается     2     загадочные     картинки.   Догадайтесь   и   дайте     как     можно     больше вариантов  отгадок. Чем  больше   вариантов  отгадок,  тем лучше. Затем   проводится  анкета  изобретателя. Анкета  изобретателя. Считаешь  ли ты  себя  эрудитом? Часто  ли тебе приходят  в  голову  новые  идеи? Тебе  не  нравится  монотонная  работа? Любишь  ли ты  решать  загадки и головоломки? Настойчив ли ты в достижении  цели? Ты  любишь  заниматься  чем­то одним?   Тебе приходят в голову  необычные  идеи? Можешь  ли ты  назвать  себя  изобретательным? Нравиться ли тебе  узнавать  что­то   новое? Ты  любишь  заранее  просматривать  новый учебник? Часто  ли  ты   можешь     решить    новую  задачу, с     которой  не   справились  твои 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. одноклассники? Если  вы  согласны  с   каким­то  утверждением  в  анкете, то  ставьте 1 балл, если не  согласны, то 0. Подсчитайте  общую  сумму  полученных  баллов. Условия, способствующие формированию исследовательских умений:  ­ целенаправленность, т.е. знания и умения формируются целенаправленно; ­  мотивированность.   Необходимо   на   занятии   помогать   учащимся   видеть   значимость каждого   умения,   смысл   их   творческой   деятельности,   видеть   в   этом   возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития; 6 ­   творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе; ­   психологический комфорт. Это означает: поощрять творческие проявления учащихся, не подавлять желания, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их, дать возможность   ощутить   свои   силы,   поверить   себя,   не   бояться   допустить   ошибку, воздерживаться от негативных оценок; ­  личность   педагога.   Для   развития   творческих   способностей,   к   которым   относятся   и исследовательские,   нужен   творчески   работающий   учитель,   обладающий   определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.  ­  учёт возрастных особенностей. Обучение должно вестись на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Хочу обратить внимание на то, что исследовательская деятельность предполагает не только совместную деятельность учителя и ученика, но и включенность в неё родителей. Поэтому  я организую встречу с родителями на родительском  собрании, где  разъясняю им суть   ученического   исследования   и   его   значимость   для   развития   личности   детей, рассказываю об основных этапах исследования. Делаю акцент на том, что такой вид работы не  только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. На собрании родителям  предлагаю рекомендации – памятки. С первых дней занятий рассматривали методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Я приготовила карточки с символическим изображением «методов исследования».   Подобрала   картинки   –   «темы»   будущих   исследований:   животные   – домашние   и   дикие,   растения,   игрушки,   вода.   Подобрала   художественную   литературу, энциклопедии. В беседе с детьми подвела к тому, что мы будем учёными. Дети выбирают тему с помощью считалки. Остальные карточки убираются. Задача детей – подготовить сообщение.   Как   это   можно   сделать?   Приходим   к   выводу,   что   сначала   надо   подумать. Отвечая на вопросы – выстраивается линия карточек. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. теперь, когда определили последовательность работы, дети собирают материал. Принципы   и   этапы   формирования   каждого   исследовательского   умения   требуют использования специальных игр, приёмов, дидактического сопровождения, позволяющих активизировать учебную деятельность ребёнка, помогающих осваивать первичные умения и навыки. Далее дети знакомятся с такими теоретическими понятиями, как: исследование, открытие, исследователь, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад.   Затем мы работали над формированием умений  видеть проблему. Для этого я использую  упражнения по методике Савенкова: 7 «Посмотрите на мир чужими глазами» (работа с неоконченным рассказом). Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.  Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...» Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например — представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу. А можно использовать рассказ  Николая  Носова «Мишкина  каша». Задание: «От чьего имени ведется рассказ? Автор рассказа и друг Мишки – один и тот же человек? А как бы эту историю рассказал Мишка?» Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» являются  упражнения  на  составление  рассказов  от  имени  самых  разных  людей,  живых существ и даже неживых объектов.  «Представь, что сказали бы про одно и то же разные по характеру персонажи: Волк и Красная Шапочка – про бабушку, Незнайка и Знайка – о воздушном шаре, Карлсон и фрекен Бок – про привидение, Мачеха и Принц – о Золушке…» или «Каким представляется человек, если посмотреть на него глазами кошки, собаки, лошади?». Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку». Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения. «…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды». «…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания». «…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо». «…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал». «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски»  «Сколько значений у предмета» и др. Вслед за выявлением проблемы, идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая   фаза   мыслительного   процесса   –   решение   проблемы.   Учимся  выдвигать гипотезу.   Приведем   несколько   упражнений,   позволяющих   тренировать   способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий: На улице стало холодно. Птицы улетели на юг. Миша и Сережа поссорились. Автомобиль стоит на обочине. Человек сердится. Назови 2—3 самые фантастические, самые неправдоподобные причины этих событий. 8 2. Усложним задание. Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (…почему течет ручей? …почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ начни со слов: Может быть… Предположим… Допустим… Возможно… Что, если... Упражнения на обстоятельства. 1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: кусок поролона; картонная коробка; игрушечный автомобиль; яблоко; тарелка; телевизор; стол; скрипка. Очень   полезно   в   плане   тренировки   умения   выдвигать   гипотезы   упражнение, предполагающее обратное действие. 2. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» 3.   В   сказке   «Золотая   рыбка»   исполнила   три   желания   одного   человека   —   Старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. 4. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. Важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы.   В   качестве   упражнения   для   тренировки   умения   задавать   вопросы   можно использовать задание: найди загаданное слово. Дети задают друг другу разные вопросы об одном   и   том   же   предмете,   начинающиеся   со   слов   «что»,   «как»,   «почему»,   «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?» Более   сложный   вариант.   Один   из   детей   загадывает   слово.   Держит   его   в   тайне, сообщая всем  только  первый звук (букву). Например,  что это «М». Участники  задают вопросы,   чтобы   отгадать   предмет.   (Это   то,   что   находится   в   доме?   Этот   предмет оранжевого цвета? Это животное? И т.д.) Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет».   Ограничение:   нельзя   задавать   вопросы,   рассчитанные   на   прямое   угадывание. Например, «Это мышь?» или «Это мост?». Игра «Угадай, о чём спросили».  Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек   с   вопросами.   Он,   не   читая   вопроса   вслух   и   не   показывая,   что   написано   на карточке, громко отвечает на него. Например: «Вы любите спорт?» ребёнок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.  Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть   ли   в   природе   живые   существа,   похожие   на   дракона?   Чем   питаются   в   космосе космонавты? Пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Игра «Вопросы машине времени». 9 Игра «Вопросы домашних животных». Учимся давать  определения понятиям  (Ребёнку предлагают предмет или слово и просят дать определение этому предмету). Например: «На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажи им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, колючий и т.д. (Например: яблоко – это фрукт, растущий на деревьях, он вкусный и сладкий, небольшого размера, похож на шар). «Ограничение понятия». Задание. Попробуй ограничить понятия: * населённый пункт (город) * столица (столица России) * автомобиль * здание * одежда «Обобщение понятия» Задание.  Попробуй обобщить понятия: * русская псовая борзая (русские борзые, охотничьи собаки, собаки, животные) * продолжительный осенний дождь; * большая игровая комната; * детская художественная литература. (русский язык) Определите общее понятие. ­ к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис; ­ скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей; ­ м.дведь, за.ц, л.сица, .безьяна, к.бан; ­ к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула. По данным определениям запишите понятия: ­ сосна – хвойное дерево с длинными иголками; ­……. – время года после осени; ­……. – дом для птиц на дереве; ­ ……. – человек, который учится в школе; ­ ……. – верхняя часть горы. «Выявление причин и следствий» Задание. Определи, что является причиной, а что – следствием: * смех, шутка; * мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи; * утро, солнце, пение птиц, радость; * снег, мороз, зима, вьюга, лёд; * жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди; * боль, падение, перелом ноги; * пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение. Важным   средством   развития   умений   давать   определения   понятиям   у   младших школьников являются  обычные  загадки,  сочинение загадок, кроссворды,  игра «трудные слова». Учимся   классифицировать  (Задание   «четвёртый   лишний»,   подобрать противоположные понятия к словам). «Четвертый лишний» Четыре   карточки   с   изображением   яблока,   груши,   банана,   помидора.   Если классифицировать по основному признаку – помидор. А можно по цвету, по форме и т.д. «Чем отличаются (похожи) эти предметы» 10 Задания на классификацию с явными ошибками и др. Эксперимент.  Любой   эксперимент   предполагает   проведение   каких­либо практических   действий   в   целях   проверки   и   сравнения.   Но   эксперименты   бывают   и мысленные, т.е. такие, которые можно делать только в уме. Мысленный эксперимент. Решить задачи: «Что случится, если известный двоечник станет учиться на одни пятёрки?» Что можно сделать из куска бумаги? На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему? Если бы озеро было столом, чем были бы лодки? Что будет, если люди научатся читать мысли других? Эксперименты с реальными объектами. «Определяем   плавучесть   предметов»   ­   десять   разных   предметов   (деревянный   брусок, чайная ложка, камешек, резиновый мячик ит.д. Выстроить гипотезу, какие предметы будут плавать,   а   какие   утонут.   Затем   эти   гипотезы   проверить.   Но   дети   не   всегда   могут предсказать   поведение   предметов   в   воде.   Например,   яблоко   и   пластилин   не   тонут, металлическая тарелка будет плавать, если её аккуратно опустить в воду. Затем продолжить эксперимент с плавающими предметами. Все ли они лёгкие? Все ли одинаково держатся на воде? И т.д.  Эксперимент «как вода исчезает» Эксперимент с магнитом и металлом. Эксперимент по смешиванию красок. Учимся делать выводы и умозаключения. Проверка правильности утверждений. •            Тополь имеет ствол и ветви.             Следовательно, тополь – дерево.  • компьютерные игры. Следовательно, Коля Иванов – ученик 1 класса. Все деревья имеют ствол и ветви.  Все   ученики   1   класса   играют   в   компьютерные   игры.   Коля   Иванов   играет   в «Скажи, на что похожи…» Сделайте выводы на основе имеющихся данных   и запишите их.     (русский язык) 1.     Я знаю, что все глаголы изменяются по временам.     Слово играть – глагол. Значит…..     В словах птицы, концы, ножницы, молодцы после ц пишется   буква ы. В каждом из слов цы находится на конце слова.         Делаю вывод…. 2. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному. «Приставки за­, на­, над­ всегда пишутся с гласной а.  В слове зашёл есть одна из этих приставок – за­. Поэтому….» Учимся наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Например:   Поставим   перед   детьми   какую­нибудь   из   любимых   вещей   (кукла, машинка).   Рассмотреть   внимательно   предмет,   затем   дети   закрывают   глаза,   убираем предмет  и   просим  детей  вспомнить   и  назвать  все   его  детали.  Затем  снова   показываем предмет и беседуем, что назвали, а что нет. «Кто пропал?», «Найди отличия», «Найди ошибки художника» и т.д. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное (умения работать с книгой или с текстом). 11 Учимся представлять результаты работы.  Варианты,   позволяющие   представить   результаты   исследования:   семинары, конференции, презентации,  выступления,  выставка достижений. О   выполненной   работе   надо   не   просто   рассказать,   ее,   как   и   всякое   настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной. Предлагаются варианты  выступления, а после выступления будет дискуссия, т.е. ребятам будут задавать вопросы по работе (Раздать памятки учителям). Очень важно на данном этапе развитие коммуникативных навыков (навыки общения, правильной формулировки собственных мыслей). В заключение работы необходимо провести повторную диагностику.    Таким образом, учащиеся  приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к   написанию исследовательских работ. Так в первом классе   учащимся   Лукьяновым   Владиславом   была   представлена   на   районный   конкурс исследовательских работ «Наука. Юность. Третье тысячелетие» работа на тему «Хобби наших учителей».  Он занял 2 место. А ученица 2 класса Кирлюк Полина с работой по теме « Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» заняла 1 место.  В  2013г.   –  Кирлюк   Полина  заняла   1   место  с   проектом   «Ленточные   фантазии   в украшениях   и   в   интерьере   дома»,   Ажикенова   Алия   –   2   место   с   проектом   «Такой обыкновенный, необыкновенный фантик..».    Проект   «Ленточные   фантазии   в   украшениях   и   в   интерьере   дома»   из индивидуального перерос в учебный проект.  С этим учебным проектом в 2013 – 2014 уч.г. мы   участвовали   в   областном   зональном   конкурсе   учебных   проектов   программы   Intel «Обучение для будущего» и победили в номинации «Лучший исследовательский проект». Сделаем   следующие   выводы   по   организации   исследовательской   деятельности учащихся: К положительным моментам можно отнести       общеучебные   умения   и   навыки,   формирующиеся   в   процессе   исследовательской деятельности. Это: рефлексивные умения;  поисковые   (исследовательские)   умения;   навыки   оценочной   самостоятельности; умения   и   навыки   работы   в   сотрудничестве;   коммуникативные   умения; презентационные умения и навыки.  Негативные стороны исследовательской технологии:  неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;  сложность   системы   оценивания   вклада   каждого   исполнителя;   риск   неудачного окончания   работы;   повышение   эмоциональной   нагрузки   и   на   учащихся,   и   на преподавателя;  невозможность   включить   значительное   число   учащихся   в   исследовательскую работу.        Занятие научно­исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.  Я считаю, если ученик, сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом,   можно   надеяться,   что   в   настоящей   взрослой   жизни   он   окажется   более приспособленным:   сумеет   планировать   собственную   деятельность,   ориентироваться   в различных ситуациях,  совместно работать с  различными людьми, т.е. адаптироваться  к современным условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. Важно   не   сужать   мировоззрение   учеников,   а   развивать   в   них   способность   активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. 12 Памятка для учащегося начальных классов.  Методы исследования. Приложение 1. Как выбрать методы? Ответь на вопросы:  • Благодаря каким своим умениям я провожу исследование?  • Какие инструменты я использую для исследования?  • Какие знания для исследования я получаю из литературных источников?  Методы исследования: – подумать самостоятельно; – посмотреть книги о том, что исследуешь; – спросить у других людей; – познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; – обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; 13 – понаблюдать; провести эксперимент. 1.Подумать самостоятельно.  С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: •  Что я знаю по теме исследования? •  Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования? Запиши все это здесь. 2. Прочитать книги о том, что исследуешь. Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно   прочитать.   Ведь   совсем   не   обязательно   открывать   то,   что   до   тебя   уже открыто. Начать   можно   со   справочников   и   энциклопедий.   Они   обычно   дают   точную   и краткую   информацию.   Если   этого   недостаточно,   надо   читать   книги   с   подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. 3. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1.     К   специалистам   мы   отнесем   всех,   кто   профессионально   занимается   тем,   что   ты исследуешь. 2.   Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей. 4. Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме. Научные, научно­популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. 5.   Найти   информацию   в   глобальных   компьютерных   сетях,   например,   в   сети Интернет. Ни один ученый не работает без компьютера — верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер. 6.  Понаблюдать. Интересный   и   доступный   способ   добычи   новых   знаний   —   наблюдение.   Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. 7.  Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimerrtum» (проба, опыт). Это самый   главный   метод   познания   в   большинстве   наук.   С   его   помощью   в   строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. Запиши план проведения своего эксперимента. Запиши   все,   что   ты   узнал   нового   из   фильмов   о   предмете   своего   исследования. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты. 14 Памятка для родителей Приложение 2. Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:  15  желание самого ребёнка;    благоприятная среда;  грамотный доброжелательный помощник­взрослый (воспитатель, родитель). Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! Выполнение   исследовательской   работы   предусматривает   несколько последовательных этапов:  1.Выбор темы исследования или проекта.  2.Выдвижение первоначальных идей. 3.Выбор лучшей идеи.  4.Планирование исследовательской или проектной деятельности. 5.Оценка и самооценка исследования или проекта.  6.Презентация проекта          Как работать с ребенком: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;  записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбцы или помочь ребенку зарисовать; помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор; от   родителя   может   потребоваться   помощь   в   правильной   формулировке   задачи проекта; помочь   спланировать   работу   с   учётом   занятости   ребёнка.   Потребуется   также помощь   в   корректировке   плана   проектной   работы,   определении   сроков   её выполнения с учётом особенностей личного расписания ребёнка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы; обсудить, что может  сделать сам ребёнок, без Вашей помощи; помочь   найти   возможные   выходы   по   каждой   задаче,   разбить   объём   работы   на небольшие части и определить срок выполнения каждой; помочь   ребёнку   в   передвижении   до   библиотеки,   музея,   выставок,   помочь сориентироваться   в   книжных   магазинах   при   поиске   источников   дополнительной информации по теме проекта или исследования. Источником информации могут быть   опрос,   наблюдение,   эксперимент,   интервью,   беседа,   а   так   же   книги, периодические издания, Интернет. по   результатам   выполнения   работы   готовится   публичная   презентация.   На   этом этапе   желательно   помочь   провести   последнюю   проверку   перед   презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребёнка перед выступлением. 1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, в стремлении решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. Правила для родителей 2. Присматривайтесь,  прислушивайтесь к   детям.  Постарайтесь  ответить  на все их вопросы.  3. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. 4. Меньше наставлений, прямых инструкций. 5. Поддерживайте инициативу. 6. Выделите  время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой. 7. Будьте терпеливы. 8. Постарайтесь поддержать, если что­то не получается. 16 9. Учите доводить дело до конца. 17 Публичная защита Приложение 2. ­ Добрый день! ­   Уважаемый   председатель   (ведущий)   конференции!   Уважаемые   члены   комиссии   и присутствующие! ­Меня зовут       ____________________________________     Я учащийся(­щаяся) _____класса,  гимназии ___(школы) №__города _____ ­   Цель   моего   выступления   –   дать   новую   информацию   по   теме   проведённого   мной исследования в области ______________________________________          ­Название темы  ___________________________________ ­ Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во­первых   __________________________________, во­вторых   __________________________________, в третьих    ___________________________________  ­ Цель моего исследования ­   _________________________ ­ ___________________________________________________     ­ В ходе исследования    _____________________________   ­   На   основании   проведённого   исследования   и   полученных   результатов   можно   сделать следующие выводы  __________________________________________________   ­   Считаю,   что   данная   тема   имеет   перспективы   развития   в   следующих   направлениях ____________________________ ­ Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению. Готов(а) выслушать Ваши вопросы и ответить.   методы   исследования   Основные решения задачи их   и       Дискуссия по теме выступления ­ Спасибо (благодарю) за вопрос а) мой ответ….; б)   у   меня,   к   сожалению,   нет   ответа,   т.к.   рассмотрение   данного   вопроса   мной   не проводилось; в) спасибо, Ваш вопрос мне понятен (интересен)…; г) простите, но я не понял вопроса. Повторите, пожалуйста. д) ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов(а) ответить; е) правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «______________?» ­   Благодарю   за   интерес   и   вопросы   по   теме   проведённого   мной   исследования.   Всего доброго. Внешний вид докладчика: одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения; причёска – аккуратная;   мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории;  Речь:  движения – свободные, уверенные, плавные; неагрессивные. громкость – доступная для восприятия слов отдалённым слушателям, но без крика и надрыва; произношение   слов   –   внятное,   чёткое,   уверенное,   с   правильным   литературным ударением;   18    темп   –   медленный   –   в   значимых   зонах   информации,   средний   –   в   основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации; интонация   –   дружественная,   спокойная,   убедительная,   выразительная,   без ироничных и оскорбительных оттенков; направленность речи – должна быть ориентирована в сторону аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика. Демонстрационный материал:     приборы, модели, конструкции и т.д.; слайды, кино­ и видеоролики, компьютерные презентации; плакаты, схемы, чертежи, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе; записи на доске. Готовится 7 – 10  минутное выступление по теме исследования. 19

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Методическая разработка «Методика организации исследовательской деятельности учащихся младших классов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019